Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тесты для самопроверки по курсу «Химия окружающей среды»⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
1. Содержание озона в атмосфере над некоторой географической точкой концентрация озона, равная 35 мкг/м3? а) единицы измерений несопоставимы; б) да, в 1,3 раза; в) нет, она была в 1,2 раза меньше; г) нет, эти значения равны; д)да, концентрация была на 10% больше. Слой озона высотой 10-5 метра принимается равным одной единице Добсона (е.Д) 2. Какие изменения связаны с увеличением солнечной активности? а) значительно увеличивается поток солнечной энергии; б) заметно увеличивается температура в приземном слое атмосферы; в) в спектре Солнца значительно возрастает доля видимого излучения; г) в спектре Солнца значительно возрастает доля инфракрасного излучения; д) в спектре Солнца значительно возрастает доля жесткого излучения. 3. Основную роль в инициировании процессов окисления примесей а) кислород воздуха; б) озон; в) свободные радикалы; г) оксиды азота; д) жесткое излучение. 4. Концентрация озона в атмосфере по мере удаления от Земли: а) экспоненциально уменьшается с увеличением расстояния от поверхности б) экспоненциально увеличивается с увеличением расстояния от поверхно- в) достигает максимального значения в термосфере; г) достигает максимального значения в стратосфере; д) достигает максимального значения в мезосфере. 5. Явление локальной температурной инверсии в тропосфере обусловлено: а) изменением солнечной активности; б) изменением температурного градиента в тропосфере; в) изменением альбедо поверхности Земли; г) ростом выбросов углекислого газа; д) резким изменением атмосферного давления; е) изменением влажности воздуха. 6 Необходимым условием для возникновения смога как в Лондоне, так и в Лос-Анжелесе является: а) солнечное излучение; б) высокое атмосферное давление; в) высокая концентрация диоксида серы в тропосфере; г) высокая плотность транспортного потока; д) температурная инверсия. 7. Какое из утверждений, характеризующих влияние загрязнения атмосфер- а)увеличение концентрации диоксида углерода может привести к повышению средней глобальной температуры на Земле; б) увеличение концентрации соединений серы в стратосфере может привес-
в) увеличение концентрации фреонов в тропосфере может привести к по- г) увеличение концентрации пыли в атмосфере может привести к повыше- д) увеличение концентрации метана в тропосфере может привести к повы- 8. Как меняются давление, температура и концентрация озона в стратосфере а) давление и температура уменьшаются, концентрация озона проходит через максимум; б)давление уменьшается, температура растет, концентрация озона проходит через максимум; в) давление уменьшается - температура и концентрация озона увеличивают- г) температура растет, концентрация озона и давление уменьшаются; д) давление, температура и концентрация озона увеличиваются. 9. Как меняются давление, температура и концентрация озона в мезосфере с а) давление, температура и концентрация озона увеличиваются; б)давление уменьшается, температура растет, концентрация озона проходит через максимум; в) давление и температура увеличиваются, концентрация озона проходит че- г) давление и температура уменьшаются, концентрация озона увеличивается; 10.Сколько молекул формальдегида присутствует в каждом кубическом сантиметре воздуха при нормальных условиях, если его концентрация достигает значения предельно допустимой разовой концентрации ПДКм.р = 0,035 мг/м3? а) 7,0» 1011; 6) 6,0 • 10й; в) 3,5 • 1013; г)3,5•1019;
12.Какое соединение, присутствующее в атмосфере Земли, улавливает наибольшую долю ее теплового излучения? a) N02: б)С02: в)Н20: г) CC1XF4_X; Д) СН4. 13.В результате антропогенной деятельности состав атмосферы за последние 20 лет: а) претерпел значительные изменения на уровне макрокомпонентов; б) не изменился; в)изменился на уровне микрокомпонентов; г) изменился в отдельных регионах;
д)правильными являются несколько из перечисленных выше ответов. 14. Основной причиной возникновения парникового эффекта является: а) изменение направления движения и интенсивности океанических течений; б)изменение орбиты вращения Земли вокруг Солнца; в)увеличение в атмосфере концентрации соединений, поглощающих в инфракрасной области; г) тепловое загрязнение; д) правильными являются несколько из перечисленных выше ответов 15.Какой газ в стратосфере поглощает 99% излучения Солнца в опасной для биосферы УФ-области? а) 02; б) 03; в) CC1XF4X; г) С02; 16.Сегодня ученые полагают, что глобальное уменьшение содержания озона в стратосфере может быть вызвано: а) увеличением интенсивности УФ-излучения; б) галогенсодержащими углеводородами антропогенного происхождения; в) резким увеличением концентрации С02 в тропосфере; г) «зимней воронкой» над Южным полюсом; д) активизацией вулканической деятельности.
17. Массовая вырубка лесов приводит: а) к опустыниванию; б) к изменению альбедо Земли; в) к нарушению кислородного цикла; г) к увеличению концентрации диоксида углерода в тропосфере; д) правильными являются все перечисленные выше ответы. 18. Масштабы и скорость проявления глобального изменения климата: а) не поддаются регулированию мировым сообществом; б) могут быть ограничены при быстрых действиях всего мирового сообщест- в) могут быть достоверно предсказаны при помощи компьютерной модели; г) уже вышли из-под контроля; д)не изменились за последние 1000 лет. 19. Злокачественная меланома и другие раковые заболевания кожи могут а) фреонов, содержащихся в тропосфере; б) озона, содержащегося в стратосфере; в) озона, содержащегося в мезосфере; г) УФ-излучения Солнца; д) ИК-излучения Земли. 20. За два столетия, прошедших со времени промышленной революции, кон- а) увеличилась примерно в два раза; б) уменьшилась примерно в два раза; в) осталась неизменной; г) увеличилась на 25%; д) уменьшилась на 25%. а) парниковый газ; б) сильнейший окислитель; в) УФ-«экран» планеты; г) все перечисленные выше факторы являются правильными; д) два из перечисленных выше ответов являются правильными. 22.Исследователи обеспокоены деградацией озонового слоя в Арктике, поскольку: а) в Арктике используют гораздо больше фреонов и других б) население в средних и высоких широтах Северного полушария гораздо в) существуют проекты промышленного развития и заселения Арктики; г) размеры «озоновой дыры» в Арктике больше, чем в Антарктиде; д) правильными являются несколько из перечисленных выше ответов. а) увеличением интенсивности УФ-излучения Солнца в последние 100 лет; б) способностью некоторых молекул поглощать излучение в ИК-области; в) увеличением концентрации пыли над промышленными зонами; г) увеличением ИК-составляющей в потоке солнечной энергии, достигаю- д) ростом населения Земли. 24.Какой вид антропогенной деятельности более всего ответствен за глобальное повышение концентрации диоксида углерода в атмосфере?
а) автотранспорт; б) железнодорожный транспорт; в) морской транспорт; г) теплоэнергетика; д) сжигание бытовых отходов. 25.Излучение какого диапазона имеет наименьшую длину волны? а) видимый свет; б) ультрафиолетовое излучение; г) инфракрасное излучение. 26. Атмосфера Земли характеризуется глобальной температурной инверсией: а) в тропосфере; б) в стратосфере; в) в мезосфере; г) в термосфере; д) правильными являются несколько из перечисленных выше ответов. 27. Заменители фреонов менее опасны для озонового слоя по сравнению с а) характеризуются меньшим временем жизни в атмосфере; б) не реагируют с озоном; в) эффективнее фреонов в качестве хладагентов; г) разрушаются в тропосфере; д) правильными являются несколько из перечисленных выше ответов. а) химических соединений, выделяемых деревьями, и озоном: б) оксидов азота углеводородов автомобильных и промышленных выбросов в) диоксида углерода и метана под действием ИК-излучекия Земли; г) квазипостоянных компонентов атмосферы под действием жесткого УФ- д).правильными являются несколько из перечисленных выше ответов. 29. Газ, являющийся основной причиной образования кислотных осадков, это: а) С02; 6)NOx; в) S02; г)N2; Д) 03. 30. Солнечная энергия является результатом: а) процесса цепного деления урана; б) процесса термоядерного синтеза гелия; в) трансформации энергии «большого взрыва»; г) межзвездных взаимодействий; д) процесса термоядерного синтеза тяжелых металлов. 31. Концентрация какого газа сильнее всего варьируется в тропосфере? а) азота; б) аргона; в) кислорода; г) водяного пара; д) гелия. 32.Озон в тропосфере: а) присутствует всегда; б) образуется в результате фотохимических превращений компонентов ан- в) опасен для здоровья людей; г) образуется в результате лесных пожаров; д) правильными являются несколько из перечисленных выше ответов. 33. Из общей массы гидросферы доля пресных вод составляет: а) до 1 % б) от 2 до 5%; в) до 20%; г) от 20 до 30%; д) более 30%. 34. К главным ионам, доля которых в любых природных поверхностных во- а) Тф+б Л+б Са2+б Ьп2+б Ау3+ж
б) Na+, К+, Са2+. Fe3+; в) Na+, К+, Са2+, Mg2+; г) S042", СГ, НСОз-, С032-, N032"; д) S042-, СГ,НС03", С032-, Н2Р04: 35.Как правильно называются морские воды в соответствии с классификацией природных вод, разработанной О. А. Алекиным? а) сульфатно-кальциевые, 3-й группы; б) сульфатно-натриевые, 3-й группы; в) хлоридно-натриевые, 3-й группы; г) карбонатно-натриевые, 1 -й группы; д) карбонатно-кальциевые, 4-й группы. 36. Какие наборы значений рН соответствуют атмосферным и поверхностным водам, находящимся в равновесии с С02 атмосферы и кальцитом, при условии отсутствия других примесей, оказывающих влияние на кислотно-основное равновесие в природных водах? а) 6,0 и 5,6; б) 6,0 и 7,0; в) 4,5 и 8,3; г) 5,7 и 8,3; д) 7,0 и 7,0. 37. Значение щелочности природных вод определяется суммой концентра- а) анионов и катионов; б) анионов; в) С032- и S042"; г) НС03", ОН- и удвоенной концентрации С032-; д) НСОз", ОН" и удвоенной концентрации S042" 38. Каким может быть содержание растворенного кислорода у дна океана в а) примерно такое же, как у поверхности; б) составляет 50-70% от значений, являющихся равновесными для соответ- в) в 1,5 раза больше, чем у поверхности; г) соответствует равновесным значениям, отвечающим данным температуре д) равно нулю. 39. Какое из утверждений правильно характеризует грунтовые воды? а) зоны распространения и возможного загрязнения грунтовых вод не сов- б) грунтовые воды находятся в зоне аэрации и лежат между двумя водо- в) грунтовые воды относятся к напорным подземным водам; г) основную опасность для загрязнения грунтовых вод соединениями тяже- д) грунтовыми называют подземные воды, расположенные на первом от по- 40. Выберите правильный набор катионов, определяющий жесткость при- a) Na+, К+, Са2+; 6)Fe2+, Са2+, Na+; в) Са2+, Mg2+; г) Na+, К; д) Са2+, Na+. 41. Какое из утверждений неправильно характеризует артезианские воды? а) зоны распространения и возможного загрязнения артезианских вод не совпадают;
б) артезианские воды находятся между двумя водоупорными слоями; в) артезианские воды чаще всего относятся к напорным подземным водам; г) основную опасность для загрязнения артезианских вод соединениями тя- д) артезианские воды могут иметь различный солевой состав. 42. По современным представлениям возраст Вселенной составляет: а) (15-20) • 109лет; б) (15-20) • 1012лет; в) 1020лет; г) (4,5-5,0) • Ю9лет; д) (4,5 -- 5,0) -1020лет. 43.По современным представлениям возраст Земли составляет: а) 4,5-5 млрд лет; б) 10-15 млрд. лет; в) 4» 1012лет; г) 20 млн. лет; д) 5 • 1011 лет. 44.Сколько мг гидрокарбонат-иона содержится в каждом литре воды, если её щелочность равна 1,5 • 10"3 моль/л и рН = 7? а) 91,5 мг/л; б) 1,5 мг/л; в) 1500 мг/л; г) 105,0 мг/л; д) необходимы дополнительные сведения о концентрациях ионов щелочных
45.Сколько кислорода может содержаться в литре воды, находящейся в равновесии с атмосферным воздухом, при температуре 25°С и давлении 10,1 кПа [константа Генри для кислорода при этих условиях Кг = 1,2 • 10"8 моль/(л • Па); концентрация кислорода в воздухе соответствует средним значениям]? а) 8,3 мг/л; б) 8,3 г/л; в) 5,7 мг/л; г) 5,7 г/л; д) 0,57 мг/л. 46. Какова общая жесткость воды Мирового океана? Вода Мирового океана а) 124,4 мг-экв./л; б) 12610 мг/л; в) 1670 мг-экв./л; г) 10 градусов жесткости; д) 2.3 моль/л. 47. Каково значение щелочности воды Мирового океана? Вода Мирового
Сl- - 18980; S04 2--2650; НС03- - 140; Вг- - 65; F- - 1. а) 2,29 • 10"3 моль/л; б) 140мг/л; в) 2,29 моль/л; г) 206 мг-экв/л; д) 10 960мг/л. 48.Какое значение рН будет характерным для капель атмосферной влаги в случае увеличения концентрации углекислого газа в атмосфере до 60 млн.т., при условии отсутствия других кислых газов, температуре 25° С и нормальном атмосферном давлении [константа Генри для С02 Кг = 3,2 • 10-7 моль/(л • Па), константа диссоциации угольной кислоты по первой ступени Кг =3,02 • 10-7]? а) 5,6; б) 3,5; в) 5,3; г) 6,7; 49.Каково среднее время пребывания воды в атмосфере, если по оценкам специалистов в атмосфере находится 12 900 км3 воды, а на поверхность суши и океана выпадает в виде атмосферных осадков в среднем 577 • 1012 м3 воды в год? а) 8,16 дня; б) 104 дня; в) 0,64 дня; г) 44,72 дня; д) 6,53 дня. 50.Для типичных почв характерно соотношение объемов твердой, жидкой и газообразной фаз: 2:1:1 1:1:1 1:2:2 1:1:2 51. К типичным компонентам почвенных растворов, концентрации которых значительно превосходят концентрации других ионов, относятся катионы: Сa2+, Mg2+, K+, NH4+,Na+ Al3+, Cu2+, K+, NH4+,Na+ Сa2+, Mg2+, K+,Fe3+, Zn2+ Сa2+, Ba2+, K+, Al3+,Na+
52. Кислотность почв может быть снижена внесением в почву: известняка гипса калийной селитры всех перечисленных веществ
53. Гидролитическая кислотность почв – это кислотность: обусловленная взаимодействием почвы с уксуснокислым натрием проявляющаяся при обработке почвы раствором нейтральной соли обусловленная поглощенными ионами алюминия и водорода обусловленная ионами водорода в почвенном растворе 54. Насыщенность почвы основаниями определяется содержанием в почвенном поглощающем комплексе: катионов кальция и магния катионов натрия и калия катионов алюминия и водорода всех почвенных катионов
55.Подвижность катионогенных элементов в почвах: возрастает при увеличении кислотности не зависит от кислотности увеличивается при уменьшении кислотности максимальна в нейтральной среде
56. Почвенный воздух обогащен по составу: оксидом углерода (II) оксидом азота (II) оксидом углерода (IV) кислородом
57. Значение актуальной щелочности почв обусловлено наличием в почвенном растворе: NaOH, KOH Na2CO3, NaHCO3, Ca(HCO3)2 растворимых соединений алюминия растворимых соединений железа
58. Подвижность катионогенных элементов в почвах: возрастает при увеличении кислотности не зависит от кислотности увеличивается при уменьшении кислотности максимальна в нейтральной среде 59. Емкость щелочного барьера в почвах определяется: количеством карбонатов количеством обменных катионов содержанием органического вещества значением окислительно-восстановительного потенциала
6. Методические указания по самостоятельной работе студентов
Темы ориентированы на развитие творческой инициативы и познавательной активности, побуждение научного интереса к объекту изучения. Форма отчётности по каждой теме выбираются индивидуально каждым бакалавром. По основным разделам дисциплины бакалавры могут использовать с целью самопроверки тесты. Успешное изучение курса требует от бакалавров посещения лекций, активной работы на лабораторных занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления и работы с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой. Лекции по дисциплине «Химия окружающей среды» имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также способствуют формированию навыков работы с научной литературой. В конце лекции преподаватель оставляет время для того, чтобы бакалавры имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу. Подготовка к лабораторным занятиям это важнейшая форма самостоятельной работы бакалавров над научной, учебной и периодической литературой. На лабораторном занятии каждый бакалавр имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание базовых понятий, законов, закономерностей выполнить опыт. Участие в семинаре позволяет бакалавру соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач по химии. Лабораторные занятия направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и проведения химических опытов, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Основным методом обучения является самостоятельная работа бакалавров с учебно-методическим материалом, научной литературой и проведение химических опытов под руководством преподавателя. Основной формой итогового контроля и оценки знаний бакалавров по дисциплине является зачет в 4 семестре. На самостоятельную работу по курсу «Химия окружающей среды» по учебному плану отводится 40 часов. Ниже приведены темы самостоятельной работы по дисциплине и рекомендуемые виды самостоятельной работы.
Проблемы пресной воды
Пестициды и их воздействие на объекты окружающей среды
Ионизирующее излучение и его воздействие на объекты окружающей среды
Полициклические ароматические углеводороды
Тяжелые металлы и их воздействие на объекты окружающей среды
Источники ионизирующих излучений в окружающей среде
Биодеградация токсичных соединений
Фиксация азота бактериями
Промышленные выбросы в России Форма отчётности Индивидуальная. Доклады. Реферат Сообщения Презентации Сообщения Доклады 7. Материально-техническое оснащение дисциплины Для обеспечения данной дисциплины имеются: · оборудованные аудитории; · лекционная аудитория; · оборудование и химические реактивы для выполнения экспериментальных работ по химии: весы аналитические, фотоэлектроколориметр ФЭК 56 М, рефрактометр ИРФ-454Б, Рн метр, сушильный шкаф, электроплитка, печь муфельная, центрифуга лабораторная, часы песочные на 2, 3 и 5 мин, водяные бани, термометры, установки для титрования, секундомер, эксикаторы, посуда химическая стеклянная и фарфоровая, реактивы. · аудио и видео аппаратура, компьютеры. 8. Перечень учебно-методических публикаций по дисциплине, изданных сотрудниками кафедры Химия окружающей среды: методические рекомендации и лабораторные работы / А.А. Ахметов. – Ульяновск: УлГПУ, 2004. 17 с. Использованная литература: 1. Ушакова В.Г. Химия окружающей среды: учебно-методический комплекс. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. – 111 с. 2. Тарасова Н.П., Кузнецов.В.А., Сметанников Ю.В. Малков А.В., Додонова А.А. Задачи и вопросы по химии окружающей среды.- М.: Мир,2002.- 365 с. 3. Крупнова Т.Г. Химия окружающей среды: Учебное пособие/ Под ред. Ю.И. Сухарева. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2004. – Ч. 1. – 37 c.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.172 с.) |