Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Альтернативный метод восстановления земли ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
1. Обработка почвы необходима для того, чтобы поместить на взрыхлённое ложе земли семена культурных растений с целью получить от них урожай. Способов обработки существует несколько: вспашка, перепашка, культивация, боронование, прикатывание механическими средствами, копка, перекопка, мотыжение, грабление, культивация вручную без применения механических средств. Все они преследуют одну цель: разместить наилучшим способом семена культурных растений в очищенную от сорной растительности почву и за счёт этого получить от них в виде урожая полезную для человека продукцию. 2. Все вышеперечисленные способы в той или иной степени разрушают верхний горизонт земли — почву. Почва же является жилым домом — экологической нишей для многочисленных её обитателей. В ней постоянно живут, отправляют свои физиологические надобности, размножаются и умирают дождевые черви, бактерии — аэробные и анаэробные, насекомые и их личинки, растительноядные клещи, микроводоросли, простейшие (коловратки, туфельки), коллемболы и другие почвообразующие живые существа. Количество живых обитателей почвы на два порядка больше, чем на равную же площадь приходится людей, домашних и диких животных, птиц, рыб и других летающих и ползающих тварей. 3. Всё живущее в почве «население» оставляет продукты обмена — копролиты там, где постоянно обитает. Копролиты же являются лучшим питательным веществом для растений как культурных, так и сорных. И чем благоприятнее условия обитания «населения» почвы, тем больше копролитов накапливается в ней, тем обильнее снабжаются растущие на ней растения необходимыми элементами пищи. Связь живых обитателей почвы с растениями самая тесная: чем больше их, тем выше урожай всех культур. 4. Всё живое на земле, в том числе и растения, для своего благоденствия нуждается в питании. Растения, в основном, снабжаются пищей, через почву. Многие элементы пищи могут быть усвоены растениями, лишь пройдя через кишечник живых существ, постоянно или временно живущих в почве. Следовательно, вся забота земледельца в принципе сводится к тому, чтобы как можно меньше нарушить среду обитания живых тварей почвы и в то же время поместить в неё наилучшим способом семена культурных растений. Задачи взаимоисключающие друг друга!
5. Вспашка, копка, перекопка почвы грубо вмешиваются в жизнь обитателей почвы, ставят их «с ног на голову». Представьте себе, как что-то подобное мы сделали бы с людьми! Что это будет? На что это похоже? Такое происходит при землетрясении. Земля переворачивается «с ног на голову». Что происходит с людьми? Они гибнут, и место, где они жили, превращается в куски строительного мусора. Безжизненная пустыня! Если всем миром не взяться это восстанавливать, то это так и останется проклятым местом, пустыней, которое через столетия будет интересно только археологам. А станет ли эта земля пригодной для человека, ещё неизвестно. Как повезёт. Так на что мы будем уповать? Не пора ли взяться всерьёз и задуматься, положа руку на сердце: что мы делаем с землёй? Теперь мы новыми глазами посмотрим, что происходит с живыми существами в земле, когда мы, взяв роль Бога, устраиваем «землетрясение» для них? Часть из них погибает, другая часть уходит, если может уйти, а если не может, то на неблагоприятный период замирает, перестаёт размножаться. В результате в почве резко уменьшается накопление копролитов — основной пищи растений. 6. Культивация самого верхнего слоя почвы на 2-3 см наилучшим образом готовит ложе для посева семян, при этом меньше всего повреждается «жилой дом» живых существ — экологическая ниша, а, следовательно, жизнь их продолжается в нормальном режиме. Так мы сохраняем жизнь в земле, убедившись, что она — необозримый живой организм. И она откликается на нашу заботу, благодаря нас урожаем. За первый год живые организмы при правильной агротехнике обновляют почву на одну четверть. За четыре года оживает почти вся земля. И мы бы удивились взрывному росту растений. Значительному увеличению урожая, если бы не понимали в чём секрет. Теперь о том, как это осуществить на практике. 7. Для проведения культивации на малых участках без применения механизированных средств изобретена и сделана на практике очень простая, лёгкая в изготовлении силами самих огородников и садоводов конструкция — «Планетка». Название её придумали наши предки лет 100 -150 лет назад, когда только ещё зарождалось опытное дело в земледелии. В настоящее время используются натуральные образцы, усовершенствованные как по способу изготовления, так и по приёмам работы на ней в современных условиях «малого земледелия» — на садовых участках, огородах, лесных полосах и т.п..
8. Преимущество «Планетки» перед лопатой, мотыгой, вилами, граблями состоит в том, что с помощью её можно (и нужно) полностью отказаться от вспашки, копки, перекопки земли, то есть от приемов, полностью разрушающих экологическую нишу живых существ почвы. 9.«Планетка» позволяет оперативно, быстро и с очень малыми затратами сил готовить почву под посев, кроме того, ею возможно проводить уход за культурами с широкими междурядьями в течение всего вегетационного периода. 10. Имея в своём распоряжении «Планетку», можно отказаться от копки и перекопки, от прополки пропашных культур, в основном картофеля. 11. «Планетка» выполнена в переносном варианте массой 6,5 кг. Размеры её таковы, что позволяют перевозить последнюю в автобусе, троллейбусе, электричке даже в часы пик, что очень удобно для горожан, не имеющих на выделенных им участках мест хранения инвентаря (сараев, домиков). Приехал на участок, оперативно (быстро) обработал землю и снова увёз в город до следующей обработки. 12. Производительность «Планетки» колеблется в широких пределах: от 10 до 50 соток за световой весенний или летний день — на один-полтора порядка выше, чем обработка почвы лопатой или мотыгой. 13. Из-за малых усилий, по мере накопления опыта и сноровки на «Планетке» могут работать школьники, начиная с 5-го класса, женщины, пенсионеры всех возрастов и люди работоспособного возраста. При этом производительность каждой категории людей будет различной, однако, всегда на один-полтора порядка выше, чем при работе мотыгой, лопатой, граблями — основными орудиями обработки почвы на приусадебных и садовых участках. 14. «Планетка» позволяет в максимальной степени уменьшить вред, наносимый почве (и её обитателям) путём рыхления поверхностного слоя на глубину посева мелкосеменных культур (моркови, петрушки, лука-чернушки, репы, редиски, брюквы, свёклы и др.). При этом ею срезаются все сорняки на такую же глубину. Нижняя часть корнеобитаемого горизонта остаётся не взрыхленной и не потревоженной. Именно то, что нужно, чтобы почва оставалась плодородной и даже увеличивала его. Почва, оставленная в покое, восстанавливает своё плодородие естественным путём. Стоит же только вспахать — и всё летит прахом.
Приложение№ 4.
КЕДР — АНАЛОГ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА?! Об удивительных лечебных свойствах кедрового масла известно давно. Еще при Иване Грозном кедровый орех экспортировался из России в Англию и другие страны. Ценность кедрового масла на мировом рынке всегда была высокой. Этот продукт никогда не имел предела насыщения у потребителей. Что же обуславливает его лечебные свойства? В состав белков кедрового масла входит 19 аминокислот, из них 70 % — незаменимые. Содержание витаминов в масле способствует росту человеческого организма (витамин А). Они нормализуют деятельность нервной системы, улучшают состав крови, благотворно воздействуют на кожную ткань (витамины В и D). Очень богато масло витамином Е («токоферол» — с греческого «несу потомство»). Исследования показали, что соболь не может дать потомство, если в его рационе нет кедрового ореха. Очень богато масло витамином Р — его в масле три раза больше чем в препарате «Витамин Р», изготовленном на основе рыбьего жира. Витамин Р — это незаменимые жирные кислоты, способствующие снижению холестерина в крови предотвращающие образование «бляшек» на стенках сосудов.
Однако главный «сюрприз» кедрового масла состоит в том, что по своему химическому составу оно соответствует цитаминам человека. Цитамины - это новый класс препаратов, представляющие биологически активные добавки к пище, которые представляют собой сбалансированные комплексы биологически активных веществ направленного (органотропного) действия, выделенные из тканей животных, включающие физиологические концентрации минеральных веществ, микроэлементов и витаминов в легкоусвояемой форме. В результате 25 летних (1971-1996гг.) научных и клинических исследований, проведенных Санкт-Петербургским институтом биорегуляции и геронтологии, был разработан способ комплексной профилактики возрастной патологии, замедления процессов старения и увеличения продолжительности жизни, включающий коррекцию гомеостаза путем использования пептидных биорегуляторов. Не являясь собственно лекарственными веществами — пептидными биорегуляторами, цитамины обладают мощным оздоровительным потенциалом последних. Важной особенностью терапии цитаминами является тот факт, что восстановление организма происходит на уровне ДНК и РНК клеток. Следует отметить, что по оценкам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), пептидные препараты признаны лекарством XXI века, а в публикациях, появившихся в научно-популярной литературе, цитамины уже окрестили «таблетками от старости». Таким образом, схожесть химического состава кедрового масла с цитаминами наводит на мысль, что в растительном мире кедр является как бы аналогом организма животных, в том числе и человека. Само же кедровое масло можно рассматривать как цитамины растительного происхождения. В такой ситуации становится понятным, почему кедр издревле был символом здоровья и долголетия, а его лечебные свойства столь высоки.
КЕДР—ДЕРЕВО ХЛЕБНОЕ Еще в XVI веке под Ярославлем, на землях Толгского монастыря, была разведена роща кедра размером с десятину. Около пятидесяти из этих деревьев до сих пор живы и обильно плодоносят, хотя им уже более 400 лет. Сейчас кедровые леса в европейских районах исчисляются тысячами гектаров. Кедр есть за что любить и беречь. В кедровом лесу создается особый микроклимат, и потому он всегда богат и ягодами, и грибами, и полезными травами, и зверьем. Кедровые орешки — великолепный природный продукт. В них большой процент жира, белки, углеводы, микроэлементы, витамины. Из них получают кедровое масло, которое может соперничать с оливковым. Сибиряки любовно величают кедр хлебным деревом. Ухаживают за примыкающими к поселкам кедровыми лесами и превращают их в лесосады. Говорят, что в старину десятину кедрового леса по стоимости приравнивали к корове. Широкое промышленное освоение тайги, которое началось в нынешнем столетии, обернулось для кедра большими неприятностями. Прежде всего, потому, что кедр очень уж удобен для лесозаготовок. Стволы у него «кубатуристые», «гонкие». Равных им в тайге нет. Иное дерево до десяти кубометров древесины дает. Да еще какой! Мягкой, приятно окрашенной, легкой в обработке, удобной для любого деревянного промысла. Из кедрового дерева можно сделать что угодно: сруб для дома, дверь и рамы к нему, мебель, домашнюю утварь. Хозяйка спокойно прячет в кедровый сундук или шкаф любую свою обнову. Моль ее не съест, поскольку ароматный смолистый запах отгонит вредителя. Кедровые дощечки — самое завидное сырье для карандашных фабрик. Древесина кедра обладает отличными резонансовыми свойствами. Из нее делают рояли, арфы, гитары. Рассказывают, что в прошлом столетии сибирским купцам немцы предложили, казалось бы, очень выгодный подряд на поставку масла. Но при непременном условии, что упаковано оно будет в кедровых бочках. Потом оказалось, что подряд был с подвохом. Тара из-под масла пошла на фабрику музыкальных инструментов, иноземные торговцы выручили за нее денег больше, чем заплатили за масло. Ко всему этому хорошие кедрачи растут вдоль рек, то есть в удобных для заготовок местах. Спилил дерево и пускай вниз по течению, оно само приплывет к месту назначения. Нужно ли говорить, чем обернулись для кедра, для рек, для зверья и птиц, которых он берег, все эти его достоинства. Лесоводы уже давно поняли, что к кедровым лесам нельзя относиться с обычной меркой лесозаготовителей. В кедровом лесу важна вся земля и все, что она производит. В комплексе полезная продукция, которую дает живой кедровый лес, стоит по всем меркам неизмеримо больше, чем его прекрасная и очень ценная древесина при сплошной вырубке.
МАСЛО СИБИРСКОГО КЕДРА Главное достоинство сибирского кедра — его семена (орехи). Извлекаемое из ореха кедровое масло на протяжении многих тысячелетий считалось кладовой полезных веществ, необходимых для человеческого организма. В своем докладе Екатерине II в 1786 г. о кедре и кедровом масле говорил академик Паллас. Оно необычайно богато витаминами и минеральными элементами. О нем сложилось единое мнение у ученых, медиков, эзотериков, народных целителей и у простых людей. Современные ученые доказали: «Только в кедровом масле содержание микроэлементов и витаминов находится в идеально сбалансированном сочетании для усвоения человеческим организмом».
О кедре и его целебных свойствах упоминается в Библии. В состав кедрового масла входит почти вся таблица Менделеева. Компоненты, кедрового масла подобраны самой Природой настолько гармонично и сбалансированно, что почти повторяет клетку здорового человека. Наши предки с древних времен употребляли кедровое масло и применяли его в целительстве. Кедровое масло необходимо добавлять в естественный рацион питания для укрепления здоровья, начиная с 3-х месячного возраста и до старости, больным и здоровым, в первую очередь беременным женщинам. Являясь естественным пищевым продуктом, кедровое масло не имеет противопоказаний. Его можно употреблять как в пищевых, так и в лечебно-профилактических целях. Кедровым маслом можно заменить любое растительное масло (облепиховое, репейное, кокосовое, прованское, миндальное, оливковое и т. д.) во всех случаях медицинского применения. Полноценно заменить кедровое масло невозможно ничем. Лечебные свойства кедрового масла излечивают многие болезни человечества. Учеными установлено, что кедровое масло содержит вещества, способствующие сохранению высокой работоспособности человека, улучшению состава крови, предупреждению туберкулеза и малокровия. Результаты испытаний, проведенных в ряде институтов Российской Академии медицинских наук, клиниках, исследовательских медицинских центрах свидетельствуют о высокой терапевтической эффективности кедрового масла при лечении трахеита, ларингита и ОРЗ (простуда, грипп и т. д.), псориаза, нейродермитов и других кожных заболеваний, трофических язв, язв желудка и двенадцатиперстной кишки. Оно благотворно действует при различных аллергических расстройствах, обладает общеукрепляющим действием, способствует устранению хронической усталости, повышает физическую и умственную работоспособность. Употребление кедрового масла особенно полезно страдающим любыми кожными заболеваниями, облысением, повышенной хрупкостью волоса и ногтей. Масло укрепляет зубы проживающим и работающим в неблагоприятных климатических и экологических условиях, занятых на работах с повышенным расходованием энергии и избыточными психоэмоциональными нагрузками. Особенно необходимо регулярно употреблять кедровое масло (принимая во внимание входящие в его состав элементы) детям — для более полноценного формирования растущего организма. Кедровое масло помогает при повышенном артериальном давлении и атеросклерозе, болезнях почек, печени, сердечно-сосудистых заболеваниях. Применение кедрового масла дало положительный эффект при лечении повышенной кислотности желудка, отрыжки, изжоги, различных внутренних язв. Кедровое масло уменьшает повышенную возбудимость нервной системы, расширяет кровеносные сосуды, регулирует холестериновый обмен человека, повышает гемоглобин. У кормящих женщин при употреблении кедрового масла увеличивается образование питательного и целебного грудного молока. Те, кто употребляет в пищу кедровое масло, практически не болеют респираторными заболеваниями. В наше время, когда так мало естественных и сбалансированных продуктов питания, кедровое масло незаменимо при болезнях желудочно-кишечного тракта, острых и хронических инфекциях, ожоговых болезнях, сахарном диабете, оно улучшает остроту зрения. Кедровое масло восстанавливает мужскую силу, повышает половую активность, возвращает молодость без отрицательных последствий не в пример многим искусственно сотворенным человеком препаратам. Используется в косметологии как естественный ночной крем для лица, который быстро залечивает ранки, сыпь, очищает кожу, разглаживает морщины, нормализует регенерацию клеток лица, омолаживает, возвращает естество и красоту. При употреблении кедрового масла усиливается живость и острота ума, человек способен переносить повышенные физические нагрузки.
ПРИМЕНЕНИЕ КЕДРОВОГО МАСЛА Существует много вариантов применения масла при лечении различных заболеваний. В профилактических целях наиболее действенными и чаще всего применяемым является прием 1 чайной ложки за 30-60 минут до еды 2-3 раза в день в течение 40-60 дней. Выпивать масло нужно очень медленными глотками, как бы разбавляя масло собственной слюной. Кедровое масло в лечебных целях использовалось: — в Сибирском государственном медицинском университете; —в Томском научно-исследовательском институте курортологии и физиотерапии; — в Центральной научно-исследовательской лаборатории; — в Научно-исследовательском институте онкологии ТНЦ РАМН; — в Центре реабилитации лиц, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Лечение с применением кедрового масла проводилось среди людей страдающих гастритом, эрозийно-язвенными поражениями желудка и двенадцатиперстной кишки, оперированных по поводу рака желудка, страдающих астенизацией, психопатизацией, выраженной возбудимостью симпатической нервной системы (повышенная утомляемость, нарушение работоспособности, плохой сон, частые нервно-психические срывы, периодические головные боли). Эффективность лечения была достигнута во всех случаях с разными результатами. Учёные-медики единодушны в выводе: «Противопоказаний к применению кедрового масла при любых заболеваниях нет!». Приложение№ 5. «Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии» А. С. Пушкин. I. Современная формулировка проблемы существующей системы образования. Кризис в современном образовании характеризуется различными экспертами по-разному. Так, отечественные специалисты-практики больше упирают на недостаток финансирования всех уровней образовательной системы, ученые же в большинстве своем склонны видеть недостаток гуманизации и гуманитаризации. А многие новоявленные неофиты-педагоги основывают школы с уклоном в эзотерические дисциплины, которых, на их взгляд, не хватает современной школе. При всем многообразии принципиальных подходов к обучению у различных негосударственных школ и индивидуальных педагогов-новаторов, резкого повышения качества знаний не наблюдается, тем более на фоне резкого скачка в развитии компьютерных информационных технологий, когда любую необходимую информацию можно быстро найти и оттиражировать (будь то конспект, шпаргалка или реферат). ЗАПОМИНАНИЯ не наблюдается!… А если говорить о способности применять запоминаемое в практической деятельности, то здесь коэффициент эффективности еще ниже, чем в сфере усваивания информации. Учащиеся с таким базисом, переходящие из системы среднего образования в высшие учебные заведения, вынуждены пользоваться тем малым, что имеют. В результате вузовская система, чтобы не снизить средний бал обучающихся, вынуждена идти по пути примитивизации требований к обучению, а именно: сужать специализацию подготавливаемых специалистов и одновременно - применять упрощенные системы проверки знаний (например, система "TOEFL"). Распространенность такого подхода к обучению приводит к появлению в обществе "узких специалистов по гайкам М14 с правой резьбой" и "узких специалистов по болтам М12 с левой резьбой". Во второй половине XX века в периодической печати все чаще стали появляться публикации, оценивающие современную систему образования, как не только "сужающую специализацию", но и как сужающую сознание человека[9]. Как альтернатива, были выдвинуты концепции расширения сознания, почерпнутые в доктринах восточных религий. Одной из перспективных с этой точки зрения долгое время считалась, в частности, Давыдовская "школа диалога культур", основанная на философских разработках В.С. Библера[10]. Однако, если в рамках этой и подобных гуманитарно направленных концепций можно было расширять сознание в аспекте формирования мировоззрения планетарности (единства) мировой культуры, то, несмотря ни на что, ни одна из образовательных парадигм не позволяла "снять" проблему технократичности человеческого развития, противоречия в системе "человек-общество-природа". Таким образом, современная философская проблема образования характеризуется, в первую очередь, дальнейшим отдалением человека от природы (чему способствует и все большая компьютеризация, "виртуализация" школы), с одновременным сужением горизонта самоопределения подрастающего человека в окружающем мире[11]. II. Критика существующих подходов в модернизации системы образования. В последние 10-15 лет наблюдаются активные попытки применить на нашем "постсоветском" педагогическом пространстве различные западные модели обучения. Кроме того, на рынке методик образования интенсивно формировались (фактически - навязывались) потребительские ценности различных традиционных образовательных учреждений, пропагандировалась престижность той или иной элитарной школы, института, университета. Следует отдавать себе отчет в условности этих ценностей, более того - в их устарелости и "изношенности", поскольку они не адекватны тем процессам, которые происходят в сознании человечества на пороге III тысячелетия. Рассмотрим кратко итоги философского анализа подходов к орбазованию в зависимости от менталитета, от культурных особенностей населения. Исходя из доминирующих в западной философской мысли отношений к действию и последствиям от этого действия, можно условно выделить три основные типа сознания: а) прагматический, где при восприятии действия учитывается только характер действия и его результат. Этот тип сознания максимально выражен в североамериканской субкультуре[12], исторически сформированной под влиянием пионеров, осваивавших в XVII веке индейские территории в суровых условиях выживания. Результат - вот главный мотив совершаемого поступка. Классической иллюстрацией такого типа мышления выступает анекдотический афоризм: "Американцы сначала изобретают лифт для экономии времени поднятия на верхний этаж небоскреба, а потом изобретают тренажер для имитации подъема по ступенькам и тратят время на борьбу с ожирением". б) рационалистический (или - европейский) тип сознания, в котором при осуществлении действия учитывается не только прямой результат (планируемый субъектом), но и возникающие от него эффекты (неуправляемые субъектом). Именно в этом типе мышления (в Великобритании) возник в теории менеджмента термин externalities - "внешний эффект". В середине XX века внешний эффект стал занимать при планировании действия едва ли не большее значение, чем прямой результат. в) т.н. " восточный " менталитет, где основное значение действия принимает то чувство, которое оно вызовет у окружающих (например, чувство уважения, благодарности или осуждения). Все эти три типа, конечно же, с начала XX века (развитие транспорта и усиление процессов глобализации) редко встречаются в чистом виде, однако в качестве доминирующих в топологической схеме культурно-семиотических систем мира применяются довольно широко. Однако присутствует еще один тип, который условно можно назвать славянским [13], которые объединяет в себе европейский и восточный типы сознания.
Славянский тип сознания объединяет в себе и рассудочный и чувственный принципы отношения к миру. Именно поэтому русский "долго запрягает, да быстро едет", поскольку ему при планировании действия нужно и результат спроектировать, и учесть все возможные эффекты, и посоветоваться с опытом предков через пословицы-поговорки, да еще и помедитировать, не думая ни о чем, "отложив в долгий ящик" окончательное принятие решения. Не случайно в наших сказках главным героем часто выступает Иван-дурак. "Дурак" - это он является таковым для "правильных", рассудочных типов сознания. И Именно ввиду вышеупомянутых причин он всегда оказывается в более выигрышной ситуации, чем его более разумные братья. Таким образом предки через сказки заповедовали нам принципы мышления, а в итоге из-за такого мировосприятия сформировалась и судьба народа. В смысле изложенной характеристики типов сознания парадоксальным выглядят попытки механистического переноса на наше культурное поле западных моделей хозяйствования, образования, законодательной базы государственного обустройства, а также типовых моделей ежедневного поведения в быту. Очевидно, что для нашего, славянского типа мышления, необходимо формирование других, более емких принципов осуществления общественной деятельности, в частности, более глубинного содержания хозяйственно-экономической деятельности (как в рамках государства, так и в рамках частного бизнеса), более адекватной системы образования, чем на Западе. В качестве примера, подтверждающего эту мысль, можно привести философскую работу Макса Вебера "Протестанская этика", где он показал, что предпринимательство в том виде, в котором оно существует сейчас, могло зародиться только в сознании рационалистическом (в его формулировке - "в сознании с протестанской этикой отношения к окружающему миру"), для других же культурных форм сознания предпринимательство является неестественным, более того - разрушительным для культуры. К этой позиции можно присоединить и К.Маркса, который в своем письме[14] тогда еще молодым революционерам В. Засулич и З. Каменеву отвечал на их вопрос, почему в труде "Капитал" не упоминается Россия: "В работе "Капитал" я писал о Европе. У России путь другой - общинный". Это его высказывание было развито в работах Московского Методологического Кружка (М. Мамардашвили, В. Зиновьев, Г. Щедровицкий), которые формулировали это следующим образом: в европейском рационалистическом сознании существует два непересекающихся жизненных "пространства", условно называемые "клубным" и "производственным". Производственное пространство жизни характеризуется тем, что время, проводимое в нем человек может продавать, принимая взамен денег на себя обязательства делать в это время то, ради чего его нанимают. В "клубном" пространстве человек имеет полную свободу входить в общение по своему выбору и выходить из общения по своей свободе. У славянского же сознания эти два "пространства" слеплены в единое, и как следствие, человек может на работе пить чай, говорить о домашних проблемах, футболе, и наоборот - дома или в гостях решать производственные задачи, обсуждать планы своего бизнеса в ходе развлечений. В этом смысле фермерство у нас не возможно ввиду "нетехнологизируемости" сельского труда в нашем сознании. Единственная социальная форма, способная координировать общественный труд и выполнять функцию кооперации общественно полезного труда - это община самодеятельных людей. Исходя из такой постановки вопроса, для нашего мировосприятия фирма - это нечто большее, чем "социальная машинка по зарабатыванию денег", школа или институт - нечто большее, чем место, где тебя "натаскивают" на умения применять способы решения типовых задач. III. Новые идеи и смыслы современной системы образования. III.1 Исторические истоки возникновения нового подхода к образованию. К середине XX века дифференциация в сфере образовательных школьных дисциплин и вузовской деятельности зашла так далеко, что дальнейшее их развитие становится невозможным без междисциплинарных исследований и системной интеграции всей системы образования. Формируется множество самых различных узких дисциплин и соответствующих им сфер профессиональной практики. Появились узкие специалисты, которые знают "всё ни о чем" и не знают, что происходит в смежной лаборатории. Появляющиеся так называемые универсалисты, напротив, знают "ничего обо всём". И хотя статус этих универсалистов в системе дисциплинарной организации науки и в структуре общественной занятости до сих пор четко не определен, без них сегодня становится просто невозможно не только решение конкретных научных и производственных задач, но и дальнейшее развитие науки и экономики в целом. Сами научные, производственные, образовательные задачи становятся комплексными, и при их решении необходимо учитывать самые различные аспекты, которые раньше казались второстепенными, например, экологические и социальные аспекты. История образования, понимаемая не только как история отдельных школ и направлений, но и как история мировоззрений, образов окружающего мира и их взаимоотношения с природой может стать действительной основой не только реализуемого настоящего, но и предвидимого будущего. Знать и предвидеть — задача не столько историческая, сколько философская, поэтому философия и история образования должны занять одно из важных мест в современной концепции образовании. При этом парадоксально, но убедительно звучит утверждение, что будущее служит причиной настоящего. Но нужно обязательно добавить — мыслимое, воображаемое, предвосхищенное будущее. А. С. Пушкин писал: «...провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем». В этом ключе, наверное, настало время новыми глазами взглянуть и на образование. Г. Гейне указал на такую особенность, что каждый век, приобретая новые идеи, приобретает и новые глаза. Этимология слова "образование" - формирование в сознании образа, картины мира. Различие в системах образования заключается в различии образа мироздания, сформированного в сознании ученика. Например, в Пифагорейском ликее (лицее) доминировал образ мира, как поля для игры чисел ("Числа правят миром" - говорил Пифагор), в идеалистических философских школах мир - это Идея, в материалистических - это многообразие форм материи. А что может вдохновить ученика в картине мира, в которой утверждается атеистический образ мира, как упорядоченного соединения частиц? Или что может со-творить ребенок, учащийся в школе евангелистов седьмого дня, утверждающей, что мир - зло, и настанет скоро конец света, как стирающий ластик в руках Бога? Важность образотворчества можно проиллюстрировать народной памятью, сохранившей в своей речи слова и выражения, характеризующие отношение к образу, как смысловой единице. В просторечии какое-либо искусственное явление, не подчиненное никаким законам мироздания (канонам), называют безобразным, т.е. не несущее в себе образа Творца. В то же время, призывая к сопереживанию, обычно восклицают "Вообразите!", т.е. создайте в своем сознании образ того, о чем рассказывается в разговоре. Смысл современного образования видится не в подготовке узких специалистов по воспроизводству "гаек", а в формировании гармоничного образа мироздания с последующим обучением творить собственные вдохновенные образы Будущего, которые будут гармонично дополнять существующий мир. Применяя в сфере образования тезис о большем соответствии для современности образного мышления, чем абстрактного, можно привести следующие иллюстрации к сказанному, которые свидетельствуют о повышении роли вдохновения, как фактора творческого мышления: а) Из самонаблюдений Чарльза Дарвина: «...музыка обычно заставляет меня особенно напряженно думать о том, над чем я в данный момент работаю»; б) Леонардо - талантливый инженер, вдохновлялся для своих технических разработок теми художественными образами, которые окружали его как художника; в) многие ученые осуществили свои открытия не путем последовательного перебора желаемых вариантов, а каким-то иррациональным способом: Антонов - (кстати - живописец) увидел свою двухкилевую схему Ан-22 во сне, Менделеев - во сне же понял принципы построения периодической таблицы; г) множественные "физики-лирики", возникшие как явление в 60- 70-е годы, будучи талантливыми в науке, вдохновлялись эстетическими чувствами песен у костра, так называемой - бардовской песней; д) несмотря на то, что все наши авиаконструкторы имели разный жизненный путь (единственный среди них "классический" инженер - Н.Е. Жуковский), все они объединены одним - они мечтали о полете, они воображали свои проекты, и даже сквозь ошибки и подражания (вспомним антоновский планер "Голубь" с птичьими формами) не теряли стремления, черпали свое вдохновение в мечте. «Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»,— писал А. С. Пушкин. III.2 Осмысление жизни - как главный принцип современного образования. Где, в какой школе современности учат поиску смысла жизни? Зачастую школьные требования сводятся к заучиванию "информационных блоков" из разных дисциплин. В итоге мир воспринимается ребенком как совокупность фрагментарных, разрозненных данных. В исключительных случаях (например, в школах возрожденного казачества) изучается Закон Божий в качестве предмета, однако и там нет объединяющего принципа единства мироздания, сотворенного Творцом. Наука до сих пор противоречит с религией. О логической неизбежности слияния Знания и Веры писали многие: в Европе - от Пифагора до шокирующего современников М. Хайдеггера, и в России - от М. Ломоносова до Е. Блаватской и Рерихов. Атеистическое воспитание затрудняет принятие этой концепции современными учителями, получившим образование в советском периоде нашей эпохи. Несмотря на это, в последние два десятилетия все популярнее становятся идеи, призывающие к необходимости вернуть блудного сына - Человека - в лоно родителя - Отца небесного. Безбожность, бездуховность, бездушие не только привели к социальным проблемам в так называемых "развитых" странах, но также и стали причинами экологических катастроф и хозяйственно-экономических кризисов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.062 с.) |