Тема 2. Возникновение массовой коммуникации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Возникновение массовой коммуникации.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

 

  УТВЕРЖДАЮ Декан филологического факультета М.Л. Логунов ______________ 2012 г.  
   

 

 

Учебно-методический комплекс

По дисциплине «Электронные коммуникации в современном мире»

Специальность «Журналистика» (IV курс).

Форма обучения: очная

 

Обсуждено на заседании кафедры «__»____________ 2012 г. Протокол №   Зав. кафедрой Д.ф.н. проф. Е.Н. Брызгалова     Составитель: К.ф.н. доцент И.Е. Иванова  

 

 

Тверь 2012


II. Пояснительная записка

Журналистская деятельность в современных условиях оказывается напрямую связанной с массовой коммуникацией. Курс «Электронные коммуникации в современном мире» предполагает изучение различных типов и видов коммуникации, анализ деятельности радио, телевидения, Интернета как средств массовой коммуникации.

Задачи изучения курса:

Рассмотреть понятие коммуникации и массовой коммуникации, содержание коммуникативного процесса.

Изучить существующие модели коммуникации.

Определить основные виды коммуникации и их специфику.

Проанализировать методы исследования массовой коммуникации.

Рассмотреть сущность информационно-коммуникационных технологий.

Рассмотреть электронные СМИ как важнейшие средства массовой коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета

Учебная дисциплина «Электронные коммуникации в современном мире» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин ООП. Она закладывает основы знаний для освоения такой дисциплины базовой части гуманитарного цикла как «Стилистика и литературное редактирование» и такой дисциплины базовой части профессионального цикла, как «Журналистское произведение в системе прагматических отношений»», дисциплин по выбору («Анализ журналистского текста» и др.).

3. Общая трудоемкость дисциплины составляет 65,6 часа.

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

– ориентация в коммуникативных аспектах функционирования СМИ и работы журналиста;

– знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики;

– знание основ паблик рилейшнз в сфере СМИ;

- знание основ коммуникологии;

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать основные характеристики различных типов и видов коммуникации;

- знать функции и виды коммуникации; специфику радио, телевидения и Интернета как СМК.

уметь применять полученные знания на практике; ориентироваться в основных стадиях и способах организации коммуникации.

 

владеть научными представлениями о методических и теоретических основах коммуникации.

 

III. Учебная программа.

Тема1. Коммуникация и массовая коммуникация. Содержание и основные компоненты коммуникативного процесса.

Коммуникация как система. Коммуникология в системе наук и учебных дисциплин. Научные определения коммуникации и массовой коммуникации. Содержание коммуникативного процесса и его компоненты. Коммуникативный акт. Коммуникативное пространство. Коммуникативный дискурс. Первичный и вторичный коммуникативный процесс.

Тема 2. Возникновение массовой коммуникации.

Объективные условия формирования массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации. Теория массовой коммуникации как научно-исследовательская дисциплина. Взаимосвязь массовой коммуникации с журналистикой. Критерии отнесения средств коммуникации к массовым. Массовая коммуникация как процесс передачи информации группе людей одновременно посредством массмедиа. Электронные СМИ как средства массовой коммуникации (СМК). Интерактивные электронные коммуникации.

Тема 3. Теории и модели коммуникации.

История формирования моделей коммуникации. Концепции массовой коммуникации в зарубежной науке. «Функционалистское» направление и его представители: Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд и Р. Мертон, У. Шрамм. Социокультурное направление в массовой коммуникации и его представители: М. Маклюэн, Т. Адорно, Ж. Бодрийяр, Р.Барт, Г. Маркузе.

Отечественная коммуникативистика. Теория массовой коммуникации в работах П. Флоренского, Ю. Лотмана, Р. Якобсона, М. Бахтина и др. Советская школа массовой коммуникации в 1960-1980-ые годы. Текст в системе коммуникации. Культура как текст. Иерархия «текстов в текстах». Новейшие разработки конца XX-начала XXI вв. в области моделей коммуникации.

Тема 4. Культурологические концепции коммуникативистики.

Концепция свободного потока информации. Бирмингеиская школа: попытка более тщательного исследования роли СМИ в процессе взаимодействия массовой культуры и различных социальных структур. Культурологическая теория коммуникации в трудах М. Маклюэна и А. Моля: идея мозаичность культуры, создаваемой при помощи СМИ. Культурологическое направление в современной коммуникативистике. Теория нонкоммуникации: роль электронных СМИ в создании миражей, превращении аудитории в безвольную массу и т.д.

 

Тема 5. Виды массовой коммуникации.

Виды массовой коммуникации и их специфика. Вербальная коммуникация и её составляющие. Язык и его функции. Функциональные стили в языке. Речевое воздействие. Речь как коммуникативное средство. Способы передачи информации в речевой деятельности. Речевой акт. Теория расширения. Теория «значимого другого». Общие черты всех языков. Структура языка. Требования, предъявляемые к содержанию текстов, создаваемых для коммуникации.

Невербальная или неречевая коммуникация и её специфика. Формы невербальной коммуникации.

Перфоманс и его специфика. Условия возникновения данного вида коммуникации. Виды перфоманса и его задачи. Художественная коммуникация и её специфика. Мифологическая коммуникация и её виды.

Тема 6.Методы анализа массовой коммуникации.

Контент-анализ. Пропагандистский анализ. Анализ слухов, в том числе запускаемых посредством СМИ. Роль методов исследовании явлений массовой коммуникации.

Тема 7. Теория «информационного общества»

Взаимообусловленность информационной и коммуникационной составляющих информационно-коммуникационных систем. Концепция постиндустриального общества Д. Белла. Особая роль электронных СМИ в процессах потребления информации, её оценки, развития информационно-коммуникационных технологий, коммуникативной компетентности социума.

 

Тема 8.Четвёртая информационно-коммуникационная волна.

Традиционные и электронные сетевые СМИ. Четыре вида электронных сетевых коммуникаций. Способы регулирования кибер-пространства. Типы компьютерных коммуникаций. Гипер-СМИ. Глобализация СМИ. Интегративная функция Интернета и киберпространство. Виртуальные компьютерные коммуникации.

 

 

 

Рабочая учебная программа

Наименование разделов и тем Всего Аудиторные занятия (час.) Самостоя-тельная работа (час.)
Лекции Практ. / Лаб. занятия
Тема1. Коммуникация и массовая коммуникация. Содержание и основные компоненты коммуникативного процесса.          
Тема 2. Возникновение массовой коммуникации. Объективные условия формирования массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации.        
Раздел 1. Теория массовой коммуникации как научно-исследовательская дисциплина. Взаимосвязь массовой коммуникации с журналистикой.        
Тема 3. Теории и модели коммуникации. История формирования моделей коммуникации. Концепции массовой коммуникации в зарубежной науке. Отечественная коммуникативистика.        
Тема 4. Культурологические концепции коммуникативистики. Концепция свободного потока информации. Бирмингеиская школа. Культурологическая теория коммуникации в трудах М. Маклюэна и А. Моля. Культурологическое направление в современной коммуникативистике. Теория нонкоммуникации.          
Тема 5.Виды массовой коммуникации.          
Тема 6.Методы анализа массовой коммуникации.          
Тема 7.Теория «информационного общества»          
Раздел 1. Взаимообусловленность информационной и коммуникационной составляющих информационно-коммуникационных систем.        
Тема 8.Четвёртая информационно-коммуникационная волна. Традиционные и электронные сетевые СМИ. Четыре вида электронных сетевых коммуникаций. Способы регулирования кибер-пространства.          
Раздел 1.Типы компьютерных коммуникаций. Гипер-СМИ. Глобализация СМИ.        
Раздел2. Интегративная функция Интернета и киберпространство. Виртуальные компьютерные коммуникации.          
ИТОГО        

 

Планы и методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Список литературы

1. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. – Спб.: 2008.

2. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Актуальные проблемы современности и журналистика // Массмедиа в условиях глобализации: Взаимосвязь глобализации, глобализма и трансформации. – Спб.: 2005.

3. Средства массовой информации в России / Под. Ред. Я.Н. Засурского: Классический университетский учебник. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 392 с.

4. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2010. - 592 с.

5. Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. - СПб.: "Авалон", "Азбука-классика", 2006. - 240 с.

 

 

Список литературы.

Основная литература

  • Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: психология и право. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. - 256 с.
  • Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2008. - 279 с.
  • Бориснёв С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 270 с.
  • Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. 1-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
  • Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. – Спб.: 2008.
  • Гулевич О.А. Психология коммуникации: учебное пособие. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 384 с.
  • Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Актуальные проблемы современности и журналистика // Массмедиа в условиях глобализации: Взаимосвязь глобализации, глобализма и трансформации. – Спб.: 2005.

 

  • Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 429 с.
  • Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 320 с.
  • Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер", 2001. - 656 с. –
  • Романов А.А., Васильев Г.А. Массовые коммуникации: Учеб. Пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2010. – 236с.
  • Средства массовой информации в России / Под. Ред. Я.Н. Засурского: Классический университетский учебник. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 392 с.
  • Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2010. - 592 с.
  • Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. - СПб.: "Авалон", "Азбука-классика", 2006. - 240 с.

 

Дополнительная литература

Актуальные проблемы журналистики и массовой коммуникации: межвуз. Сб. науч. работ студентов и аспирантов. Вып. 11 / сост. О.А. Никитина; под ред. Б.Я. Мисонжникова, - Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 245 с.

Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - 130 с.

Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионных коммуникаций. – М.: 2000.

Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.: 1998.

Фафенберг Б., Уолл Д. Толковый словарь по компьютерным технологи­ям и Internet. Киев, 1996.

Якубайтис Э. Информационные сети и системы. М.: 2000.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.: 1998.

 

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Примерная тематика рефератов

1. Межличностные коммуникации.

2. Структура социальной коммуникации.

3. Межкультурные коммуникации в условиях глобализации.

4. Электронные интерактивные коммуникации.

5. Визуальные коммуникации.

6. Коммуникативный процесс: производство, мультипикация, распространение, приём, распознавание, использование информации.

7. Коммуникативная сфера и коммуникативные роли.

8. Содержание и средства речевой коммуникации.

9. Аудитория коммуникации.

10. Барьеры коммуникации.

11. Средства массовой информации как СМК.

12. Электронные коммуникации и СМИ.

13. Восприятие аудиторией СМК.

14. Коммуникационный обмен знаниями посредством электронных СМК.

15. Коммуникации с использованием аудиовизуальной, радио- и телевизионной рекламы.

 

 

Примерная тематика сообщений - презентаций.

1. СМК в контексте выстраивания диалога между культурами.

2. Проблема защиты национальных информационно-культурных ресурсов.

3. Роль СМК в процессах глобализации культуры.

4. Тенденции развития современных российских СМК.

5. Модели взаимодействия властных структур и СМК.

6. «Медиатизация» политики.

7. Эффекты массовой коммуникации.

8. Показатели эффективности деятельности СМК.

9. Характеристики СМК как основного рекламоносителя.

10. Информационная инфраструктура России.

11. Плюрализм мнений в системе электронных коммуникаций.

12. «Культура реальной виртуальности».

13. Сознание индивида и массовое сознание.

14. Средства электронной коммуникации.

15. Регуляция отношений субъектов СМК в современном Российском обществе.

 

Требования к рейтинг-контролю

· следящий контроль (проводится оценка выполнения студентами заданий в ходе аудиторных занятий);

· текущий контроль (оценивается работа студентов вне аудиторных занятий);

· промежуточный контроль (рейтинговые точки);

· итоговый контроль (экзамен).

В соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки качества учебной работы студентов ТвГУ, утвержденном Ученым Советом университета, в ходе изучения данного курса осуществляется рейтинговый контроль знаний студентов. Качество усвоения студентом учебной дисциплины «История русской литературы» оценивается по 100-балльной системе: 60 баллов – текущая работа студента в течение семестра, 40 баллов – максимальная оценка на экзамене.

60 баллов распределяются на 2 модуля.

Общая сумма баллов одного модуля – 30, которая складывается из:

· посещения лекций (5 баллов),

· работы на практических занятиях (10 баллов),

· выступления с сообщением-презентацией (10 баллов).

· реферата (5 баллов).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

 

  УТВЕРЖДАЮ Декан филологического факультета М.Л. Логунов ______________ 2012 г.  
   

 

 

Учебно-методический комплекс

По дисциплине «Электронные коммуникации в современном мире»

Специальность «Журналистика» (IV курс).

Форма обучения: очная

 

Обсуждено на заседании кафедры «__»____________ 2012 г. Протокол №   Зав. кафедрой Д.ф.н. проф. Е.Н. Брызгалова     Составитель: К.ф.н. доцент И.Е. Иванова  

 

 

Тверь 2012


II. Пояснительная записка

Журналистская деятельность в современных условиях оказывается напрямую связанной с массовой коммуникацией. Курс «Электронные коммуникации в современном мире» предполагает изучение различных типов и видов коммуникации, анализ деятельности радио, телевидения, Интернета как средств массовой коммуникации.

Задачи изучения курса:

Рассмотреть понятие коммуникации и массовой коммуникации, содержание коммуникативного процесса.

Изучить существующие модели коммуникации.

Определить основные виды коммуникации и их специфику.

Проанализировать методы исследования массовой коммуникации.

Рассмотреть сущность информационно-коммуникационных технологий.

Рассмотреть электронные СМИ как важнейшие средства массовой коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета

Учебная дисциплина «Электронные коммуникации в современном мире» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин ООП. Она закладывает основы знаний для освоения такой дисциплины базовой части гуманитарного цикла как «Стилистика и литературное редактирование» и такой дисциплины базовой части профессионального цикла, как «Журналистское произведение в системе прагматических отношений»», дисциплин по выбору («Анализ журналистского текста» и др.).

3. Общая трудоемкость дисциплины составляет 65,6 часа.

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

– ориентация в коммуникативных аспектах функционирования СМИ и работы журналиста;

– знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики;

– знание основ паблик рилейшнз в сфере СМИ;

- знание основ коммуникологии;

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать основные характеристики различных типов и видов коммуникации;

- знать функции и виды коммуникации; специфику радио, телевидения и Интернета как СМК.

уметь применять полученные знания на практике; ориентироваться в основных стадиях и способах организации коммуникации.

 

владеть научными представлениями о методических и теоретических основах коммуникации.

 

III. Учебная программа.

Тема1. Коммуникация и массовая коммуникация. Содержание и основные компоненты коммуникативного процесса.

Коммуникация как система. Коммуникология в системе наук и учебных дисциплин. Научные определения коммуникации и массовой коммуникации. Содержание коммуникативного процесса и его компоненты. Коммуникативный акт. Коммуникативное пространство. Коммуникативный дискурс. Первичный и вторичный коммуникативный процесс.

Тема 2. Возникновение массовой коммуникации.

Объективные условия формирования массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации. Теория массовой коммуникации как научно-исследовательская дисциплина. Взаимосвязь массовой коммуникации с журналистикой. Критерии отнесения средств коммуникации к массовым. Массовая коммуникация как процесс передачи информации группе людей одновременно посредством массмедиа. Электронные СМИ как средства массовой коммуникации (СМК). Интерактивные электронные коммуникации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.063 с.)