Эволюция направлений системных исследований. Отличительные особенности системного анализа, его этапы, предназначение, цели, задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция направлений системных исследований. Отличительные особенности системного анализа, его этапы, предназначение, цели, задачи.



Эволюция направлений системных исследований. Отличительные особенности системного анализа, его этапы, предназначение, цели, задачи.

В настоящее время наиболее конструктивным из направлений системных исследований считается системный анализ.

В одних работах системный анализ определяется как приложение системных концепций к функциям управления, связанных с планированием, в других – как синоним термина “анализ систем”.

Анализ существующих наработок по теории систем показывает, что независимо от того, применяется термин “системный анализ” только к формированию целей и функций системы, или к исследованию системы в целом, работы этого направления отличаются от других направлений системных исследований следующим:

- В них предлагается методика проведения системного исследования, организации процесса принятия решения, делается попытка предложить подходы к выполнению этапов методики в конкретных условиях;

- В них предлагается работа с целями, т.е. их исследование, формулирование, структуризация или декомпозиция.

Так же в определении системного анализа подчеркивают, что это методология исследования целенаправленных систем при этом выбор методов и приемов выполнения ее этапов основывается на использовании понятий и закономерностей теории систем.

Отсюда, системный анализ – это научная дисциплина, занимающая проблемами организации и управления сложными системами, принятия решения в условиях оценки огромного количества информации различной природы.

Целью применения системного анализа являются повышение эффективности организации и управления сложными системами на основе увеличения степени обоснованности принимаемого решения с учетом множества альтернатив, среди которых производится обоснованный выбор.

В максимально упрощенном виде системный анализ – это некоторая методика, позволяющая при принятии решения не упустить из рассмотрения возможные стороны и связи изучаемого объекта, процесса, явления.

Задачи системного анализа:

- вскрытие противоречий, выявление проблем, их изучение, формулирование целей, выбор лучшего для достижения цели решения;

- разработка и использование средств, облегчающих формирование и анализ целей и функции систем организационного управления;

- определение возможных вариантов поведения сложных систем и их качественная или количественная оценка;

- разработка методов выбора решения и обоснование критериев, определяющих качество принимаемых решений;

- комплексное использование методов качественного и количественного анализа, базирующихся на диалектическом обобщении законов функционирования и развития систем различной физической природы.

В системном анализе используется современный математический аппарат и вычислительные системы, однако, для описания сложных систем, в том числе предсказания их поведение оказывается невозможным опираться только на строгие математические методы. Поэтому в системном анализе используется неформальные процедуры – рациональные рассуждения различной природы, и одной из центральных методологических проблем системного анализа, возникающей при изучении сложных систем, является объединение формальных и неформальных методов анализа и синтеза.

2. Эволюция и механизм определения системы. Понятие элемента системы и подсистемы. Признаки системы.

Система – термин, используемый в тех случаях, когда хотят охарактеризовать исследуемый или проектируемый объект как нечто единое, сложное, о котором невозможно сразу дать представление. Существует несколько десятков определений этого понятия. Их анализ показывает, что определение понятия системы изменялось не только по форме, но и по содержанию. В первых определения системы говорилось о том, что система – это элементы, компоненты, а связи – это отношения между ними. В Большой Советской энциклопедии система определяется прямым переводом с греческого, что означает “состав”, «составленное», «соединенное». В определении Месаровича выделены множество Х входных объектов и множество Y выходных результатов, а между ними обобщающее отношение пересечения.

А. Холл вводит понятие свойство системы для уточнения элементов и связей.

А.И. Уёмов определил систему через понятия вещи, свойства, отношения.

Затем в определения системы появляется понятие цель, далее начинают включать наблюдателя N.

Рассматривая различные определения системы и их эволюцию и не выделяя ни одного из них в качестве основного, можно обратить внимание, что сложно кратко определить понятия как система, но и осознать тот факт, что на различных этапах представления системы можно пользовать разными определениями.

Элемент – это простейшая неделимая часть системы, это предел членения системы с точки зрения аспекта её рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели.

Сложная система, как правило, не может быть сразу разделена на составляющие, элементы. При многоуровневом делении системы используют термин подсистема.

Понятие подсистема подразумевает, что выделяется относительно независимая часть ситемы, обладающая свойствами системы.

Понятия закон и алгоритм функционирования систем. Качество и его показатели.

Функции системы - этоее свойства, приводящие к достижению цели. Функционирование системы проявляется в ее переходе из одного состояния в другое или в сохранении какого-либо состояния в течение определенного периода времени. То есть, поведение системы - это ее функционирование во времени.

Алгоритм функционирования – это метод получения выходной характеристики с учетом входных характеристик: вх. воздействия, упр. воздействия и внешнего воздействия.

Показатель — это характеристика, отражающая качество j-й системы или целевую направленность процесса (операции), реализуемого j-й системой). Делятся на:

а) частные показатели качества (эффективности) системы, которые отражают существенное свойство системы;

б) обобщенные показатели качества (эффективности) системы.

Показатели качества отражают свойства самой системы. Эффективность системы обусловлена не только свойсвом системы, но и условиями окружающей среды (окружения системы). Показатели качества: время реакции системы; объемы хранимой информации; коэффициент готовности системы; отказоустойчивость.

Классификация систем. Признаки сложной системы.

Классификация систем – разделение систем на классы по различным признакам.

- По виду отображаемого объекта: технические, экологические, биологические

- По виду научного направление: математические, физические, химические

- Абстрактные и материальные

- Открытые и закрытые системы (закрытые – обмениваются со средой различной информацией)

- Целенаправленные и целеустремленные системы (цели задаются извне или цели которые формируются внутри системы)

- Классификация систем по сложности

Термин большая и сложная система используют как синонимы.

Большой системой называют такую систему, которую невозможно исследовать иначе, как по подсистемам, а сложной – такую систему, которая строится для решения многоцелевой задачи. В случае с большой системой объект может быть описан на одном языке, те с помощью единого метода моделирования, а сложная система отражает объект с разных сторон в нескольких моделях, каждая из которых имеет свой язык. Для изучения большой системы достаточно одного наблюдателя, а для сложной системы несколько наблюдателей принципиально разной квалификации.

Формализованное представление системы как семантической модели. Варианты изменения структуры системы под воздействием внешних сил.

При определенных условиях возможен вследствие внешних воздействий скачкообразный переход системы на новый более высокий (или более низкий) уровень упорядоченности. Причём переход системы к различным свойственным ей состояниям, а также разрушение системы могут быть результатом как достаточно сильных внешних воздействий,так и относительно слабых флюктуации длительно существующих или усиливающихся за счет положительных обратных связей. Переход системы на новый уровень организованности в определенных ситуациях представляет собой случайный процесс выбора системой одного из возможных путей эволюции. Здесь вновь нужно подчеркнуть слово "возможных", т.е. разумно говорить о создании условий перехода системы в одно из возможных, свойственных ей состояний.

Возможны два крайних варианта измененияструктуры системы под воздействием внешних сил: революционный и эволюционный. При революционном предполагается, что созданию новой лучшей структуры должна предшествовать «ломка» структуры старой. Обычно после насильственной ломки система переходит на более низкий уровень функционирования, формирование новой структуры затягивается на длительный, порой неопределенный срок. При эволюционном воздействии предусматривается изучение структуры системы, выявление тенденций ее развития, поддержка положительных тенденций и противодействие отрицательным. Результаты воздействия контролируются обратными связями. При накоплении количественных изменений возможен и скачкообразный переход системы вновое равновесное состояние - к новой структуре, к которой система «внутренне» готова.

Требования к проектированию систем.

Проектирование имеет целью обеспечить эффективное функционирование и взаимодействие системы в среде её практической деятельности. Именно качественное проектирование обеспечивает создание такой системы, которая способна функционировать при постоянном совершенствовании её организационной, технологической, нормативно-правовой основы, и расширять спектр реализуемых управленческих функций и объектов взаимодействия.

Требования:

Точно поставленная задача системы, Область применения системы, затраты ресурсов на разработку системы, время затрачиваемое на разработку системы

Требования к моделям и их характеристика.

1.Требование адекватности модели относительно совокупности характеристик, обеспечивающих достижение поставленной цели. В ней должны быть учтены все свойства, которые влияют на результаты решения этой задачи. Излишние подробности, не влияющие на результаты, должны быть исключены.

Фактор-система - результат объединения элементов системы друг с другом в классы эквивалентности. Проводится так, что второстепенные детали опускаются, но сохраняются все отношения и свойства между элементами системы, окружающей средой.

2.Требование достаточной простоты. Выполнение требований простоты и адекватности взаимосвязаны. Могут быть случаи, когда требуемую адекватность получить не удается, т.к. невозможно создать модель соответствующей сложности. Ввод в модель второстепенных не нужных для решения задачи деталей не способствует лучшему пониманию существа дела. Из всех моделей лучшей является наиболее простая, обеспечивающая необходимую адекватность.

3.Требование замкнутости модели. Если известно начальное состояние системы и известны на некотором интервале внешние воздействия и управления, то модель объекта должна позволить определить на этом интервале все переменные, характеризующие состояние объекта.

4.Требование устойчивости. Модель должна быть устойчива (вычислительный процесс не должен расходиться) для тех условий и возмущений, для которых устойчив моделируемый объект.

5. Требование аддитивности (?). В модели должна быть предусмотрена возможность уточнения ее структуры и обновления данных.

6. Требование удобства. Вся используемая в модели информация, в том числе все промежуточные и конечные результаты должны представляться оперативно в удобной форме, должны быть включены сервисные программы, обеспечивающие простоту и удобство ее использования.

Виды шкал

- Шкалы номинального типа

Самой слабой качественной шкалой является номинальная шкала (шкала наименований, классификационная шкала), по которой объектам или их неразличимым группам дается некоторый признак. Такой признак дает лишь ничем не связанные имена объектам.

- Шкалы порядка

Измерение в шкале порядка может применяться в следующих ситуациях:

- необходимо упорядочить объекты во времени или пространстве;

- нужно упорядочить объекты в соответствии с каким-либо качеством, но при этом не требуется производить его точное измерение;

- какое-либо качество в принципе измеримо, но в настоящий момент не может быть измерено по причинам практического или теоретического характера.

- Шкалы интервалов

Одним из наиболее важных типов шкал является тип интервалов. Тип шкал интервалов содержит шкалы, единственные с точностью до множества положительных линейных допустимых преобразований

- Шкалы отношений

Шкалы отношений отражают отношения свойств объектов, т.е. во сколько раз свойство одного объекта превосходит это же свойство другого объекта.

- Шкалы разностей

Шкалы разностей применяются в тех случаях, когда необходимо измерить, насколько один объект превосходит по определенному свойству другой объект.

В шкалах разностей неизменными остаются разности численных оценок свойств.

32. Классификация и содержание измерительных шкал.

Шкала наименований (номинальная, классификационная). Существует конечное число классов эквивалентности явлений (объектов). Каждому классу присваивается своё обозначение. Измерение заключается в определении, к какому классу относится объект. Возможна иерархия классов. Характерный пример иерархии классов - почтовые адреса. Данные в номинальных шкалах – всегда только символы, если это даже цифры.

Порядковые (ранговые) шкалы. Используются для сравнения объектов, классов по каким-либо признакам, качествам. Пример, шкала родственных отношений: Отец=мать>сын=дочь; Дядя=тётя>брат=сестра. В порядковых шкалах справедливо: если А> B, то В<A; если А>B, B>C, то А>C.

Модифицированные ранговые шкалы. Эти шкалы имеют место при арифметизации качественных измерений. Пример: шкала землетрясений по Рихтеру, Бальные шкалы оценки знаний.

Шкалы интервалов. Проводится упорядочивание объектов с точностью до интервалов между ними. Единицы измерения произвольны, но постоянны по всей шкале. Имеют смысл только действия над интервалами, а не над отсчётами шкал. Возможны любые арифметические операции.

Шкалы отношений. Измерения являются полноправными числами. 0 - единственный. Примеры: шкалы длин, весов, денег.

Шкалы разностей (периодические, циклические). Шкалы инвариантны к сдвигу на некоторую постоянную (период). 0 здесь условен, иначе это шкала интервалов. При вводе условного нуля возможны арифметические действия. Примеры: шкалы часов, компаса.

Абсолютная шкала. 0 и 1 - зафиксированы. Единица измерения безразмерна. Эта числовая шкала может быть как самостоятельной так и вспомогательной для других шкал.

Шкалы размытых множеств. Размытое множество А в х - это совокупность упорядоченных пар вида А = { х, mА(х) }, где mА(х) - функция принадлежности х множеству А. 0 ≤, mА(х) ≤ 1

33. Закономерности целеобразования и их содержание.

Анализ целей и функций – основа прогнозирования развития предприятий и организаций, любой деятельности, основа самоорганизации. Использование понятия цель в реальных условиях вызывает определенные трудности. На практике этот термин заменяют более удобными для практики терминами «план», «направление деятельности».

Понятие цель и связанные с ним понятия целесообразности, целенаправленности лежат в основе развития системы.

Цель – это «заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека, группы людей». «Заранее мыслимый», но все же «результат», воплощение замысла. Подчеркивается, что понятие цели связано с человеком, его «сознательной деятельностью», т.е. с наличием сознания. Для характеристики целеустремленных тенденций на более низких ступенях развития материи принято использовать другие термины.

Понимание цели важно при организации процессов коллективного принятия решений в системах управления. В реальных ситуациях необходимо оговаривать, в каком смысле на данном этапе рассмотрения системы используется это понятие, что в большей степени должно быть отражено в формулировке цели – идеальные устремления, которые помогут коллективу лиц, принимающих решения, увидеть перспективы или реальные возможности, обеспечивающие своевременность завершения очередного этапа на пути к желаемому будущему.

Методы типа сценариев.

Методы типа «сценариев». Методы подготовки согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенные в письменном виде, получили название сценариев. В настоящее время под сценарием понимается любо документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложение по ее решению или по развитию системы, независимо от того, в какой форме он представлен. Как правило, на практике предложения для подготовки подобных документов пишутся экспертами вначале индивидуально, а затем формируется согласованный текст. Сценарий предусматривает не только содержательные рассуждения, помогающие не упустить детали, которые невозможно учесть в формальной модели, но и содержит, как правило, результаты количественного технико-экономического или статистического анализа с предварительными выводами.

При подготовке сценария роль специалистов по системному анализу – помочь привлекаемым ведущим специалистам соответствующих областей знаний выявить общие закономерности развития системы; проанализировать внешние и внутренние факторы, влияющие на ее развитие формирование целей; провести анализ высказываний ведущих специалистов в периодической печати, научных публикациях и других источниках научно-технической информации; создать вспомогательные информационные фонды, способствующие решению соответствующей проблемы.

Методы экспертных оценок.

При обработке индивидуальных экспертных оценок применяется метод согласования оценок, который имеет много вариантов, различающихся способами, при помощи которых из индивидуальных оценок, получается обобщенная. При этом используются также различные методы согласования оценок мнений экспертов или методов, основанных на отборе экспертной группы с высоким коэффициентом согласованности мнений.

Предлагается разделить проблемы, для решения которых применяются экспертные оценки, на два класса. К первому классу относятся проблемы, которые достаточно хорошо обеспечены информацией и для которых можно использовать принцип «хорошего измерителя», считая эксперта хранителем большого объема информации, а групповое мнение экспертов – близким к истинному. Ко второму классу относятся проблемы, в отношении которых знаний для уверенности в справедливости названных предположений недостаточно, экспертов нельзя рассматривать как «хороших измерителей», и необходимо осторожно подходить к обработке результатов экспертного опроса

Даже в случае решения проблем, относящихся к первому классу, нельзя забывать о том, что экспертные оценки несут в себе не только субъективные черты, при оценке отдельным экспертом, но и субъективно–коллективные черты, которые не исчезают при обработке результатов опроса.

Один из способов устранения данных недостатков – более тщательное формирование экспертной группы и обработке результатов опроса, особо выделяя и учитывая редкие и противоречивые мнения, а на получаемые усредненные оценки смотреть как на некоторую «общественную точку зрения».

Методы типа Дельфи.

Методы типа «Дельфи» изначально предполагали итеративную процедуру при проведении мозговой атаки, которая способствовала бы снижению влияния психологических факторов при проведении заседаний и повышению объективности результатов. Однако почти одновременно «Дельфи»-процедуры стали средством повышения объективности экспертных опросов с использованием количественных оценок при сравнительном анализе составляющих «деревьев целей» и при разработке «сценариев».

Основные средства повышения объективности результатов при применении метода «Дельфи»-использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов.

В развитых вариантах «Дельфи» - процедура представляет собой программу последовательных индивидуальных опросов с использованием методов анкетирования. Вопросник от тура к туру уточняются. Экспедитам присваиваются весовые коэффициенты значимости их мнений (коэффициенты компетентности), получаемые на основе предшествующих опросов, и также уточняемые от тура к туру и учитываемые при получении обобщенных результатов опроса.

Для повышения результативности опросов активизации экспертов иногда сочетают процедуру «Дельфи» с элементами деловой игры: эксперту предлагается проводить самооценку, ставя себя на место конструктора, которому реально поручено выполнение проекта, ли на место работника аппарата управления, руководителя подразделения системы организационного управления.

Морфологические методы.

Морфологические методы. Основная идея морфологического подхода – систематически находить наибольшее число, а в пределе все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путём комбинирования основных (выделенных исследователем) структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в различных аспектах. Отправными точками системного исследования являются:

- равный интерес ко всем объектам морфологического моделирования;

- ликвидация всех оценок и ограничений до тех пор, пока не будет получена полная структура исследуемой области;

- максимально точная формулировка поставленной проблемы.

Ряд методов морфологического моделирования: метод систематического покрытия поля, метод отрицания и конструирования, метод морфологического ящика, метод экстремальных ситуаций, метод сопоставления совершённого с дефектным, метод обобщения. Наибольшую известность получили три первых метода.

Метод систематического покрытия поля предполагает, что существует некоторое число ”опорных” знаний в любой исследуемой области: теоретические положения, эмпирические факты, известные компоненты сложной системы, законы протекания различных процессов. С помощью данных методов определяются варианты решения поставленной проблемы.

Метод отрицания и конструирования реализуется с помощью трёх этапов:

- формирование ряда высказываний, соответствующих современному уровню развития исследуемой области знаний;

- замена одного, нескольких или всех сформулированных высказываний на противоположные;

- построение всевозможных следствий, вытекающих из такого отрицания и проверка непротиворечивости вновь полученных и оставшихся неизменными высказываний.

Метод морфологического ящика основан на формулировании и анализе морфологической таблицы – морфологического ящика. Построение и исследование морфологического ящика проводится в пять этапов:

- формулировка поставленной проблемы;

- определение параметров от которых зависит разрешение проблемы;

- формирование классификаторов по выбранным признакам и представление их в виде матрицы-строк.

- оценка всех имеющихся вариантов;

- выбор наилучшего варианта решения задачи.

Возможны следующие варианты пути выбора решений и морфологического ящика:

- применение одного критерия, полностью исключающего все варианты решений, кроме одного.

- последовательное применение нескольких критериев А,В,С, постепенно исключающих все варианты, кроме одного.

- расчленение проблемы на подпроблемы (задачи) и последовательное применение нескольких критериев для выбора по одному варианту решения по каждой из подпроблем (подзадач), которые вместе взятые и составляют решение.

Методы типа «дерево целей».

Методы структуризации. Структурные представления разного рода позволяют разделить сложную проблему с большой неопределенностью на более мелкие, лучше поддающиеся исследованию, что само по себе можно рассматривать как некоторый метод исследования называемый иногда системно-структурным. В особую группу методов структуризации можно выделить методы типа «дерева целей». Термин «дерево» подразумевает использование иерархической структуры, получаемой путем расчленения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые в конкретных приложениях называют подцелями нижележащих уровней, направлениями, проблемами, а начиная с некоторого уровня – функциями.

При использовании метода «дерева целей» в качестве средства принятия решений часто применяют термин «дерево решений». При применении метода для выявления и уточнения функций системы управления говорят о «дереве целей и функций». При структуризации тематики научно-исследовательской организации пользуются термином «дерево проблемы», а при разработке прогнозов – «дерево направлений развития» (прогнозирования развития) или «прогнозный граф».

Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась бы при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе.

54. Предназначение и содержание обобщенной методики совершенствования организационных структур систем управления.

В данной методике предусматривается возможность использования разных методов, моделей и их выбор с учётом конкретных условий и предпочтений ППР.

В ходе 1 этапа при разработке концепции создания объекта управления и системы организационного управления должны быть решены вопросы о роли оргструктуры, выборе её формы, о принципах проведения преобразований.

Параллельно или после разработки концепции может быть проведено обследование существующей или аналогичных систем управления этап 2. При этом используются архивный – на основе анализа документов существующей системы управления и опросный – путём анкетирования или интервьюирования работников аппарата управления – методы.

3 и 4 этап аналогичны первому и второму этапам методики формирования и анализа структур целей и функций, но с большей детализацией функций, поскольку их надо связывать с конкретными исполнителями. Получив множество детализированных функций целесообразно разработать модели, на основе которых можно уточнить трудоёмкость выполнения функций, затраты на организацию их выполнения и др. характеристики, необходимые для формирования и оценки вариантов структуры, т.е. перейти к выполнению 5.

Содержание школы уровней качества систем с управлением.

При оценивании качества систем с управлением признают целесообразным введение нескольких уровней качества, проранжированных в порядке возрастания сложности рассматриваемых свойств. Эмпирические уровни качества получили названия: устойчивость, помехоустойчивость, управляемость, способность, самоорганизация.

Система, обладающая качеством данного порядка, имеет и все другие более простые качества, но не имеет качеств более высокого порядка.

1 У стойчивость. Для простых систем устойчивость объединяет такие свойства, как прочность, стойкость к внешним воздействиям, сбалансированность, стабильность, гомеостазис (способность системы возвращаться в равновесное состояние при выводе из него внешними воздействиями). Для сложных систем характерны различные формы структурной устойчивости, такие, как надежность, живучесть и т.д.

2 п омехоустойчивость - способность системы без искажений воспринимать и передавать информационные потоки. Помехоустойчивость объединяет ряд свойств, присущих в основном системам управления. К таким свойствам относятся надежность информационных систем и систем связи, их пропускная способность, возможность эффективного кодирования/декодирования информации.

3 управляемость - способность системы переходить за конечное (заданное) время в требуемое состояние под влиянием управляющих воздействий. Обеспечивается наличием прямой и обратной связи, объединяет такие свойства системы, как гибкость управления, оперативность, точность, производительность, инерционность, связность, наблюдаемость объекта управления и др.

4 способность. Это качество системы, определяющее ее возможности по достижению требуемого результата на основе имеющихся ресурсов в заданный период времени. Данное качество характеризуется такими свойствами, как результативность (производительность, мощность и т.п.), ресурсоемкость и оперативность.

5 самоорганизация. Самоорганизующаяся система способна изменять свою структуру, параметры, алгоритмы функционирования, поведение для повышения эффективности. Принципиально важными свойствами этого уровня являются свобода выбора решений, адаптируемость, самообучаемость, способность к распознаванию ситуаций и образов.

Содержание оценки операционных свойств системы.

В общем случае оценка операционных свойств проводится как оценка двух аспектов:

1 исхода (результатов) операции;

2 алгоритма, обеспечивающего получение результатов.

Качество исхода операции и алгоритм, обеспечивающий получение результатов, оцениваются по показателям качества операции, к которым относят результативность, ресурсоемкость и оперативность.

Результативность операции обусловливается получаемым целевым эффектом, ради которого функционирует система.

Ресурсоемкость характеризуется ресурсами всех видов (людскими материальнотехническими, энергетическими, информационными, финансовыми и т.п.), используемыми для получения целевого эффекта.

Оперативность определяется расходом времени, потребного для достижения цели операции.

Оценка исхода операции (аспект 1) учитывает, что операция проводится для достижения определенной цели — исхода операции. Под исходом операции понимается ситуация (состояние системы и внешней среды), возникающая на момент ее завершения. Для количественной оценки исхода операции вводится понятие показателя исхода операции (ПИО), вектора, Yисх = <YЭ, YR, YO>, компоненты которого суть показатели его отдельных свойств, отражающие результативность, ресурсоемкость и оперативность операции.

Требования к показателям исхода операции.

Содержание методов прогнозирования.

Существуют два подхода к построению прогнозов: количественный анализ и качественный анализ. Количественный подход основан на различных математических моделях, использующих ретроспективные данные и измеряемые величины для прогнозирования определяемого экономического явления.

Качественные методы прогнозирования:

- Жюри специалистов - основан на учете мнений небольшой группы специалистов высокой квалификации в сочетании со статистическими моделями и выражается в коллективном прогнозе спроса;

- Агрегирование объёмов продаж – основан на оценках каждым продавцом объёма продаж в своём регионе.

- Метод Дельфи – итеративный коллективный процесс предполагает участие экспертов, которые могут находится в разных местах. Различают три типа участников: принимающие решения, обслуживающий персонал и респонденты. Принимающие решения делают сам прогноз. Обслуживающий персонал помогает принимающим решения при подготовке, сортировке и обобщении серии результатов опросов и обзоров. Респонденты –является источником сведений для принимающих решения на этапе, предшествующем составлению прогноза;

- обследование потребительского рынка - учитывает мнения потребителей или потенциальных потребителей относительно планов и будущих покупок.

К основным количественным методам прогнозирования относятся: наивный подход, скользящие средние, экспоненциальное сглаживание, проектирование тренда, модель линейной регрессии.

Первые 4 из 5 методов используются для выяснения, что случается за пределами определенного периода времени, и делают прогнозы, используя серии данных о прошлом.

Модель линейной регрессии – причинная модель – включает переменные, или доклады, которые могут оказывать влияние на количественное значение прогнозируемой величины.

Независимо от используемого метода процесс прогнозирования включает следующие этапы:

- определение целевой установки прогноза;

- выбор предмета прогнозирования;

- определение временного горизонта прогнозирования – краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное;

- выбор модели или моделей прогнозирования;

- сбор данных, необходимых для прогноза;

- обоснование модели прогнозирования;

- разработка прогноза;

- реализация результатов.

Эволюция направлений системных исследований. Отличительные особенности системного анализа, его этапы, предназначение, цели, задачи.

В настоящее время наиболее конструктивным из направлений системных исследований считается системный анализ.

В одних работах системный анализ определяется как приложение системных концепций к функциям управления, связанных с планированием, в других – как синоним термина “анализ систем”.

Анализ существующих наработок по теории систем показывает, что независимо от того, применяется термин “системный анализ” только к формированию целей и функций системы, или к исследованию системы в целом, работы этого направления отличаются от других направлений системных исследований следующим:

- В них предлагается методика проведения системного исследования, организации процесса принятия решения, делается попытка предложить подходы к выполнению этапов методики в конкретных условиях;

- В них предлагается работа с целями, т.е. их исследование, формулирование, структуризация или декомпозиция.

Так же в определении системного анализа подчеркивают, что это методология исследования целенаправленных систем при этом выбор методов и приемов выполнения ее этапов основывается на использовании понятий и закономерностей теории систем.

Отсюда, системный анализ – это научная дисциплина, занимающая проблемами организации и управления сложными системами, принятия решения в условиях оценки огромного количества информации различной природы.

Целью применения системного анализа являются повышение эффективности организации и управления сложными системами на основе увеличения степени обоснованности принимаемого решения с учетом множества альтернатив, среди которых производится обоснованный выбор.

В максимально упрощенном виде системный анализ – это некоторая методика, позволяющая при принятии решения не упустить из рассмотрения возможные стороны и связи изучаемого объекта, процесса, явления.

Задачи системного анализа:

- вскрытие противоречий, выявление проблем, их изучение, формулирование целей, выбор лучшего для достижения цели решения;

- разработка и использование средств, облегчающих формирование и анализ целей и функции систем организационного управления;

- определение возможных вариантов поведения сложных систем и их качественная или количественная оценка;

- разработка методов выбора решения и обоснование критериев, определяющих качество принимаемых решений;

- комплексное использование методов качественного и количественного анализа, базирующихся на диалектическом обобщении законов функционирования и развит



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.096 с.)