В. Г. Афанасьев, Н. П. Стародворцева, И. П. Щеров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Г. Афанасьев, Н. П. Стародворцева, И. П. Щеров



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»

В г. Смоленске

 

В.Г. АФАНАСЬЕВ, Н.П. СТАРОДВОРЦЕВА, И.П. ЩЕРОВ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

 

Методические указания

к семинарским занятиям по курсу

«Отечественная история»

 

Смоленск 2007

 

УДК 9 (с) (075.8)

М 69

Утверждено учебно-методическим Советом филиала ГОУВПО «МЭИ (ТУ)» в г. Смоленске в качестве методического пособия для студентов филиала «МЭИ (ТУ)», обучающихся по всем направлениям и специальностям.

 

Подготовлено на кафедре гуманитарных наук

 

 

Рецензент

Доктор историч. наук, профессор филиала ГОУВПО «МЭИ (ТУ)» в г. Смоленске

А.А. Александров

 

АФАНАСЬЕВ В.Г., СТАРОДВОРЦЕВА Н.П., ЩЕРОВ И.П.

Отечественная история. Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Отечественная история». – Смоленск: филиал ГОУВПО «МЭИ (ТУ)», 2007. – 36с.

 

Представлены девять семинарских занятий по курсу «Отечественная история».
Даны рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

 

 

© Филиал ГОУВПО «МЭИ (ТУ)» в г. Смоленске

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение 4

2. Между Востоком и Западом: Россия на перепутьях
истории 6

3. Общие методические рекомендации по подготовке

к семинарским занятиям 9

4. Планы семинарских занятий 13

5. Приложения 30

1. Государственный стандарт по дисциплине

«Отечественная история» 30

2. Методические рекомендации по оформлению

доклада 31

3. Реферативная форма работы 32

4. Вопросы для повторения 33

5. Рейтинговая система оценки 35

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемый первокурсник!

Вас ждет серьезное испытание: познакомившись в школе с историей Отечества в рамках I (8 - 9 классы) и II (10 - 11 классы) концентров, Вы вновь обращаетесь к истории России. Однако теперь и содержание курса, и формы работы над ним будут существенно отличаться от того, к чему Вы успели привыкнуть.

Курс «Отечественная история» входит в число общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессиональною образования, утвержденного Министерством общего и общего и профессионального образования Российской Федерации.*

Данный учебный курс призван сформировать целостное представление об исторических процессах и явлениях, систематизировать и дополнить знания студентов по отечественной истории, помочь уяснить диалектику общего и особенного в историческом процессе, понять место российской истории в мировом цивилизационном процессе, рассмотреть сложные проблемы современной общественной жизни, способствовать формированию культуры мышления и навыков научного исследования. Эти знания и навыки необходимы каждому образованному человеку независимо от его профессиональной деятельности.

В курсе подлежат рассмотрению проблемы возникновения и развития российской цивилизации, вопросы взаимодействия революций и реформ, альтернативности общественного развития, политического лидерства. К предмету дисциплины относятся проблемы становления и развития государственности, политических институтов, истории политических партий и движений, общественно-политической мысли в России.

Важное место отводится анализу социально-экономического развития, характеристике важнейших тенденций в духовной и культурной жизни, проблемам формирования и особенностей российского менталитета.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу и предусматривает рассмотрение основных этапов и важнейших проблем отечественной истории в сравнении с всемирной историей. В изложении предлагается список концепций, отсутствует излишняя политизация. Программа содержит обновленные формулировки в соответствии с теми новациями, которые введены в историческую науку в последнее время. Использован широкий круг источников.

Учебный план для студентов по курсу «Отечественная история» предполагает курс лекций (51 час) и проведение семинарских занятий (17 часов). Спецификой обучения является большой объем самостоятельной работы студентов, предполагающей изучение источников,


* См. приложение 1

учебных пособий и дополнительной литературы.* С целью оказания помощи студентам в подготовке к семинарским занятиям и зачету (экзамену) проводятся консультации. Завершается курс сдачей дифференцированного зачета (экзамена).

В результате изучения курса «Отечественная история» студент должен:

знать: проблемы возникновения и развития российской цивилизации, особенности формирования российской нации и государственности, основные этапы политической истории (в том числе становления и развития государственного управления), особенности и закономерности развития хозяйственной жизни, быта, культуры;

уметь: ориентироваться в хронологии, анализировать явления или конкретно-исторические факты общественной жизни, понимать логику исторического развития, критически оценивать исторические источники и литературу;

6ыть ознакомлен: с важнейшими этапами в развитии исторического знания, с основными научными школами и направлениями, с трудами крупнейших российских и зарубежных историков, важнейшими публикациями по основным проблемам курса.

Разумеется, невозможно в течение одного семестра изучить в деталях ход российской истории. Но такая цель и не ставится. Главная задача курса -выявим. о< ионные особенности и тенденции развития России, сделавшие ее в итоге столь непохожей на страны Запада. Чтобы лучше понять, в чем заключается «логический стержень» курса, начните с изучения статьи Н.П. Стародворцевой «Между Востоком и Западом: Россия на перепутьях истории». В ней показано, как накапливались различия между Россией и остальной Европой под воздействием того выбора, который делала страна (а иногда за нее - обстоятельства), подойдя в очередной раз к исторической развилке.

 

 
 


Кроме изданий, указанных к каждому семинарскому занятию, рекомендуется использовать справочную и хрестоматийную литературу:

1. История Отечества с древнейших времен до наших дней. Энциклопедический словарь.- М., 1999.

2. Рыжов К. Все монархи мира. Россия. (600 кратких жизнеописаний.) - М., 1999.

3. Стариков Н.В. История России. Справочник студента. - М., 2000.

4. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней /А.С. Орлов и др. - М., 1999.

Православная энциклопедия. Т. 1- 12. М., 2003; и другие.

2. МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ:

РОССИЯ НА ПЕРЕПУТЬЯХ ИСТОРИИ*

«Европейцы мы или азиаты, или нечто третье, особенное между Азией и Европой? Уже свыше столетия русское мышление вращается вокруг этого вопроса, - пишет Вальтер Шубарт. - Происшедшую эволюцию можно охарактеризовать следующим образом: уже два столетия Россия становится сознательно все более и более азиатской»1 (выделено мною. - Н.С.).

На наш взгляд, означенный процесс усиления азиатского начала занимает гораздо большее время, хотя далеко не всегда он является результатом сознательного выбора.

На протяжении ряда веков Россия не единожды оказывалась па своего рода развилках исторического пути, ей приходилось выбирать направление своего дальнейшего движения. И не единожды, под влиянием как объективных, так и субъективных факторов, выбирался путь, «разводивший» Россию с Западом и сближавший ее (вольно или невольно) с Востоком.

Первая такая развилка возникает в конце X в. и связана с «выбором веры». Принятие Киевской Русью христианства в его восточном варианте способствовало ее сближению с Византией, которой тогда принадлежало лидирующее положение в христианском мире, находившаяся в X -XI вв. на подъеме, Византия через некоторое время стала клониться к упадку. В XII-X1I1 вв. Западная Европа начинает превосходить Византию во всех отношениях и достигнутого превосходства уже не уступает. Между тем, православие по-прежнему сближало Русь с Византией, шедшей под уклон, и отдаляло от развивавшейся по восходящей Западной Европы что имело для Руси далеко идущие последствия.

Различия между Россией и Европой усиливаются в результате событий XIII - XV вв.2 В начале XIII в. в русских землях развиваются процессы, аналогичные европейским (растут города, увеличивается численность третьего сословия, наряду с усиливающейся княжеской властью сохраняются местные свободы, появляется шанс обрести органы сословного представительства - в 1211 г. князь Всеволод Большое Гнездо 601Ы1ЙСТ во Владимире собрание представителей разных сословии). Но к концу XV в, положение меняется. Внешне Русь опять вровень с Европой; одновременно с ведущими государствами Запада у нас завершается процесс политической централизации. Однако отличия Московской Руси от европейских государств уже значительны. Русь отстала от Европы в экономическом отношении (в развитии элементов буржуазности) и намного превзошла по степени политической централизации. Третье сословие, которое в Европе играло большую роль, как носитель демократических тенденций, сила в


* Печатается по: Стародворцева Н.П. Между Востоком и Западом: Россия на перепутьях истории // Российская цивилизация: истоки, сущность, трансформации. Материалы I Всероссийской научной конференции. - Смоленск, 1999.-С.5-8.

борьбе с феодализмом, сословностью, абсолютизмом, в России оказалось более слабым и зависимым от центральной власти, а местные свободы были уничтожены Москвой,

XVI век не случайно именуют «столетием выбора». В первой половине XVI в. у России была реальная возможность вернуться в русло проевропейского развития. Но эта возможность была упущена во время правления Ивана IV. С конца 50-х годов царь «повернул на Германы», то есть стал проводить антиевропейскую стратегию, которая принесла России антиевропейскую автократию, потерю с таким трудом обретенного статуса могущественного государства - ценного потенциального союзника для любой европейской антитурецкой коалиции - и наконец, превращение в третьестепенную державу. По мнению Г. Федотова, с этого времени «весь процесс исторического развития на Руси стал обратным западноевропейскому: это было развитие от свободы к рабству»3. Ему вторит Н. Эйдельман: великая альтернатива «либо крепостное право плюс самодержавная сверхцентрализация, либо «облегченый» с нарастающей буржуазностью феодализм плюс абсолютные монархии с определенными элементами народного представительства и судебной свободой»4 разрешилась в пользу первого варианта.

Долгое время было принято безоговорочно считать, что в XVIII в., благодаря реформам Петра I, Россия сделала шаг навстречу европейской цивилизации. Исследования последнего десятилетия (Е. Анисимова, Н. Эйдельмана и др.) убедительно показывают, что петровская «революция сверху» не сломила общей антиевропейской тенденции нашего развития. Ускорив развитие промышленности, Петр замедлил развитие капитализма (в отличие от Европы, российская промышленность базировалась на крепостном труде). Поощрение и регулирование при Петре казенной торговли и ограничение «неуказной» торговли ремесленников и крестьян препятствовало свободному развитию рыночных отношений. В области социальной политики петровское законодательство не вышло из прежней колеи: получило дальнейшее развитие крепостное право, предприняты попытки стабилизировать положение дворянства экономически и политически. Радикальные преобразования всей политической системы имели следствием утверждение абсолютизма - высшей формы феодального государства.

Обозначенные выше тенденции (усиление самовластия, деспотизма; усиление несвободы; усиление позиций дворянства) сохранились и при преемниках Петра I в XVIII в.: внешне многое менялось по европейским образцам («Европейничанье - болезнь русской жизни», скажет Н. Данилевский), но суть экономического и политического развития оставалась неевропейской.

То, что и течение последующих двух столетий Отечеству удавалось рывками сокращать расстояние, отделяющее его от Европы, - свидетельство колоссального потенциала России. Однако и в XX в. азиатская традиция давала знать о себе, возвращая нашу страну к жесткой, деспотичной центральной власти, к общинной форме организации труда, к пресловутой сословности - появлению в новых условиях привилегированных социальных слоев.

Привычка искать на Западе модель желательного переустройства
породила последнюю (с точки зрения хронологии) попытку «вестернизации» России, развернувшуюся с начала 90 -х годов XX в. Эта попытка в очередной раз подтвердила, что там, где сильны элементы традиционализма, объективная необходимость модернизации приходит в противоречие с невозможностью ее оптимальной реализации. В результате вместо обещанной радикалами – реформаторами западноевропейской или североамериканской общественной модели в России стала утверждаться латиноамериканская модель.

По мнению В. Согрина6, как и страны этой модели, Россия занимает и мировой экономике свою нишу как экспортер сырья; наукоемкие отрасли, образование, наука оказываются невостребованными и обреченными на прозябание. Как и общества латиноамериканской модели, социальная структура России исполнена острых противоречий: процветает узкий слой торгово-ростовщического и банковского капитала, а также срастающееся с ним коррумпированное чиновничество; подавляющее большинство общества состоит из бедных слоев; средний класс практически отсутствует. Политическая демократия в таком обществе нежизнеспособна, не может противостоять авторитаризму, ибо, как свидетельствует мировой опыт, ее основой может быть лишь средний класс, составляющий не менее половины населения. В полном соответствии с изложенным выше российская Конституция 1993 г. создала государственную модель, в коей президент пользуется самыми большими прерогативами в сравнении с главами других известных миру президентских республик.

Испытав жестокое разочарование из-за недостижимости «в два счета» цели «жить как на Западе», российское общество продолжает мучительно искать ответы на вопросы «откуда и куда идем», «что делать», «как обустроить Россию».


1. Шубарт В. Европа и душа Востока//Общественные науки и современность. 1993. №2. С. 176.

2. Автор придерживается традиционной точки зрения и считает, что монголо-татарское нашествие и иго - исторические реалии.

3. Федотов Г. Россия и свобода // Знамя. 1989. № 12. С. 203.

4. Эйдельман Н. «Революция сверху» в России. – М., I9S9. - С. 48.

5. Данилевский Н. Россия и Европа. – М., 1991. – С. 263.

6. Согрин В.В. 1985-1995: реалии и утопии новой России // Отечественная история. 1995. №2.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

На семинарские занятия выносятся темы, наиболее важные для
понимания закономерностей и особенностей российского исторического
процесса. Семинары по курсу «Отечественная история» проводятся один раз в две недели, в течение которых студент слушает лекции и изучает
рекомендованную литературу. Цель семинарского занятия – помочь студенту освоить программу курса, научить работать с учебной литературой, с таблицами и схемами, проконтролировать его самостоятельную работу и подготовить студента к сдаче дифференцированного зачета (экзамена).

Студенту необходимо получить зачет по каждой теме семинарских занятии. Зачет можно получить:

• если студент активно работает на семинаре, выступая с ответом по
основному вопросу, с дополнением, с комментарием ответа;

• если студент делает сообщение или доклад на семинаре;

• если студент задает вопрос(-ы) отвечающим на семинаре;

• если студент сдает конспект ответов на вопросы семинара (конспект
не засчитывается если не все вопросы семинара раскрыты, если
текст списан с другого конспекта, если вместо конспекта
предлагается ксерокопия).

Если студент пропустил занятие, он должен отработать его устно (пользоваться конспектом разрешается).

Студент, активно работающий на семинарах и имеющий зачеты по всем темам семинарских занятий, может быть освобожден от зачета по курсу в конце семестра.

Конечная цель подготовки к занятиям - умение ответить на вопросы плана. Что и как необходимо сделать для этого?

1. Начать подготовку к семинару заблаговременно (интервал в две недели между семинарами определен не случайно, так как за меньшее время качественно подготовиться к занятию невозможно),

2. Приступая к подготовке, необходимо внимательно прочитать вопросы плана и методические указания к ним, которые помогут Вам правильно осветить эти вопросы, то есть заострят Ваше внимание на наиболее важных моментах материала, помогут правильно составить план ответа.

3. Вы должны ознакомиться с основной учебной литературой, которая
предложена в плане семинара. При этом старайтесь не ограничиваться


При наличии у Вас достаточных навыков самостоятельной работы, Вы можете готовиться и по другим пособиям. Их на сегодняшний день издано множество. Мы же рекомендуем те, которыми располагает библиотека ГОУВПО СФ МЭИ (ТУ). При этом список литературы содержит указание на тот отдел библиотеки ГОУВПО СФ МЭИ (ТУ), где находится данный источник. В методическом пособии используются следующие обозначения:

одним источником информации, так как это сделает Вашу работу поверхностной и не даст глубоких знаний по предмету, а также не позволит Вам получить хорошую оценку. Не стремитесь также использовать очень большое количество литературы, так как Вы можете просто "утонуть" в материале. Оптимальное количество источников для подготовки к семинару – 3-4 книги.

4. К каждому семинару предлагается список дополнительной литературы. Ее изучение не обязательно. Вы можете воспользоваться этими книгами, если Вы подробно изучили основную литературу и хотите расширить свои знания по вопросам.

5. Изучить и доработать, используя рекомендованную литературу, конспект соответствующей лекции, то есть те вопросы плана, которые были раскрыты лекторами. Все вопросы лекций должны быть Вами дополнены материалом из учебных пособий.

6. Изучить и законспектировать рекомендованную литературу по вопросам, которые на лекциях не освещались.

7. Итак, прочтите информацию по одному и тому же вопросу семинара,
содержащуюся в разных учебных пособиях. Составьте план письменного
ответа и только после этого приступайте к письменному изложению
материала. Вы должны дать самостоятельные ответы на поставленные
вопросы, чтобы доказать понимание тех или иных исторических
процессов и событий, а не автоматически переписывать главы или абзацы
из предложенной к изучению литературы. При этом ответ на вопрос
должен быть кратким, четким, логически связным.

8. Ответы на вопросы семинара должны содержать анализ всех
поставленных проблем в той очередности, в которой они указаны в
методических указаниях к теме. Все вопросы семинара должны быть
выделены (обозначены) в тексте конспекта. Старайтесь структурировать
текст, то есть подчеркивать определения, начинать рассмотрение новых
проблем с новой строки, выделять главные моменты, перечислять
причины, итоги, определенные признаки или виды какого-либо явления
«в столбик», то есть с новой строки.

9. Особое внимание необходимо уделять причинам, особенностям, mtoi.im и
последствиям тех или иных процессов и событий. Так как в истории все
процессы и события взаимосвязаны и влекут за собойцепь новых
событий и процессов, необходимо продемонстрировать, какое место


Аб - абонемент учебной литературы:

Чз - общий читальный зал;

Чзп - читальный зал периодики;

Хф - абонемент художественной литературы:

Исо - информационно-справочный отдел.

Если при указании источника информации отсутствует ссылка на отдел библиотеки - данного пособия нет в библиотеке филиала ГОУВПО «МЭИ (ТУ)».

 

рассматриваемые Вами явления и процессы во всемирной истории. Для этого необходимо четко представлять, почему именно в этот век (год), именно в этой стране (городе) произошли именно эти события. Уделяйте больше внимания определению хронологических (временных) рамок тех или иных исторических событий или процессов, так как это помогает лучше представлять материал и конкретизирует информацию.

10.Если Вам необходимо охарактеризовать какой-либо период истории, то постарайтесь построить свой ответ по следующему плану:

• характеристика экономических процессов;

• характеристика внутренней и внешней политики;

• характеристика социальной сферы (общества);

• характеристика духовной культуры (мировоззрения, религии, науки
и образования, искусства).

Этот план рекомендуется использовать и для выделения предпосылок и причин, подведения итогов какого-то периода истории.

11. Правильно употребляйте термины. Значение всех незнакомых, непонятных слов, встречающихся в учебной литературе, должно быть вами изучено по справочной литературе (Большой энциклопедический словарь, Словарь иностранных слов, Большая советская энциклопедия и т.д.), которую можно найти в общем читальном зале и в информационно-справочном отделе библиотеки. Термины, включенные в задание к семинару, обязательно должны быть раскрыты в конспекте. Посмотрите упоминаемые географические названия на исторических или географических картах, так как это поможет вам лучше представить и понять материал.

12. В конце конспекта необходимо поместить список учебной литературы, которая была использована Вами для подготовки к семинару. Список литературы дается в алфавитном порядке с обязательным соблюдением необходимых знаков препинания.

• При использовании монографии ссылка оформляется следующим
образом:

Например:

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар №1

История как наука

1. Сущность и функции исторического знания. Принципы, методы и источники изучения истории.

2. Многообразие концепций общественного развития. Отечественная
историография в прошлом и настоящем.

3. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Термины

Гуманитарные науки, история, культура, цивилизация, общественно-экономическая формация (социально-экономическая формация), фактор, концепция, тенденция, плюрализм, толерантность, социальное развитие, политическое развитие.

Доклады

Литература основная

Чз, Аб - Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М.: НОРМА, 2005. С. 1-12.

Чз, Аб - Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006. - С.42-49.

Чз - Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. - Брянск: Курсив, 1998. - С. 3-23, 79-87.

Чз, Аб - История России /Под ред. А.А. Радугина. - М.: Библионика, 2004. С. 12-21.

 

Литература дополнительная

Хф - Бердяев Н.А. Судьба России. -М.: МГУ, 1990.

Ч з - Будаев Д.И. Что такое историческая наука. - Смоленск: СГПИ, 1997.

Чз - Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1995.

Чзп - Поляков Ю.А. Почему история нас не учит? //Вопросы истории. 2001. №2. - С. 20-31.

Чз – Всемирная история / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2000.

Чзп - Шубарт В. Европа и душа Востока //Общественные науки и современность. 1992. №2. - С. 83-93.

Чзп – Хвостова К.В. Постмодернизм, синергетика и современная историческая наука //Новая и новейшая история. 2006. № 2. С.

Методические указания

Цель занятия - поиск ответов на вопросы, что такое история, зачем она нужна современному человеку, каково место России в мировом историческом процессе, а также усвоение базовых научных понятий и терминов.

1.Работая над темой, следует ответить на вопросы, что такое история, нужна ли она современному человеку. Материалом для ответов может послужить содержание лекции, материал учебников Мунчаева Ш.М., Устинова В.М., Радугина А.А., рекомендованных в списке основной литературы, а также вводная глава учебника «Всемирная история» под редакцией Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой (С. 5-14), указанного в списке дополнительной литературы. Итог работы - осознание ценности исторического знания как коллективной памяти народа, о которой В.Г. Белинский писал: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем»*.

2.Многообразие концепций исторического развития связано с тем, что на ход человеческой истории оказывают постоянное воздействие различные факторы: космическо-биологические, социально-культурные, хозяйственно-экономические, научно-технические и другие. В зависимости от того, влиянию каких факторов отдает предпочтение тот или иной исследователь, он создает ту или иную концепцию.

Знакомясь с различными концепциями общественного развития по названным выше учебникам, в том числе Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой (С. 14-20), следует обратить внимание и на содержащуюся в них характеристику формационного и цивилизационного подходов к истории, их достоинства и недостатки, а также на отражение данных подходов в отечественной историографии (см. также: Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М., 2006. - С. 36-42).


* Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. Т. II - М., 1957. - С. 291-292/

З.По третьему вопросу рекомендуется познакомиться, в частности, с материалом книги Л.И. Семенниковой «Россия в мировом сообществе цивилизаций» (С. 42-49), обратив внимание на выводы автора о том. что Россия представляет собой пивилизационно неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром. Россия геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния - Востоком и Западом. Это неизбежно сказывалось при выборе путей развития. При крутых поворотах исторические вихри «сдвигали» страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку: Россия представляла собой как бы «дрейфующее общество» на перекрестке цивилизационных магнитных полей, В связи с этим для нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив. Их анализу будут посвящены следующие семинары.

 

Семинар № 2

Термины

Государство, монархия, феодализм, раннефеодальная монархия, фетишизм, анимизм, тотемизм, политеизм, антропоморфизм, религия, церковь, догматы, культ, таинства.

Доклады

Литература основная

Чз, Аб - Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М.: НОРМА, 2005.

Чз, Аб - История России /Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. М.: Высшая школа, 2005.

Чз, Аб - История России /Под ред. А.А. Радугина. - М.: Библионика, 2004.

Чз – Россия в мировой истории /Под ред. В.С. Порохни. – М. Логос, 2003.

Литература дополнительная

Чз, Аб - Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006.

Хф - Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Кн. I. IX-XVI вв. - М.: "Книжная палата", 1991. - С. 80-107.

Хф - Введение христианства на Руси. - М.: Мысль, 1987. - С. 8-20 (социальные предпосылки и последствия крещения Руси).

Чз - История России:Сдревнейших времен до конца XVII века /Отв. ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева.- М.: Издательство «ACT», 1996. Чз - История России с древнейших времен до наших дней /А.С. Орлов и др. -М.: Проспект, 2000.

Хф - Как была крещена Русь. М.: Политиздат, 1989.

Хф - Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории, - М.: Молодая гвардия, 1987.

Хф - Религия и церковь в истории России. - М.. 1975. - С. 25-33 (о последствиях принятия христианства) (см. ксерокопию).

Хф - Семенова М. Мы - славяне. Энциклопедия. - СПб., 1997.

Методические указания

Цель занятия - проанализировать предпосылки и последствия первого масштабного выбора в истории Руси — «выбора веры».

1. По первому вопросу следует раскрыть понятие «язычество», проанализировать основные этапы в развитии религиозных представлений восточных славян, выделив черты тотемизма, анимизма, фетишизма и магии, охарактеризовать основных представителей языческого пантеона Киевской Руси накануне принятия христианства.

2. По второму вопросу, не увлекаясь пересказом легенды о «выборе
веры», необходимо раскрыть важнейшие внутренние и внешние предпосылки, обусловившие выбор Киевской Русью в конце X в. Именно восточного (византийского) варианта христианства, а также показать (избегая односторонних оценок) влияние принятия христианства на социально-культурную жизнь и светскую власть в Древнерусском государстве.

3. В третьем вопросе необходимо проследить процесс формирования
Древнерусского государства, обратив внимание на роль варяжского элемента
и события 862 г. и 882 г. Раскрыв значение терминов «раннефеодальная
монархия», «феодализм», докажите, что Киевская Русь была
раннефеодальной монархией. Для этого вам необходимо:

 

- проанализировать изменения в социальном составе древнерусского
общества, отразившиеся впоследствии в «Русской Правде» (обратив
внимание на категории зависимого населения);

- рассмотреть систему управления государством;

- осветить процесс формирования налоговой системы (обратив
внимание на события 945 г. и их последствия);

- охарактеризовать первый на Руси письменный сборник законов
«Русская Правда»;

- а также выявить общее и особенное в развитии Киевской Руси и раннефеодальных монархий Западной Европы.

В выводах по вопросу следует подчеркнуть, что раннефеодальному русскому государству была необходима единая государственная идеология (применительно к X в. - единая государственная религия).

Семинар №3

Термины

Демократия, республика, олигархия, аристократия, авторитаризм, иго, митрополит, патриарх, автокефальная церковь.

Доклады

1. Альтернативные варианты политического развития: Великий Новгород и Владимиро-Суздальское княжество.

Хф - Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII - XV вв. - М.: Молодая гвардия, 1988.

Чз - История России с древнейших времен до 1861 г. /Под ред.Н.И. Павленко. - М.: Высшая школа, 2001.

Хф - Платонов С.Ф. Учебник русской истории. - М.: ЗВЕНО, 1994.

Чз - Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

2. Другая Русь: Великое княжество Литовское и Русское в XIII -XVI вв.
Хф - Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX - начало XX в. - М.:
Просвещение, 1995. - С. 9-11.

Чз - Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

Хф - Платонов С.Ф. Учебник русской истории. - М.: ЗВЕНО, 1994.

Причины возвышения Москвы

Чзп – Горский А.А. К вопросу о причинах «возвышения» Москвы //Отечественная история. 1997. № 1. С. 3-9.

Литература основная

Чз, Аб - Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М.: НОРМА, 2005.

Чз, Аб - История России /Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - М.: Высшая школа, 2005.

Чз, Аб - История России /Под ред. А.А. Радугина. - М.: Библионика, 2004.

Чз – Россия в мировой истории /Под ред. В.С. Порохни. – М. Логос, 2003.

Литература дополнительная

Чзп - Артемьев А.Р. Ледовое побоище и битвы XIV - н. XV в. на Северо-Западе Руси //Вопросы истории. 1999. №2. - С. 148-152.

Чз - Борисов Н.С., Левандовский А.П., Щетинов Ю.А. Ключ к истории Отечества. - М.: МГУ, 1995.

Хф -Бушуев С.В., Миронов Г.И. История государства Российского. Кн.1.- М.: «Книжная палата», 1991.

Чз - История России: С древнейших времен до конца XVII века /Отв. ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. - М.: Издательство «ACT», 1996.

Чз - История России с древнейших времен до наших дней /А.С. Орлов и др. -М.: Проспект, 2000.

Чз, Аб - Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006.

Чз - История России с древнейших времен до 1861 г. /Под ред. Н.И. Павленко. -М.: Высшая школа, 2001.

Чзп - Рязановский В.А. К вопросу о влиянии монгольской культуры и права на русскую культуру и право // Вопросы истории. 1993. №7. - С. 152-163.

Методические указания

Цель занятия - проанализировать результаты воздействия Запада и Востока на развитие России к концу XV в., показав усиление антиевропейских тенденций.

1. По первому вопросу следует подчеркнуть, что феодальная
раздробленность является закономерным этапом в эволюции феодального
общества. Рассмотрите процесс распада Киевской Руси, обратив внимание на
события 1015 г., 1054 г., 1097 г., 1132 г. При анализе причин распада Древнерусского государства обратите внимание на такие как:

- развитие феодального землевладения;

- неупорядоченная система наследования великокняжеского престола;

- ослабление роли Киева;

- лишь относительное единство Киевской Руси.

Говоря о последствиях феодальной раздробленности, обратите внимание не только на отрицательные (ослабление перед лицом серьезной внешнеполитической угрозы и т.д.), но и на положительные (создание более благоприятных условий для экономического развития отдельных земель и княжеств; развитие региональных школ в архитектуре, живописи; и др.).

2. Второй вопрос, посвященный взаимовлиянию Руси и Орды, также
предполагает многостороннюю оценку этого процесса. Однако, говоря о его итогах, приходится констатировать накопление экономического отставания русских земель от западноевропейских, а также усиление здесь, по сравнению с Западом, политического централизма, несвободы личности.

3.Определенную роль в развитии названных социально-политических процессов сыграла Москва, что и следует показать при раскрытии третьего вопроса. Говоря о специфике формирования единого российского государства, следует подчеркнуть роль политического фактора, т.е. то, что объединения и централизации требовала, в первую очередь, задача борьбы за национальную независимость. В то время как на Западе главную роль в образовании централизованных государств сыграл экономический фактор -развитие товарно-денежных отношений, торговли, разрушавших замкнутость и обособленность феодального натурального хозяйства. Раскройте экономические, социальные и культурные предпосылки объединения русских земель. Проанализируйте причины возвышения Москвы и ход объединения русских земель (обратив внимание на то, что процесс объединения начинается в XIV в., а завершается в годы правления Василия III), подведите итоги объединительного процесса и раскройте последствия объединения.

 

Семинар №4

Термины

Парламентаризм, самодержавная монархия, сословно-представительная монархия, легитимность, Реформация, церковный раскол, раскольники, старообрядцы, уния, капитализм, мануфактура.

Доклады

Литература основная

Чз, Аб - Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М.: НОРМА, 2005.

Чз, Аб - История России /Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - М.: Высшая школа, 2005.

Чз, Аб - История России /Под ред. А.А. Радугина. - М.: Библионика, 2004.

Чз – Россия в мировой истории /Под ред. В.С. Порохни. – М. Логос, 2003.

Литература дополнительная

Чз, Аб - Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.168 с.)