Экономические реформы 80-90 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические реформы 80-90 гг.



В начале 70-х годов стало очевидным, что реформа 1965 года не дала ощутимых результатов. Продолжался неуправляемый рост запасов и капитальных вложений, разрасталось финансирование обо­ротных средств за счет кредита, особенно платежного. В 70-е годы импульс, данный реформой 1965 года, постепенно затухал, за­медлился, а затем и остановился рост производства, нарастало инфляционное разведение оборотных средств, всех видов доходов и финансовых фондов.

Новая экономическая политика с 1985 г. получила название “курс ускорения”. Основной целью объявлялась интенсифика­ция общественного производства за счет приоритетного разви­тия научно-технического прогресса, структурной перестрой­ки, эффективной системы управления, организации и стиму­лирования труда. Спустя год понятие “ускорение” выходит из употребления и заменяется термином “перестройка”.

В 1987 году была принята программа коренной перестройки управления экономикой. Она предусматривали ее социальную пе­реориентацию, структурные преобразования, реформу ценообразования, перестройку финансово-кредитной системы при общей направленности к регулируемой рыночной экономике.

Но все предлагавшиеся программы практически не были реализованы. Экономика все больше становилась заложницей поли­тики, что сделало все программы (Абалкина - Рыжкова, “500 дней”, компромиссная программа, разработанная под руковод­ством М. Горбачева) несостоятельными.

Важной особенностью периода до 1989 года следует считать массированную атаку на, так называемую, “командно-административную систему”. В результате возникла ситуация хозяйственно­го безвластия, приведшая в конечном итоге к распаду СССР.

После августа 1991 года был выбран монетаристский путь ре­формы в шоковом варианте (достижения рыночного равновесия посредством одноразового размораживания цен, сокращения де­фицита бюджета и удорожание кредита). Предполагалось, что бы­стрый переход к свободным рыночным отношениям автоматичес­ки создает стимулы для структурной перестройки и преодоления кризиса. Этот путь на практике оказал негативное влияние на народное хозяйство, систему налогообложения, кредитную систему (цена кредитов составила 200%), усугубил кризис, умножил невзгоды широких слоев населения.

Особенно пострадало сельское хозяйство - “ножницы” подо­рвали основы воспроизводства и привели к сокращению посев­ных площадей и поголовья скота. Практически во всех отраслях оказалась невозможной рентабельная работа многих предприятий.

Одной из причин провала реформы считают попытку нало­жить монетаристский подход к оздоровлению экономики на со­вершенно чуждую ему систему - государственную централизо­ванную экономику.

Когда отрицательные последствия реформы стали проявляться достаточно явно, предпринимается попытка форсировать приватизацию и разгосударствление на основе акционирования и ваучеризации.

Развал СССР привел к разрушению налаженных связей. Это усугубилось войной цен и повлекло развал рублевой зоны и гиперинфляцию.

Милитаризованная экономика сколь могуча, столь и хруп­ка: если она проигрывает потенциальному противнику в каком-либо решающем звене, оналомается и дальнейшее накопле­ние вооружений, как и жертвы, принесенные народом во имя этого, становятсябессмысленными. Должна произойтиперестройкавсей системы. Именно так получилось в Советском Союзе, ставшем после Второй мировой войнысупердержавой, властвовавшей над двумя десятками социалистических государств от Адриатики до Океании. Военно-промышленный комплекс СССР, букваль­но высасывая все соки из народного хозяйства (например, пер­вая атомная бомба стоила столько, сколько вся Отечественная война), сумел побитьсяравенства в ракетно-ядерных вооружениях с США, но оказался бессильным ответить на перспективу создания на пути советских баллистических ракет американско­голазерного щита (имеется ввиду система СОИ). Что бы ни пред­ставляла собой перспектива “звездных войн” в 80-х гг., но, коль скоро эта перспектива появилась, дальнейшее накопление на­личных вооружений и вся милитаризация экономики сталабессмысленной, неоправданной. Неоправданным оказался и весь то­талитарный советский строй. Все, что последовало за этим, было неизбежно.

Однако надеждам миллионов людей наскорое наступление благополучной жизни не суждено было сбыться. Хотя новой власти удалось покончить с дефицитом и довольно быстро насытить потребительский рынок путем отпуска цен, но это было достигнуто ценой гибели сбережений миллионов людей. Социально-экономи­ческие преобразования, последующие за крахом социализма, были проведены, насколько можно судить, без единой концеп­ции, стратегической модели. В результатеприватизации на на­чало 1997 г. 55% промышленных предприятий изменили форму собственности, они производят около 70% валового национального продукта и осуществляют 74% всех инвестиций. Однако поспешное разгосударствление привело к тому, что большинство акций ряда мощных предприятий за бесценок приобретен директорским кор­пусом, не имеющим навыков работы на рынок в условиях кон­куренции и лично не заинтересованном в этом, поскольку ру­ководство самостоятельного предприятия может произвольно устанавливать себе зарплату.

Происходит постепенная конверсия ВПК, 70% продукции которого сегодня уже составляют гражданские товары. Но большинство оборонных предприятий еще не приспособилось к требованиям рынка и влачит жалкое существование. Государство остается самым крупным собственником в стране, но управляет своим имуществом неэффективно. Целому ряду предприятий и компаний предоставлены значительные налоговые льготы, в результате большая часть доходов минует федеральный бюджет. Три так называемые естественные монополии - на топливо, энергию и перевозки: Газпром, Единые электросети России и МПС - своими сверхвысокими тарифами практически душат свободную конкуренцию.

В селе колхозно-совхозное производство, став формально акционерным, фактически сохранилось под властью старого руководства. Причины в основном носят социально-психологи­ческий характер: ВПК успел при советской власти выбрать на свои предприятия и стройки большинство социально-активно­го населения сельской местности, а жизнь оставшихся селян полностью зависит от разбогатевших и фактически бесконтрольных руководителей коллективных хозяйств, сменивших вывеску. Хотя их зерновая производительность после отделения союзных житниц - Украины и Казахстана ничтожна, всего 13 ц/га,формальноони господствуют в стране.Фермеры и вообще частные сельс­кие хозяева любых видов (те же колхозники в своих личных хо­зяйствах и даже дачники) в значительной степени представля­ют собойнеформальную, подпольную экономику - они произ­водят больше половины мяса, молока, овощей и фруктов в стране, но скрывают фактическую производительность, опасаясь усиленного налогообложения, а также ввиду отсутствия частной собственности на землю и нормального сельскохозяйственного кредита.

По сути в страневторойраз происходит первоначальное на­копление капитала. Как и на Западе в XVI- XVIII вв. и в России в XVIII - XIX вв., этот процесс в значительной степени носит насильственный характер, но не путем колониальных захватов или огораживания земель, а путем криминализации экономики. Считается, что вне официальной экономики производится около 20% ВВП. В кредитно-финансовой сфере действуют около тыся­чи организованных преступных групп. Сюда относятся мошен­нические финансовые компании, успевшие присвоить более 20 трлн. руб. доверчивых клиентов (если общее количество вкладчиков, как сообщает печать, составляет 89 млн., то средний вклад равняется всего около 225 тыс. руб., т.е. ограблены самые малоимущие слои населения). К криминальной экономике от­носятся также подпольные банки, аккумулирующие доходы от рэкета, проституции, воровства, игорного дела, они кредитуют под охраной вооруженных банд - малый бизнес в наличной валю­те (“черныйнал”) под огромные проценты. Сюда же относятся бизнесмены, не возвращающие в страну экспортную выручку, а также использующие государственный кредит не по назначению; злостные неплательщики налогов (в 1966 г. ”укрыто” 40% сделок); лихоимцы из госаппарата (ныне он превысил по численности бывший советский); расхитители армейского вооружения; производители безакцизного спирта и пр.

Распо­лагая огромным “черным налом”, криминальный сектор не испытывает недостатка в средствах обращения. По этой причине в легальной экономике денежной массы хватает только на 20% оборота. Легальный оборот в значительной степени стал нату­ральным (бартер). Хронические неплатежи, в том числе зар­плат и пенсий, очень тяжело отражаются на положении людей.

Криминализация экономики вызывает нежелание народа, на руках у которого находится от 30 до 60 млрд. долларов, участво­вать в инвестиционном процессе. Нестабильность социально-политического положения отпугивает западных инвесторов. Естест­венное следствие - резкийспадпроизводства. За 1992-1996 гг. ВВП снизился на 28% - больше, чем за годы Гражданской (23%) и Второй мировой (21%) войн. Страна живет экспортом газа и нефти, леса, металлов, новейшего вооружения и импортом по­требительских товаров. Промышленность, в общем,неприбыльна. Самый большой доход приносят: торговля (особенно валютой, недвижимостью, жидким топливом, безакцизным спиртом), бан­ковское дело, госслужба (поборы), биржевое брокерство и про­стое воровство.

Гармоничное развитие народного хозяйства новой России и повышение уровня жизни народа зависит, в первую очередь, от решения двух тесно связанных между собой проблем - ликвидации криминального бизнеса и налаживания инвестиционного процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.188.160 (0.005 с.)