Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сменяются периодами упадка сил. Взаимосвязь эмоциональных состояний и поведения
· Фрустрация – состояние, возникает всякий раз, когда физическое, социальное, воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели, удовлетворение потребности. Причины: 1) лишения – отсутствие необходимых средств 2) потери – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности 3) конфликт – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, чувств или отношений. Типы реакций: 1) Агрессивность 2) Отступление и уход 3) Регрессия – трудная задача заменяется более легкой.
· Депривация – лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Причины: 1) развитие полностью или почти полностью зависит от внешней стимуляции. 2) в ходе развития могут быть фазы, в течение которых определенные процессы развиваются нормально при наличии адекватных условий.
· Агрессия есть один из способов удовлетворения актуальной для человека потребности. Агрессию условно можно разделить: Ø по направленности на объект: на внешнюю и внутреннюю; Ø по способу выражения: на произвольную и непроизвольную; Ø по конечной цели: на инструментальную и враждебную Ø по форме выражения: а) физическую б) вербальную в) косвенную г) негативизм – обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Компоненты агрессивности: § Познавательный компонент – ориентировке, которая требует понимания ситуации, выделения объекта для нападения; § Мотивационный компонент (инстинкты, влечения, потребности, мотивы); § Эмоциональный компонент (гнев, аффект, ярость, Но не всегда. недоброжелательность, злость, мстительность); § Волевой компонент (целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность и смелость); § Нравственный компонент (совесть и чувство вины).
· Стресс – целостная реакция живого существа на экстремальное воздействие. В этой реакции можно выделить когнитивный, физиологический, эмоциональный и поведенческий компоненты. В зависимости от динамики стрессовой ситуации, можно различать острые (стихийное бедствие), хронические (болезнь) и периодические (зимние холода) стрессовые воздействия.
Стадии: ü мобилизация ( увеличение частоты сердечных сокращений, повышение артериального давления, расширение зрачков, усиление потоотделения); ü сопротивление; ü истощение ( апатия, пониженное настроение). Функциональные психические состояния
¨ Врабатывание. Вхождение и приспособление к текущей деятельности. ¨ Состояние оптимальной активности или устойчивое рабочее состояние. Когда установлен оптимальный и наиболее экономный режим работы органов и систем организма. ¨ Утомление. Временное снижение работоспособности. Наступающее утомление организма может маскироваться интересом к выполняемой работе. Отсутствие заинтересованности, отрицательные эмоции способствуют появлению резко выраженной усталости и вызывают снижение работоспособности раньше, чем наступают физиологические сдвиги, характеризующие утомление. Виды утомления: Ø физическое; Ø умственное; Ø эмоциональное. Ø Также местное, локальное и общее. ¨ Переутомление. Физические и психологические изменения более стойкие и труднообратимые. Сниженная работоспособность плохо компенсируется волевым усилием. Человеку становится трудно, а иногда и невыносимо тягостно выполнять легкие разделы его работы, и относительно гораздо легче – трудные (легче написать научную статью, чем простое письмо). На короткий промежуток времени индивид может мобилизоваться, однако вслед за тем наступает тяжелое состояние апатии. Наблюдаются колебания настроения, раздражительность и другие отрицательные эмоции. Расстраивается сон: сонливость днем, бессонница, частые ночные кошмары, страхи. Резкое ухудшение памяти, внимания, мышления. Три степени: Ø начинающееся; Ø среднее; Ø выраженное. При переутомлении помимо облегчения нагрузки необходим активный и пассивный отдых. ¨ Монотония. Однообразное, многократное повторение одних и тех же действий, малая продолжительность цикла трудовых движений, простота содержания действий, высокий и строго заданный темп работы. Проявление: притупление остроты внимания, ухудшение его переключения, снижение бдительности, сообразительности.
¨ Психическое пресыщение. Может возникать, если монотонная деятельность не прекращается длительное время, и сменять состояние монотонии. Может развиваться и самостоятельно. Причина: превышение уровня психологических или физических возможностей человека, когда его психическая активность вырастает сверх нормы. ¨ Сон. Периодически возникающее психофизиологическое состояние человека и животных; характеризуется почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшением активности ряда физиологических процессов. Различают нормальный (физиологический) сон и несколько видов патологического сна (наркотический, летаргический и др.). Структура сна: два состояния (фазы) – медленный сон и быстрый. При засыпании человек погружается в медленный сон, последовательно проходя 4 стадии: дремоту, поверхностный сон, сон умеренной глубины и глубокий сон. Медленный сон завершается сменой позы, после чего следует резкий переход в фазу быстрого сна. Регуляция, саморегуляция психических состояний. Аутогенная тренировка
Психические состояния отражают особенности взаимодействия человека и среды. С одной стороны, при изменении этого взаимодействия состояния меняются таким образом, чтобы способствовать адаптации организма к окружающей среде. С другой стороны, психические состояния являются индикаторами внешних событий.
Физиологические механизмы возникновения саморегуляции: Первый этап. В коре головного мозга формируется так называемая доминанта (интенсивный стойкий очаг возбуждения). Она подчиняет себе активность организма и деятельность человека. Второй этап. Возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус. Он заставляет близлежащую железу – гипофиз – выделить в кровь большое количество гормона. Под влиянием данного гормона надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны). Последние вызывают разнообразные физиологические эффекты – сильнее бьется сердце, учащается дыхание и др. Третий этап. Если конфликт не разрешился и негативное взаимодействие со средой не прекратилось, в кору головного мозга продолжают поступать импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Два пути регуляции такого состояния: 1. снизить для себя значимость происходящего 2. или же изменить ситуацию..
Аутогенная тренировка (АТ) – активный метод изменения собственного состояния, направленный на восстановление динамического равновесия систем регулирования функций организма. Он позволяет быстро снять излишнюю нервно-мышечную напряженность, волнение, проявления вегетативно-сосудистой дистонии, головные боли, вялость, раздражительность, неприятные ощущения, позволяет управлять настроением, мобилизовать все душевные и физические силы на достижение поставленных целей. Правильное применение АТ способствует снижению интенсивности общей тревожности и других негативных психических состояний, развитию физиологической и психологической устойчивости к стрессовым воздействиям. Введение АТ связывают с именем И. Шульца (J.H. Schultz). Им было предложено использовать данный метод для лечения неврозов, однако в настоящее время он находит более широкое применение, например, в качестве психогигиенического средства при подготовке людей, работающих в условиях эмоционального напряжения и экстремальной нагрузки, например, спортсменов, летчиков.
Существует несколько модификаций классической АТ. Например, были разработаны приемы, не только снижающие, но и повышающие тонус, мобилизующие человека. Упражнения низшей ступени АТ воздействуют преимущественно на вегетативные функции. Высшие психические функции стимулируются на высшей ступени АТ. На высшей ступени выполняются упражнения, цель которых – научить вызывать сложные переживания, приводящие к "самоочищению" и излечению через нейтрализацию негативных переживаний. Освоить АТ может практически любой человек, но легче она дается людям, способным вызывать в сознании яркие живые образы. Общение
Общение – процесс взаимодействия с целью обмена информации, чувствами, совместной деятельностью. Три основных компонента: коммуникативный, перцептивный и интерактивный. ¨ Коммуникативный компонент (передача информации от одного участника общения к другому). Специфика: 1) одновременная активность всех участников общения; 2) важность правильного понимания передаваемой информации; 3) значимость; 4) психологические особенности, влияющие на восприятие и переработку информации. В зависимости от используемой знаковой системы, выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация основывается на использовании речи как знаковой системы. Невербальная коммуникация основывается на использовании неречевых знаковых систем. Функции: Дополнение вербальной коммуникации, замещение вербальной коммуникации и выражение эмоциональных состояний партнеров по общению. В невербальной коммуникации используются следующие знаковые системы: 1. Оптико-кинетическая система (жесты, мимика); 2. Паралингвистическая система (тон и диапазон голоса, интонационные особенности) и экстралингвистическая система (паузы в речи, смех, темп речи); 3. Организация пространства и времени общения (например, допустимая величина опоздания, длительность общения); 4. Визуальный контакт (частота взглядов в глаза партнеру, преимущественное направление взгляда).
¨ Перцептивный компонент (процессы восприятия).
¨ Интерактивный компонент общения ( воздействие партнеров друг на друга). Основное содержание взаимодействия в процессе общения – урегулирование совместной деятельности партнеров. Позиция – это социальный статус партнеров по общению относительно друг друга в данной конкретной ситуации. Варианты позиций в общении, предложенные Ф. Перлзом: "собака сверху" и "собака снизу". "Собака сверху" – это "хозяин положения", задающий правила поведения и следящий за их выполнением; он критикует и угрожает. "Собака снизу" – это "подчиненный", человек, требующий защиты и покровительства; он лишен инициативы и власти, пассивен. Неадекватное понимание партнеров, потребностей в общении, несогласованность позиций, неумение слушать, нежелание понять часто приводят к нарушению общения, к конфликтам. Анализ взаимодействий в рамках традиционного транзактного анализа предполагает выделение позиций/ролей Преследователя, Жертвы и Помощника. Преследователь – это тот, кто устанавливает ограничения в поведении других и контролирует их исполнение. Жертва – это человек, который делает вид, что страдает от данных ограничений. Помощник – тот, кто помогает (пытается помочь) Жертве. Межличностные конфликты
Конфликт – 1) это столкновение противоположно направленных несовместимых друг с другом тенденций отдельно взятого эпизода в сознании, 2) межличностные взаимоотношения индивидов групп, связанные с отрицательными эмоциональными переживаниями. Виды конфликтов: Ø внутриличностый. Взять на работу двоюродную сестру-дуру по просьбе родни; Ø межличностный. Например, руководитель и подчиненный по поводу премии; Ø между личностью и организацией. Например, проверить присутствие студентов на паре. Ø между группами. Наиболее опасные конфликты смешанные. Различают (конструктивные конфликты в семье) деструктивные конфликты (ни к чему не приводят, консенсус не достигается).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.03 с.) |