Проблема периодизации и основные особенности средневековой культуры Западной Европы. Рыцарская, городская и народная культура. Влияние религии на жизнь общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема периодизации и основные особенности средневековой культуры Западной Европы. Рыцарская, городская и народная культура. Влияние религии на жизнь общества.



5 в.н.э Римская империя пала под натиском племен. 1476 падение Римской империи. История средних веков делится на 3 этапа: 5-10 в ранний. Зрелое средневековье 12-13 в, позднее средневековье 14-16. Средневековое искусство принято делить по степеням: 1) дороманский период 5-10 в. 2) романский период. 10-12 в. 3) готический 12-15 в.

Рамки существования стилей расплывчаты. Один стиль вытекает из другого. Огромную роль играла христианская церковь. Христианское сознание – основа менталитета. Античная культура уходит в прошлое. При церквях, монастырях, появляются первые учебные заведения. (Церковь – покровительница наук). Церковь все больше обставляется произведениями искусства. Искусство религиозное почти полностью. До 10 в в католицизме не было четкого правила как служить службы, отсюда пошло поэтическое творчество. (молитвы, церковные гимны). Сунны из священного писания разыгрывались в религиозные праздники, на пощади. Их этих сценок рождается театр. В христианстве существовали идеалы добра и зла. Зло – Сатана (появляется целая наука –демонология) в ней функции зла, признаки, свойства. Добро- монах. (святой человек, потому что он отрешен от мира, устремлен к Богу. Его подвиг- отречение от мира. К 15-16 веку появляется противоположный образ монаха. – монах клятвопреступник (ворует, развратничает, обжирается). В последнее средневековье этот идеал уходит. В 11-13 в в культуре наблюдается рай светских тенденций. Выделяют 3 основных типа средневековой художественной культуры: рыцарская, городская, народная.

Рыцарская: культура высших слоев общества, породила свой идеал, образ идеального рыцаря, рыцарская честь) отважный воин, верен своим обещаниям, безупречное поведение и воспитание, должен защищать слабых. Этот образ сыграл большую роль в культуре. Появляются рыцарские романы. Основа романа: любовно приключенческий подвиг рыцаря, фантастические животные, Н: Легенда о Короле Артуре. Родина рыцарской поэзии – Прованс (французская провинция). Главный мотив в поэзии: прославление прекрасной дамы, или рыцарских подвигов. Сочинители такой поэзии- трубадуры. Они свободно перемещались по Европе. Поэтому эта поэзия распространялась.

Городская: 12-13 века. Связана с развитием городов, зарождается городская культура. Она отличалась сатирической направленностью, изображалась повседневная жизнь крестьян, и горожан в сатирических сценах. Сцены разыгрывались на городских площадях. Выступали бродячие актеры. Была и городская поэзия. (творчество бродячих студентов- ваганты). Эта поэзия отличалась (высокая поэзия, аскетизм). Н: песня предстоит учиться Вам … в университете.

Народная: (крестьянская) она отличалась сильным влиянием язычества., мифологического сознания. Она породила народную поэзию и сказку. (маги, колдуны).

Основные черты романского стиля в искусстве.

Романский стиль зародился в 10 веке во Франции. В основном религиозный стиль. Создавался при монастырях. В мастерских. Монастыри- центры художественной деятельности. Мир живет в ожидании конца света. (отмаливали грехи.). монахи и монастыри стали самыми авторитетными прослоями общества. Они молились за общество. Монашество завоевывает главное место в искусстве, культуре. Искусство – жертва Богу. Это дало мощный стимул к развитию религиозного искусства. Уже в 12 веке в романском стиле появляются элементы готики. 112 век – золотой век романского искусства (оно становится общеевропейским стилем). Большое значение в развитии культуры имело: развитие паломничества, крестовые походы,. появляются восточные черты. На основных путях паломников строились большие церкви. Происходит постоянный обмен опыта между ремесленниками, строителями. Благодаря этим путешествиям распространяется романский стиль. При единстве стиля все равно были свои элементы. Деревянные детали заменяли каменными. Считали что перед камнем бессилен Сатана. Романская церковь 3-5 века нерфная базилика, с алтарем на Востоке. Внутри церковь делилась четко на части согласно сословной монархии. Центральный неф для прилегированного сословия. Боковые нефы для простонародья. Каменный потолок был тяжелым, поэтому стены были толстые и массивные. Оконные и дверные проемы редкие и узкие. Имели форму: ∩

Больше всего романских памятников сохранилось во Франции. Здесь находится одна из самых знаменитых паломнических церквей Сен- Мартен в Туре. Самое знаменитое строение церковь Мон Сен- Мишель. (на острове). В 1066 Англия была завоевана норманнскими рыцарями. Пришли с французской территории. В Англии правит Вильгельм Завоеватель. В результате в Английской культуре много французских черт. В Италии в романский период ощущается связь с античностью. В Италии чувство меры и гармонии в строительстве. Н: Пизанская башня.

Окончательно складывается тип феодального замка. Замок строился на холме. Окружался крепостной стеной, ровом с водой. До______ - главное жилище феодала (на верхних этажах). В романский период был расцвет живописи и скульптуры. Расписывают стены и потолки храма. Любимый сюжет: страшный суд, и мучение святых. Большое влияние имеет народный фольклор. Условность изображений: не умели изображать эмоции, тела, разно масштабность фигур.

Основные особенности готического стиля в искусстве.

Готический стиль – стиль городов (он зародился тогда когда стали развиваться города). И городских соборов. Искусство несет воспитательную функцию. Монастырскую церковь украшать было неприлично. А городской собор украшался богато. (собор был престижеи города). Участвовали в его украшении все люди. Сам собор как воплощение города божьего на земле. Произведения искусства выступают как обьекты (предметы) религиозного культа. Появляются произведения которые растолковывают архитектуру и средневековое искусство. Боковые стены собора символизировали новый и ветхий завет.столбы и колонны – пророка Апостала. Вход в храм – преддверье рая. Свет из окон – свет христианского знания. Художники в этот период работают по образцам, распространяются альбомы этих образцов. Мастер мог переработать эти образцы но отступать не мог. Готоческий собор – это базелика но у него новая система свода (каркасная) потолок держится на каркасе. А арки заменяются на стрельчатые ⌂ оконные дверные проемы – помогало разгрузить стены от тяжести потолка. В результате стены стали тоньше. Окна становятся больше высота здания резко увеличивается. Уменьшается место на стенах. (из- за окон). Фрески заменяются витражами. Увеличивается количество скульптуры. Как внутри так и снаружи. Готика зародилась во Франции в 12 веке. 1 готический собор- собор Сен- Дали где впервые была применена новая конструкция свода. Пятинефный храм. собор Парижской Богоматери. Построен в 13 веке. (пример для многих последующих соборов). от Франции готический стиль переняла Англия. Самый знаменитый собор в Англии – Кентербергский собор. (12-15 век) строился 3 века. В нем можно проследить эволюцию готики от ранней к поздней. 13-14 веках готика распространяется по всей Европе. В Германии строились готические соборы. (они считались самыми простыми так как на них было мало украшений). В Италии распространяются отдельные элементы готики. Там соборы широкие и приземистые. В готическом стиле много гражданских построек. (Дворец Дожей, в Венеции, построен в 14 веке, мраморный дворец, украшен ажурными арками, не высокий, прямоугольный, низенький). В 14 веке в Италии в период расцвета готики появляется новый стиль – стиль возрождения.

Периодизация и особенности культуры и искусства итальянского Возрождения. Литература Ренессанса: Данте, Петрарка, Боккаччо.

1) в 14 веке постепенно на смену готики в Италии приходит новая культура- культура Возрождения. Она делится на несколько этапов: 1) проторенессанс Конец 13-14 века 2) раннее возрождение.15 век 3) высокое возрождение (первые 30 лет 16 века). 4) позднее возрождение. (весь 16 век).К высокому возрождению относят творчество 3 художников: Леонардо, Микеланджело и Рафаэля. К высокому возрождению относят только первые 30 лет 16 века. В некоторых местах был переход от раннего к позднему возрождению, минуя высокое. Изменяется менталитет населения. Для этого периода характерен отход от религиозного миропонимания. Человек приходит к выводу что он сам может изменить природу. Возрождение- это оптимизм, вера в прогресс, жажда удовольствия, желание поднять окружающий мир. Соответственно появляется интерес к наукам, появляется гуманистическое учение. Гуманизм- идеологическая основа культура возрождения. человек в центре мировоззрения. Во главе – человек. Цель жизни для гуманистов – это радость, познание мира, гармоничное существование человека. Они создали свой идеал. Это современная всесторонне развитая личность. В эпоху возрождения такой феномен как универсальный человек. (может быть одновременно писателем и физиком, интересуется всем). В искусстве возрождения выделяют 3 характеристики. 1) антропоцентризм (человек в центре всего). Появляется жанр живописного портрета. Теперь портрет изображается для того чтобы передать сходство с оригиналом. Идеализация партритируемого быка. (убирали шрамы). Человека пытались изобразить героически. 2) реализм. При взгляде на скульптуру или картину видно реальное изображение. Стремились правильно передать светотень, пропорции, эмоции, динамику. При этом использовали новейшие достижения в науках чтобы добиться реализма мастера становились учеными, вынуждены были изучать науки. 3)возрождение античных традиций (обращение к античности). Стали изучать и копировать античные памятники. На античных памятниках активно учились. В архитектуру проникает ордерная система античности. Античное искусство соединяло в себе 2 предыдущие характеристики. Литература: Ренесанс в конце 13-14 века. эпоха зародилась в литературе. Самые знаменитые писатели и поэты: Данте, Петрарка, Боккаччо. Данте: поэзия посвященная любимой женщине, Биотриче. «Поэма божественная комедия»- самая знаменитая поэма. (Сюжет: к поэту во сне приходит возлюбленная с Бергилием и они показывают Данте рай, ад и чистилище, в поэме описывается то, что происходит с людьми после смерти)Франческо Петрарка. Итальянский поэт. У него была своя муза Лаура. Посвятил ей много стихов на итальянском языке. Был монахом, эго стихи были объеденены в сборник стихов «книга песен». Который принес ему славу на всю Европу. его признали главой литературного мира Италии. Джованни Боккачо. Друг Петрарка. Великий Итальянский писатель 14 века. У него тоже была возлюбленная Мария. Но в стихах он давал ей имя Фьянетта. Вершиной его творчество считается сборник новелл «Декамерон»- стал образцом для подобных сборников новелл. (девушки и юноши за городом рассказывают друг другу истории). Сюжеты могли быть из чистой городской литературы. Новеллы были на любой вкус. Они раскрывали права, мораль того времени разных слоев общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.218.79 (0.005 с.)