Инновационный путь развития экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационный путь развития экономики



Лекция 1.

Инновационный путь развития экономики

 

Инновации – определяющий фактор социально-экономического развития страны

Общегосударственное значение инноваций

Мировой опыт экономического развития

 

Инновации – определяющий фактор социально-экономического развития страны

 

Экономическое развитие общества находится в зависимости от развития научно-технического прогресса (латин. – движение вперед). Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов.

Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве первичных ресурсов — рабочей силы, материальных составляющих, земли и т.д.

Под интенсивными факторами — повышение качества ресурсов и увеличение степени их использования.

В современную эпоху возможности роста выпуска товаров и услуг за счет экстенсивных факторов ограничены. Дефицит природных ресурсов не позволяет идти по пути экстенсивного развития.

Справочно. По современным прогнозам, опублико­ванным в обзоре ООН, доступные запасы нефти могут быть исчерпаны в течение 41, газа- 64 и угля - 251 года (начиная с 2001 г.)

В соответствии с прогнозом, разработанным Мировым энергетическим советомв2050 г. потребление энергии возрастет более чем в 2 раза. При этом более 40 % энергетических потребностей будет по­крываться за счет возобновляемых источников энергии.

Естественной альтернативой остается интенсивный путь развития на базе инновационных технологий.

 

История развития экономических способов производства в соответствии с воззрениями ученых-экономистов насчитывает пять технологических укладов.

Первый технологический уклад относят к 80-м годам XVIII в. (примерно 1790-1840 гг.). Его связывают с использованием для производственных целей природных (естественных) источников энергии: ветряные и водяные колеса, изобретение ткацкого станка.

Второй технологический уклад приходится на 30-60-е годы XIX в. (1840-1890 гг.). Применение парового двигателя, механизация на его основе производственных процессов и транспорта.

Третий технологический уклад охватывает 1890-1940 гг. Становление электроэнергетики, развитие электропривода рабочих машин и оборудования, распространение двигателей внутреннего сгорания, успехи в химии.

Четвертый технологический уклад приходится на 1940-1980 гг. и связан с развитием атомной энергетики, появлением пластмасс, освоением космоса, развитием полупроводниковой электроники, ЭВМ.

Пятый технологический уклад, по мнению американского экономиста К. Фримена, начался в середине 80- годов XX столетия. Его развитие базируется на основе информационных технологий, биотехнологии, микроэлектроники, генной инженерии, использовании нетрадиционных видов энергии.

 

Усиление роли научных знаний как
стратегического ресурса и возрастающее влияние технологических инноваций как ключевых факторов успеха привели к тому,
что

сегодня во всем мире экономический рост предприятий определяется той долей продукции и оборудования, которая содержит прогрессивные знания и современные решения.

В экономической литературе этот процесс характеризуется как переход от индустриальной и постиндустриальной экономики XIX и XX вв. к инновационной экономике, которая будет доминировать в XXI веке.

Основное содержательное отличие индустриальной и постиндустриальной экономики от инновационной состоит в следующем:

-в индустриальной экономике совершенствование продукции достигается за счет приложения новых знаний к природным ресурсам, оборудованию, труду;

- в инновационном типе экономики это развитие обеспечивается за счет применения новых знаний к имеющимся.

Скорость замены оборудования, разработки и внедрения новых технологий в производство принимает в настоящее время
турбулентный характер и обостряет экономическую, а также технологическую конкуренцию. Сегодня фирмы отслеживают появление новых научных знаний еще на этапе проведения фундаментальных исследований и стремятся первыми получить в свое
распоряжение позитивные результаты. В результате такой научно-технической гонки на рынке ежедневно появляются все новые и новые товары и услуги.

Качественные сдвиги в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов иисточников, определяющих экономическое развитие.

Сужающи­еся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использова­ния, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия.

Это означает, что

доминантой в становлении модели экономического роста в XXI в. становятся технологические, научные и научно-технические, социально-организационные, управленческие новшества, воплощенные в новых научных знаниях, изобретениях, техно­логиях, продуктах и услугах. То есть, инновации становятся важнейшим фактором экономического развития и общественного прогресса в целом.

 

Пришедший на смену индустриальному и постиндустриальному периодам развития мировой экономики

Общегосударственное значение инноваций

Опыт Южной Кореи

Значительных успехов в этом направлении достигла Южная Корея. Ей удалось преодолеть кризис конца 1990-х гг. и встать на путь инновационного развития. Опыт этой страны особенно интересен для Беларуси, так как экономики обоих государств опираются на крупные промышленные предприятия.

В Южной Корее это чеболи – диверсифицированные промышленные конгломераты, организованные по принципу вертикальной интеграции и затрачивающие на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и инвестиции наибольший капитал в стране. Некоторое время назад они стали терять лидерство, особенно в высокотехнологических отраслях.

Правительство незамедлительно приступило к формированию новой концепции научно-технической политики. Важно, что в ходе реформы был сохранен научно-технический потенциал чеболи, однако произошла их внутренняя реструктуризация и, самое главное, появилась нацеленность на конечные коммерческие результаты и взаимодействие с другими институтами, в том числе новыми: национальными инновационными парками, бизнес-инкубаторами, венчурными компаниями, малыми высокотехнологическими предпринимательскими фирмами.

Крупные предприятия по-прежнему продолжают играть главную роль а новых инновационных системах, зато изменилась природа их инновационной деятельности. Чеболи начали активно сотрудничать с малыми и средними предпринимательскими структурами. Разработку новых технологических процессов и оборудования, расширение рыночной инфраструктуры они стали осуществлять при помощи самоокупаемых корпоративных исследовательских центров, которые активно взаимодействуют с государственными НИИ, университетами, специализированными малыми предпринимательскими компаниями. Наряду с корпоративными научно-конструкторскими центрами чеболи стали создавать сети дочерних венчурных компаний. Этот процесс в Южной Корее шел очень активно. Только за 1998-2001 гг. число самостоятельных исследовательских центров, образованных на базе крупных корпораций, увеличилось с 2 до 9 тыс., а венчурных компаний – с 2 до 11 тыс. Заметно активизировались малые и средние фирмы, которые, как правило, стремятся создавать альянсы с крупными корпорациями. Такое взаимодействие способствует быстрому и масштабному внедрению инноваций.

Таким образам, опыт Южной Кореи показал, что продуманная реорганизация традиционной научно-исследовательской системы и ее активная связь с новыми инновационными институтами может дать ощутимый толчок к повышению эффективности национальной экономики.

 

Чилийский опыт «выращивания» инновационных бизнесов.

В этой стране создаются государственные и частные «фонды фондов», цель которых – поиск инновационных проектов, «выращивание» их на базе инновационных компаний и, в конечном счете, продажа на фондовом рынке. Фонд Чили – частная некоммерческая организация, специализирующаяся на поиске инновационных проектов и управлении инновациями, предоставлении широкого спектра научно-технологических услуг, но главное в ее деятельности – это «выращивание» инновационных компаний в традиционных отраслях (агробизнес, морские ресурсы, лесная и лесоперерабатывающая промышленность, туризм, экология и образование). Организация была создана 30 лет назад, источники ее финансирования – государственные бюджетные средства на НИОКР, вложения частных компаний и собственные накопленные ресурсы.

За время своего существования Фонд Чили проработал сотни проектов, создал более 80 фирм, из них две трети проданы на фондовом рынке. И это далеко не мелкие компании. Так, в 1980-е гг. на основе заимствования в США и Канаде технологии разведения антарктического лосося была создана национальная компания, которая расширила свой бизнес до 1,3 млрд. долл. в год. Это яркий пример усилий инновационного фонда по «выращиванию» крупномасштабной инновационной национальной компании. За годы деятельности фонда доля самоокупаемости его проектов выросла с нуля до 87 %.

Важное направление в работе Фонда – создание высокопрофессиональной управленческой команды, обладающей сильным предпринимательским духом, готовой рисковать для достижения масштабных национальных и коммерческих целей. Команда менеджеров постоянно ищет новые методы инновационной деятельности, порой достаточно неординарные.

В качестве основного фактора, тормозящего широкое внедрение инноваций в национальную экономику, большинство чилийских исследователей и менеджеров считают человеческий: слабое восприятие обществом и бизнес-средой нововведений, инерционность мышления, низкая активность, оторванность образования от быстро меняющихся экономических условий.

 

Опыт Израиля

Израиля убедительно продемонстрировал, каким образом, опираясь на уникальный человеческий потенциал инженеров и ученых (преимущественно выходцев из СССР), можно создать прогрессивную инновационную систему.

В начале 1990-х гг. в рамках национальной программы была образована государственная компания ln-bal в виде ОАО, которая предоставила гарантии на инвестиции для венчурных инвестиционных фондов в размере 70 % от стартового капитала. В рамках этой программы были созданы четыре частных инвестиционных фонда, деятельность которых весьма жестко регламентировалась государством. В результате они не смогли достичь высокой финансовой эффективности и привлечь дополнительный капитал, поэтому через два года программа была свернута.

Учитывая этот негативный опыт, в 1993 г. была разработана новая национальная программа Yozma, в соответствии с которой была образована одноименная государственная инвестиционная компания с целью развертывания в стране сети национальных частных венчурных фондов. Правительство выделило в уставный фонд этой компании 100 млн. долл., которые были вложены в десятки вновь созданных частных инвестиционных фондов. При этом вводилось ограничение: пакет акций, принадлежащих правительству в этих фондах, не должен был превышать 40 %, т. е. контроль над ними оставили в частных руках.

К участию в создании частных фондов правительство активно приглашало крупные зарубежные инвестиционные компании, тогда как управление фондами осуществлялось израильскими менеджерами. Это обеспечило трансфер передового опыта развитых стран и накопление навыков управления местным персоналом.

Правительство с самого начала предлагало менеджерам в течение пяти лет с момента создания фонда выкупать государственные акции по фиксированной (стартовой) цене плюс 5-7 % годовых на вложенный капитал. Такая политика привела к удивительным результатам. Вложив в 1993 г. 100 млн. долл. в инвестиционную компанию Yozma «фонд фондов, правительству удалось привлечь дополнительно 150 млн. долл. частных инвестиций в десять венчурных фондов.

В совокупности это позволило создать необходимую критическую массу венчурного капитала в стране (около 0,5% ВВП) для инвестирования высокотехнологических проектов. Реализация этой государственной программы дала возможность увеличить за 7 лет количество венчурных фондов в 20 раз (с 5 до 100), а объем их капитала – в 25 раз (с 0,4 до 10 млрд. долл.).

Ежегодно в Израиле создаются 1000-1500 новых экспортно ориентированных высокотехнологических компаний. В результате экспорт высокотехнологичной продукции в этой стране вырос с 2,2 млрд. долл. в 1991 г. до 11 млрд. долл. в 2000 г., что дало возможность повысить ее долю в общем объеме экспорта Израиля до 46 % (один из самых высоких показателей в мире).

Еще один впечатляющий (и наиболее прогрессивный) результат такой политики – активный выход израильских компаний с IPO (первичное публичное размещение акций) на фондовые рынки США и Европы. К 2000 г. только в США торговали своими акциями свыше 150 высокотехнологических израильских (или совместных) компаний.

Таким образом, правительство Израиля продемонстрировало уникальный пример создания государственной инновационной компании для развертывания национальной сети венчурных инвестиционных фондов.

Опыт развивающихся стран можно преломить к конкретным условиям нашей страны. Его можно свести к следующему:

1. Для догоняющих стран характерной является

активная позиция государства в отношении стимулов для производителей независимо от формы собственности. Особо стимулируется государством экспорт, поскольку мировой рынок является лучшим индикатором конкурентоспособности.

Приоритеты государственного развития должны связываться с долгосрочной работой по укреплению национальной инновационной системы, формированию системы научно-технологического развития как важнейшего фактора экономического роста.

 

Проблемы, препятствующие активизации процесса инновационной деятельности:

- недостаточно благоприятные условия для развития инновационного предпринимательства;

-несовершенство законодательства в сфере инноватики;

-отсутствие достаточного количества финансовых средств;

-высокая степень финансового риска.

-неподготовленность кадров к инновациям и к продвижению продукции на внешнем рынке;

-существенными барьерами для выхода на международный рынок (ВТО)

-неопределенность получения положительного результата при доведении научно-технологической разработки до коммерческого продукта;

-длительность оборота капитала (инновационный процесс длится в среднем 3-5 лет и более);

-необходимость постоянного сотрудничества с исследовательскими центрами и вузами;

-обеспечение информационного сопровождения всех аспектов деятельности.

-научно-техническое и технологическое отставание в сравнении с развитыми странами;

-обострение конкурентной борьбы, сложности с выходом на новые рынки,;

-опережающее появление новых знаний у конкурентов

 

Литература:

1. Управление инновациями. Теория и практика. Ю.В. Вертакова, Е.С.Симоненко. ООО “Издательство “Эксмо”№, 2008.

2. Инновации, экономический рост и политика правительства: Материалы семинара. Сантьяго. 2004. В.Л.Клюня,А.А. Матрунич. Весн1к БДУ.Серия 3. 2/2008).

 

 

Лекция 1.

Инновационный путь развития экономики

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1053; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.03 с.)