Формы товароснабжения розничной торговой сети и условия их применения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы товароснабжения розничной торговой сети и условия их применения



 

Важным условием, определяющим рациональную организацию товароснабжения, является правильный выбор формы движения товаров из пунктов производства в районы потребления. Процесс доведения товаров до потребителей (розничной торговли) может осуществляться в двух организационно-экономических формах: транзитной и складской. Выбор той или иной формы товароснабжения зависит от конкретных условий покупателя и поставщика: объема товарооборота, транзитных норм отгрузки, нормативов товарных запасов, состояния складского хозяйства и т.д.

Под транзитом понимается такая форма товароснабжения, при которой товар из производственного предприятия направляется в магазины, минуя склады оптовой и розничной торговли. Это так называемый чистый транзит, имеющий большое народнохозяйственное значение и широко применяющийся при прямых связях магазина с производственными предприятиями.

От чистого транзита необходимо отличать транзитный товарооборот оптовой базы, т.е. продажу ей товаров без завоза, на свои склады. Если оптовая база продала розничной организации товар со следованием от сбытовой организации промышленности или следованием от промышленного предприятия транзитом на склад розничной фирмы, то такая форма товароснабжения называется складской.

Транзитная форма товароснабжения имеет ряд преимуществ: исключаются повторные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, устраняются складские операции по приему, хранению и отпуску товаров, ускоряется товарооборачиваемость, уменьшаются товарные потери и объем транспортно-экспедиционных операций, сокращается потребность в складах, снижаются издержки обращения, обеспечивается сохранность товара.

Транзитная форма товароснабжения получила широкое развитие в республике. Особенно высок удельный вес транзита мебели, радио-, мото-, велотоваров, телевизоров, строительных материалов, скоропортящихся товаров и т.д. По товарам сложного ассортимента (швейные, трикотажные, парфюмерные и т.д.) он значительно ниже. Складская форма товароснабжения не связана с обязательным получением транзитной нормы. Она позволяет розничной торговле заказывать товары, в нужном количестве исхо­дя из спроса на них и товарных запасов. При складской форме товароснабжения товары завозятся сначала на склады оптовой базы, а затем в розничную торговлю. На складах товары подсортировываются и комплектуются.

Данная форма обычно применяется к товарам сложного ас­сортимента и главным образом для предприятий розничной торговли, закупающих товары мелкими партиями. Через склады могут продаваться и товары простого ассортимента, когда покупатели по размерам товарооборота не могут получать минимальную транзитную норму, а также товары сезонного производства и потребления.

Складская форма товароснабжения применяется при получении товаров от иногородних поставщиков крупными партиями, требующими преобразования производственного ассорти­мента в торговый, а также товаров, требующих длительного хранения. В этих случаях складская форма имеет преимущества перед транзитной, так как повышается эффективность розничной торговли за счет завоза товаров широкого ассортимента, но мелкими партиями, что позволяет значительно ускорить товарооборачиваемость и сократить издержки обращения.

Складская форма товароснабжения требует значительных издержек по осуществлению транспортно-экспедиционных и складских операций, замедляет в целом товарооборачиваемость, так как прерывается процесс движения товаров от про­изводства в розничную торговлю. Поэтому применение склад­ской формы, как и транзита, должно быть экономически обос­новано.

Одним из важнейших вопросов, который необходимо ре­шить при организации складской формы товароснабжения, яв­ляется звенность товародвижения. Число складских звеньев должно быть минимальным, так как от их количества зависят время товарного обращения, размер товарных запасов, уровень расходов по реализации.

К звеньям в процессе товародвижения относятся склады оп­товой и розничной торговли, которые прерывают движение то­варов для подсортировки, хранения или перевалки на другой вид транспорта. В зависимости от количества участвующих звеньев различают одно-, двух- и многозвенный путь движения товаров. Во многих случаях система товародвижения характе­ризуется многозвенностью, особенно в потребительской коопе­рации, ОРСах т.д.

Организация и технология доставки товаров в розничную сеть

 

Рациональная организация и технология товароснабжения требуют выбора наиболее эффективных методов доставки товаров в розничную торговую сеть. На практике получили распространение два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка.

При децентрализованном завозе, или самовывозе, транспортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами покупателей. При этом методе транспорт рассредоточивается по торговым организациям и предприятиям или заказывается в специализированных транспортных предприятиях. В отдельных случаях магазины прибегают к услугам наемного транспорта (промышленных предприятий, предприятий АПК и т.д.).

Основной недостаток этого метода заключается в неэффективном использовании транспортных средств. Технико-экономические показатели автомобилей, используемых для самовывоза, значительно ниже, чем при централизованной доставке.

Самовывоз обязывает работников розничной торговли выполнять несвойственные им функции по транспортировке това­ров, что снижает объем товарооборота и уровень культуры об­служивания в магазинах.

Большие потери труда и времени при самовывозе имеют место также при отборке товаров, оформлении документов, осу­ществлении погрузочно-разгрузочных работ. В связи с этим самовывоз в розничной торговле может применяться в исключительных случаях.

Централизованная доставка товаров — это система доставки товаров транспортом поставщика по предварительно раз­работанным рациональным маршрутам и графикам завоза.

В основу централизованной доставки положен принцип цен­трализации всех транспортно-экспедиционных работ по достав­ке реализованных товаров или поступающих на станцию же­лезной дороги или пристань всем или большинству грузополу­чателей, независимо от их ведомственной подчиненности.

Централизация транспортно-экспедиционных операций позволяет обеспечить:

• устранение сверхнормативных простоев транспорта, сокра­щение потребности в нем и более эффективное его использование;

• уменьшение числа грузчиков и экспедиционного состава, занятого перевозкой грузов.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются цели и задачи товароснабжения?

2. Каковы роль и место оптовых торговых организаций в товароснабжении?

3. Какие Вы знаете принципы в организации снабжения товарами торговых организаций?

4. Какие факторы влияют на организацию товароснабжения и товародвижения?

5. Какие Вы знаете источники товароснабжения?

6. Какие заключаются договора на поставку товаров?

7. Что значит и в чем разница транзитной и складской формы товародвижения?

8. Какие Вы знаете формы доставки товаров?

9. В чем заключается подготовительная работа, поставщика и покупателя по организации централизованной доставки товаров в магазин?

10. Что означают графики и маршруты доставки товаров?

11. В чем заключаются порядок заказа товаров?

12. Как осуществляется расчет количества товара, подлежащего текущему завозу?

ТЕМА 5. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ТОРГОВЛИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ТОВАРОВ

5.1 Роль транспорта в перевозке товаров

5.2 Характеристика основных транспортных средств

5.3 Перевозки товаров автомобильным транспортом

5.4 Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1067; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.009 с.)