Предметом экономической теории являются экономические отношения обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметом экономической теории являются экономические отношения обществе.



Предметом экономической теории являются экономические отношения обществе.

Экономическая теория - это наука о системах экономических отношений в обществе.

Экономическая теория, опираясь на изучение реальных экономических процессов, вырабатывает основу для принятия эффективных решений применительно как ко всей экономике, так и при решении конкретных задач. Поскольку принятие этих решений предполагает в первую очередь всестороннее изучение объекта, т.е. того, что он собой представляет, исходная задача экономической теории - определение содержания и структуры экономической системы. Только поняв систему, ее особенности, можно принять рациональные экономические решения, сделать правильный экономический выбор.

Составные части современной экономической теории и непосредственный предмет ее отдельных частей могут быть правильно определены в контексте двух основополагающих признаков.

Экономическая теория развивается вместе с обществом - экономика и теоретические взгляды на экономику эволюционируют вместе с развитием реальных экономических отношений.

Усложнение экономических отношений, появление новых моделей экономических систем неизбежно порождает дифференциацию экономической теории и возникновение новых направлений и школ.

Направления экономической теории и их эволюция

Экономические школы — возникшие в разные времена учения о построении экономики в государстве. Основные (представлены в порядке появления):

Меркантилизм

Физиократы

Классическо-буржуазная

Марксизм

Немецкая историческая школа

Кейнсианство

Австрийская школа

Монетаризм (Неоклассицизм)

Институционализм

Новый институционализм

Марксизм

Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал». Основная ценность и научная новизна работы Маркса - в комплексном изучении специфического товара Рабочая сила. В результате анализа Маркс выделил и отдельно исследовал прибавочную стоимость как самостоятельное экономическое явление. Это позволило научно объяснить источник и природу прибыли на капитал, а также различные формы экономической эксплуатации.

Товар

Товар — это исходное производственное отношение капитализма, всеобщая форма капиталистических производственных отношений, которая генетически развивается в капитал — основное производственное отношение, характеризующее сущность капиталистического способа производства. Товар выступает как потребительная стоимость и как меновая стоимость. Потребительная стоимость означает свойство вещи удовлетворять человеческую потребность того или иного рода. Потребительная стоимость одного товара не похожа на потребительную стоимость другого товара. Меновая стоимость есть свойство вещей в той или иной пропорции обмениваться на другие, она возможна лишь в товарном хозяйстве.

Деньги

Функции денег:

Мера стоимостей (выражение стоимостей товаров как качественно одинаковых и

количественно сравнимых);

Средства обращения (Кругооборот товара Т — Д — Т),

Средство накопления (параллельно движущимся денежным потокам существуют и денежные резервы и постоянно происходят переливы из одних в другие),

Средство платежа (кредит, который создает возможность распоряжаться ресурсами, которые не только ещё не превращены в деньги, но часто и не произведены).

Средство накопления сокровищ.

Всемирные деньги (опосредование мировой торговли).

Прибавочная стоимость- Источником прибавочной стоимости является продолжение потребления рабочей силы дольше того времени, в течение которого воспроизводится её стоимость. Капитализм Основными признаками капитализма могут быть названы следующие: производство, нацеленное на обмен, носит всеобщий характер рабочая сила является товаром стремление к прибыли — главная движущая сила производства извлечение прибавочной стоимости, отделение непосредственного производителя от средств производства, составляют внутреннюю экономическую форму следуя императиву экономического роста, капитал стремится к глобальной интеграции, посредством мировых рынков

Маржинализм (фр. marginalisme, от лат. margo (marginis) — край) — направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории ценности; возникло в 70-е гг. ХIХ века в форме т. н. «маржинальной революции». Основателями школы (The Revolutionaries) являются К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас. Основными предшественниками данного направления (Main Proto-Marginalists) считаются французские ученые О. Курно и Ж. Дюпюи, а также немцы И. фон Тюнен и Г. Госсен.

Классический институционализм зародился в начале ХХ века в США. Его основоположником считается Торстейн Веблен. Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представители институционализма считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов.

Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» - нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» - закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Институты – формы и границы деятельности людей. Они представляют собой политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательство, организация хозяйственного обеспечения и многое другое, связанное с хозяйственной практикой. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий, и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внешнеэкономические факторы.

2. Вопрос 2 Методология и основные методы экономической теории.

Методология и методы экономической теории.

Учение о научных методах или совокупность применяемых методов называется методологией.

Методы экономической теории:

Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

3. Вопрос 3 Потребности, ресурсы, выбор. Экономические интересы и потребности. Закон повышения потребностей.

Потребности, ресурс, выбор. Экономические интересы и потребности. Закон повышения потребностей.

Экономические потребности – внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Потребности подразделяются на:

-первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда);

-вторичные, к которым относятся все остальные потребности.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами.

Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). Экономические блага можно разделить на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Экономические ресурсы (факторы производства) – это элементы, используемые для производства экономических благ.

Где Q - объем производства,

F1, F2,…, Fn - используемые производственные ресурсы.

Экономический интерес — термин, категория, используемая в экономике, финансах для обозначения стимулов деятельности субъектов экономических отношений, определяя их поведение. Стимулами деятельности экономических субъектов выступают рост стоимости или получения дохода в результате осуществления финансовых операций, а также иного участия в хозяйственной деятельности. В процессе экономической деятельности люди взаимодействуют друг с другом, руководствуясь своими интересами. Их интересы представляют сложную систему, затрагивающую, по существу, все отношения в обществе.

Закон Повышения Потребностей-экономический закон, определяющий причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и обогащения потребностей общества. С развитием производительных сил общества происходит исчезновение одних и возникновение

Микроэкономический анализ: он распространяется на отдельные объекты и процессы, часто применяется к финансово-хозяйственной деятельности предприятий, фирм, включая анализ объемов производства, издержек, прибыльности.

Субъекты рыночных отношений или экономические агенты - все, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической деятельности практические мероприятия.

Современная экономика основана на разделении труда, при котором каждый производитель специализируется на производстве некоего товара, продаёт его на рынке, получает за это деньги и на них покупает все необходимые ресурсы для производства.

Производитель закупается на рынке ресурсов необходимыми ресурсами, превращает их в товары и услуги, продаёт посреднику, а тот продаёт их потребителю. Потребитель продаёт свой труд за заработную плату, которую тратит на оплату товаров и услуг. Государство — еще один участник рынка, покупает товары на рынках ресурсов, производителей и посредников, собирает налоги с этих рынков и обеспечивает исполнение законов.

Рынок ресурсов— место, где ресурсы и услуги поставщиков ресурсов продаются и покупаются. Домохозяйства (люди) предлагают свои ресурсы фирмам (6). Фирма в свою очередь предъявляет спрос на ресурсы, так как с помощью их они производят товары и услуги (5). Платежи, производимые фирмами за полученные ресурсы, являются затратами для фирм (1) и одновременно являются потоками заработной платы, ренты, процентов и прибыли для домохозяйств, поставляющих ресурсы (2).

Рынок продуктов— место, где товары и услуги фирм покупаются и продаются. Фирмы производят необходимые товары и услуги и продают их через рынок продуктов домохозяйствам (7 и 8). Домохозяйства (потребители) предъявляют спрос (3) на огромное многообразие товаров и услуг. Издержки фирм (1) превращаются в потребительские доходы (2), а те в свою очередь поступают на рынок продуктов, а затем и на счета фирм в качестве доходов (4).

В более полной модели кругооборота мы добавляем государство, как равноценного субъекта рыночных отношений. Государственные расходы (9 и 14), налоги (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также опосредствованные этим потоки ресурсов и продуктов в государственных сектор оказывают влияние на распределение доходов, ресурсов и, как следствие, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств.

Основные факторы взаимодействия:

  1. Издержки
  2. Денежный доход
  3. Товары и услуги
  4. Труд и капитал
  5. Ресурсы
  6. Труд и капитал
  7. Потребительские расходы
  8. Товары и услуги
  9. Расходы
  10. Ресурсы
  11. Товары и услуги
  12. Потребительские расходы
  13. Товары и услуги
  14. Налоги
  15. Товары и услуги
  16. Доход

5. Вопрос№5 Принцип альтернативности и производственные возможности.

Сущность принципа альтернативности заключается в следующем: принимая решение в пользу того или иного варианта действий, экономический субъект неизбежно отказывается от других вариантов, «упускает возможность» иного варианта использования (производства, распределения и потребления) имеющихся ресурсов. Альтернатива – это путь удовлетворения потребности, исключающий другие пути. Осознание альтернативы позволяет хозяйствующему субъекту понять цену сделанного выбора.

Производственные возможности – это возможности производства экономичнеских благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития НТП. Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор; какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.Суть проблемы выбора в условиях ограниченности ресурсов можно понять, использовав кривую производственных возможностей (КПВ). Кривая производственных возможностей – график, показывающий все множество вариантов использования имеющихся ресурсов для производства альтернативных (альтернативный – допускающий одну из двух или нескольких возможностей) видов продуктов (товаров).Разберем хрестоматийный пример. Предположим, что общество нуждается в производстве двух продуктов – масла и пушек.

С учетом этих критериев можно выделить три базовых формы присвоения, т.е. экономического и юридического закрепления ресурсов, имущества, средств производства, материальных благ и услуг, различных видов доходов за хозяйствующим субъектом или физическим лицом: частное, коллективно-долевое (общее долевое) и коллективно-совместное (общее совместное) присвоение.

Частное присвоение – характеризуется тем, что отдельные люди относятся к имуществу как к личному источнику богатства. Частное присвоение реализуется в двух различающихся между собой видах частной собственности:

  • собственность на средства производства человека, который сам трудится (например, крестьяне, ремесленники, живущие своим трудом);
  • собственность на вещественные условия производства лица, применяющего чужой труд (например, средства производства принадлежат одной части общества, а другая его часть попадает в зависимость от собственников и подвергается эксплуатации).

Производительная сила

Естественные;

Общественные;

Всеобщие.

Производственные отношения;

Социально- экономические;

Организационно-экономические;

Технико-экономические.

I Формационный подход:

В традиционной экономике существуют разные стимулы к ведению экономической деятельности. Натурально общинный уклад базируется на материальных стимулах к труду, связанных в основном с необходимостью удовлетворения жизненных элементарных потребностей. Мелкотоварное производство ориентируется на превышение доходов над расходами. Однако с учетом того, что в большинстве случаев оно основано на личном труде крестьян, ремесленников, размеры возможного дохода не так значительны. Традиционная экономика основана на отсталой технике, господстве ручного труда, сельскохозяйственном производстве. Использование передовых технологий, распространение новой информации сдерживаются сложившимися в обществе традициями, обычаями.

Плановая экономика. Другим видом экономической системы является плановая экономика. Плановая экономика экономика, при которой экономические ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования, управления и контроля. Демократическая плановая экономика предполагает обязательное господство государственной собственности на экономические ресурсы. Планирование, как правило, носит общий характер и не предусматривает детальной разработки экономических показателей. Их выполнение обязательно лишь для государственных организаций. Для остальных участников экономики плановые показатели имеют лишь рекомендательный характер. Элементы демократической плановой экономики успешно применяются многими развитыми странами рыночной экономики (Франция, Германия), а также некоторыми развивающимися странами.

Командная плановая экономика представляет более жесткую модель экономики. Она в течение нескольких десятилетий господствовала в бывшем СССР, а также в ряде стран Восточной Европы, Азии. В условиях командной плановой экономика национальное хозяйство приходит в движение на основе централизованного планирования и управления. Поэтому непосредственные производители ограничены в принятии экономических решений. Сбалансированность экономики достигается исключительно административными методами (приказами, распоряжениями). Планы носят директивный характер, то есть выступают как законы, обязательные к выполнению. В результате непосредственные исполнители не имеют материальной заинтересованности в конечных результатах своего труда. Все эти факторы сдерживают рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций.

При командной экономике производители не имеют возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, a также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. В свою очередь, потребители ограничены в выборе предлагаемых продуктов. Итогом всего этого является отсутствие конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.

Рыночная экономика. В настоящее время рыночная экономика является одним из наиболее распространенных видов экономической системы. Рыночная экономика это экономика, основанная на эквивалентных товарно-денежных отношениях, господстве частной формы собственности на экономические ресурсы, свободной конкуренции производителей и граждан.

Основные экономические решения принимаются самостоятельно производителями и потребителями. Первые на свой страх и риск принимают решения о том, какие продукты производить, в каком количестве, посредством какой техники и для кого. Вторые самостоятельно делают выбор, какую продукцию приобретать и у каких производителей.

Сбалансированность экономики достигается посредством рыночного механизма. Его основными элементами являются спрос и предложение. С учетом их соответствия формируются цены на продукты. Уровень цены является сигналом для увеличения или сокращения производства.

Рыночная экономика неразрывно связана с экономической самостоятельностью производителей, что заставляет их работать эффективно, с большей ответственностью. Это способствует внедрению достижений науки и техники в экономику, экономии ресурсов, повышению квалификации работников и т. д. Производители товаров имеют прямую экономическую заинтересованность в конечных результатах труда.

10. Вопрос№10 Условия формирования и функционирования свободного рынка. «Провалы рынка». Роль государства в рыночной экономике.

Свобо́дный ры́нок — это рынок, свободный от любого постороннего вмешательства (включая правительственное регулирование) и мошенничества[. При этом функция государства на свободном рынке сводится к защите прав собственности. Также свободный рынок определяют как рынок, цены на котором устанавливаются свободно без постороннего вмешательства и прочих внешних факторов, исключительно на основании спроса и предложения.

Преимущества свободного рынка в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, обращен к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Свободный рынок — это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает: эффективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов; максимальное использование достижений НТР;способность к удовлетворению разнообразных потребностей; повышение качества товаров и услуг.

Идея свободного рынка тесно связана с экономической политикой невмешательства, согласно которой государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным. Роль правительства сводится к защите прав, а также созданию и поддержанию налоговой системы, которая обеспечивает существование государства. Некоторые приверженцы свободного рынка также возражают против налогообложения. В частности, анархо-капиталисты предлагают заменить налогообложение арбитражными и частными охранными агентствами.

В терминах политэкономии крайней противоположностью экономике свободного рынка является плановая или командная экономика, где решения относительно производства, распределения и назначения цен являются прерогативой государства. Смешанная экономика является промежуточным вариантом между плановой экономикой и свободным рынком.

ПРОВАЛЫ РЫНКА— неспособность рыночных механизмов удовлетворительно решать важные для общества социально-экономические проблемы, несовершенство рыночных институтов и инструментов; фиаско рыночных отношений, не обеспечивающих рациональное распределение и использование ресурсов, свидетельствующее о необходимости государственного вмешательства в экономику.

Прежде всего необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование:

Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

Qd- V спроса

P – цена на товар

А,в-коэффиценты

Кривая спросакривая, которая показывает какое количество экономического блага готовы купить потребители по разным ценам в данный момент времени.

Налоги и датации Т

Цены на другие товары - Pi

Ожидания W

Число продавцов N

Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.

Рыночное равновесие и его динамика:

Существует два подхода к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла.

1. Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объемах спроса и предложения.

Рис. 1.3.2 Рыночное равновесие (подход Л. Вальраса)

Если на рынке избыток предложения (при цене Р1), то в результате конкуренции продавцов происходит понижение цены до Рe и избыток исчезает.

Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2), конкуренция покупателей повышает цены и приводит к исчезновению избытка.

2. Главным в подходе А.Маршалла является разность цен Р1 и Р2.

Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены.

Рис. 1.3.3. Рыночное равновесие (подход А. Маршала).

По версии Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

1. Вопрос №13 Государственное регулирование ценообразования в условиях рыночной экономики его последствия.

Косвенное регулирование

Влияние налогов

Фиксированные объемы

Вопрос №14

Приростной метод - показывает насколько в абсолютном выражении измениться значение функции у2-у1, при изменении функции аргумента на величину х2-х1.

Недостатки данного метода:

1) имеет размерность;

2) показатель зависит от масштаба измерения;

Темповый методпоказывает насколько % измениться значение функции при изменении аргумента на 1%.

Коэффицент эластичности спроса по цене показывает относительное изменение V спроса под влиянием изменения цены на 1%

EdP = д Q%/ д P%

д Q%- изменение V спроса

д P% -изменение цены

EdP>1- спрос эластичный, V спроса изменяется больше цены

0<EdP<1- спрос неэластичный, V спроса изменяется медленнее цены.

EdP=1 – единичная эластичность, V спроса и цена изменяются пропорционально.

Вопрос№15

Вопрос №16

Излишек производителя - это раз­ница между рыночной ценой и предельными издержками выпускаемой продукции. Предельные издержки указывают на минимальную цену, при которой фирма согласилась бы вообще производить каждую до­полнительную единицу продукции. Графически этот излишек может быть пока­зан в виде площади над кривой предложения, вплоть до линии ры­ночной цены (на рис. 1 заштрихованная область).

(излишек) потребителяэто разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.

Цена спроса на товар (РD) определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара – взаимодействием спроса (D) и предложения (S). В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене (Рe) (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Излишек потребителя и производителя

Поэтому потребитель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он мог за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштрихованного треугольника РDЕРe (рис. 6.2).

Вопрос №17

Полезностьсубъективное отношение людей к благам.

Виды функции полезности:

- Ui=f(xi)- функция полезности отдельного товара; Ui-общая полезность, xi- количество i-того блага.

-U= Ui (x1)+U2(x2)+……+Un(xn)- аддитивная функция полезности

-U=f(x)….(xn)- функция полезности общего вида

Функция полезности общего вида - целевая функция модели потребительского выбора, которая представляет собой зависимость максимально возможного условия полезности от потребления определенного количества благ.

I-ый- Закон убывания предельной полезности: с ростом потребления какого-либо одного благи при фиксированном V потребления остальных благ общая полезность возрастает убывающими темпами, а предельная полезность просто убывает.

I-const

(x*, y*)

1. Вопрос №20 Реакция потребителя на изменение цен и дохода. Кривые Энгеля. Индивидуальная кривая спроса.

Кривые Энгеля.

Кривые Энгеля

Зависимость между доходом и потреблением впервые исследовал немецкий статистик Х. Энгель, поэтому ее графическое отображение названо кривые Энгеля (рис. 13.2).

Е=…..

Если кривые Энгеля имеют положительный наклон, т.е. при росте дохода потребитель увеличивает потребление благ, то такие товары относятся к группе нормальных товаров, при этом доля дохода направляется на товары первой необходимости будет сокращаться, а доход на предметы роскоши возрастать.

Эффект дохода- при снижении цены на один из товаров увеличивается покупная способность денежного дохода потребителя. Это означает, что потребитель может позволить себе увеличение как товара, цена которого снизилась, так и на другие альтернативные товары.

Эффект замещения – снижение цены на один из товаров может привести к тому, что потребитель будет склонен изменять структуру потребления, отказываясь от относительно подорожавшего товара в пользу относительно подешевевшего.

Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

Уравнения Слуцкого -уравнение, смысл которого состоит в том, что изменение спроса на некоторый товар при повышении или снижении его цены складывается из влияния непосредственного изменения спроса и косвенного влияния в результате переключения спроса на др. товары.

+ формула

Производственный выбор в SR

Функция производства в краткосрочном периоде показывает выпуск, который может осуществлять фирма путем изменения количества переменного фактора, при данном количестве постоянных факторов:Q= f (K, L)

По мере увеличения применения переменного фактора при фиксации остальных всегда достигается точка, с которой использование дополнительного количества переменного фактора ведет к постоянно снижающемуся приросту продукта, а затем к его абсолютному снижению

Эффект масштаба

Специализация труда

Рост издержек производства

Рост транспортных издержек

3) образование узких мест

17. Вопрос №27 Природа издержек производства, их структура и виды. Динамика издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Виды издержек производства:

В зависимости от V выпуска

Общие(валовые- TC) – это суммарная величина издержек, понесенных при производстве данного объема продукции.

ТС= РкK+ Рl L

Pl-цена труда

K и L- капитал и труд

Постоянные(FC)- это те издержки, которые предприятие должно нести в любом случае, и которое до определенной степени мало зависит от объема производства.

Переменные издержки(VC)- это издержки, величина которых изменяется зависимости от объема продукции.

TC= FC+VC

Средние издержки(ATC)- величина совокупных издержек, приходящихся на единицу произведенной продукции.

ATC=TC/Q=FC/Q+VC/Q=PkK/Q+PlL/Q

Средние постоянные издержки (AFC)- величина постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции.

AFC=FC/Q

Средние переменные издержки (AFC) величина переменных издержек, приходящихся на единицу продукции.

AVC=VC/Q

6) Предельные издержки(МС)- отражает прирост совокупных издержек, вызванный увеличением объема выпуска на единицу продукции. МС=ТС/Q

Минимальные издержки производства для данного объема продукции достигается при комбинации факторов производства, для которых соотношение предельных продуктов этих факторов равно соотношению их рыночных цен.

Q(K,L)=const,TC->min

MRTSlk=Pl/Pk

MPl/MPk= Pl/Pk->MPl/ MPl=MPk/MPk

1. Вопрос № 29 Выручка и прибыль. Экономическая природа прибыли.

Прибыль и инновации

Прибыль и риск

Выручка и прибыль.

Если выпуск и реализация будут увеличиваться, то при неизменной цене и общий доход, общие издержки будут возрастать: доход - в силу роста продаваемого количества, издержки - в силу действия закона убывающей отдачи. Прибыль будет иметь место до тех пор, пока рост дохода будет превышать рост издержек, а её размеры будут зависеть от соотношения этих величин. Поэтому для решения проблемы максимизации прибыли важно учитывать не общие, а предельные значения рассматриваемых показателей.

Фирма будет увеличивать выпуск до того момента, пока дополнительные затраты на производство дополнительной единицы продукции не сравняются с предельным доходом от её продажи. Это называется правилом MC = MR.

Разница между MC и MR будет представлять собой предельную прибыль (PM), то есть прибыль, получаемую фирмой от реализации каждой дополнительной единицы выпуска. Если MR > MC, показатель PM будет принимать положительные значения, свидетельствующие о том, что каждая дополнительная единица выпуска добавляет определенную дозу к общей прибыли. Когда MR и MC сравняются, это будет означать, что PM = 0, а общая прибыль в этой точке достигнет своего максимума. Дальнейшее наращивание выпуска приведет к превышению MC над MR и PM принимает отрицательные значения. В этом случае, когда предельная прибыль становится отрицательной, фирма может увеличить свою общую прибыль, сокращая уровень выпуска продукции.

MR = МС

1. Вопрос №31 Концентрация и централизация капитала. Диверсификация. Показатели концентрации отрасли.

L-лернеровский индекс

P-цена

MC- предельные издержки

1. Вопрос №33 Рыночные структуры: их типы и определяющие признаки. Совершенная и несовершенная конкуренция.

Численность продавцов

Наличие отраслевых барьеров

Контроль за ценой

Стандартизация продукции

Кривая долгосрочного предложения совершенно конкурентной фирмы представлена частью восходящего отрезка кривой ее долгосрочных предельных издержек, лежащей выше пересечения ее кривой долгосрочных средних издержек.

Вопрос №36

Совершенно конкурентный рынок является экономически эффективным, так как действующие на нем рыночные силы принуждают фирмы к производству с минимальными долгосрочными средними издержками, обеспечивая тем самым наилучшее использование ресурсов и реализации продукции по ценам равным предельным издержкам производства чем обеспечивается рациональное распределение ресурсов.

LRMC=P=LRACmin

Вопрос № 38

32. Экономическая природа и виды монополии. Источники монопольной власти.

Монополия возникает, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.

Характерные черты:

1) Единственный продавец

2) Фирма и отрасль – синонимы

3) Отсутствие товарных заменителей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.171 с.)