Альтернативный метод восстановления земли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Альтернативный метод восстановления земли



1. Обработка почвы необходима для того, чтобы поместить на взрыхлённое ложе земли семена культурных растений с целью получить от них урожай. Способов обработки существует несколько: вспашка, перепашка, культивация, боронование, прикатывание механическими средствами, копка, перекопка, мотыжение, грабление, культивация вручную без применения механических средств. Все они преследуют одну цель: разместить наилучшим способом семена культурных растений в очищен­ную от сорной растительности почву и за счёт этого получить от них в виде урожая полезную для человека продукцию.

2. Все вышеперечисленные способы в той или иной степени разрушают верхний горизонт зем­ли — почву. Почва же является жилым домом — экологической нишей для многочисленных её обитателей. В ней постоянно живут, отправляют свои физиологические надобности, размножаются и умирают дождевые черви, бактерии — аэробные и анаэробные, насекомые и их личинки, растительноядные клещи, микроводоросли, простейшие (коловратки, туфельки), коллемболы и другие почвообразующие живые существа. Количество живых обитателей почвы на два порядка больше, чем на равную же площадь приходится людей, домашних и диких животных, птиц, рыб и других летающих и ползающих тварей.

3. Всё живущее в почве «население» оставляет продукты обмена — копролиты там, где постоянно обитает. Копролиты же являются лучшим пита­тельным веществом для растений как культурных, так и сорных. И чем благоприятнее условия обитания «населения» почвы, тем больше копролитов накап­ливается в ней, тем обильнее снабжаются растущие на ней растения необходимыми элементами пищи. Связь живых обитателей почвы с растениями самая тесная: чем больше их, тем выше урожай всех культур.

4. Всё живое на земле, в том числе и растения, для своего благоденствия нуждается в питании. Растения, в основном, снабжаются пищей, через почву. Многие элементы пищи могут быть усвоены растениями, лишь пройдя через кишечник живых существ, постоянно или временно живущих в почве. Следовательно, вся забота земледельца в принципе сводится к тому, чтобы как можно меньше нарушить среду обитания живых тварей почвы и в то же время поместить в неё наилучшим способом семена куль­турных растений. Задачи взаимоисключающие друг друга!

5. Вспашка, копка, перекопка почвы грубо вме­шиваются в жизнь обитателей почвы, ставят их «с ног на голову». Представьте себе, как что-то подоб­ное мы сделали бы с людьми! Что это будет? На что это похоже? Такое про­исходит при землетрясе­нии. Земля переворачи­вается «с ног на голову». Что происходит с людь­ми? Они гибнут, и место, где они жили, превраща­ется в куски строительного мусора. Безжизненная пус­тыня! Если всем миром не взяться это восстанавли­вать, то это так и останется проклятым местом, пусты­ней, которое через столе­тия будет интересно только археологам.

А станет ли эта земля пригодной для человека, ещё неизвестно. Как повезёт. Так на что мы будем уповать? Не пора ли взяться всерьёз и задуматься, положа руку на сердце: что мы делаем с землёй? Теперь мы новыми глазами посмотрим, что про­исходит с живыми существами в земле, когда мы, взяв роль Бога, устраиваем «землетрясение» для них? Часть из них погибает, другая часть уходит, если может уйти, а если не может, то на неблагоприятный период замирает, перестаёт размножаться. В ре­зультате в почве резко уменьшается накопление копролитов — основной пищи растений.

6. Культивация самого верхнего слоя почвы на 2-3 см наилучшим образом готовит ложе для посева семян, при этом меньше всего повреждается «жилой дом» живых существ — экологическая ниша, а, следовательно, жизнь их продолжается в нормальном режиме. Так мы сохраняем жизнь в земле, убе­дившись, что она — необозримый живой организм. И она откликается на нашу заботу, благодаря нас урожаем. За первый год живые организмы при правильной агротехнике обновляют почву на одну четверть. За четыре года оживает почти вся земля. И мы бы удивились взрывному росту растений. Значительному увеличению урожая, если бы не понимали в чём секрет. Теперь о том, как это осуществить на практике.

7. Для проведения культивации на малых участ­ках без применения механизированных средств изобретена и сделана на практике очень простая, лёг­кая в изготовлении силами самих огородников и садоводов конструкция — «Планетка». Название её придумали наши предки лет 100 -150 лет назад, когда только ещё зарождалось опытное дело в земледелии. В настоящее время используются натуральные образцы, усовершенствованные как по способу изготовления, так и по приёмам работы на ней в современных условиях «ма­лого земледелия» — на садовых участках, огородах, лесных полосах и т.п..

8. Преимущество «Планетки» перед лопатой, мотыгой, вилами, граблями состоит в том, что с помощью её можно (и нужно) полностью отказаться от вспашки, копки, перекопки земли, то есть от приемов, полностью разрушающих экологическую нишу живых существ почвы.

9.«Планетка» позволяет оперативно, быстро и с очень малыми затратами сил готовить почву под посев, кроме того, ею возможно проводить уход за культурами с широкими междурядьями в течение всего вегетационного периода.

10. Имея в своём распоряжении «Планетку», можно отказаться от копки и перекопки, от прополки пропашных культур, в основном картофеля.

11. «Планетка» выполнена в переносном варианте массой 6,5 кг. Размеры её таковы, что позволяют перевозить последнюю в автобусе, троллейбусе, электричке даже в часы пик, что очень удобно для горожан, не имеющих на выделенных им участках мест хранения инвентаря (сараев, домиков). Приехал на участок, оперативно (быстро) обработал землю и снова увёз в город до следующей обработки.

12. Производительность «Планетки» колеблется в широких пределах: от 10 до 50 соток за световой весенний или летний день — на один-полтора порядка выше, чем обработка почвы лопатой или мотыгой.

13. Из-за малых усилий, по мере накопления опыта и сноровки на «Планетке» могут работать школьники, начиная с 5-го класса, женщины, пенсионеры всех возрастов и люди работоспособного возраста. При этом производительность каждой категории людей будет различной, однако, всегда на один-полтора порядка выше, чем при работе мотыгой, лопатой, граблями — основными орудиями обработки почвы на приусадебных и садовых участках.

14. «Планетка» позволяет в максимальной степени уменьшить вред, наносимый почве (и её обитателям) путём рыхления поверхностного слоя на глубину посева мелкосеменных культур (моркови, петрушки, лука-чернушки, репы, редиски, брюквы, свёклы и др.). При этом ею срезаются все сорняки на такую же глубину. Нижняя часть корнеобитаемого горизонта остаётся не взрыхленной и не потревоженной. Именно то, что нужно, чтобы почва оставалась плодород­ной и даже увеличивала его. Почва, оставленная в покое, восстанавливает своё плодородие естественным путём. Стоит же только вспахать — и всё летит прахом.

 

Приложение№ 4.
Краткая информационная справка о кедрах, высаживаемых в рамках программы в экологических поселениях.

 

КЕДР — АНАЛОГ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА?!

Об удивительных лечебных свойствах кедрового масла известно давно. Еще при Иване Грозном кедровый орех экспортировался из России в Англию и другие страны. Ценность кедрового масла на мировом рынке всегда была высокой. Этот продукт никогда не имел предела насыщения у потребителей. Что же обуславливает его лечебные свойства?

В состав белков кедрового масла входит 19 ами­нокислот, из них 70 % — незаменимые. Содержание витаминов в масле способствует росту человеческого организма (витамин А). Они нормализуют деятельность нервной системы, улучшают состав крови, благотворно воздействуют на кожную ткань (витамины В и D). Очень богато масло витамином Е («токоферол» — с греческого «несу потомство»). Исследования показали, что соболь не может дать потомство, если в его рационе нет кедрового ореха. Очень богато масло витамином Р — его в масле три раза больше чем в препарате «Витамин Р», изготовленном на основе рыбьего жира. Витамин Р — это незаменимые жирные кислоты, способствующие снижению холестерина в крови предотвращающие образование «бляшек» на стенках сосудов.

Однако главный «сюрприз» кедрового масла состоит в том, что по своему химическому составу оно соответствует цитаминам человека. Цитамины - это новый класс препаратов, представляющие биологически активные добавки к пище, которые представляют собой сбалансированные комплексы биологически активных веществ направленного (органотропного) действия, выделенные из тканей животных, включающие физиологические концен­трации минеральных веществ, микроэлементов и витаминов в легкоусвояемой форме.

В результате 25 летних (1971-1996гг.) научных и клинических исследований, проведенных Санкт-Петербургским институтом биорегуляции и геронто­логии, был разработан способ комплексной профи­лактики возрастной патологии, замедления про­цессов старения и увеличения продолжительности жизни, включающий коррекцию гомеостаза путем использования пептидных биорегуляторов.

Не являясь собственно лекарственными веще­ствами — пептидными биорегуляторами, цитамины обладают мощным оздоровительным потенциалом последних. Важной особенностью терапии цитаминами является тот факт, что восстановление организма происходит на уровне ДНК и РНК клеток. Следует отметить, что по оценкам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), пептидные препараты признаны лекарством XXI века, а в публикациях, появившихся в научно-популярной литературе, цитамины уже окрестили «таблетками от старости».

Таким образом, схожесть химического состава кедрового масла с цитаминами наводит на мысль, что в растительном мире кедр является как бы аналогом организма животных, в том числе и человека. Само же кедровое масло можно рассматривать как цитамины растительного происхождения. В такой си­туации становится понятным, почему кедр издревле был символом здоровья и долголетия, а его лечебные свойства столь высоки.

 

КЕДР—ДЕРЕВО ХЛЕБНОЕ

Еще в XVI веке под Ярославлем, на землях Толгского монастыря, была разведена роща кедра размером с десятину. Около пятидесяти из этих деревьев до сих пор живы и обильно плодоносят, хо­тя им уже более 400 лет. Сейчас кедровые леса в европейских районах исчисляются тысячами гек­таров.

Кедр есть за что любить и беречь. В кедровом лесу создается особый микроклимат, и потому он всегда богат и ягодами, и грибами, и полезными травами, и зверьем. Кедровые орешки — великолепный при­родный продукт. В них большой процент жира, белки, углеводы, микроэлементы, витамины. Из них получают кедровое масло, которое может сопер­ничать с оливковым.

Сибиряки любовно величают кедр хлебным деревом. Ухаживают за примыкающими к поселкам кедровыми лесами и превращают их в лесосады. Говорят, что в старину десятину кедрового леса по стоимости приравнивали к корове.

Широкое промышленное освоение тайги, которое началось в нынешнем столетии, обернулось для кедра большими неприятностями. Прежде всего, потому, что кедр очень уж удобен для лесозаготовок. Ство­лы у него «кубатуристые», «гонкие». Равных им в тайге нет. Иное дерево до десяти кубометров древесины дает. Да еще какой! Мягкой, приятно окрашенной, легкой в обработке, удобной для любого деревянного промысла. Из кедрового дерева можно сделать что угодно: сруб для дома, дверь и рамы к нему, мебель, домашнюю утварь. Хозяйка спокойно прячет в кедровый сундук или шкаф любую свою об­нову. Моль ее не съест, поскольку ароматный смолистый запах отгонит вредителя. Кедровые до­щечки — самое завидное сырье для карандашных фабрик. Древесина кедра обладает отличными резонансовыми свойствами. Из нее делают рояли, ар­фы, гитары.

Рассказывают, что в прошлом столетии сибирским купцам немцы предложили, казалось бы, очень выгодный подряд на поставку масла. Но при непременном условии, что упаковано оно будет в кедровых бочках. Потом оказалось, что подряд был с подвохом. Тара из-под масла пошла на фабрику музыкальных инструментов, иноземные торговцы выручили за нее денег больше, чем заплатили за масло.

Ко всему этому хорошие кедрачи растут вдоль рек, то есть в удобных для заготовок местах. Спилил дерево и пускай вниз по течению, оно само приплывет к месту назначения. Нужно ли говорить, чем обер­нулись для кедра, для рек, для зверья и птиц, которых он берег, все эти его достоинства.

Лесоводы уже давно поняли, что к кедровым лесам нельзя относиться с обычной меркой лесозагото­вителей. В кедровом лесу важна вся земля и все, что она производит. В комплексе полезная продукция, которую дает живой кедровый лес, стоит по всем меркам неизмеримо больше, чем его прекрасная и очень ценная древесина при сплошной вырубке.

 

МАСЛО СИБИРСКОГО КЕДРА

Главное достоинство сибирского кедра — его семена (орехи). Извлекаемое из ореха кедровое масло на протяжении многих тысячелетий считалось кладовой полезных веществ, необходимых для чело­веческого организма. В своем докладе Екатерине II в 1786 г. о кедре и кедровом масле говорил академик Паллас. Оно необычайно богато витаминами и минеральными элементами. О нем сложилось единое мнение у ученых, медиков, эзотериков, народных целителей и у простых людей. Современные ученые доказали: «Только в кедровом масле содержание микроэлементов и витаминов находится в идеально сбалансированном сочетании для усвоения челове­ческим организмом».

О кедре и его целебных свойствах упоминается в Библии. В состав кедрового масла входит почти вся таблица Менделеева. Компоненты, кедрового масла подобраны самой Природой настолько гармонично и сбалансированно, что почти повторяет клетку здорового человека.

Наши предки с древних времен употребляли кедровое масло и применяли его в целительстве. Кедровое масло необходимо добавлять в естест­венный рацион питания для укрепления здоровья, начиная с 3-х месячного возраста и до старости, больным и здоровым, в первую очередь беременным женщинам. Являясь естественным пищевым про­дуктом, кедровое масло не имеет противопоказаний. Его можно употреблять как в пищевых, так и в лечебно-профилактических целях. Кедровым мас­лом можно заменить любое растительное масло (облепиховое, репейное, кокосовое, прованское, миндальное, оливковое и т. д.) во всех случаях медицинского применения. Полноценно заменить кедровое масло невозможно ничем. Лечебные свойства кедрового масла излечивают многие бо­лезни человечества.

Учеными установлено, что кедровое масло со­держит вещества, способствующие сохранению высокой работоспособности человека, улучшению состава крови, предупреждению туберкулеза и малокровия. Результаты испытаний, проведенных в ряде институтов Российской Академии медицинских наук, клиниках, исследовательских медицинских центрах свидетельствуют о высокой терапевтической эффективности кедрового масла при лечении трахеита, ларингита и ОРЗ (простуда, грипп и т. д.), псориаза, нейродермитов и других кожных забо­леваний, трофических язв, язв желудка и двенад­цатиперстной кишки. Оно благотворно действует при различных аллергических расстройствах, обладает общеукрепляющим действием, способствует устра­нению хронической усталости, повышает физи­ческую и умственную работоспособность. Упо­требление кедрового масла особенно полезно страдающим любыми кожными заболеваниями, облысением, повышенной хрупкостью волоса и ногтей. Масло укрепляет зубы проживающим и работающим в неблагоприятных климатических и экологических условиях, занятых на работах с повышенным расходованием энергии и избыточ­ными психоэмоциональными нагрузками. Особенно необходимо регулярно употреблять кедровое масло (принимая во внимание входящие в его состав элементы) детям — для более полноценного форми­рования растущего организма.

Кедровое масло помогает при повышенном артериальном давлении и атеросклерозе, болезнях почек, печени, сердечно-сосудистых заболеваниях. Применение кедрового масла дало положительный эффект при лечении повышенной кислотности желудка, отрыжки, изжоги, различных внутренних язв. Кедровое масло уменьшает повышенную воз­будимость нервной системы, расширяет кровенос­ные сосуды, регулирует холестериновый обмен человека, повышает гемоглобин. У кормящих женщин при употреблении кедрового масла увели­чивается образование питательного и целебного грудного молока.

Те, кто употребляет в пищу кедровое масло, практически не болеют респираторными забо­леваниями. В наше время, когда так мало естест­венных и сбалансированных продуктов питания, кедровое масло незаменимо при болезнях желудочно-кишечного тракта, острых и хронических инфекциях, ожоговых болезнях, сахарном диабете, оно улучшает остроту зрения.

Кедровое масло восстанавливает мужскую силу, повышает половую активность, возвращает моло­дость без отрицательных последствий не в пример многим искусственно сотворенным человеком препаратам. Используется в косметологии как естественный ночной крем для лица, который быстро залечивает ранки, сыпь, очищает кожу, разглаживает морщины, нормализует регенерацию клеток лица, омолаживает, возвращает естество и красоту. При употреблении кедрового масла усиливается живость и острота ума, человек способен переносить повы­шенные физические нагрузки.

 

ПРИМЕНЕНИЕ КЕДРОВОГО МАСЛА

Существует много вариантов применения масла при лечении различных заболеваний. В профилак­тических целях наиболее действенными и чаще всего применяемым является прием 1 чайной ложки за 30-60 минут до еды 2-3 раза в день в течение 40-60 дней. Выпивать масло нужно очень медленными глот­ками, как бы разбавляя масло собственной слюной.

Кедровое масло в лечебных целях использовалось:

— в Сибирском государственном медицинском университете;

—в Томском научно-исследовательском институте курортологии и физиотерапии;

— в Центральной научно-исследовательской лабо­ратории;

— в Научно-исследовательском институте онко­логии ТНЦ РАМН;

— в Центре реабилитации лиц, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Лечение с применением кедрового масла про­водилось среди людей страдающих гастритом, эрозийно-язвенными поражениями желудка и двенад­цатиперстной кишки, оперированных по поводу рака желудка, страдающих астенизацией, психопатизацией, выраженной возбудимостью симпа­тической нервной системы (повышенная утом­ляемость, нарушение работоспособности, плохой сон, частые нервно-психические срывы, периодические головные боли).

Эффективность лечения была достигнута во всех случаях с разными результатами. Учёные-медики единодушны в выводе: «Противопоказаний к приме­нению кедрового масла при любых заболеваниях нет!».

Приложение№ 5.
Краткая характеристика смысла образовательного аспекта программы "Школа Садовников".

«Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»

А. С. Пушкин.

I. Современная формулировка проблемы существующей системы образования.

Кризис в современном образовании характеризуется различными экспертами по-разному. Так, отечественные специалисты-практики больше упирают на недостаток финансирования всех уровней образовательной системы, ученые же в большинстве своем склонны видеть недостаток гуманизации и гуманитаризации. А многие новоявленные неофиты-педагоги основывают школы с уклоном в эзотерические дисциплины, которых, на их взгляд, не хватает современной школе.

При всем многообразии принципиальных подходов к обучению у различных негосударственных школ и индивидуальных педагогов-новаторов, резкого повышения качества знаний не наблюдается, тем более на фоне резкого скачка в развитии компьютерных информационных технологий, когда любую необходимую информацию можно быстро найти и оттиражировать (будь то конспект, шпаргалка или реферат). ЗАПОМИНАНИЯ не наблюдается!…

А если говорить о способности применять запоминаемое в практической деятельности, то здесь коэффициент эффективности еще ниже, чем в сфере усваивания информации.

Учащиеся с таким базисом, переходящие из системы среднего образования в высшие учебные заведения, вынуждены пользоваться тем малым, что имеют. В результате вузовская система, чтобы не снизить средний бал обучающихся, вынуждена идти по пути примитивизации требований к обучению, а именно: сужать специализацию подготавливаемых специалистов и одновременно - применять упрощенные системы проверки знаний (например, система "TOEFL").

Распространенность такого подхода к обучению приводит к появлению в обществе "узких специалистов по гайкам М14 с правой резьбой" и "узких специалистов по болтам М12 с левой резьбой".

Во второй половине XX века в периодической печати все чаще стали появляться публикации, оценивающие современную систему образования, как не только "сужающую специализацию", но и как сужающую сознание человека[9]. Как альтернатива, были выдвинуты концепции расширения сознания, почерпнутые в доктринах восточных религий.

Одной из перспективных с этой точки зрения долгое время считалась, в частности, Давыдовская "школа диалога культур", основанная на философских разработках В.С. Библера[10]. Однако, если в рамках этой и подобных гуманитарно направленных концепций можно было расширять сознание в аспекте формирования мировоззрения планетарности (единства) мировой культуры, то, несмотря ни на что, ни одна из образовательных парадигм не позволяла "снять" проблему технократичности человеческого развития, противоречия в системе "человек-общество-природа".

Таким образом, современная философская проблема образования характеризуется, в первую очередь, дальнейшим отдалением человека от природы (чему способствует и все большая компьютеризация, "виртуализация" школы), с одновременным сужением горизонта самоопределения подрастающего человека в окружающем мире[11].

II. Критика существующих подходов в модернизации системы образования.

В последние 10-15 лет наблюдаются активные попытки применить на нашем "постсоветском" педагогическом пространстве различные западные модели обучения. Кроме того, на рынке методик образования интенсивно формировались (фактически - навязывались) потребительские ценности различных традиционных образовательных учреждений, пропагандировалась престижность той или иной элитарной школы, института, университета.

Следует отдавать себе отчет в условности этих ценностей, более того - в их устарелости и "изношенности", поскольку они не адекватны тем процессам, которые происходят в сознании человечества на пороге III тысячелетия.

Рассмотрим кратко итоги философского анализа подходов к орбазованию в зависимости от менталитета, от культурных особенностей населения.

Исходя из доминирующих в западной философской мысли отношений к действию и последствиям от этого действия, можно условно выделить три основные типа сознания:

а) прагматический, где при восприятии действия учитывается только характер действия и его результат. Этот тип сознания максимально выражен в североамериканской субкультуре[12], исторически сформированной под влиянием пионеров, осваивавших в XVII веке индейские территории в суровых условиях выживания. Результат - вот главный мотив совершаемого поступка. Классической иллюстрацией такого типа мышления выступает анекдотический афоризм: "Американцы сначала изобретают лифт для экономии времени поднятия на верхний этаж небоскреба, а потом изобретают тренажер для имитации подъема по ступенькам и тратят время на борьбу с ожирением".

б) рационалистический (или - европейский) тип сознания, в котором при осуществлении действия учитывается не только прямой результат (планируемый субъектом), но и возникающие от него эффекты (неуправляемые субъектом). Именно в этом типе мышления (в Великобритании) возник в теории менеджмента термин externalities - "внешний эффект". В середине XX века внешний эффект стал занимать при планировании действия едва ли не большее значение, чем прямой результат.

в) т.н. " восточный " менталитет, где основное значение действия принимает то чувство, которое оно вызовет у окружающих (например, чувство уважения, благодарности или осуждения).

Все эти три типа, конечно же, с начала XX века (развитие транспорта и усиление процессов глобализации) редко встречаются в чистом виде, однако в качестве доминирующих в топологической схеме культурно-семиотических систем мира применяются довольно широко.

Однако присутствует еще один тип, который условно можно назвать славянским [13], которые объединяет в себе европейский и восточный типы сознания.

 

Славянский тип сознания объединяет в себе и рассудочный и чувственный принципы отношения к миру. Именно поэтому русский "долго запрягает, да быстро едет", поскольку ему при планировании действия нужно и результат спроектировать, и учесть все возможные эффекты, и посоветоваться с опытом предков через пословицы-поговорки, да еще и помедитировать, не думая ни о чем, "отложив в долгий ящик" окончательное принятие решения.

Не случайно в наших сказках главным героем часто выступает Иван-дурак. "Дурак" - это он является таковым для "правильных", рассудочных типов сознания. И Именно ввиду вышеупомянутых причин он всегда оказывается в более выигрышной ситуации, чем его более разумные братья. Таким образом предки через сказки заповедовали нам принципы мышления, а в итоге из-за такого мировосприятия сформировалась и судьба народа.

В смысле изложенной характеристики типов сознания парадоксальным выглядят попытки механистического переноса на наше культурное поле западных моделей хозяйствования, образования, законодательной базы государственного обустройства, а также типовых моделей ежедневного поведения в быту.

Очевидно, что для нашего, славянского типа мышления, необходимо формирование других, более емких принципов осуществления общественной деятельности, в частности, более глубинного содержания хозяйственно-экономической деятельности (как в рамках государства, так и в рамках частного бизнеса), более адекватной системы образования, чем на Западе.

В качестве примера, подтверждающего эту мысль, можно привести философскую работу Макса Вебера "Протестанская этика", где он показал, что предпринимательство в том виде, в котором оно существует сейчас, могло зародиться только в сознании рационалистическом (в его формулировке - "в сознании с протестанской этикой отношения к окружающему миру"), для других же культурных форм сознания предпринимательство является неестественным, более того - разрушительным для культуры.

К этой позиции можно присоединить и К.Маркса, который в своем письме[14] тогда еще молодым революционерам В. Засулич и З. Каменеву отвечал на их вопрос, почему в труде "Капитал" не упоминается Россия: "В работе "Капитал" я писал о Европе. У России путь другой - общинный". Это его высказывание было развито в работах Московского Методологического Кружка (М. Мамардашвили, В. Зиновьев, Г. Щедровицкий), которые формулировали это следующим образом: в европейском рационалистическом сознании существует два непересекающихся жизненных "пространства", условно называемые "клубным" и "производственным". Производственное пространство жизни характеризуется тем, что время, проводимое в нем человек может продавать, принимая взамен денег на себя обязательства делать в это время то, ради чего его нанимают. В "клубном" пространстве человек имеет полную свободу входить в общение по своему выбору и выходить из общения по своей свободе.

У славянского же сознания эти два "пространства" слеплены в единое, и как следствие, человек может на работе пить чай, говорить о домашних проблемах, футболе, и наоборот - дома или в гостях решать производственные задачи, обсуждать планы своего бизнеса в ходе развлечений. В этом смысле фермерство у нас не возможно ввиду "нетехнологизируемости" сельского труда в нашем сознании.

Единственная социальная форма, способная координировать общественный труд и выполнять функцию кооперации общественно полезного труда - это община самодеятельных людей.

Исходя из такой постановки вопроса, для нашего мировосприятия фирма - это нечто большее, чем "социальная машинка по зарабатыванию денег", школа или институт - нечто большее, чем место, где тебя "натаскивают" на умения применять способы решения типовых задач.

III. Новые идеи и смыслы современной системы образования.

III.1 Исторические истоки возникновения нового подхода к образованию.

К середине XX века дифференциация в сфере образовательных школьных дисциплин и вузовской деятельности зашла так далеко, что дальнейшее их развитие становится невозможным без междисциплинарных исследований и системной интеграции всей системы образования. Формируется множество самых различных узких дисциплин и соответствующих им сфер профессиональной практики. Появились узкие специалисты, которые знают "всё ни о чем" и не знают, что происходит в смежной лаборатории. Появляющиеся так называемые универсалисты, напротив, знают "ничего обо всём". И хотя статус этих универсалистов в системе дисциплинарной организации науки и в структуре общественной занятости до сих пор четко не определен, без них сегодня становится просто невозможно не только решение конкретных научных и производственных задач, но и дальнейшее развитие науки и экономики в целом. Сами научные, производственные, образовательные задачи становятся комплексными, и при их решении необходимо учитывать самые различные аспекты, которые раньше казались второстепенными, например, экологические и социальные аспекты.

История образования, понимаемая не только как история отдельных школ и направлений, но и как история мировоззрений, образов окружающего мира и их взаимоотношения с природой может стать действительной основой не только реализуемого настоящего, но и предвидимого будущего. Знать и предвидеть — задача не столько историческая, сколько философская, поэтому философия и история образования должны занять одно из важных мест в современной концепции образовании. При этом парадоксально, но убедительно звучит утверждение, что будущее служит причиной настоящего. Но нужно обязательно добавить — мыслимое, воображаемое, предвосхищенное будущее. А. С. Пушкин писал: «...провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем».

В этом ключе, наверное, настало время новыми глазами взглянуть и на образование.

Г. Гейне указал на такую особенность, что каждый век, приобретая новые идеи, приобретает и новые глаза.

Этимология слова "образование" - формирование в сознании образа, картины мира. Различие в системах образования заключается в различии образа мироздания, сформированного в сознании ученика. Например, в Пифагорейском ликее (лицее) доминировал образ мира, как поля для игры чисел ("Числа правят миром" - говорил Пифагор), в идеалистических философских школах мир - это Идея, в материалистических - это многообразие форм материи.

А что может вдохновить ученика в картине мира, в которой утверждается атеистический образ мира, как упорядоченного соединения частиц? Или что может со-творить ребенок, учащийся в школе евангелистов седьмого дня, утверждающей, что мир - зло, и настанет скоро конец света, как стирающий ластик в руках Бога?

Важность образотворчества можно проиллюстрировать народной памятью, сохранившей в своей речи слова и выражения, характеризующие отношение к образу, как смысловой единице. В просторечии какое-либо искусственное явление, не подчиненное никаким законам мироздания (канонам), называют безобразным, т.е. не несущее в себе образа Творца. В то же время, призывая к сопереживанию, обычно восклицают "Вообразите!", т.е. создайте в своем сознании образ того, о чем рассказывается в разговоре.

Смысл современного образования видится не в подготовке узких специалистов по воспроизводству "гаек", а в формировании гармоничного образа мироздания с последующим обучением творить собственные вдохновенные образы Будущего, которые будут гармонично дополнять существующий мир.

Применяя в сфере образования тезис о большем соответствии для современности образного мышления, чем абстрактного, можно привести следующие иллюстрации к сказанному, которые свидетельствуют о повышении роли вдохновения, как фактора творческого мышления:

а) Из самонаблюдений Чарльза Дарвина: «...музыка обыч­но заставляет меня особенно напряженно думать о том, над чем я в данный момент работаю»;

б) Леонардо - талантливый инженер, вдохновлялся для своих технических разработок теми художественными образами, которые окружали его как художника;

в) многие ученые осуществили свои открытия не путем последовательного перебора желаемых вариантов, а каким-то иррациональным способом: Антонов - (кстати - живописец) увидел свою двухкилевую схему Ан-22 во сне, Менделеев - во сне же понял принципы построения периодической таблицы;

г) множественные "физики-лирики", возникшие как явление в 60- 70-е годы, будучи талантливыми в науке, вдохновлялись эстетическими чувствами песен у костра, так называемой - бардовской песней;

д) несмотря на то, что все наши авиаконструкторы имели разный жизненный путь (единственный среди них "классический" инженер - Н.Е. Жуковский), все они объединены одним - они мечтали о полете, они воображали свои проекты, и даже сквозь ошибки и подражания (вспомним антоновский планер "Голубь" с птичьими формами) не теряли стремления, черпали свое вдохновение в мечте.

«Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»,— писал А. С. Пушкин.

III.2 Осмысление жизни - как главный принцип современного образования.

Где, в какой школе современности учат поиску смысла жизни? Зачастую школьные требования сводятся к заучиванию "информационных блоков" из разных дисциплин. В итоге мир воспринимается ребенком как совокупность фрагментарных, разрозненных данных. В исключительных случаях (например, в школах возрожденного казачества) изучается Закон Божий в качестве предмета, однако и там нет объединяющего принципа единства мироздания, сотворенного Творцом.

Наука до сих пор противоречит с религией.

О логической неизбежности слияния Знания и Веры писали многие: в Европе - от Пифагора до шокирующего современников М. Хайдеггера, и в России - от М. Ломоносова до Е. Блаватской и Рерихов.

Атеистическое воспитание затрудняет принятие этой концепции современными учителями, получившим образование в советском периоде нашей эпохи. Несмотря на это, в последние два десятилетия все популярнее становятся идеи, призывающие к необходимости вернуть блудного сына - Человека - в лоно родителя - Отца небесного. Безбожность, бездуховность, бездушие не только привели к социальным проблемам в так называемых "развитых" странах, но также и стали причинами экологических катастроф и хозяйственно-экономических кризисов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.062 с.)