Объем учебного курса и виды учебной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объем учебного курса и виды учебной работы



СОДЕРЖАНИЕ

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

I. Объем дисциплины и виды учебной работы

II. Содержание дисциплины

2.1. Разделы дисциплины и виды учебных занятий

2.2.Содержание разделов дисциплины

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

3.1.Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

3.2.Примерный перечень вопросов к зачету

3.3.Примерная тематика докладов и рефератов

IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1.Рекомендуемая литература

4.2.Средства обеспечения освоения дисциплины

4.3.Материально-техническое обеспечение дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка

I. Содержание дисциплины

1.1.Содержание разделов дисциплины.

1.2. Тематика лекций.

1.3.Тематика семинарских занятий

II. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

III. Методические рекомендации для преподавателей

IV. Методические указания для студентов

4.1.Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов

4.2.Перечень вопросов к зачету

4.3.Тематика докладов и рефератов

V. Требования к уровню освоения программы, формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

VI.Тестовые задания для проверки остаточных знаний по курсу

ВЫПИСКА

ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ОПД.Ф.02 Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов
  История образования и педагогической мысли История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Просвещения. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.). Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX веке (до 80-х годов). Школа и педагогика в России до 90-х годов XIX века. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX века. Школа и педагогика в России в конце XIX-начале XX века (до 1917 года). Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и Второй мировыми войнами. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.). Образование и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.    

 

 

Введение

Изучение истории образования и педагогической культуры имеет важное методологическое значение в профессиональной подготовке будущего учителя. Понимание педагогической теории и воспитательно-образовательной практики в исторической динамике – существенный компонент педагогического мышления учителя. Историческое сознание учителя проявляется, прежде всего, в отзывчивости на постижение разработанных на всех этапах существования мировой цивилизации общепедагогических, общечеловеческих ценностей, освоение которых стимулирует духовное совершенствование учителя.

Одна из самых существенных задач изучения курса «История образования и педагогической мысли» в вузе заключается в обеспечении научной объективности в оценке изучаемых педагогических явлений, что требует решительного отказа от односторонности суждений о прошедшем, рассмотрения всех явлений и фактов строго в контексте конкретно-исторического времени. Все это в конечном счете составляет суть такого принципа исследования прошлого как принцип научного историзма, реализация которого не допускает какого-либо командования историей в угоду господствующей идеологии и политике.

Необходимо отметить, что принцип историзма предполагает изучение мировой педагогической науки в лице ее замечательных педагогов и их вклада во всемирное развитие теории и практики воспитания. При этом всегда надо иметь в виду, что исторические заслуги педагогов судятся не по тому, что они не дали с точки зрения современных требований, а потому, что они сделали по сравнению со своими предшественниками.

В современных условиях особое значение в историко-педагогическом познании приобретает фактор всемирности, выражающийся, с одной стороны, в тесной взаимосвязи процессов экономического, политического и культурного развития стран и народов, а с другой стороны, предполагающий раскрытие изучаемого процесса на основе общечеловеческих и национальных ценностей, соотношения достижений мировой педагогики с национальной спецификой конкретной страны или региона.

История образования и педагогической мысли охватывает широкий круг не только педагогических, но и социально-культурных явлений в их историческом развитии. Поскольку она тесно связана с исторической наукой, то возросшее значение последней в познании закономерностей и перспектив общественного развития правомерно отнести и к курсу «История образования и педагогической мысли». Особо значимыми для данного курса являются межпредметные связи с такими науками как философия, история, психология, социология, культурология, литература, этнография.

Учебно-методический комплекс по курсу «История образования и педагогической мысли» разработан в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего педагогического образования. При его составлении в качестве логико-структурной основы построения материала нами были избраны следующие позиции:

· рассмотрение истории образования в едином потоке всемирной истории человеческой цивилизации (так называемый цивилизационный подход к изучению истории образования и педагогической культуры). История мирового образования – существенный компонент общей истории культуры, философии, науки, психологии, литературы, общественной мысли, органически включенный в процесс их исторического развития;

· синхронное, то есть одновременное рассмотрение развития образования и воспитания в разных регионах и странах в каждый хронологический период согласно общепринятой в исторической науке периодизации. В соответствии с этим курс «История образования и педагогической мысли» в данной программе представлен следующими разделами: «Воспитание в первобытном обществе, в древнем мире и в античную эпоху», «Школа и воспитание в эпоху Средневековья и Возрождения», «Школа и педагогика в Новое время», «Школа и педагогика в Новейшее время»;

· объект изучения мирового историко-педагогического процесса – закономерности развития в единстве теории и практики воспитания, образования и обучения у всех народов в различные исторические эпохи;

· представление советского периода истории отечественного образования как неоднозначного и сложного;

· раскрытие прогностической функции истории образования.

Предлагаемое содержание учебного курса следует рассматривать лишь как примерное, в котором намечена логическая структура изучаемого предмета. Каждый преподаватель имеет право самостоятельно определять содержание отдельных разделов, а также выделять темы или вопросы, которые предлагаются студентам для самостоятельного изучения. Учитывая краеведческий принцип, мы включили тему по истории школы и педагогической мысли Республики Башкортостан. В педагогических учебных заведениях разных регионов дополнительно могут читаться специальные курсы по истории школы и педагогической мысли отдельных народов.

При разработке данного учебно-методического комплекса мы опирались на законы «Об образовании» Российской Федерации и Республики Башкортостан, Государственные образовательные стандарты высшего педагогического образования, исследования таких выдающихся ученых в области истории образования и педагогики, как С.Ф.Егоров, В.М.Кларин, Г.Б. Корнетов, З.А. Малькова, А.И. Пискунов, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, К.И. Салимова и др. Большую помощь в составлении комплекса нам оказали следующие источники:

· программа по истории педагогики, разработанная в Московском педагогическом государственном университете под руководством академика РАО А.И. Пискунова;

· международные исследования под руководством член-корр. РАО К.И. Салимовой (Педагогика народов мира: история и современность.–М., 2000.–576 с. История педагогики как учебный предмет. – М.: Изд-во Института теории образования и педагогики РАО. – М., 1995. – 235 с..);

· программы и учебные пособия, разработанные известным исследователем В.Г. Корнетовым (История образования и педагогической мысли: программа и учебное пособие. – М., 2003).

Цель у чебного курса «История образования и педагогической мысли» – обеспечить развитие педагогической культуры студентов, их педагогического мировоззрения и педагогического мышления.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

· ознакомить с процессом развития теории и практики воспитания и образования в истории мировой культуры;

· показать культурно-историческую обусловленность педагогических представлений и моделей воспитания;

· научить выявлять общее и особенное, традиционное и инновационное в развитии мирового историко-педагогического процесса;

· формировать понимание основных тенденций и противоречий в развитии мирового историко-педагогического процесса;

· дать знания о специфике и ведущих традициях российского воспитания и образования;

· научить применять полученные историко-педагогические знания и исследовательские умения для анализа современных проблем воспитания и образования, понимания их истоков и путей решения;

· представить ретроспективу педагогических средств и перспективу их дальнейшего творческого использования;

· формировать историко-педагогическое мышление студентов в условиях множественности культур;

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения учебного курса студент должен

знать:

· духовный и практический опыт человечества в сфере воспитания и образования в различные исторические периоды с древнейших времен и до наших дней;

· условия, факторы, движущие силы и тенденции развития всемирного историко-педагогического процесса, единство и многообразие историко-педагогического процесса, а также источники и методы изучения и понимания педагогических феноменов прошлого;

· трактовки природы педагогического знания, способы постановки и решения проблем воспитания и обучения новых поколений в различные исторические эпохи у разных народов;

· педагогический опыт персоналий, роль и место того или иного педагога-мыслителя для современной педагогической науки и практики;

Уметь

· сознательно ориентироваться в многообразных подходах к постановке целей и организации образования, идентифицировать их с конкретными педагогическими традициями, соотносить с различными представлениями о природе человека, общества, познания, с нравственными ценностями и эстетическими идеалами;

· определять целостность историко-педагогического процесса в различные исторические эпохи, опираясь при этом на философские концепции, национальные традиции, культуру и региональные особенности;

· самоценность прошлого педагогического опыта и его значение для современной науки и практики;

владеть навыками:

· работы с архивными, документальными, статистическими источниками, первоисточниками изучаемых авторов, научными публикациями по истории педагогики;

· сравнительного анализа и обобщения.

В результате анализа работы преподавателей кафедры педагогики гуманитарных факультетов Стерлитамакской государственной педагогической академии были определены следующие подходы к изучению курса «История образования и педагогической мысли»:

· необходимость учета специфики отделения и факультета;

· краеведческий принцип изучения определенных разделов и тем в зависимости от национальных особенностей региона и местных условий. В настоящее время этот принцип пока не получил широкого распространения, но представляется особенно значимым в условиях множественности культур;

· показ эволюции педагогических идей по наиболее актуальным проблемам воспитания и обучения (например, такие темы как «Принцип природосообразности в истории мировой педагогики», «Идея народности воспитания в истории отечественной педагогики», «Развитие теории «свободного воспитания» в мировой педагогике» и др.);

· целесообразно сопровождать лекции по узловым разделам курса идентичными по содержанию семинарскими занятиями;

· организация самостоятельной работы студентов. Новые подходы к разработке содержания курса «История образования и педагогической мысли» обуславливают необходимость внедрения инноваций в процесс изучения данного предмета. В связи с тем, что меняется парадигма обучения, согласно которой акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента, особая роль должна отводиться использованию технологий активного самостоятельного обучения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО ВОСПИТАНИЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НАРОДОВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Методологические основы, методы исследования и проблемы периодизации историко-педагогического курса. Источники историко-педагогических исследований. Значение курса «История образования и педагогической мысли» в общей системе профессиональной подготовки учителя.

Зарождение воспитания, его становление как особой сферы деятельности человека. Характеристика важнейших концепций происхождения воспитания (Ш. Летурно, П. Монро и др.). Воспитание в первобытном обществе, его особенности. Зарождение приемов и организационных форм воспитания. Значение инициации в воспитании подрастающих поколений. Характер воспитания в период разложения первобытнообщинного строя.

Значение первобытнообщинного воспитания для последующего развития мирового историко-педагогического процесса.

Общие и специфические особенности в развитии школы и воспитания в государствах древневосточной цивилизации (Египет, Китай, Индия). Религиозно-философские источники, характеризующие содержание образования и методы обучения в школах Древнего Востока.

Педагогическое учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.) как основа воспитания и образования в Древнем Китае.

Историческое значение древневосточной цивилизации для дальнейшего развития мировой духовной культуры и образования как ее важнейшего составного компонента.

В XVII-XVIII ВЕКАХ

Основные тенденции развития образования и педагогической мысли начала Нового времени. Появление новых типов школ (гимназии в Германии, колледжи во Франции, грамматические школы в Англии). Начало систематизации педагогического знания. Педагогические идеи В.Ратке.

Я.А.Коменский (1592-1670) – великий чешский теоретик и практик образования. Педагогическая система Я.А.Коменского как органическая часть его плана переустройства человечества. Труд Я.А.Коменского "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" – итог его философско-педагогических и общественных планов по исправлению мирового сообщества. Мировоззрение Я.А.Коменского и его педагогическая деятельность. Теория всеобщего универсального образования "учить всех всему". Цель воспитания. Принцип сообразности образования и воспитания природе (макромир) вообще и природе ребенка (микромир) в частности. Возрастная периодизация развития детей и система школ по Я.А.Коменскому. Содержание образования, принципы, правила и методы обучения. Организация процесса обучения. Теоретическое обоснование урока как основной формы обучения. Нравственное воспитание и дисциплина в классе. Требования к учителю. Учебно-методическая литература Я.А.Коменского ("Детский мир", "Мир чувственных вещей в картинках", "Открытая дверь языков и всех наук", "Материнская школа"). "Великая дидактика" (1633-1638) Я.А.Коменского как итог предыдущего развития теории и практики обучения и воспитания.

Значение педагогического наследия Я.А.Коменского для развития мирового педагогического процесса. Я.А.Коменский и современность.

Джон Локк (1632-1704) – классический выразитель педагогических идей английского Просвещения. Мировоззрение Д.Локка. Система воспитания джентльмена. Цель, задачи, содержание и методы воспитания. Д.Локк о содержании образования джентльмена, о принципах и методах его обучения. Проект организации "рабочих школ". Трактат Д.Локка "Мысли о воспитании" (1693).

Педагогика эпохи Просвещения во Франции. Педагогическое наследие Ж.-Ж.Руссо (1712-1778). Мировоззрение Ж.-Ж.Руссо. Концепция естественного и свободного воспитания: природосообразность воспитания, формирование опыта самого ребенка, уважение личности ребенка, необходимость учета его индивидуальных особенностей, воспитание органов чувств, связь обучения и воспитания с жизнью, метод естественных последствий. Факторы воспитания. Периодизация жизни ребенка и особенности его воспитания и обучения в каждый из возрастных периодов. Идея воспитывающей и обучающей среды. Значение педагогического романа Ж.-Ж.Руссо "Эмиль, или о воспитании" (1762). Влияние идей Ж.-Ж.Руссо на развитие мировой школы и педагогики.

Педагогические идеи крупнейших французских философов-материалистов К.-А.Гельвеция (1715-1771) и Д.Дидро (1713-1784). Взгляды К.-А.Гельвеция и Д.Дидро на воспитание и образование: роль воспитания, влияние общественной среды и наследственности на формирование человека, зависимость воспи­тания от общественного строя. Произведения К.-А.Гельвеция "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" (1773), Д.Дидро "Систематическое опровержение книги Гельвеция "Человек" (1774), "План университета для России" (1775).

Педагогические идеи и практика филантропистов. Педагогические взгляды И.Б.Базедова (1724-1790) и К.Г.Зальцмана (1744-1811): воспитание гармоничного человека, сочетание умственного и физического воспитания, подготовка детей к общественной гражданской жизни, формирование активности и самостоятельности детей, использование в процессе обучения наглядности, экскурсий, путешествий, учет детской психики, высокие требования к нравственным и профессиональным качествам учителя. "Элементарное руководство" – главное произведение И. Б.Базедова.

Педагогическое наследие классической немецкой философии (Иммануил Кант (1724-1804), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)). Разработка ими важнейших проблем воспитания, образования и обучения: роль среды, наследственности, развития и обучения в формировании человека, соотношение филогенеза (истории человечества) и онтогенеза (истории индивида), принцип самоотчуждения, активный диалог человека с накопленной культурой, идея отношения к ребенку как к цели, а не как к средству, принцип активности человека, разработка содержания умственного, нравственного и волевого воспитания. Заметки И. Канта "О воспитании".

Основные педагогические идеи представителей немецкого неогуманизма: культ человеческой личности, возрождение идеи всестороннего развития личности, необходимость расширения содержания образования, изучения древних языков, а также родного языка, подготовка учителей в университете. В.Гумбольдт (1767-1835) как виднейший представитель неогуманизма.

Влияние прогрессивных идей представителей педагогической мысли Германии этого периода на дальнейшее развитие школы и педагогики во всем мире.

В РОССИИ до ХVIII в.

Воспитание и обучение детей у славян до принятия христианства.

Крещение Руси и его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Мастера грамоты. Древнерусская школа "учения книжного". Основные педагогические произведения Киевской Руси ("Изборник" Святослава (XI век), "Поучение детям" князя Мономаха (XII век)).

Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. Содержание и методы обучения в церковных и монастырских школах. Рукописные азбуковники и первые печатные учебные книги Ивана Федорова. "Домострой" (XVI век) как свод взглядов на воспитание.

Братские школы на Украине и Белоруссии. Киевская академия и ее влияние на распространение просвещения.

Развитие школы в Русском централизованном государстве XVII века: элементарное обучение и школы повышенного типа. Возникновение греко-латинских школ. Славяно-греко-латинская академия (1687) и ее роль в развитии образования и педагогической мысли. Учебная литература. Педагогические взгляды и деятельность Симеона Полоцкого (1629-1680) и Епифания Славинецкого (1600-1675). "Гражданство обычаев детских" как педагогическое произведение XVII века.

Развитие государственной системы образования и науки в эпоху Петра I. Организация государственных светских школ (школа математических и навигацких наук, цифирные школы, горнозаводские школы и др.). Зарождение и развитие профессионального образования в России. Создание Академии наук и учебных заведений при ней. Педагогические взгляды и деятельность В.Н.Татищева (1686-1750).

Деятельность М.В.Ломоносова (1711-1765) в области просвещения. Педагогические идеи М.В.Ломоносова: идея народности воспитания, связь обучения и воспитания, подход к человеку как к деятельной личности, необходимость формирования у ребенка высоких нравственных качеств. Дидактические взгляды великого русского ученого. М.В.Ломоносов о педагогической этике. Роль М.В.Ломоносова в создании Московского университета (1755). Учебники, написанные М.В.Ломоносовым (Риторика", "Российская грамматика", "Экспериментальная физика"). Его влияние на развитие отечественной школы и педагогической мысли.

Политика просвещенного абсолютизма в области воспитания и образования. Реформаторские идеи И.И.Бецкого (1704-1795). Проект И.И.Бецкого "Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола" (1764).

Вопросы народного образования в деятельности комиссии по составлению нового Положения. Устав народных училищ (1786). Главные и малые народные училища. Педагогическая деятельность Ф.И.Янковича де Мириево (1741-1814). "Руководство для учителей народных училищ I и II классов". Открытие Петербургской учительской семинарии.

Просветительская деятельность Н.И.Новикова (1744-1818). Н.И.Новиков как редактор первого в России детского журнала "Детское чтение для сердца и разума". Пропаганда прогрессивных педагогических идей. Статья Н.И. Новикова "О воспитании и наставлении детей".

А.Н.Радищев (1749-1802) – зачинатель русского революционного просветительства. Критика сословной системы школьного и семейного воспитания. Основные педагогические идеи А.Н.Радищева: воспитание "сына отечества", обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, способного бороться за счастье своего народа, роль общественного воспитания, взаимосвязь умственного, нравственного, физического и трудового воспитания, необходимость реального образования. Сочинение А.Н.Радищева "Беседа о том, что есть сын отечества". Влияние А.Н. Радищева на развитие в целом русской революционно-демократической педагогической мысли.

В XIX ВЕКЕ

Основные направления развития школы Западной Европы в Х1Х веке. Становление и развитие массовой школы.

Исторические условия формирования педагогической системы великого швейцарского педагога И.Г.Песталоцци (1746-1827). Педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци, ее демократический характер. Общий характер его мировоззрения. Цель, сущность и природосообразность воспитания. Теория элементарного образования, ее основные понятия. Идея развивающего обучения. Вклад И.Г.Песталоцци в разработку дидактики и методики первоначального обучения детей. Его мысли о содержании и методах нравственного воспитания.

Роль семьи в воспитании детей. Значение работ И.Г.Песталоцци "Лингард и Гертруда", "Как Гертруда учит своих детей", "Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода", "Лебединая Песнь". Влияние прогрессивных идей И.Г.Песталоцци на развитие мировой педагогической теории и школьной практики.

Социально-исторические предпосылки возникновения массовой школы и ее основные черты. Общие закономерности и противоречия становления новой образовательной системы Западной Европы (Англия, Германия, Франция и др.).

Позитивистская концепция Герберта Спенсера (1820-1903). Идея поощрения духа частной инициативы, прагматический подход к знаниям. Виды человеческой деятельности и задачи воспитания. Содержание образования и методы обучения. Нравственное воспитание.

Критика системы массового образования философами иррационалисгического направления XIX века (Серен Кьеркегор (1813-1855), Артур Шопенгауэр (1788-1860), Фридрих Ницше (1844-1900)). Основные педагогические идеи представителей иррационалистическрго индивидуализма: стадии (состояния) становления индивида ("отдельного человека") С.Кьеркегора, способы нравственного совершенствования человека ("гения") А. Шопенгауэра, идеал "сверхчеловека" Ф. Ницше. Педагогическое наследие иррационализма и современность.

Представители утопического социализма (Клод Анри Сен-Симон (1770-1825), Роберт Оуэн (1771-1858), Шарль Фурье (1 772-1837)) о проблемах воспитания и обучения подрастающего поколения. Учение Р.Оуэна о формировании человеческого характера, о свободном развитии ребенка. Социально-педагогический опыт Р.Оуэна в Нью-Ленарке, опыт соединения обучения с производительным трудом в учрежденных им коммунистических общинах Нью-Гармонии (США) и Гармони-Холл (Англия). Педагогические идеи Ш.Фурье, вытекающие из его учения о страстях. Содержание и методы воспитания при строе гармонии. Вклад Ш.Фурье и Р.Оуэна в разработку идей трудового воспитания.

Критика педагогической идеологии массовой школы. К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) о воспитании и образовании: социально-историческая сущность воспитания, идея о взаимозависимости материального и духовного, учение о формировании всесторонне и гармонически развитых людей, разработка концепции политехнического образования, концепция соединения обучения с производительным трудом, воспитание коммунистической морали, обоснование программных требований пролетариата в области образования. Работа К.Маркса "Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам".

И.Ф.Гербарт (1776-1841) – великий немецкий педагог. Философско-психологическое обоснование педагогики как науки. Учение о сущности, цели и составных компонентах педагогического процесса (управление детьми, обучение, нравственное воспитание). Идея воспитывающего обучения. Разработка Гербартом проблем дидактики: теория многостороннего интереса, структура процесса обучения и его ступени. Содержание и методы нравственного воспитания по Гербарту. Работы Гербарта "Первые лекции по педагогике", "Общая педагогика, выведенная из цели воспитания". Влияние педагогического наследия Гербарта на последующее развитие мировой педагогики.

Педагогические взгляды и общественно-педагогическая деятельность Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервега (1790-1866) – "учителя немецких учителей". Идея общечеловеческого воспитания. Принципы природосообразности, кудьтуросообразности и самодеятельности воспитания. Дидактическое учение Ф.В.А.Дистервега: разработка содержания образования, законы, правила и методы обучения, идея развивающего и стимулирующего обучения. Его роль в подготовке немецких учителей. Работа Ф.В.А.Дистервега "Руководство к образованию немецких учителей" (1835). Влияние идей Ф.В.А.Дистервега на дальнейшее развитие мировой педагогики и школьной практики.

Теория дошкольного воспитания немецкого педагога Ф.В.А.Фребеля (1782-1852). Открытие первого детского сада (1837). Основная цель детского сада. Разработка эффективных методов воспитания и обучения в дошкольный период. "Детские дары" Ф.В.А.Фребеля. Подготовка воспитателей для детских садов. Педагогическое наследие Ф.В.А.Фребеля и современность.

ТЕМА 7. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ В XIX ВЕКЕ

Школа, воспитание и педагогическая мысль России в первой половине XIX века. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования. Устав учебных заведений 1804 г.

Просветительская деятельность и педагогические взгляды декабристов. Их программные требования в области образования.

Устав гимназий и училищ 1828 г. Усиление роли государства в организации школьного дела. Педагогические институты при университетах.

Русская революционно-демократическая педагогика первой половины XIX века (В.Г.Белинский (1811-1848), А.И.Герцен (1812-1870)) и ее основные положения: народность воспитания, идея гармонического развития человека, "реальная личность" как цель воспитания, связь образования и нравственности. Содержание и методы умственного, нравственного и эстетического воспи­тания. В.Г.Белинский о значении детской литературы. Вопросы семейного воспитания в трудах В.Г.Белинского и А.И.Герцена.

Педагогическая деятельность и взгляды Н.И.Пирогова (1810-1881). Проект школьной системы. Идеи общечеловеческого воспитания, общего и профессионального образования. Обоснование путей совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Проблемы дисциплины учащихся. Статья Н.И.Пирогова "Вопросы жизни" (1856) и обсуждение общественностью острых проблем воспитания и народного образования.

Н.Г.Чернышевский (1828-1889) и Н.А.Добролюбов (1836-1861) о проблемах воспитания, формирования и развития личности. Всестороннее развитие личности как цель воспитания, роль среды и наследственности в формировании человека, преодоление разрыва между умственным и физическим трудом, общее образование как основа будущей деятельности человека, воспитание самостоятельной мысли учащихся в процессе обучения, сущность сознательной дисциплины, требования к учебникам и детской литературе, проблемы женского образования. Работа Н.Г.Добролюбова "О значении авторитета в воспитании".

Общественно-педагогическое движение и школьные реформы 60-х годов XIX века ("Положение о начальных народных учили­щах" (1864), "Устав гимназий и прогимназий" (1864)). Земская деятельность в области начального образования. Изменения в гимназическом обучении. Развитие женского образования. Школьные уставы 70-х годов ("Устав гимназий и прогимназий" (1871), "Положение о начальных народных училищах" (1874)).

Распространение церковно-приходских школ. Развитие педагогического образования.

Педагогическая мысль России во второй половине XIX века. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - основоположник русской национальной школы и педагогики. Педагогическая деятельность К.Д.Ушинского, ее демократический характер. Мировоззрение К.Д.Ушинского, источники его педагогического учения. Идеи народности и природосообразности воспитания. Антропологический принцип как важнейший принцип его педагогической теории. Разработка К.Д.Ушинским основ теоретической педагогики. Педагогика как наука и искусство воспитания. Человек как предмет воспитания. Дидактическое учение К.Д.Ушинского: решение вопроса о формальном и материальном образовании, родная культура и родной язык как основа содержания образования, требования к уроку, принципы и методы обучения. Учебные книги К.Д.Ушинского "Детский мир", "Родное слово". Труд в жизни человека, его воспитательное и образовательное значение. Цели и средства нравственного воспитания. Учитель и содержание его подготовки. Значение работ К.Д.Ушинского "О народности в общественном воспитании" (1857), "О пользе педагогической литературы" (1857), "Три элемента школы" (1857), "Труд в его психическом и воспитательном значении" (1860), "Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии" (1867-1869). Влияние К.Д.Ушинского на развитие отечественной школы и педагогики.

Педагогические взгляды Л.Н.Толстого (1828-1910). Деятельность Л.Н.Толстого в яснополянской школе. Л.Н.Толстой о народной школе, ее задачах и методах обучения. Теория "свободного воспитания" и основные ее положения: образование как важное средство развития духовных сил человека, преклонение перед ребенком, идея приспособления воспитательного процесса к природе ребенка, доверительные отношения между детьми и учителями, благоприятная атмосфера воспитания и обучения ("дух класса"), творческое отношение к педагогической деятельности. Учебные книги Л.Н. Толстого ("Азбука", "Новая азбука", "Русские книги для чтения" и др.). Статья Л.Н.Толстого "О народном образовании" (1874). Педагогическое творчество Л.Н.Толстого и современное воспитание.

ТЕМА 10. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПЕДАГОГИКИ В США,

РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Проблемы развития русской школы и педагогики в условиях эмиграции. Философско-педагогическое наследие С.И.Гессена (1887-1950), В.В.Зеньковского (1881-1962), Н.А.Бердяева (1874-1948), И.А.Ильина (1882-1954). Предназначение человека и смысл его жизни, примат духовных ценностей, ценностей культуры, соотношение нравственности и религии, взаимоотношение культуры и мировоззрения. Концепция "диалога культур" С.И.Гессена как методология историко-культурологического анализа различных парадигм воспитания, их эволюции, взаимосвязей, выявления целостной педагогической картины мира: Проблемы введения педагогического наследия эмиграции в общий российский историко-педагогический процесс. Работа С.И.Гессена "Основы педагогики: введение в прикладную философию" (1923).

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Прогрессивные идеи, заложенные в реформе, воплощенной в Законе "Об образовании" (1992): гуманизация, гуманитаризация образования, дифференциация, индивидуализация, компьютеризация обучения, усиление демократических черт в управлении народным образованием, личностно-ориентированные цели и методы учебно-воспитательного процесса, определенный простор для творческой инновационной деятельности учителя, возможность развития негосударственной (частной) школы и др. Противоречия, возникшие в процессе практического осуществления данного Закона. Пути создания условий для демократизации и гуманизации отечественной системы образования. Стратегические приоритеты развития образования в России: обоснование ценностных аспектов и целей образования и воспитания, роли и места образования в прогрессивном развитии государства, общества и человека, влияние образования на формирование менталитета российского социума.

Приоритетные направления развития педагогической науки нашей страны: комплексные исследования систем "человек-космос", "человек-компьютер", "личность и рынок", разработка моделей социально-педагогической, медико-экологической, социокультурной и образовательно-воспитательной деятельности, направленных на воспитание главных гуманистических ценностей: взаимообщение, взаимопонимание, духовно-нравственное и физическое здоровье человека.

В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.121 (0.082 с.)