Сменяются периодами упадка сил. Взаимосвязь эмоциональных состояний и поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сменяются периодами упадка сил. Взаимосвязь эмоциональных состояний и поведения



 

· Фрустрация – состояние, возникает всякий раз, когда физическое, социальное, воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели, удовлетворение потребности.

Причины: 1) лишения – отсутствие необходимых средств 2) потери – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности 3) конфликт – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, чувств или отношений.

Типы реакций: 1) Агрессивность 2) Отступление и уход 3) Регрессия – трудная задача заменяется более легкой.

 

· Депривация – лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.

Причины: 1) развитие полностью или почти полностью зависит от внешней стимуляции. 2) в ходе развития могут быть фазы, в течение которых определенные процессы развиваются нормально при наличии адекватных условий.

 

· Агрессия есть один из способов удовлетворения актуальной для человека потребности. Агрессию условно можно разделить:

Ø по направленности на объект: на внешнюю и внутреннюю;

Ø по способу выражения: на произвольную и непроизвольную;

Ø по конечной цели: на инструментальную и враждебную

Ø по форме выражения: а) физическую б) вербальную в) косвенную г) негативизм – обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Компоненты агрессивности:

§ Познавательный компонент – ориентировке, которая требует понимания ситуации, выделения объекта для нападения;

§ Мотивационный компонент (инстинкты, влечения, потребности, мотивы);

§ Эмоциональный компонент (гнев, аффект, ярость, Но не всегда. недоброжелательность, злость, мстительность);

§ Волевой компонент (целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность и смелость);

§ Нравственный компонент (совесть и чувство вины).

 

· Стресс – целостная реакция живого существа на экстремальное воздействие. В этой реакции можно выделить когнитивный, физиологический, эмоциональный и поведенческий компоненты. В зависимости от динамики стрессовой ситуации, можно различать острые (стихийное бедствие), хронические (болезнь) и периодические (зимние холода) стрессовые воздействия.

Стадии:

ü мобилизация ( увеличение частоты сердечных сокращений, повышение артериального давления, расширение зрачков, усиление потоотделения);

ü сопротивление;

ü истощение ( апатия, пониженное настроение).

Функциональные психические состояния

 

¨ Врабатывание. Вхождение и приспособление к текущей деятельности.

¨ Состояние оптимальной активности или устойчивое рабочее состояние. Когда установлен оптимальный и наиболее экономный режим работы органов и систем организма.

¨ Утомление. Временное снижение работоспособности. Наступающее утомление организма может маскироваться интересом к выполняемой работе. Отсутствие заинтересованности, отрицательные эмоции способствуют появлению резко выраженной усталости и вызывают снижение работоспособности раньше, чем наступают физиологические сдвиги, характеризующие утомление.

Виды утомления:

Ø физическое;

Ø умственное;

Ø эмоциональное.

Ø Также местное, локальное и общее.

¨ Переутомление. Физические и психологические изменения более стойкие и труднообратимые. Сниженная работоспособность плохо компенсируется волевым усилием. Человеку становится трудно, а иногда и невыносимо тягостно выполнять легкие разделы его работы, и относительно гораздо легче – трудные (легче написать научную статью, чем простое письмо). На короткий промежуток времени индивид может мобилизоваться, однако вслед за тем наступает тяжелое состояние апатии. Наблюдаются колебания настроения, раздражительность и другие отрицательные эмоции. Расстраивается сон: сонливость днем, бессонница, частые ночные кошмары, страхи. Резкое ухудшение памяти, внимания, мышления.

Три степени:

Ø начинающееся;

Ø среднее;

Ø выраженное.

При переутомлении помимо облегчения нагрузки необходим активный и пассивный отдых.

¨ Монотония. Однообразное, многократное повторение одних и тех же действий, малая продолжительность цикла трудовых движений, простота содержания действий, высокий и строго заданный темп работы.

Проявление: притупление остроты внимания, ухудшение его переключения, снижение бдительности, сообразительности.

¨ Психическое пресыщение. Может возникать, если монотонная деятельность не прекращается длительное время, и сменять состояние монотонии. Может развиваться и самостоятельно.

Причина: превышение уровня психологических или физических возможностей человека, когда его психическая активность вырастает сверх нормы.

¨ Сон. Периодически возникающее психофизиологическое состояние человека и животных; характеризуется почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшением активности ряда физиологических процессов. Различают нормальный (физиологический) сон и несколько видов патологического сна (наркотический, летаргический и др.).

Структура сна: два состояния (фазы) – медленный сон и быстрый. При засыпании человек погружается в медленный сон, последовательно проходя 4 стадии: дремоту, поверхностный сон, сон умеренной глубины и глубокий сон. Медленный сон завершается сменой позы, после чего следует резкий переход в фазу быстрого сна. Регуляция, саморегуляция психических состояний. Аутогенная тренировка

 

Психические состояния отражают особенности взаимодействия человека и среды. С одной стороны, при изменении этого взаимодействия состояния меняются таким образом, чтобы способствовать адаптации организма к окружающей среде. С другой стороны, психические состояния являются индикаторами внешних событий.

 

Физиологические механизмы возникновения саморегуляции:

Первый этап. В коре головного мозга формируется так называемая доминанта (интенсивный стойкий очаг возбуждения). Она подчиняет себе активность организма и деятельность человека.

Второй этап. Возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус. Он заставляет близлежащую железу – гипофиз – выделить в кровь большое количество гормона. Под влиянием данного гормона надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны). Последние вызывают разнообразные физиологические эффекты – сильнее бьется сердце, учащается дыхание и др.

Третий этап. Если конфликт не разрешился и негативное взаимодействие со средой не прекратилось, в кору головного мозга продолжают поступать импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса.

Два пути регуляции такого состояния:

1. снизить для себя значимость происходящего

2. или же изменить ситуацию..

 

Аутогенная тренировка (АТ) – активный метод изменения собственного состояния, направленный на восстановление динамического равновесия систем регулирования функций организма. Он позволяет быстро снять излишнюю нервно-мышечную напряженность, волнение, проявления вегетативно-сосудистой дистонии, головные боли, вялость, раздражительность, неприятные ощущения, позволяет управлять настроением, мобилизовать все душевные и физические силы на достижение поставленных целей. Правильное применение АТ способствует снижению интенсивности общей тревожности и других негативных психических состояний, развитию физиологической и психологической устойчивости к стрессовым воздействиям.

Введение АТ связывают с именем И. Шульца (J.H. Schultz). Им было предложено использовать данный метод для лечения неврозов, однако в настоящее время он находит более широкое применение, например, в качестве психогигиенического средства при подготовке людей, работающих в условиях эмоционального напряжения и экстремальной нагрузки, например, спортсменов, летчиков.

Существует несколько модификаций классической АТ. Например, были разработаны приемы, не только снижающие, но и повышающие тонус, мобилизующие человека.

Упражнения низшей ступени АТ воздействуют преимущественно на вегетативные функции. Высшие психические функции стимулируются на высшей ступени АТ. На высшей ступени выполняются упражнения, цель которых – научить вызывать сложные переживания, приводящие к "самоочищению" и излечению через нейтрализацию негативных переживаний.

Освоить АТ может практически любой человек, но легче она дается людям, способным вызывать в сознании яркие живые образы.

Общение

 

 

Общение – процесс взаимодействия с целью обмена информации, чувствами, совместной деятельностью.

Три основных компонента: коммуникативный, перцептивный и интерактивный. ¨ Коммуникативный компонент (передача информации от одного участника общения к другому). Специфика:

1) одновременная активность всех участников общения;

2) важность правильного понимания передаваемой информации;

3) значимость;

4) психологические особенности, влияющие на восприятие и переработку информации.

В зависимости от используемой знаковой системы, выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация основывается на использовании речи как знаковой системы. Невербальная коммуникация основывается на использовании неречевых знаковых систем.

Функции:

Дополнение вербальной коммуникации, замещение вербальной коммуникации и выражение эмоциональных состояний партнеров по общению.

В невербальной коммуникации используются следующие знаковые системы:

1. Оптико-кинетическая система (жесты, мимика);

2. Паралингвистическая система (тон и диапазон голоса, интонационные особенности) и экстралингвистическая система (паузы в речи, смех, темп речи);

3. Организация пространства и времени общения (например, допустимая величина опоздания, длительность общения);

4. Визуальный контакт (частота взглядов в глаза партнеру, преимущественное направление взгляда).

 

¨ Перцептивный компонент (процессы восприятия).

 

¨ Интерактивный компонент общения ( воздействие партнеров друг на друга). Основное содержание взаимодействия в процессе общения – урегулирование совместной деятельности партнеров.

Позиция – это социальный статус партнеров по общению относительно друг друга в данной конкретной ситуации.

Варианты позиций в общении, предложенные Ф. Перлзом: "собака сверху" и "собака снизу".

"Собака сверху" – это "хозяин положения", задающий правила поведения и следящий за их выполнением; он критикует и угрожает.

"Собака снизу" – это "подчиненный", человек, требующий защиты и покровительства; он лишен инициативы и власти, пассивен.

Неадекватное понимание партнеров, потребностей в общении, несогласованность позиций, неумение слушать, нежелание понять часто приводят к нарушению общения, к конфликтам.

Анализ взаимодействий в рамках традиционного транзактного анализа предполагает выделение позиций/ролей Преследователя, Жертвы и Помощника. Преследователь – это тот, кто устанавливает ограничения в поведении других и контролирует их исполнение. Жертва – это человек, который делает вид, что страдает от данных ограничений. Помощник – тот, кто помогает (пытается помочь) Жертве. Межличностные конфликты

 

Конфликт – 1) это столкновение противоположно направленных несовместимых друг с другом тенденций отдельно взятого эпизода в сознании, 2) межличностные взаимоотношения индивидов групп, связанные с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Виды конфликтов:

Ø внутриличностый. Взять на работу двоюродную сестру-дуру по просьбе родни;

Ø межличностный. Например, руководитель и подчиненный по поводу премии;

Ø между личностью и организацией. Например, проверить присутствие студентов на паре.

Ø между группами.

Наиболее опасные конфликты смешанные.

Различают (конструктивные конфликты в семье) деструктивные конфликты (ни к чему не приводят, консенсус не достигается).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.03 с.)