Условия формирования агрессивного поведения личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия формирования агрессивного поведения личности.



Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями.

Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития (социальная ситуация развития) и выдвигает определенные требования к личности.

Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения.

 

В раннем возрасте, демонстрируя агрессию, дети громко и требовательно плачут. Могут не встепать в контакт и у них может отсутствовать улыбка.

Желая сохранить материнскую любовь, (др. ребенок, брат сестра) могут проявлять жестокость к новорожденному брату или сестре.

 

Адаптация к детскому саду:

Дети могут обзываться, кусаться, щипаться и даже поглощать несъедобные предметы.

Притом эти действия могут осуществлять без разбора, импульсивно и открыто.

Пассивными проявлениями агрессии в этом возрасте можно считать:

- негативизм

- упрямость

- отказы (говорить, есть)

- кусание ногтей или губ

 

Поведение ребенка (дошкольника) во многом зависит от эмоционального климата в семье, а детская группа может стать «зеркалом», отражением внутреннего состояния воспитателя и т.д.

 

!!! В целом, детская агрессивность является обратной стороной беззащитности ребенка.

Ребенок стремиться справиться со своими страхами и для этого прибегает к защитно-агрессивному поведению.

* кроме того, он может направить агрессию на самого себя.

 

В младшем школьном возрасте агрессия чаще всего проявляется по отношению к более слабым.

Реализуется в форме: насмешек, давления, ругательств, драки.

 

Резкая отрицательная реакция учителей и родителей на подобное поведение зачастую не только не уменьшает агрессивность детей, но и может усиливать ее.

 

В подростковом возрасте источником агрессивности является зависимость от группы сверстников нна фоне нарушения авторитета взрослых.

Быть агрессивным = быть сильным, «крутым».

 

Часто подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы (пр: посвящение в члены группы).

 

Агрессивное поведение – достаточно частое / обычное явление для детского и подросткового возраста.

 

Можно говорить о 2-х видах агрессии:

1. Доброкачественно-адаптивная

2. Детсруктивно-дезадаптивная

 

У взрослых людей проявления агрессивного поведения более разнообразны и во многом определяются индивидуальными особенностями.

Провокаторы агрессии:

- раздражительность

- подозрительность

- склонность испытывать чувство стыда, вместо вины

- предрассудки

- убежденность человека в том, что он является единственным хозяином своей судьбы

- положительное отношение к этому типу поведения.

 

Особая категория – это экстремисты (те люди, у которых все вышеперечисленные особенности сильно выражены).

Они подразделяются на 2 категории:

- со сниженным самоконтролем

- с повышенным самоконтролем

 

Существует гендерный фактор:

У мужчин или мальчиков: более склонны к проявлению прямой и физической агрессии.

У женщин и девочек: косвенная и вербальная агрессия.

 

Важным фактором агрессивного поведения признаются социальные условия развития личности.

В т.ч. СМИ:

TV может формировать агрессивное поведение: чрезмерное увлечение телепередачами может привести к агрессивным фантазиям --- отождествление себя с персонажем --- происходит усвоение агрессивного способа решения проблем и влияния на людей --- повторение агрессивных действий --- использование агрессии для разрешения проблем в межличностных отношениях --- формируются агрессивные привычки --- неразвитые соц. и учебные умения.

 

Семья также может способствовать проявлению агрессивного поведения. Стиль семейных отношений, психологическое и физическое насилие, холодность, оскорбления в семье, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное неприятие ребенка – все это способствует закреплению агрессивного поведения.

 

Факторы, способствующие формированию агрессивного поведения ребенка (семейные):

1. Низкая степень сплоченности семьи

2. Конфликтность

3. Недостаточная близость между родителями и ребенком

4. Неблагоприятные взаимоотношения между детьми

5. Неадекватный стиль семейного воспитания (гипер- или гипоопека).

 

В качестве индивидуально-личностных характеристик, вызывающих агрессивное вповедение, обычно рассматривают такие черты как:

- боязнь общественного неодобрения

- раздражительность

- подозрительность

- склонность испытывать чувство стыда вместо чувства вины

- завышенный или заниженный самоконтроль

- эмоциональная возбудимость

 

В норме – агрессия носит оборонительный характер, она также может выступать в качестве источника активности человека, его творческого потенциала и стремления к достижению.

Нужно стремиться выражать агрессию в социально приемлемых формах, избегать насилия над другими и собой.

 

Делинквентное поведение.

Делинквентное поведение – это противоправное поведение личности.

Это действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или соц. порядку, и уголовно наказуемы в крайних своих проявлениях.

 

Личность, проявляющая противозаконное поведение квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия – делинквентами.

 

Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще.

 

Делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм гос. жизни, четко выраженных в правилах или законах общества.

 

В литературе данный термин употребляется в различных значениях:

* Личко в практику подростковой психиатрии вводит понятие делинквентность, ограничивая им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности (пр: школьные побои, мелкое хулиганство, отнимание мелких денег).

* Ковалев считает, что делинквентное поведение является преступным поведением.

* В Росси делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе. По достижению совершеннолетия делинквент превращается в антисоциальную личность.

(за рубежом – с периодом совершеннолетия).

 

Среди подростков, совершивших правонарушение, Долгова, Горбатовская и Шумилкан выделяют 3 типа:

1. Последовательно-криминогенный – криминогенный вклад личности в преступное поведение при взаимодействии с соц. средой является решающим. Преступление вытекает из привычного стиля поведения и обуславливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта.

 

2. Ситуативно-криминогенный – нарушение моральных норм, правонарушение обусловлено неблагоприятной ситуацией. Преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть эксцессом. Такие подростки совершают преступления чаще всего в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициатором правонарушения.

 

3. Ситуативный тип – незначительная выраженность негативного поведения. Решающее влияние отводится ситуации, возникающей не по вине индивида.

 

Существует многообразие классификаций правонарушений. Это многообразие можно представить в нескольких группах делинквентных личностей:

1. Ситуативный правонарушитель – противоправные действия спровоцированы ситуацией.

 

2. Субкультурный правонарушитель – нарушитель, идентифицировавшийся с групповыми антисоциальными ценностями (чаще всего дети подражают взрослым из своего ближайшего окружения).

 

3. Невротический правонарушитель – асоциальные действия которого выступают следствием интрапсихического конфликта и тревоги: осн. мотивационный фактор – сильное и неосознаваемое чувство вины, которое скрывает под собой запретные эдиповы желания и ставит на их место противоправные действия.

4. Органический правонарушитель – совершающий противоправные действия вследствие мозговых повреждений с преобладанием импульсивности, интеллектуальной недостаточности и аффективности.

 

5. Психотический правонарушитель – свершающий деликты вследствие тяжелого психического расстройства – психоза, помрачения сознания. Окр. действительность воспринимается в искаженном виде. Фрустрация может завершаться вспышкой агрессии.

6. Психопатический правонарушитель – психопат описывается как асоциальный, высоко импульсивный, не испытывающий чувства вины и неспособный устанавливать и поддерживать близкие эмоциональные отношения.

7. Антисоциальная личность – антиобщественные действия которой вызваны специфическим сочетанием личностных черт: враждебность, неразвитость высших чувств, неспособность к близости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.017 с.)