Новые виду экологически чистых транспортных средств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые виду экологически чистых транспортных средств.



Кроме вышеперечисленных факторов потенциаль­ной травмоопасности, туристский автобус является ис­точником экологического загрязнения, в виде:

· вредных выхлопных газов от сгораемого топлива (окись углерода, окислы азота, свинца и т.д.);

· неприятных бензопереновых запахов;

· шума и вибраций;

· дорожной и резиносодержащей (от шин) пыли, дыма.

Наиболее опасными являются выхлопные газы от сгорания бензина или дизельного топлива.

В этой связи весьма актуальной проблемой в мире является создание экологически чистого подвижного со­става, в том числе для туристских путешествий.

В настоящее время наиболее перспективными раз­работками являются:

· перевод существующих транспортных средств на га­зообразное топливо (сжиженный и сжатый газ);

· внедрение электрической тяги (электромобиль, элек­тробус);

· внедрение водородного двигателя;

· внедрение энергии маховика (гиробус);

· внедрение солнечной энергии и др.

Перевод существующих транспортных средств на газообразное топливо уже интенсивно внедряется во многих странах, в том числе в России. Как правило, это недорогая модернизация, позволяющая работать в двух режимах: на жидком (нефтяном) топливе и газе или в од­ном - только на газообразном топливе. Основное пре­имущество газокарбюраторных, газодизельных и газо­турбинных двигателей - это резкое (до 70 %) снижение уровня токсичности выхлопных газов, снижение уровня шума, а также экономия дорогостоящего жидкого топли­ва. Газовое топливо отличается высокой однородностью и хорошими антидетонационными свойствами. Эксплуа­тационные затраты при этом снижаются на 30-50 %.

Широкое распространение получили газобалонные автомобили и автобусы в Италии (400 тыс. ед.), США-350 тыс., в Голландии - 50 % всего автомобильного парка.

В 80-90 годы в системе ЦСТЭ была переоборудова­на часть туристских автобусов типа ЛАЗ, ИКАРУС, РАФ, ЛИАЗ на газообразное топливо. Широкому внедрению газификации автотранспорта в России препятствует медленное строительство газозаправочных станций, от­сутствие дефицита нефтяного топлива, неудовлетвори­тельное состояния контроля загрязнения окружающей среды и другие факторы.

По расчетам фирмы "Greyhound lines" (США) - экс­плуатация 5300 газотурбинных городских автобусов мо­жет ежегодно давать экономию 3,25 млн. долларов.

С точки зрения безопасности специалисты считают, что газотурбинный автобус имеет более высокие динамические показатели (пуск, разгон, торможение).

При использовании сжатого газа баллоны, как пра­вило, размещаются на крыше автобуса. При этом любая разгерметизация баллона не является опасной, так как будучи легче воздуха, он мгновенно улетучивается вверх.

При использовании сжиженного газа, его баллоны размещаются внизу, что позволяет этому газу, который в несколько раз тяжелее воздуха, опускаться вниз.

В ряде случаев используется природный бытовой газ или газоконденсатное топливо.

Более экологически чистым является привод на электрической тяге (электромобиль, электробус). Его внедрение осуществляется повсеместно, а в ряде стран Европы стимулируется на государственном уровне (налогами, снижением стоимости электромобиля и др.).

Источником электрической энергии служат различ­ные аккумуляторы, топливные электрические элементы, воздушно-цинковые генераторы и др. Их общим недос­татком является низкая энергоемкость (около 30 Вт/час на 1кг. массы).

Высокая энергоемкость литиевых, серебряно-цинковых элементов пока неконкурентна по цене.

Аккумуляторы на электробусах размещаются либо в подпольной его части, либо на отдельном прицепе-тележке.

Расположение в подпольной части повышает устой­чивость автобуса к опрокидыванию. В целом, внедрение электрической тяги полностью решает вопрос токсично­сти, кроме того электробусы более просты в управлении, обеспечивают плавное изменение крутящего момента, запуск при любой температуре, эффективное торможе­ние, снижение уровня шума.

Электромобили и электробусы широко используют­ся в Германии, США, Японии, Великобритании.

В России электромобили используются, в основном, в крупных городах для грузовых перевозок.

Экологически чистым (практически стерильным) яв­ляется водородное топливо. В настоящее время техноло­гия получения чистого водорода позволяет использовать его в качестве дешевого автомобильного топлива в так называемых топливных реакторах. При этом практически не изменяется конструкция Двигателя: вводятся дополни­тельные емкости со специальным порошком и водой, при реакции которых образуется чистый водород, который

направляется в топливную систему. Ведутся поиски де­шевой технологии получения водорода из воды.

Водородный двигатель в настоящее время исполь­зуется на легковых автомобилях; проводятся экспери­менты по его использованию на автобусах.

В США, Германии и Японии созданы опытные об­разцы экологически чистых автобусов, работающих на паре. В Швейцарии и США созданы автобусы, работаю­щие на энергии раскрученного маховика (гиробуса), за­пас хода с одной зарядки (раскрутки) которых составляет около 50 км. Это удобно для экскурсионных путешествий по городу.

В России более 20 инерционных двигателей и их уз­лов защищены авторскими изобретениями и патентами. Опытное внедрение их реализовано на автобусе ЛАЗ.

В 1971 году в Голландии на городской автобус был установлен двигатель внешнего сгорания (двигатель Стирлинга). "Топливом" для данного двигателя может служить любая жидкость или газ. Так как здесь отсутст­вует взрыв газовой смеси, то эти двигатели малошумны, нетоксичны и имеют высокие ходовые качества. Специа­листы утверждают, что к 2000 году многие страны при­ступят к их серийному производству.

Развитие туризма и транспортных путешествий сти­мулирует разработку и внедрение новых экологически чистых транспортных средств.

 

 

ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТУРИСТОВ

Классификация экскурсий.

Экскурсионное обслуживание является частью ком­плексной туристской услуги. Экскурсия - это форма по­знания действительности и расширения кругозора путем посещения достопримечательных объектов.

Экскурсия, как форма туристской услуги, обладает рядом признаков:

· наличием доступных экскурсионных аттрактивных ресурсов;

· наличием экскурсантов и экскурсовода;

· передвижением во время экскурсии по выбранному маршруту;

· целенаправленностью;

· тематикой.

Требования, предъявляемые к экскурсии:

· достоверность информации;

· культурно-познавательная значимость;

· полнота изложения;

· точность построения и законченность исполнения;

· удовлетворение интересов экскурсантов.

Экскурсии классифицируют по ряду признаков:

· содержанию;

· тематике;

· составу участников;

· месту проведения;

· способу передвижения;

· продолжительности;

· форме проведения.

Каждому признаку отвечают присущие ему компоненты, специфика и особенности.

По содержанию экскурсии бывают многоплановые (обзорные) и тематические.

Тематические экскурсии, как правило, посвящены одной теме (или событию) или группе событий, объеди­ненных одной темой. Такие экскурсии подразделяются на несколько групп:

· природоведческие;

· экологические;

· исторические;

· искусствоведческие;

· литературные;

· производственные и др.

Каждая из этих групп классифицируется на под­группы.

Так, исторические экскурсии могут быть:

· краеведческими;

· военно-историческими;

· этнографическими;

· археологическими.

В свою очередь, данные подгруппы можно подраз­делить на классы. Например, подгруппа археологических экскурсий может быть подразделена на:

· наземно-археологические;

· подводно-археологические.

Экологические экскурсии также классифицируются по подгруппам и классам:

· экология города;

· экология и человек;

· экология, животный и растительный мир;

· экология водного и воздушного бассейна и т.д.

Искусствоведческие экскурсии подразделяются на несколько подгрупп:

· картинные галереи и выставочные залы;

· народные художественные промыслы;

· театральные;

· историко-музыкальные и др.

Производственные экскурсии можно подразделить на следующие подгруппы:

· производственно-экологические;

· производственно-исторические;

· производственно-технические.

Производственно-экономические экскурсии могут быть узконаправленными:

· банковская деятельность;

· биржевая деятельность;

· рынок недвижимости и др.

Следует отметить, что такая классификация экскур­сий является условной, ибо в одной выбранной тематике, как правило, переплетаются несколько близких.

По составу участников экскурсии подразделяются на:

· индивидуальные;

· групповые;

· экскурсии для местного населения;

· экскурсии для приезжих туристов;

· экскурсии для школьников, студентов;

· экскурсии для инвалидов и др.

По месту проведения экскурсии можно классифици­ровать на:

· городские;

· загородные;

· путевая информация на междугородных маршрутах.

По способу передвижения экскурсии бывают пеше­ходные, с использованием транспортных средств и ком­бинированные. В ряде городов России и мира функцио­нируют специальные экскурсионные пешеходные зоны (кварталы), где запрещено движение всех видов транс­порта.

За рубежом в экскурсионных зонах, в ряде случаев, используется экологически чистый и бесшумный назем­ный транспорт (движущийся тротуар, фуникулер, элек­тробус и др.).

Продолжительность экскурсий составляет от не­скольких часов до суток.

В маршрутах выходного дня может быть предусмот­рено несколько экскурсий разной продолжительности.

По форме проведения экскурсии классифицируются на обычные, учебные, рекламные, экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-лекция, экскурсия-концерт и др.

Вышеприведенная классификация экскурсий облег­чает работу туроператора при формировании тура, а также работу экскурсовода при разработке методики ее проведения.

Обобщенная классификация экскурсий приведена на рис. 15.

 

11.2 Технология подготовки и проведения экскурсий.

Подготовка экскурсий реализуется в несколько эта­пов:

· выбор темы экскурсии;

· создание новой экскурсии под выбранную тему;

· подготовка экскурсовода для проведения данной экскурсии.

Выбор темы экскурсии зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного соз­дания "банка" (портфеля) экскурсий. Тема экскурсии должна объединить все объекты посещения в единое це­лое.

Подготовка экскурсии ведется творческой группой, состав которой зависит от темы экскурсии. Здесь могут быть привлечены работники музеев, галерей, научных учреждений, специализированных туристско-экскурсионных организаций и т.д.

Работа начинается с подбора материала по теме и его изучение, отбора объектов, используемых в данной экскурсии, а также накопление знаний по всем разделам темы.

При сборе материалов по данной теме целесооб­разно составить библиографию литературных и иных ис­точников, а также использовать различные архивные ма­териалы, воспоминания участников событий и очевидцев, кино-видеохронику.

Значительную помощь в облегчении поиска и сис­тематизации материала экскурсий могут оказать компью­терные энциклопедии, в том числе мультимедийные базы данных на лазерных дисках (CD-ROM).

Одним из важных этапов создания экскурсии явля­ется правильный подбор объектов показа. В России на государственном учете находится более 100 тысяч па­мятников архитектуры, истории, археологии, культуры, а в музеях страны хранится около 40 миллионов экспона­тов.

В качестве объектов экскурсий могут быть:

· места, связанные с историческими событиями;

· природные объекты и заповедники;

· здания и сооружения;

· мемориальные памятники и комплексы;

· произведения архитектуры и градостроительства;

· оригинальные инженерные сооружения;

· объекты, связанные с жизнью выдающихся личностей;

· технические экспонаты;

· памятники искусства;

· экспозиции музеев, картинных галерей, выставок;

· археологические памятники.

 

 

Классификация экскурсий

 

 

                       
   
 
         
 

 

 


Рис. 15. Обобщённая классификация экскурсий.

 

 

При обилии таких объектов, связанных с темой, следует особое внимание уделить их правильному отбо­ру с учетом их аттрактивное, познавательной ценности, содержания, функционального назначения, степени со­хранности, доступности и безопасности.

Если по данной теме таких объектов мало или во­обще отсутствует, то следует это восполнить дополни­тельными возможностями, используя иллюстративный материал, макеты, воспоминания очевидцев, кино­видеоматериалы и др.

Целесообразно, чтобы у каждой экскурсии были свои объекты, присущие выбранной теме, в ряде случаев и экзотические.

Экскурсия не должна быть перегружена большим числом посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность. Длительные экскурсии утомительны и внимание и интерес туристов при этом ослабевают.

Оптимальная продолжительность городской экскур­сии составляет 2-3 часа, при этом экскурсанты с интере­сом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объек­тов.

При подготовке экскурсии целесообразно составить паспорта (карточки) объектов, включающие в себя:

· наименование объекта;

· события, связанные с этим объектом;

· даты совершения данных событий;

· местонахождение объекта;

· данные об авторах объекта (если таковые имеются);

· источники сведений о данном объекте;

· сохранность объекта;

· безопасность при его посещении;

· фотографии или видеосъемка объекта;

· другие сведения.

Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий. Процесс создания экскурсий также включает в себя:

· разработку экскурсионного маршрута;

· разработку текста экскурсии;

· создание методики проведения экскурсии;

· разработку и изготовление наглядного демонстраци­онного материала (фото, видео, плакат);

· определение перечня привлеченных средств на проведение экскурсии (транспорта, технических средств);

· калькуляция затрат на проведение экскурсии;

· определение нормы прибыли и расчет цены на данную экскурсионную услугу;

· контрольная обкатка экскурсионного маршрута путем его объезда или обхода;

· утверждение экскурсии в установленном порядке;

· рекламу экскурсионного маршрута.

Разработка туристского маршрута для автобусных путешествий подробно рассмотрена в разделе 7.

Создание городских экскурсионных маршрутов, в том числе пешеходных, имеет свои особенности.

Такой маршрут строится по принципу наиболее пра­вильной последовательности осмотра объектов. При этом следует учитывать:

· доступность объекта;

· наличие площадки для его осмотра;

· наличие парковки транспортного средства;

· безопасность осмотра объекта;

· ограничения посещения объекта по времени суток, дням, месяцам, сезонам;

· наличие по пути следования пунктов продажи турист­ских сувениров, связанных с данным объектом, пунк­тов питания, водоснабжения, туалетов и пр.

Для городских экскурсий наиболее важным является показ объектов в логической последовательности за сравнительно короткое время. Такие экскурсии строятся по тематическому, хронологическому или тематико-хронологическому принципу.

Многоплановые (обзорные) экскурсии базируются как на современном, так и на историческом материале. В данных экскурсиях материал подается в виде обзора крупным планом. Если это обзорная экскурсия по городу, то материал излагается последовательно в хронологиче­ских рамках времени от первого упоминания о городе до сегодняшнего дня, включая перспективы его развития. Аналогично проводятся обзорные экскурсии по предпри­ятиям, музеям, заповедникам.

Построение обзорных экскурсий при передвижении между городами (по стране) строится по принципу аттрактивности и значимости объектов, к которым привле­кается внимание туристов.

Здесь большое значение имеет умение экскурсовода в краткой фрагментарной форме рассказать об объек­те за минимальное время и успеть ответить на вопросы, ибо впереди по ходу движения появляется также новый объект. Здесь важную роль имеет глубокое знание мар­шрута, общая подготовка темы, элементы импровизации.

Интервал показа объектов при городских экскурсиях не должен быть менее 15 минут. Целесообразно один объект осматривать за один переход или переезд, не возвращаясь к нему еще раз. Следует выбрать время по­сещения объекта таким образом, чтобы по возможности, не ожидать доступа к нему, а если это неизбежно - дан­ное время используется как введение в тематику, связанную с данным объектом.

У экскурсовода должно быть несколько запасных вариантов маршрута, если основной перекрыт по причи­не дорожно-транспортного происшествия, ремонтных работ, загруженности трассы и т.д.

При пробном обходе или объезде маршрута экскур­совод обязан:

· ознакомиться с планировкой трассы и расположением улиц и площадей;

· выяснить места разрешенных стоянок транспортных средств;

· определить местонахождение объекта и различные способы пешеходной и транспортной доступности к нему;

· выбрать площадки для наилучшего показа объекта;

· провести хронометраж маршрута;

· выявить потенциально-опасные места для передвиже­ния по маршруту и обеспечить безопасность туристов;

· выбрать оптимальную методику ознакомления с объ­ектом.

После пробного обхода (объезда) создается кон­трольный текст. Контрольный текст экскурсии желатель­но смоделировать в лингафонном кабинете в режиме ре­ального времени.

Текст должен содержать вступление, основную часть, заключение и логические переходы.

На основании контрольного текста экскурсовод го­товит индивидуальный текст, а также различные вариан­ты данной экскурсии. По содержанию контрольный и ин­дивидуальный тексты должны быть одинаковы.

При проведении экскурсии любые факты следует

сопровождать датами и ссылками на источники инфор­мации. Наряду с индивидуальным текстом экскурсий экс­курсовод должен иметь свой "портфель" с комплектом наглядных пособий: фотографий, макетов, муляжей, про­ектов, эскизов, копий подлинных документов, записи го­лоса и др.

Методические приемы экскурсовода зависят от его квалификации, темы экскурсии, состава экскурсантов, содержания "портфеля".

На основании контрольного текста, "портфеля" экс­курсовода", контрольного обхода (объезда), хрономет­ража маршрута составляется паспорт (карточка) экскур­сионного маршрута. Методическая комиссия принимает данную экскурсию, которая утверждается в установлен­ном порядке. На основании приказа (или договора) про­ведение данной экскурсии поручается экскурсоводу, ко­торый, как правило, принимал участие в ее разработке и "защитил" ее на методическом совете.

Ниже приведены примеры разработанных и дейст­вующих в 1996 году в Москве городских и пригородных экскурсионных маршрутов различной направленности.

1. Москва-столица нашей родины (обзорная экскурсия).

2. "Недаром помнит вся Россия" - Москва 1812 года.

3. Из истории монастырей Москвы.

4. Мировые религии в архитектурных памятниках Моск­вы.

5. Каменная летопись Москвы (архитектурный обзор).

6. 50-летию Победы посвящается (с посещением мемориала на Поклонной горе).

7. Москва-спортивная.

8. "Рюриковичи и Романовы в Москве" - с посещением музея восковых фигур.

9. "В гости к космическим братьям и сестрам" - с посещением музея ВВС или Звездного городка.

10. "Дворянские гнезда Москвы" - усадьба Кусково, Кузьминки.

11. "Литературные адреса Москвы" - Пушкины в Москве.

12. "Играй, театр, играй" - Москва театральная.

13. "Тайны имен Москвы" - топонимика Москвы.

14. "На семи холмах" - москвоведение.

15. Зарядье, Новодевичий монастырь, Московский Сити, Китай-город, Ваганьковское кладбище – пешеходная экскурсия по Москве.

16. Москва-река до Крылатского, Москва-река до Коломенского, Канал им. Москвы - водные экскурсии.

17. Калуга - Оптина Пустынь.

18. "Край древних озер" - оз. Киево, Долгое, Круглое.

19. "Щедрый лес" - поход за грибами.

20. "Восьмое чудо света" - Коломенское.

21. "Город сей пречист и пригож" - экскурсия в Суздаль.

22. "Виват, Петрофлот!" - экскурсия в Переславль-Залесский.

23. "Страницы летописи Российской" - экскурсия в Ростов Великий и др.

 

12. САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОХОДНЫЙ И СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ*

Самодеятельный туризм - это походы и путешествия по маршрутам, разработанным самими туристами или рекомендованным туристскими клубами.

Как правило, самодеятельный туризм характеризу­ется активными способами передвижения. При этом маршрут, состав туристской группы, снаряжение, обес­печение продуктами питания, способ передвижения и финансирование организуются самостоятельно, так на­зываемыми, самодеятельными туристами. Такие маршру­ты могут быть и плановыми и готовятся туристскими клу­бами, бюро путешествий и экскурсий или туристско-спортивными организациями.

Особенностью такого туризма является его спор­тивный характер и участие в нем молодежной возрастной категории. Деятельность данного вида туризма регла­ментируется "Правилами организации и проведения са­модеятельных туристских походов и путешествий", а так­же ведомственными инструкциями Министерства обра­зования, Государственного комитета по физкультуре и туризму и рекомендациями Туристско-спортивного союза России, Центра детско-юношеского туризма и др.

В бывшем СССР в 96 тысячах туристских секций и 927 клубах регулярно занималось около 9 млн. самодея­тельных туристов.

 

12.1 Классификация походов и путешествий по само­деятельным

Туристским маршрутам.

 

Классификация самодеятельного туризма (рис. 16) носит условный характер и определяется основными формами туристских мероприятий с активными способа­ми передвижения, к числу которых относятся:

· походы и экспедиции;

· туристские слеты;

· туристско-спортивные соревнования;

· учебные туристские семинары и др.

 

 

 

 


Рис. 16. Классификация самодеятельного туризма.

Туристский поход - это путешествие по маршруту, проложенному по пересеченной местности, с использо­ванием активных способов передвижения.

Походы подразделяются по видам туризма (пешеходные, лыжные, горные, водные и др.), по протя­женности маршрута, по категории сложности, по про­должительности.

Туристские походы можно также подразделить по признаку цели на:

· оздоровительные;

· спортивные (туриады);

· учебно-тренировочные;

· научно-познавательные;

· приключенческие (экзотические).

Экспедиция - путешествие в малоизученный район с конкретно выбранной целью: исследование района, ис­пытание снаряжения, выполнение научной или методиче­ской задачи.

Туристский слет - это сбор туристов в определен­ном месте на природе для выполнения предварительно намеченной программы. Обычно слеты проводятся по видам самодеятельного туризма (слет туристов-водников, велосипедистов, горных туристов и т.д.).

Туристско-спортивные соревнования - это ком­плексное мероприятие по технике определенного туриз­ма (по технике лыжного, горного, водного туризма, туристско-спортивного ориентирования на местности и др).

Кроме вышеперечисленных видов мероприятий са­модеятельный туризм классифицируется по видам ту­ризма:

· пешеходный;

· лыжный;

· водный;

· горный;

· велосипедный;

· автомототуризм;

· спелеологический и др.

Данные виды туризма характеризуются способом передвижения, видом преодолеваемых препятствий, протяженностью, снаряжением, категорией сложности.

 

12.2 Организация походного и спортивного туризма.

 

Организация походов и путешествий в рамках само­деятельного туризма проводится специально подготов­ленными, в ряде случаев имеющими лицензию, квалифи­цированными специалистами, к числу которых относятся:

· туристский организатор;

· руководитель туристского похода;

· инструктор по туризму;

· судьи по туризму;

· методисты;

· работники контрольно-спасательных служб (КСС).

Данные специалисты являются как штатными работ­никами туристских учреждений, так и внештатными (общественный актив самодеятельного туризма).

Организация и проведение туристских походов регламентированы перечисленными выше документами, а также "Правилами проведения туристских спортивных походов", "Инструкциями по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащими­ся", "Разрядными требованиями по спортивному туриз­му" и другими рекомендациями туристско-спортивного союза России.

В соответствии с данными требованиями туристские походы проводятся группами под руководством руково­дителя группы. Из состава группы назначаются завхоз по снабжению и питанию, ответственный по снаряжению. В составе группы должен быть врач или фельдшер.

В зависимости от цели похода рекомендуется вести его дневник и делать фотографии, видеосъемку. Числен­ность группы определяется категорией и сложностью маршрута и требованиями по безопасности. Оптималь­ной считается группа в количестве 10-12 человек. Участ­ник похода должен хорошо знать правила проведения спортивных и туристских походов, быть достаточно под­готовленным и тренированным, дисциплинированным и выполнять указания руководителя.

Руководителем группы может быть как штатный ин­структор туристского клуба, так и опытный, авторитетный участник похода, уже проведший несколько сложных по­ходов.

Существует несколько званий инструктора:

· инструктор по туризму;

· старший инструктор;

· инструктор-методист;

· инструктор-тренер.

Правила проведения туристских походов должны неукоснительно выполнять все его участники, а также люди, причастные к его организации.

Походы могут быть целевыми:

· для выполнения норм на значки "Юный турист" или "Турист";

· для получения спортивных разрядов в соответствии с "Единой спортивной классификацией".

Требования к походам различных категорий сложно­сти определяются в соответствии с таблицей нормативов - табл. 9.

Нормативы для выполнения соответствующих юношеских разрядов по туризму имеют показатели на 50 % ниже, как по протяженности, так и по длительности - табл.10.

Минимальный состав группы в походах низшей ка­тегории сложности для взрослых - 4 человека, для тури­стов школьников - 8 (кроме лыжных и горных).

Максимальное число участников похода зависит от его сложности:

· прогулки, одно-двухдневные походы, экспедиции, экскурсии - до 30 человек;

· походы 1, 2, 3 степени сложности(юношеские нормативы) - до 20 человек;

· походы 1 категории сложности - до 15 чел;

· походы 2-3 категории сложности - до 12 человек.

 

Таблица 9.

Виды туризма и характери­стики походов Категории сложности походов
           
Продолжительность похода в днях (не менее)            
Продолжительность походов в км (не менее) Пешеходные Лыжные Горные Водные (на гребных судах) Велосипедные На мотоциклах На автомашинах Спелео походы (число пе­щер)     130 130 100 150 250 1000 1500     160 160 120 160 400 1500 2000 4-5     600 2000 2500 1-2     220 250 150 180 800 2500 3000 1-2     250 300 160 190 1100 3000 3500     300 300 160 – – – –

 

Таблица 10.

Степень сложности Вид маршрута Протяжен- ность мар- шрута, км Продолжи- тельность, дни Возраст уча- стников, лет (минималь- ный)  
  Пешеходный Лыжный Пешеходный в горах Велосипедный Водный (на байдарках)   6-8 6-8 6-8 6-8 6-8  
  Пешеходный Лыжный Пешеходный в горах Велосипедный Водный (на байдарках)   4-6 4-6 4-6 4-6 4-6  
  Пешеходный Лыжный Пешеходный в горах Велосипедный Водный (на байдарках)   3-4 3-4 3-4 3-4 3-4  

 

 

Если в категорийном и степенном походах участву­ют более 3-х групп с количеством участников не менее 35 человек, а их графики и маршруты совпадают, то на­значается для общего руководства дополнительно стар­ший инструктор.

К руководителю туристской группы предъявляются требования, изложенные в табл.11.

Таблица 11.

Сложность похо­да (степень, кате­гория) Минималь­ный возраст, лет Туристский опыт и практические навыки руково­дителя группы
Первая степень сложности   Руководство двумя двухдневными походами
Вторая степень сложности   Участие в походе второй степени сложности, ру­ководство походом первой степени сложности
Третья степень сложности   Участие в походе третьей степени сложности, ру­ководство походом второй степени сложности
1 категория сложности   Участие в походе 1 категории сложности, руково­дство походом третьей степени сложности - для пешеходного туризма. Доя всех видов туризма (кроме пешеходного): участие в походе 2 катего­рии сложности, руководство походом третьей степени сложности
2 категория сложности   Участие в походе 3 категории сложности, руково­дство походом 1 категории сложности
3 категория сложности   Участие в походе 4 категории сложности, руково­дство походом 2 категории сложности
4 категория сложности   Участие в походе 5 категории сложности, руково­дство походом 3 категории сложности
5 категория сложности   Участие в походе 5 категории сложности, руково­дство походом 4 категории сложности

 

Руководитель группы должен иметь достаточный ту­ристский и специальный (по видам туризма), опыт. Для походов второй степени сложности - в объеме 26 часо­вого семинара, третьей степени сложности - в объеме семинара начальной туристской подготовки.

Для 1 категории сложности необходима подготовка в объеме семинара инструкторов школьного туризма, 2 категории - в объеме средней туристской подготовки.

В числе дополнительных требований к руководите­лю группы следует отнести:

· знание основ психологии, педагогики и возрастной физиологии;

· способность оказать доврачебную медицинскую по­мощь.

Руководитель группы отвечает за безопасность, здоровье и жизнь ее участников, а также за проведение похода в соответствии с намеченным планом.

Подготовка похода требует выполнения следующих этапов:

· изучение трассы и ее особенностей;

· определение цели, вида и категории (степени) слож­ности;

· определение суммы расходов и возможные источники финансирования;

· расчет продолжительности похода в днях;

· разработка мероприятий по безопасности;

· комплектация и испытание необходимого снаряжения;

· заготовка продуктов питания;

· разработка плана графика по срокам и мероприятиям;

· подбор состава участников и распределение обязан­ностей;

· оформление туристской документации;

· медицинское освидетельствование участников;

· практическая и теоретическая подготовка участников к походу;

· упаковка снаряжения, оборудования, продуктов и пр.

Перед походом 2 и 3 степени сложности и 1 -2 кате­гории за 10 дней до выхода группы следует направить сообщение контрольно-спасательной службе (КСС), в зоне действия которой проходит маршрут.

Во время похода следует предпринять все усилия, чтобы пройти маршрут в соответствии с планом-графиком.

Сложные и опасные участки маршрута следует про­ходить маленькими группами под контролем руководите­ля и его заместителя.

При прибытии группы на начальный пункт маршрута руководитель производит ее регистрацию на КСС, а так­же извещает свою организацию о выходе на маршрут. Участки маршрута преодолеваются в определенном по­рядке с выделением направляющего и замыкающего; ру­ководитель группы корректирует их действия.

Группа на маршруте не должна разделяться, если этого не требуют специальные условия безопасности.

Особое внимание следует уделять движению во время плохой погоды, недостаточной видимости, сильного вет­ра и т.д. Руководитель при этом принимает решение о внеплановой остановке.

Место остановки должно выбираться с учетом его безопасности, удобства, близости к источнику воды. Ла­герь разбивается по установленным правилам с учетом пожарной и экологической безопасности, если на мар­шруте нет оборудованных стоянок.

Руководитель группы должен иметь подробную кар­ту маршрута, компас, средства связи, а также регулярно получать от КСС прогноз погоды. В конце маршрута про­изводится регистрация в КСС и сообщение в организа­цию информации об окончании маршрута и возвраще­нии.

После завершения похода руководитель оформляет требуемую документацию, сдает снаряжение и готовит справки участникам о прохождении маршрута, а выпол­нившим нормативы - представление на получение удо­стоверений и значков (типовая форма отчета утверждена туристско-спортивным союзом России).

Желательно организовать итоговый вечер для про­смотра фотографий, слайдов, видео-кинофильмов.

 

 

БИЗНЕС-ПЛАН ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ

Одним из важнейших этапов создания туристской фирмы является ее бизнес-план (бизнес-программа) бу­дущей деятельности. Он является основой финансового менеджмента как для вновь создаваемой, так и уже функционирующей фирмы.

Разработка бизнес-плана новой фирмы производит­ся поэтапным (итеративным) методом, а конечной целью данной разработки является обоснование целесообраз­ности создания данного предприятия или реализация его инвестиционных программ.

Первой составляющей бизнес-плана для нового предприятия является выбор основного вида уставной деятельности. Если предприниматель в силу вышеизло­женных причин (см. тема 2) выбрал туристскую деятель­ность как основной вид, то следует при этом решить еще две проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.256 с.)