Социально экономическая сущность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально экономическая сущность



Социально экономическая сущность

Социально экономическая сущность финансов заключается, прежде всего, в обеспечении регулярного товарно-денежного обращения и удовлетворении потребности в финансовых ресурсах.

Финансы – это продукт экономического развития общества, который формировался в процессе становления государства и развития товарно-денежных отношений.

Причиной возникновения финансов явилась потребность субъектов ведения хозяйства и государства в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения их деятельности.

Наука о финансах изучает социально-экономическую сущность финансов через исследование совокупности финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования и использования денежных доходов и фондов на разных уровнях экономической системы: общегосударственном (макроуровень) региональном (уровень административно-территориальных единиц) и на уровне отдельных субъектов ведения хозяйства (микроуровень). Отдельно выделяются международные финансы.

В современной финансовой и экономической литературе финансы рассматривают как систему социально-экономических отношений, которые возникают по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, а в определенных условиях и национального богатства с целью формирования финансовых ресурсов у субъектов ведения хозяйства и государства, использования их для расширенного воспроизводства, удовлетворения других общественных интересов и потребностей.

Финансы – это совокупность денежных отношений, которые связанны с формированием, мобилизацией и размещением финансовых ресурсов, а также с обменом, распределением и перераспределением стоимости созданного на основе использования финансов валового внутреннего продукта, а при определенных условиях и национального богатства.

Основные признаки финансов:

- обменно-распределительный характер;

- движение стоимости от одного субъекта к другому;

- денежная форма отношений;

- формирование доходов и осуществление расходов;

- эквивалентный (по назначению) характер обмена и распределения и неэквивалентный по перераспределению.

Финансы являются сложным многоплановым общественным явлением, которое характеризуется разными сущностными признаками и формами проявления. Важным признаком финансов является их денежный характер. В качестве материальных носителей финансовых отношений выступают финансовые ресурсы.

Использование финансовых ресурсов происходит в основном через фонды целевого назначения, поэтому существует также определение финансов как экономической категории, которая отображает создание распределение и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей хозяйственной деятельности, предоставления разнообразных услуг населению со стороны государства, обеспечения выполнения государством его функций.

Социально экономическая сущность финансов в рыночной экономике наиболее полно отражается в их функциях.

 

Функции финансов

Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

 

Финансовая система

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Сущность финансовой системы

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.

Структура финансовой системы

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

· централизованные финансы;

· децентрализованные финансы.

Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:

1) Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)

2) Финансы домашних хозяйств

3) Государственные финансы

4) Муниципальные финансы

Первые две подсистемы относятся к сфере децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.

Более подробное содержание указанных подсистем содержатся в соответствующих статьях.

 

Элементы финансовой системы

Финансы - это экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения в денежной форме части стоимости национального продукта, создания и использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Первая связана с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта. В ходе этих процессов формируются и используются целевые денежные фонды субъектов хозяйствования, государства, доходы населения. Вторая обусловлена тем, что движение денежных средств может количественно отражаться различными финансовыми показателями, которые "сообщают", как распределяются и как используются финансовые ресурсы. Это позволяет обществу контролировать процесс создания денежных фондов, их перераспределение и стимулировать эффективное использование денежных средств [1, с.267].

Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовой системы, связанная с образованием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств.

Финансовая система – это единая система, т.к. базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев, т.е. национальном доходе создаваемом в сфере материального производства.

Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Под децентрализованными финансами – понимаются денежные отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятия.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (т. е. публичные финансы) и децентрализованных (финансы организаций и финансы домохозяйств).

В каждой из выделенных сфер используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений [10, с.251].

В зависимости от механизма формирования и использовании финансовых ресурсов выделяют три обособленные системы финансовых отношений:

· финансы организаций (хозяйствующих субъектов);

· публичные финансы (государственные и муниципальные),

· финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

Эти подсистемы в свою очередь подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов, например, финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и т. п.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов, определяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, стипендий и т. п.) [3, с.124].

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества [1, с.10].

Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства. Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятия. С одной стороны, главным источником дохода бюджета является национальный доход, созданный в сфере материального производства, а с другой стороны – процесс расширенного воспроизводства, осуществляющегося не только за счёт средств предприятия, но и с привлечением общегосударственных фондов денежных средств в форме бюджетного ассигнования и использования банковских кредитов.

Задачей общегосударственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счёт налогов, сборов, государственных пошлин, сумм полученных от выкупа государственных предприятий, доходов от казённых предприятий и хозяйствующих субъектов государственной формы собственности. Государственный бюджет – это главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованных денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Средства бюджета направляются на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, расходы бюджета в области экономики призваны способствовать организации рациональной структуры общественного производства, наращивание научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Расходы бюджета связаны с реализацией социальной политики государства. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обследовании, осуществлять социальную защиту. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы, служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа [12, с.387].

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. В бюджете находят органическую увязку основные финансовые институты: налоги, займы и расходы. Посредством бюджета государство обеспечивает достижение стратегических целей во внутренней и внешней политике. Государственный бюджет используется государством для вмешательства в экономическую жизнь. Через механизм системы бюджетных доходов и расходов государство оказывает воздействие на общественное воспроизводство в целях стимулирования экономического роста, занятости, поддержания необходимого уровня потребления как индивидуального, так и общественного товара.

В силу своего главенствующего положения государственный бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром и оказывает им при необходимости разнообразную помощь, выражающуюся, прежде всего в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий [7, с.121].

Вторым по своему значению звеном финансовой системы выступают местные финансы. Под влиянием развития производственных сил происходит повышение роли и влияния местных органов власти на экономику и социальную сферу. Увеличиваются размеры местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных властей, что усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе.

Местные финансы имеют свою внутреннюю структуру, они включают в себя местные бюджеты, внебюджетные фонды, финансы предприятий коммунальной собственности. Структура местных финансов определяется государственным устройством, административно-территориальным делением. Естественно, что в федеральных государствах она отличается от структуры, присущей унитарным государствам [9,с.15].

Основной финансовой базой местного самоуправления являются местные бюджеты. Это звено финансовой системы все больше и шире используется в экономических целях для регулирования хозяйственных процессов, повышения конкурентоспособности национального хозяйства в условиях усиливающейся конкуренции на мировых рынках. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие производной и социальной инфраструктуры.

Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей, используются для воспроизводства рабочей силы. Как правило, основная доля в финансировании расходов на образование и здравоохранение приходится на местные бюджеты.

Самостоятельное звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора экономики. Посредством этого звена государство участвует в первичном распределении национального дохода. Государственные предприятия функционирую на условиях самофинансирования, однако их финансовые взаимоотношения с государством более развернутые, чем у предприятий негосударственного сектора экономики. Если негосударственные предприятия для начала своей деятельности приобретают основные и оборотные средства за счет акционеров, пайщиков, то применительно к государственным предприятиям эти расходы осуществляются за счета бюджета. В части налогообложения практически нет различий между государственными предприятиями и предприятиями, основанными на частной и акционерной собственности [9, с.11].

У государственных предприятий в случаях финансовых затруднений есть возможность обратиться за помощью к соответствующим правительственным органам и получить бюджетные дотации или субсидии. Предприятия негосударственного сектора экономики могут рассчитывать на такую помощь лишь в исключительных случаях. Такие проблемы обычно разрешаются посредством банковского кредита. В то же время руководство негосударственных предприятий независимо в принятия решений, связанных с управлением финансами.

Особое звено в финансовой системе составляют внебюджетные фонды, которые обладают определенной самостоятельностью, отделены от государственного бюджета и имеют свои органы управления. Их отличие от бюджета состоит в том, что они имеют строго целевую направленность. По своему общественному предназначению они в основном подразделяются на экономические и социальные.

В западных странах их достаточно большое количество, они функционируют на общегосударственном и региональном уровнях. Возникновение этого звена в финансовой системе связано с тем, что внебюджетные фонды в меньшей мере, чем бюджет, подвержены парламентскому контролю, поэтому исполнительная власть заинтересована в их существовании для улучшения маневренности в использовании финансовых ресурсов.

В заключение данного вопроса следует повторить, что финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовой системы, связанная с образованием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств. Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.

 

Финансовая политика

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика

Содержание финансовой политики:

1) Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2) Создание адекватного финансового механизма.

3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

· формы финансовых ресурсов;

· методы их формирования;

· система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

· организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Цели финансовой политики

Целями финансовой политики могут являться:

· политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики

· экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне

· социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Уровни финансовой политики

Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:

· мировом

· региональном

· национальном

· на уровне отдельных регионов внутри страны

· на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта)

· отдельного предпринимателя

· на уровне отдельного домохозяйства

Финансовый менеджмент

Тема денежных отношений, которая связана с формированием, использованием и регулированием ресурсов организации. Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели. Одним из эффективных методов является применение теста Хаскеля, позволяющего в короткие сроки выявить слабые стороны в финансовом менеджменте.

Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Под стратегией в данном случае понимаются общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика — это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Целью финансового менеджмента является максимизация прибыли, благосостояния предприятия с помощью рациональной финансовой политики. Задачи фин. менеджмента:

1) Обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.

2) Оптимизация денежного оборота.

3) Оптимизация расходов.

4) Обеспечение минимизации финансового риска на предприятии.

5) Оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия.

6) Обеспечение рентабельности предприятия.

7) Задачи в области антикризисного управления.

8) Обеспечение текущей финансовой устойчивости предприятия.

Основными принципами финансового менеджмента являются:

1) Финансовая самостоятельность предприятия.

2) Самофинансирование предприятия.

3) Материальная заинтересованность предприятия.

4) Материальная ответственность.

5) Обеспечение рисков финансовыми резервами.

Управление финансовыми потоками осуществляется с помощью разных приёмов. Общим содержанием всех приемов финансового менеджмента является воздействие финансовых отношений на величину финансовых ресурсов. К приёмам управления движением финансовых ресурсов и капитала относятся:

· системы расчетов и их формы;

· кредитование и его формы;

· депозиты и вклады (в том числе в драгоценные металлы и за рубежом);

· операции с валютой;

· страхование (включая хеджирование);

· залоговые операции;

· трансферт;

· трастовые операции;

· текущая аренда;

· лизинг;

· селенг;

· транстинг;

· франчайзинг;

· бухгалтерский учет.

Существуют различные стратегии финансового менеджмента:

· Критерий Келли

· Финансовый менеджмент Miller’a

· Мартингейл

· Оскар Грайнд

 

Форма организации бизнеса

Знание правовой стороны организации фирм необходимо при розглядиих экономической роли в обществе.

Корпорации, включая наиболее известные гиганты бизнеса, не является наиболее общим типом предприятия.

В этом разделе мы рассмотрим три основных типа фирм, ориентированных получения прибыли, и сделаем несколько замечания по поводу родиннихпидприемстви, таких целей не преследуют.

Компания с одним владельцем

Компания с одним владельцем-это фирма, принадлежащая одному владельцу, который единолично управляет ею, получает всю прибыль, но и лично видповидаепо всех ее обязательств. Такие компании распространены очень широко. Вониневелики и наиболее характерные для строительной индустрии и розничной торговли. На рис. 1. показано, что промышленные компании с одним власникомстановлять более 70% всех фирм, дающих федеральному правительству податковуприбуток. Но эта прибыль скромна, только 7% от общих поступлений. Отметим, что огромное количество сельскохозяйственных ферм организованы Аналогичным, но они не включены в статистику, представленную на рис. 1.

Преимущества компаний с одним владельцем. Такая форма организации имеют целый ряд преимуществ, присущих маленьким фирмам. Вероятно, самое большое преимущество состоит в том, что начать дело чрезвычайно легко.

Практически это сводится к регистрации названия фирмы. Несложный и процесс ликвидации дел - владелец просто прекращает заниматься бизнесом и фирма исчезает.

Второе преимущество - это сосредоточение всей прибыли (если, конечно, она есть) в руках одного владельца. Доход от такой формы предпринимательства подвергается лишь обложению индивидуальным подоходным.

И, наконец, компания с одним владельцем имеет неоспоримое перевагув том, что она, работает сама по себе и неподотчетна наем абоспиввласникам. Очень много людей ценят эту независимость столь высоко, что они готовы вести собственное дело, довольствуясь скромными доходами, нижпрацюваты на третьих лиц.

Недостатки компаний с одним владельцем. Эта форма ведения дел имеет и определенные недостатки, которые ограничивают их возможности, особенно в крупных предприятиях. Одним из существенных недостатков является повнафинансова ответственность владельца компании. Наряду с тем, что власникотримуе всю прибыль, он лично несет бремя потерь. Вся видповидальнистькомпании - долги, кредиты, судебные процессы, ущерб при невиконанниконтрактив - лежит на владельце. Таким образом, банкротство такой компанииозначае банкротстве ее единственного владельца.

Партнерство

Партнерство - это объединение двух и более людей, ведущих дело якспиввласникы. Партнерство - наименее распространенная форма организациибизнесу, что составляет лишь 7% от общего числа американских компаний. Их доля - менее 4% от всех денежных поступлений и доходов в американськомубизнеси. Партнерство как форма организации бизнеса найчастишепоширене в таких сферах, как юриспруденция, медицина и бухгалтерия. В этих областях федеральные законы ограничивают организацию крупных корпораций представителями одной профессии. Однако некоторые послабленняюридичного характера последних лет приводят к появлению корпораций, созданных по профессиональному признаку.

Преимущества партнерства. Образование партнерства является одним из возможных путей развития компаний с одним владельцем. Два и бильшекомпаньйонив объединяют свои знания и финансовые ресурсы, создавая бильшпотужну и крупную фирму, двух сепаратные компании. Партнерства маютьподаткови преимущества перед корпорациями. Раздел о оподаткуваннякорпораций это покажет.

Недостатки партнерства. Вышеуказанные преимущества компенсуютьсясуттевимы недостатками. Один из них - это необмеженавідповідальність партнеров. С точки зрения обязательств положение партнера в этой форме предприятия даже хуже, чем полновластного владельца компании, поскольку каждый из партнеров несет ответственность за всю фирму. Если фирма разоряется, то каждый из членов партнерства может потерять гораздо больше, чем он сам вложил в дело. Член партнерства обязан в судебном возместить ущерб другому членам партнерства.

Временные рамки партнерства - другая серьезная проблема, оскилькисмерть любого из партнеров прекращает легальную деятельность фирмы. Доглядпартнера также создает проблемы. Если это происходит, его бывшие коллеги, или третье лицо, обязаны выкупить его долю в фирме. До тех пор, покипокупець не найден, его вклад в дело замораживается, то есть взнос не можназабраты как наличные или вложить в другое дело.

Общества с ограниченной ответственностью. Для некоторых целей - например купли-продажи недвижимого имущества-создастся особый видпартнерств так называемые партнерства с ограниченной ответственностью, позволяет избежать вышеописанных неудобств. Партнерство с ограниченной включает несколько партнеров, которые отвечают за организацию работы фирмы и имеют почти такой же статус как совладетелизвичайного партнерства. Но данная форма организации предприятия включает в себя еще ряд партнеров с ограниченной ответственностью, которые вносят средства на организацию фирмы, получают прибыль, но чиявидповидальнисть по обязательствам фирмы никогда не может превышать сумму, вложенную ими в дело. Партнерство с ограниченной ответственностью маебагатьма преимуществами корпорации, способными умножить капитал. В то же время эта форма организации бизнеса сохраняет налоговые льготы партнерства.

Корпорации

Корпорация-это третья основная форма организации предприятия.

Корпорация организована как юридически независимый экономический объект, в которой собственность разделена на доли; Корпорация является основной организации крупных фирм. Менее 20% всех американских компанийскладають корпорации, но на них приходится почти 90% всех денежных поступлений. Однако существуют и небольшие корпорации. Одна четверть их общего количества дают доход менее 25 тыс. долларов в год. Перевагикорпораций. Польза корпоративной формы организации крупного бизнесубазуеться на двух основных положениях:

. корпорация, которая действует в рамках существующего законодательства, - это экономическая система, независимая от ее собственников;

. совладельцы корпораций имеют лишь ограниченную ответственность.

Юридическая независимость корпорации определяет ее стабильность продолжалось существование. Акционеры могут входить или залишатикомпанию по собственному желаний. Кредиторы и клиенты имеют дело с однимекономичним объектом, а не с рядом партнеров. Далее, корпорация маевласнистю и заключает контракты от своего имени, а не от имени совладельцев.

Ограниченная ответственность подразумевает, что акционеры не можутьзазнаты вреда больше, чем сумма, вложенная ими в дело. Это наиболее существенные защита акционера. У человека могут быть вложены средства вдюжину корпораций, но он ничем не рискует. Подобный риск можеигноруватися владельцем собственной компании или членом партнерства.

Таким образом, юридическая независимость и ограниченная видповидальнистьробить корпорацию идеальным местом помещения капитала мелкими вкладчиками, что в итоге составляет весьма значительные суммы.

Недостатки корпораций. Корпорации, разумеется, не свободны виднедоликив. В противном случае все фирмы стали бы корпорациями. Один из недостатков-относительно высокие затраты и сложности в процессе организации и прекращения деятельности корпорации. Хотя каждый американский штаги имеет свои законы, регулирующие подобного рода деятельность, освитакорпораций обычно требует услуг адвокатов и выплату гонораров вознаграждения. Эти расходы делают корпоративную форму организации предприятия малоподходящей для многих мелких или временно организованихкомпаний.

Существенным минусом в деятельности корпораций является подвийнеоподаткування. Полученная прибыль облагается налогом с корпораций, а затем, когда прибыль выплачивается акционерам в виде дивидендов, эти доходипидлягають индивидуальном подоходном налогообложению. Подвийнеоподаткування может быть очень высоким. Например, если федеральные налогах налоги штата на корпорации изымают 40% прибыли фирмы в момент ииодержання, то индивидуальный подоходный налог забирает еще 33%, что залишиласясумы при выплате дивидендов. Это означает, что совладельцы фирмы отримуютьтилькы 40 центов от каждого доллара прибыли корпорации.

Некоммерческая ФИРМЫ

В дополнение к компаниям с одним владельцем, партнерствам икорпорациям - такими формами организации предприятии, целью своеиставлять получения прибылей в частном секторе, существует безличбезприбуткових фирм. К ним относятся церкви, колледжи, госпитали, суспильствамилосердя, профсоюзы, клубы и некоторые другое. Как и фирмы, ориентированные на получение прибыли, эти организации участвуют в торговле, производстве товаров и услуг, обеспечения занятости.

Большинство неприбыльных фирм имеют юридический статус корпораций.

Но, в отличие от фирм, ориентированных на получение прибыли, вбезприбуткових фирмах нет акционеров. Они управляются независимым групоюпиклувальникив, члены которого выбираются исходя из внутренних уставов и положений этих организаций. В типичном частном колледже, например, попечители выбираются выпускниками, факультетами, а иногда и студентами.

Некоторые бесприбыльные фирмы полностью зависят от пожертвований.

Многие получают доходы от»гонораров, продажи товаров и услуг, сюда можно отнести госпитале, театральные группы, издательства. Если неприбутковафирма получает как пожертвования или доходов от продажи товаров и услуг больше, чем тратит, закон обязывает вложить излишки в дело.

Кооперативы тесно связаны с бесприбыльными фирмами. Они утворюютьсяспоживачамы, фермерами, иногда-рабочими фабрик для организации предприятия с целью получения взаимной выгоды. В отличие от неприбутковихфирм кооперативы могут распределять полученную прибыль между своимичленамы. Например, доход кооперативного супермаркета в конце года может быть распределен между членами кооператива, на основе их совместных закупок в течение этого периода.

Однако, в отличие от обычных корпораций, кооперативы не завждиориентовани на получение прибыли как основной цели. Освитакооперативу, например, дает возможность потребителям объединять своюкупивельну способность я покупать товары по оптовым ценам, или дает фермерам контролировать продажу сельскохозяйственной продукции.

ФИРМЫ КАК ОРГАНИЗАТОРЫ

Существует два основных принципа организации экономической деятельностью-стихийный порядок и иерархия. Стихийный порядок обумовленийвзаемодиею независимых сторон в ответ на определенную информацию экономические стимулы, получаемые непосредственно с окружающей действительности. Рынки-то место, где решения принимаются в ответ назминюються цены - основной экономический пример стихийного порядка.

Второй способ организации - это иерархия, при которой окремидии управляются по команде центральной власти. Внутренняя структурафирм, где служащие действуют согласно приказам руководителей управляющих, - основной пример иерархии. Некоторые правительственные органитакож работают согласно иерархическому принципам, но в этом разделе мы их не рассматриваем.

Более пятидесяти лет назад Рональд Коусо [1] опубликувавосновоположну статью о природе фирм. В этой работе он поставил следующие вопросы: Если рынки так хорошо работают, то почему внутри фирм використовуєтьсяієрархічний принцип организации и деятельности? Почему вся творческая, включая работу конторских служащих и рабочих на складальнихконвеерах, не координируется согласно принципу стихийного порядка реакция на рыночные цены? Короче говоря, зачем рабочим нужны боссы?

С другой стороны, если иерархия является лучшим способом организации экономической деятельности, то нужен рынок вообще? Почему бы неорганизуваты всю экономику как одну крупную фирму, где все получают наказивид одного верховного босса?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.102 с.)