Бюджетная система Российской Федерации 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетная система Российской Федерации



Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе: (а) формирование доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных вне бюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; (б) составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

Правовой статус участников бюджетных отношений в Российской Федерации регламентируется: (1) Бюджетным кодексом Российской Федерации (принят Государственной Думой 17 июля 1998 г., введен в действие с 1января 2000 г.); это базовый законодательный акт; (2) соответствующими специальными законами федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления; (3) указами Президента Российской Федерации; (4) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; (5) соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

Ø Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Ø Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (о внебюджетных фондах см. гл. 11). Всего в Российской Федерации 89 субъектов, из них: 21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, 10 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

Ø Местные бюджеты.

Федеральный (государственный) бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации. Местный бюджет, или бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты – в форме правовых актов представленных органов местного самоуправления.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) позволила бывшим автономным республикам, входящим в состав РСФСР, принять свои декларации, определяющие степень их экономической самостоятельности. В бюджетных отношениях это нашло выражение в отказе от формирования единого государственного бюджета Российской Федерации, а также в предоставлении каждому субъекту Федерации более широких полномочий по формированию своего бюджета и распоряжению его средствами. Начиная с 1991 г. все бюджеты в Российской Федерации функционируют автономно.

Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня; вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Иными словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Каждый субъект Российской Федерации и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства (деления) своей территории.

Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Например, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели кон­солидированных бюджетов являются также основанием для предос­тавления субвенций из федерального бюджета.

Утверждаются бюджеты ежегодно и действуют в течение финан­совогогода. В России финансовый год совпадает с календарным.

Ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации - фе­деральный (государственный) бюджет; с его помощью перераспреде­ляется до 40% национального дохода страны и финансируются ос­новные экономические и социальные программы.

Государственный бюджет оказывает воздействие на все звенья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специ­альные правительственные фонды, кредитуя юридических и физиче­ских лиц. В условиях перехода к рынку государственный бюджет со­храняет свою ведущую роль, меняются лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств. Осуществляется переход с бюджетного финансирования и дотирования на экономические методы воздействия на производство; переход к финансовому регулированию экономики.

Расходы государственного бюджета в мировой практике традици­онно содержат следующие статьи:

. затраты на социальные нужды: здравоохранение, образование, культуру, социальные пособия, субсидии местным бюджетам на эти цели (трансферты);

. затраты на хозяйственные нужды: капитальные вложения в ин­фраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяй­ству, расходы на осуществление государственных программ;

. расходы на оборону и материальное обеспечение внешней поли­тики, включая содержание дипломатических служб и займы иностран­ным государствам;

. административно-управленческие расходы: содержание прави­тельственных органов, органов правопорядка, юстиции и проч.;

. платежи по государственному долгу (погашение и обслужива­ние долга).

Структура расходов государственного бюджета является социально стабилизирующим фактором; оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и инвестиции, на отраслевую и региональную структуру экономики; на национальную конкурентоспособность на мировом рынке, В то же время она может меняться. Например, в периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйст­венные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры - сокращаются.

В составе бюджета за счет доходов целевого назначения, в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений могут создаваться целевые бюджетные фонды. В бюджете последних лет формировались: Федеральный дорожный фонд Российской Федерации; Федеральный экологический фонд Российской Федерации; Федеральный фонд Министерства Российской Фе­дерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и т. п.

В федеральный бюджет в настоящее время включены лишь средства целевого бюджетного фонда Министерства РФ по атомной энергии. Ликвидация всех целевых бюджетных фондов обусловлена вступле­нием в действие Бюджетного кодекса РФ, согласно которому связан­ных доходов бюджета быть не должно.

В составе бюджета тем не менее формируется ряд специальных фондов.

Так, за счет Федерального фонда финансовой поддержки субъ­ектов РФ осуществляются: (а) дотации на выравнивание уровня бюд­жетной обеспеченности субъектов РФ; (6) субсидии на государствен­ную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродук­тов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения насе­ления, предприятий и организаций социальной сферы и жилищ­но-коммунального хозяйства; (в) субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области.

Средства Фонда регионального развития направляются на: (а) финансирование федеральных программ развития регионов; (6) оказание дополнительной финансовой помощи высокодотацион­ным субъектам Российской Федерации.

Фонд реформирования региональных финансов (в 2001 г.­ фонд развития региональных финансов) предназначен для активиза­ции процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ. Ис­точник его образования - кредит Международного банка реконструк­ции и развития.

Субсидии и субвенции, выделяемые из Фонда компенсаций, направляются на финансирование текущих расходов по реализации Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имею­щим детей» и др.

Особое место в бюджетной системе занимают местные бюджеты, в которых традиционно более высока по сравнению с государственным бюджетом доля средств, направляемых на социальные цели. В России из местных бюджетов финансируется более 80% учреждений образования и здравоохранения, около 80% учреждений культуры, осуществляется более 60% социальных выплат населению. В силу хронической дефицитности местные бюджеты получают дотации, субвенции и субсидии, ссуды из бюджетов вышестоящего уровня, привлекают средства путем выпуска местных облигационных займов (см. п. 10.2).

Бюджетная система Российской Федерации основана на ряде принципов.

Принциn единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного за­конодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета бюджет­ных средств.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами го СУ дарственной власти Российской Федера­ции, ее субъектов и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов предполагает: (а) право законодательных (представительных) органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджет­ной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; (6) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ;. (в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; (г) право органов государственной власти и органов местного само­управления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов, финансирования дефицитов со­ответствующих бюджетов; (д) право использования доходов, допол­нительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюд­жете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюд­жетов государственных внебюджетных фондов означает, что все до­ходы и расходы этих бюджетов, а также иные обязательные поступ­ления, определенные налоговым и бюджетным законодательство РФ и законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. IIри составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости ­минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использо­ванием наименьшего объема средств или достижения наилучшего ре­зультата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов предполагает по­крытие всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключе­нием доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централи­зации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает: (а) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполне­нии, полноту представления информации о ходе исполнения бюдже­тов, а также доступность иных сведений по решению законодатель­ных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; (6) обязательную открытость для общест­ва и средств массовой информации процедур рассмотрения и приня­тия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызы­вающим разногласия либо внутри законодательного (представитель­ного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе феде­рального бюджета.

Принцип достоверности бюджета предусматривает обеспечение надежности показателей прогноза социально-экономического разви­тия соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкрет­ных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Важнейшей составляющей устройства бюджетной системы является бюджетная классификация, представляющая собой группиров­ку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников

Финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости их характеристик. Ввиду исключи­тельной сложности бюджета как экономической категории используются различные виды классификации.

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой до­ходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники их формирования. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Бюджетная классификация доходов и расходов бюджетов РФ, источников финансирования дефицитов бюджетов является единойдля бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается фе­деральным законом.

 

Материалы для самостоятельной работы

Дайте определение следующим ключевым понятиям: бюджет, бюджетная система, федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации, бюджетная классификация, доходы и расходы бюджета, дефицит, профицит и сбалансированность бюджета, налоговые и неналоговые доходы бюджета, собственные доходы бюджета, регулирующие доходы бюджета, текущие и капитальные расходы, резервы, финансовая помощь, дотации, субвенции, субсидии, бюджетные ссуды, бюджетные кредиты, бюджетные инвестиции, трансферты, безвозмездные перечисления, взаимные расчеты.

 

Вопросы и задания

 

1. В чем заключается социальная сущность бюджета?

2. Что такое бюджетная система?

3. Охарактеризуйте особенности бюджетной системы стран с различным государственным устройством.

4. Бюджетная система Российской Федерации - ее строение и характер­ные черты.

5. Какими законодательными актами регулируется бюджетная система России?

6. Охарактеризуйте бюджетную классификацию.

7. Классификация доходов бюджетов по источникам формирования.

8. Классификация доходов бюджетов по характеру закрепления.

9. Назовите принципы бюджетной системы Российской Федерации и поясните их.

10. Какие налоги и сборы признаются законодательством федеральными? Приведите примеры.

11. Дайте характеристику региональных налогов и сборов согласно законодательству.

12. Дайте определение и приведите примеры местных налогов и сборов.

13. Назовите возможные пути развития неналоговых доходов бюджетов.

14. Назовите основные формы расходов бюджетов.

15. Обоснуйте и проиллюстрируйте закрепление расходов за различными бюджетными уровнями?

16. В чем заключается сбалансированность бюджета и каковы способы ее

обеспечения?

17. Назовите основные направления бюджетной политики Российской Феде­рации на среднесрочную перспективу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.004 с.)