Функции финансов. Финансовая система РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции финансов. Финансовая система РФ



Функции финансов:

-.распределительная, которая проявляется в том, что финансы обслуживают разные этапы распределения совокуп.общ.продукта, участвуя как в первичном распределении, так и в перераспределении;

- контрольная, которая позволяет узнать обществу о пропорциях распределения денеж.средств;

- регулирующая.

Финансовая система РФ — совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

- Государственную бюджетную систему;

- Внебюджетные специальные фонды;

- Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

- Фонды страхования (имущественного и личного);

- Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ.

 

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ГОСУДАРСТА

При перераспределении фин.ресурсов между различными субъектами хозяйствования достигаются различные цели, что предполагает необходимость упр-ия данным прцессом.

Объект упр-ия финансами – это фин.отношения, субъект – спец.службы на разных уровнях упр-ия.

Управление финансами на уровне государства предполагает использование прямых и косвенных методов.

Прямыми методами явл. налоговая система, регламентация кредит.отношений, система гос.поддержки, система гос.пенсионного обеспечения, лицензирование, система дотаций и субсидий и применение гос.монополии.

Косвенные методы – это огрничения на монополизацию рынка, гос.регулирование цен естеств.монополий и методы таможенной политики.

Непосредственное гос.упр-ие финансами присутствует только в отношении гос.финансов и преследует такие цели как:

- обеспечение банка эконом.интересов государства, физ. И юр.лиц;

- обеспечение бездефицитного бюджета;

- обеспечение устойчивости нац.валюты.

Упр-ие гос.финансами регулируется фин.законодательством через высшие законодательные органы.

Органыуправления финансами:

1.Главные властные структуры:

- президент;

- правительство;

- федеральное собрание.

2.Федеральный уровень:

- мин.фин.;

- министерство по налогам и сборам;

- ЦБ РФ;

- гос.таможенный комитет;

- счетная палата;

- исполнительные дирекции внебюдж.фондов.

3.Уровень хоз.субъектов:

- фин.служба;

- бух.служба.

Основные задачи, которые решаются в рамках системы упр-ия финансами:

1.Минфин:

-разработка и реализация единой гос.фин.политики;

- составление проекта федерального бюджета;

- осуществление фин.контроля за рациональным использованием бюджетных средств и средств внебюдж.фондов;

-обеспечение устойчивости гос.финансов.

2.Федеральное казначейство:

- организация, осуществление и контроль исполнения бюджета РФ;

- упр-ие доходами и расходами бюджета;

-фин.исполнение гос.внебюдж.фондов;

- совместно с банком России упр-ие внеш. И внутр.гос.долгом.

3.Министерство по налогам и сборам:

- контроль соблюдения налогового законодательства;

- учет налогоплательщиков и орг-ция проверки налогоплательщиков;

- возврат излишне уплаченных сумм налогов.

4.Гос.тамож.комитет:

- проверка документов, которые связаны с исчислениями и уплатой налогов, взымаемых таможенными орг-циями;

Проведение налоговых проверок по налогам, которые взымаются таможенными органами;

- приостановление операций налогоплательщиков при ненадлежащем исполнении ими тамож.законодательства.

5.Счетная палата РФ:

- орг-ция и осуществление контроля своевременного исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета;

-определение эффективности и целесообразности расходов гос.средств;

- фин.экспертиза проектов фед.законов.

Инструменты управления финансами- это планирование, контроль, организация и информационное обеспечение.

4.ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. ОРГАНЫ ФИН.КОНТРОЛЯ.

Контроль – это совокупность мероприятий по организации соблюдения фин.законодательства и фин.дисциплин всех субъетов хозяйствования и упр-ия.

Фин.контроль также предполагает оценку эффективности фин.операций и оценку целесообразности произведенных расходов. Фин.контроль может быть гос. И негос.

Органы фин.контроля:

1. Гос.контроль:

- счетная палата-контроль фед.собственности и расходование фед.средств;

- главное контрольное упр-ие президента РФ – это контроль со стороны администрации президента за деятельностью органов контроля и органов исполнит.власти;

- мин.фин. – это фин.контроль формирования и исполнения фед.бюджета и бюджета внебюдж.фондов.

- департамент гос.фин.контроля и аудита – проводит ревизии и тематические проверки деятельности организации;

- органы фед.казначейства – это контроль исполнения фед.бюджета и внебюдж.фондов со стороны операций с бюдж.средствами;

- налоговые, таможенные органы и ЦБ РФ.

2. Негос.контроль:

- внутрифирменный контроль;

- контроль заемщика со стороны банка;

- аудиторский контроль.

Задачи гос.конторля - это содействие успешной фин.политики государства за счет обеспечения фин.законодательства, фин.дисциплины и т.п.

Объект фин.контроля - это распределительные процессы при формировании и использовании фин.ресурсов.

Предмет фин.контроля – доходы и расходы, размер налоговых платежей, себестоимость и т.п.

Выделяют две модели фин.контроля:

1.Англосаксонская – конролирующие органы осуществляют меры контроля и подготовливают отчеты. Решение по санкциям принимают административные и судебные органы.

2.Французская – часть судебных функций передается контрольным органам.

В России органы налогового и таможенного контроля имеют отдельные полномочия по применению санкций.

Фин.контроль должен быть независимым, что обеспечивается самостоятельностью контролирующего органа.

Фин.контроль может бать классифицирован след.образом:

1. По регламенту осуществления:

- обязательный

-инициативный

-внешний

-внутренний

2.По времени проведения:

-предварительный

-текущий

-последующий

3.по субъектам контроля:

-бюджетный

-внебюджетный

-налоговый и т.п.

Методы фин.контроля:

1.Проверка – проводится по отдельным вопросам фин.деятельности на основе отчетной документации и расходных документов;

2.Обследование – изучение отдельных аспектов функционирования организации с целью определения их фин.состояния и перспектив развития;

3.Надзор- это контроль осуществления фин.операций;

4.Ревизия – проверка всех аспектов фин.-хоз. Деятельности субъекта;

5.наблюдение(мониторинг) – постоянный контроль использования фин.ресурсов;

6.Анализ фин.состояния – это оценка фин.положения и фин.результатов деятельности компании.

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения.

Фин.план-ие осуществляется на уровне государства и его субъектов и на уровне хоз.субъекта. на уровне государства и его субъектов объект фин.план-ия – это фин.ресурсы, которые распределяются и перераспределяются между хоз.субъектами.

Система фин.планов включает:

1.Бюджеты- это количественное выражение формы образования и расходования фондов денеж.средств предназначенных для фин.обеспечения задач и функций государства, его субъектов и органов местного самоупр-ия.

2. Сметы доходов и расходов – это фин.планы внебюджет.фондов (разрабатываются на трех уровнях).

3. Баланс фин.ресурсов – это совокупность всех доходов и расходов РФ, субъектов, муниц.образований, хоз.субъектов на определенной территории. Явл.базой для составления проекта бюджета.

4.Сводный фин.план. – это документ, характеризующий объем и использование фин.ресурсов РФ и секторов экономики.

5. Баланс денеж.доходов и расходов населения – отражает движение денеж.ресурсов населения в наличной и безналичной форме.

На уровне хоз.субъекта план-ие осуществляется фин.службой. Выделяют:

- стратегич.план-ие;

- текущее;

-долгосрочное;

-краткосрочное.

ФИНАНСОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ

Финансовый посредник — организация, определённый финансовый институт, основной функцией которого является аккумулирование свободных денежных средств разных экономических субъектов и предоставление их от своего имени на определённых условиях другим субъектам, нуждающимся в этих средствах.

Наличие финансовых посредников облегчает возможность получения недостающих денежных средств для нуждающихся в них и расширяет возможности размещения временно свободных денежных средств для лиц, обладающих избытком денежных средств.

Функции финансовых посредников:

- осуществляет диверсификацию риска путём распределения вложений по различным видам финансовых инструментов.

- осуществляет проверку платёжеспособности заёмщика, что также снижает кредитный риск.

- упрощает проблему поиска кредиторов, способных предоставить заём на приемлемых условиях

- при нормальных экономических условиях снижает процентную ставку за кредит

- аккумулирует денежные средства и за счёт этого может удовлетворять спрос заёмщиков на большие суммы денежных средств.

Основные виды финансовых посредников:

Выделяют четыре типа финансовых посредников:

- Финансовые учреждения депозитного типа

- Договорные сберегательные учреждения

- Инвестиционные фонды

- Иные финансовые организации

Объём финансовых операций финансовых посредников в последние десятилетия возрастали. Вместе с тем происходят структурные изменения.

 

ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

Финансовый рынок в экономической теории — система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника.

На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран образует мировой финансовый рынок.

Исторически сформировались две основные модели финансовых рынков: финансовая система, ориентированная на банковское финансирование, так называемая континентальная модель, — и финансовая система, ориентированная на рынок ценных бумаг и систему институциональных инвесторов (страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды) или англо-американская модель. Для англо-американской модели характерна ориентация на публичное размещение ценных бумаг и высокий уровень развития вторичного рынка, который по объему значительно больше вторичного рынка стран континентальной Европы. Для континентальной модели характерен высокий уровень концентрации акционерных капиталов при небольшом количестве акционеров и непубличности размещения ценных бумаг, а вторичный рынок не так развит. В конце ХХ — в начале ХХІ веков во многих европейских странах финансовые рынки начали приобретать черты англо-американской модели, и происходит постепенное сближение, конвергенция континентальной и англо-американской моделей финансовых рынков.

Финансовый рынок подразделяется на:

- Рынок капиталов

- рынок акционерного капитала (рынок акций)

- рынок долгового капитала (рынок облигаций и векселей)

- Денежный рынок

- Рынок производных инструментов (деривативов)

- Валютный рынок (форекс)

 

ФИН. МЕХАНИЗМ И ФИН.ПОЛТИКА

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Финансовая политика охватывает широкий комплекс мероприятий:

1. Разработку общей концепции финансовой политики, определение её основных направлений, целей, главных задач.

2. Создание адекватного финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм - это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Он может быть директивным и регулирующим. Директивный финансовый механизм обычно разрабатывается для финансовых отношений в которых непосредственно участвуют государства. В его сферу включается: налоги, бюджетное финансирование, государственный кредит. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила взаимоотношений в конкретном секторе финансов, не затрагивающих на прямую интересов государства.

 

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ БЮДЖЕТОВ

Бюджет — это публичные экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств определенного госу­дарственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом в правовой форме.

Местные бюджеты используются для регулирования экономических процессов на местах, влияя на работу местных предприятий, способствуя повышению выпуска продукции и т. д. Важной ролью местных бюджетов является реализация социальных программ.

Бюджет территорий – основной финансовый план формирования и использования денежного фонда региона, который утверждается высшими органами власти национально-государственных и административно-территориальных образований РФ.

Консолидированный бюджет не подлежит утверждению и используется для расчетов и анализов.

Федеральный бюджет – это централизованный бюджет, который утвержден высшими законодательными органами РФ.

Государственный бюджет – это централизованный денежный фонд государства, который определяет экономическую, социальную, политическую стороны общественной жизни и используется для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджетная классификация является основой изучения госбюджета, представляющая собой группировку доходов и расходов бюджета.

 

ДОХОДЫ РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ

Доходы бюджетов - ден.средства, кот. поступают в безвозмездном и безвозвратном прядке в соответствии с законодательством гос-ва в распоряжении органов госуд-ой власти РФ, субъектов и местного самоуправления.

В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения. Выд-ют 2 гр. доходов:

1.налоговые доходы -фед. налоги, региональные налоги, местные налоги, пени штрафы.

К фед. налогам относятся: 1)налог на добавленную стоимость; 2)акцизы; 3)налог на прибыль орг-ции; 4)налог на доходы физ.лиц.

К региональным налогам: 1) налог на имущество орг-ции; 2) налог на игорный бизнес; 3)транспортный налог;

К местным налогам: 1)Земельный налог; 2)Налог на имущ-во физ. лиц;

2.неналоговые доходы: доходы от использования имущества, которое находится в гос. или муниципальной собственности; доходы от продажи имущества кот. находится в гос. или муниц. собственности; доходы от платных услуг; доходы в виде фин. помощи и бюджетных ссуд.

Расходы бюджетов- ден. средства, кот. направлены на финансовое обеспечение задач и функций гос-ва и органов местного самоуправления.

По экономическому содержанию расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие. Капитальные предназначены для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности.

Капитальные расходы включ. в себя:

1)Текущие инвестиции или вновь создаваемые(в соотв. с инвестиционной программной)

2)Бюджетные кредиты на инвестиционные цели юр.лиц.

3)проведение капитального ремонта, кот. связан с расширением воспроизводства.

4) создание или увеличение имущества, кот. находится в собственности РФ, субъекта РФ или муниц. образования.

Текущие расходы бюджетов предназначаются на текущее функционировании организации гос.власти, органов местного самоуправления, а также на оказание гос. поддержки отраслям экономики в форме субсидий, дотаций.

Предоставление бюджетных средств может осуществлять в след. формах: 1) осигнование на содержание бюджетных учреждений. 2)Средства на оплату товаров, работ, услуг, кот. выполняются или оказываются по гос. или муниц. контракту. 3) трансферты населению и т.п.

Практически на каждом уровне бюджетной системы возникает проблема дефицита бюджета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.065 с.)