От социальной активности к социальной ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От социальной активности к социальной ответственности



В развитии социальной ответственности бизнеса в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе в ХХ в. выделяют три этапа:

· первый (1960-е - середина 1970-х гг.) характеризовался расцветом традиционной филантропии или благотворительности. Помощь наиболее незащищенным категориям населения, учреждениям культуры выделялась в виде натуральных или денежных пожертвований на основе личных симпатий руководителя. Деловая и социальная активность были максимально разграничены;

· второй (середина 1970-х - начало 1980-х гг.) - становление стратегической филантропии, отличается готовностью получить оптимальную прибыль вместо максимальной и нацеленностью на решение социальной проблемы, а не борьбу с ее результатами. Бизнес демонстрирует желание увязать решение социальных проблем со стратегическими целями самой корпорации;

· третий (с конца 1980-х гг.) - развитие концепции социальных инвестиций. За счет совместной работы коммерческого, некоммерческого и государственного секторов решаются актуальные социально значимые проблемы местных сообществ. Учитываются интересы всех партнеров при главенстве бизнес-выгоды.

Но во многих случаях социальная активность бизнеса носит типичный ситуационный характер: в ней отсутствует системность и планирование. Благотворительные проекты возникают стихийно, как правило, не оцениваются, благотворители не имеют обратной связи с благополучателями. Основной мотивацией к участию в решении местных проблем остаются запросы местной администрации и отдельных некоммерческих организаций (НКО). Получателями благотворительных средств являются также государственные и муниципальные учреждения, которые расходуют эти ресурсы либо на свои программы, либо передают их своим клиентам как материальную помощь.

Так, например, новгородский бизнес все чаще задумывается о результатах своего участия в решении проблем местного сообщества. Среди респондентов – представителей местного бизнеса – 25% отметили, что социальная активность предприятия носит маркетинговую выгоду, а 52% указали на то, что социальная ответственность является частью бизнес-стратегий их компаний. Более 50% опрошенных бизнесменов считают, что социальная ответственность и участие в решении социальных проблем способствуют укреплению отношений с клиентами. Почти 55% уверены, что социальная активность ведет к улучшению взаимоотношений с органами власти и в дальнейшем может благотворно повлиять на развитие бизнеса. И более 80% уверены, что социальная вовлеченность в решение проблем местного сообщества способствует улучшению их репутации и имиджа в глазах общественности.

Большинство опрошенных бизнесменов признали, что социальная активность и благотворительная деятельность их компаний приносит больше пользы, чем приверженность принципу максимизации прибыли. Несмотря на снижение капитализации компаний и сокращение налоговых послаблений, ни один из опрошенных не считает, что следует сократить или свернуть благотворительную активность. Напротив, многие находят в реализации социальных программ новые технологии достижения конкурентных преимуществ (30,7%). Население Великого Новгорода также считает, что участие бизнеса в решении общественно значимых проблем скорее обязательное условие для завоевания местного рынка, чем правило хорошего тона (75,1%).

«Самым неожиданным результатом опроса населения оказалось то, что 72,5% респондентов возлагает ответственность на решение местных проблем на местный бизнес, а не на государство и местные органы власти (11,1%), как можно было бы предположить», - написал генеральный директор АНО «Северо-Западный Центр общественного развития» Роман Золин, анализируя результаты исследования.

Выжидательная и ситуативная позиция бизнеса в социальных вопросах может дорого стоить. Так, американский опыт показывает, что в некоторых случаях инициатором социальных программ выступает федеральная власть. В 1977 г. Конгресс США принял документ, по которому американским банкам предписывалось делать инвестиции в те территории, на которых они оперируют. Правительство поступило просто, выделив каждому банку «подшефную территорию» и прикрепив к местному правительственному агентству, наблюдающему за ходом программы «коммунального инвестирования».

Несколько лет назад в кулуарах Государственной Думы России уже ходил документ, напоминающий по своему смыслу американский, с той разницей, что российское правительство намеревалось установить процент «социального инвестирования» более жестко. Тогда документ не дошел до стадии первого чтения. Сегодня, в условиях провозглашенного курса на социально ориентированную экономику, никто не может гарантировать, что идея подобного стимулирования «социальной ответственности» бизнеса при жестком контроле со стороны государства не возникнет вновь.

 

Лекция 5.

Заинтересованные стороны

Заинтересованные стороны - это индивидуумы, организации или сообщества, имеющие непосредственное отношение к деятельности компании или связанные с ее деятельностью косвенно.

Каждая компания функционирует в определенной социально-экономической среде в интересах тех или иных заинтересованных сторон. Их можно условно разделить на основных и косвенных.

Основные заинтересованные стороны - это индивидуумы, организации и сообщества, которые имеют прямое отношение к деятельности компании. Среди них выделяют собственников, сотрудников, клиентов, поставщиков и бизнес-партнеров, а также местные сообщества.

Косвенные заинтересованные стороны - это индивидуумы и организации, имеющие косвенное отношение к деятельности компании.

В их число входят органы государственного управления, некоммерческие и общественные организации, профессиональные объединения, активисты, конкуренты и СМИ.

 

Лекция 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.004 с.)