Сущность и функции финансов. Финансовая система РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и функции финансов. Финансовая система РФ



Дисциплина «Финансы, денежное обращение и ипотека»

Сущность и функции финансов. Финансовая система РФ

Финансы – это экономические отношения связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечение условия расширенного воспроизводства.

Централизованные финансы – это эконом отношения связанные с формир-м и использ-м фондов ден-х средств гос-ва, к-ые аккумулируются в гос-ой бюджетной системе и внебюджетных фондах.

Децентрализованные финансы – это ден.отношения опосредующие кругооборот ден.фондов предприятия.

Нац.доход страны – это вновь созданная стоимость и стоимость ВВП за вычетом потребленных в процессе произв-ва орудий и средств произв-ва.

Финансовые выражения денежных отношений, которые возникают: во-1х, предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей реализуемой продукции; во-2х, государством и предприятиями при уплате налогов; в-3х, государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; в-4х, предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей; в-5х, денежное обращ-е опослед. круговорот фондов предприятия.

Функции финансов: 1. Распределитель-ная означает участие финансов в распр-нии и перераспр-нии ВВП и нац.дохода; 2. Контролирующая означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов эконом. ресурсов; 3. Стимулирующая, т.е. гос-во с помощью системы финансового воздей-ствия на развитие отраслей предприятия в ту или иную сторону.

Финансовая система – это совокупность различных сфер (звеньев) фин-ых отношений, каждая из к-ых обладает своими особенностями формирования и использования фондов ден.средств. Финансовая сист: 1) общегос.финансы: а) гос бюджет(фед, рег, муниц); б) внебюджфонд (пенс, соц, мед); в) гос кредит; г) фонды страхования; д) фондовый рынок. 2) фонды хоз.субъектов: а) гос; б) муниц; в) частные; г) акционерные.

Гос.бюджет – явл-ся основным фин-ым планом страны утверждаемый фед.собр-м как закон. Внебюджфонды – явл-ся гос собственностью, но действуют как самостоятельные фин-кредит учрежд. Основная цель: финансирование соц.услуг доставляемых населению.

Фонд.соц страхования 2,9%, мед.страхования 5,1%, пенсионное страх 26% =34%.

Гос кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации гос-ых временно свободных ден. средств предприятий, населения для финансирования гос. расходов.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Фонд.рынок - рынок ценных бумаг (акции, облигации и т.д.). Финансы хоз. субъектов – явл-ся основной единой фин. системой. Они обслуж-ют процесс создания и распределения общественного продукта, нац.дохода и явл-ся гл.фактором формирования централизованных денежных фондов.

 

Финансовые ресурсы

Понятие гос. фин. ресурсов и источники их формирования. Фин. рес. гос. – это совокупность всех денежных средств, кот-е располагает государство, его предприятия, учреждения как хозяйствующие субъекты. Подразд-ся на: 1. Централизованные; 2. Децентр-е. Источники их формирования: 1. Нац-й доход; 2. Амортизационные отчисления, образуемые за счёт части стоимости основных произв-х фондов; 3. Отчис-ления предприятий, центр-ные фонды гос. соц. страхования, имущ-го и личного страхования, а также другие внебюдж. фонды; 4. Формируется за счёт части нац. богатства, вовлекаемый хоз-й оборот, а так же за счёт средств, полученных от реализации гос-х ценных бумаг.

Финансовые ресурсы предприятий – это совокупность всех ден-х средств и поступлений, имеющихся в распоряжении орг-й. Ф.Р.П. формируются за счёт собственных средств и привлечённых средств. ФРП: 1. доходы предприятия: -доходы извлечённые от основной деятельности; - доходы от фин-х операций; - доходы от строит-х работ, полученных хоз-м способом; 2. Денежные фонды: уставный фонд; резервный; амортиз-ный; др.; 3. Привлечённые средства: -кредитные и заемные средства; - бюджетные субсидии; - кредит-ие задолж-ти п/д поставщ-ми.

 

Финансовая политика России в современных условиях

Понятие и принципы финансовой политики гос-ва. Фин-я политика – это особая сфера деят-ти гос-ва, направл-я на мобилизацию фин-х рес-ов, их рациональное распред-е и эффективное использование для осущ-я гос-ом своих функций. Основной целью явл: оптимальное распределение валового обществ-го продукта между отраслями народного хоз-ва, территориями, соц-ми группами населения. Общие принципы ф.п.г.: 1. выработка научно-обоснованной концепции развития фин., целью кот-й явл-ся наиболее полная мобилизация фин-х рес-ов, необх-х для удовлетворения потребностей развития общества; 2. Концентрация части фин-х ресурсов в централизованных фондах гос-ва с целью обесп-я фин-я, расходования содержания правительства, армии, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а также накопление средств на строительство объектов общественного и оборонного значения; 3. Опр-е основных напр-й использования фин-х ресурсов гос-ва, целью кот-й явл-ся наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения, прежде всего, соц. сферы и т.д.; 4. Осущ-е практических действий, напр-х на достижение поставленных целей определения фин-го воздействия на развитие экономики; 5. Регулирование фин-х отношений с использованием научно обоснованной фискальной (налоговой) политики.

Основные типы финансовой политики. 3 типа фин-й политики: 1. Классическая – основывается на трудах Адама Смита и Давида Риккардо. Её содержание состоит в не вмешательстве госо-ва в экономитку, в сохранении свободной конкуренции и использование рын-х механизмов регулирования хоз-х процессов; 2. Планово-директивная – используется в странах с командно-адм-й системой управления. Цель: обеспечение макс. конц-ии фин-х рес-ов у гос-ва для последующего перераспред-я в соответствии с основными напр-ми гос-го плана; 3. Регулирующая фин-я политика – основывалась на теории Кейнса, которая из необходимости вмешательства гос-ва в экономику и регулирование ее циклического развития.

Основные инструменты финансовой политики государства.: 1. Бюджетная политика – решает следующие задачи: - финансовое обеспечение выполнения гос-ом своих функций; - поддержание фин-ов стабильности в стране; - создание условий для соц-экон-го развития; 2. Налоговая – представляет собой деят-ть органов власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов, полученных экон-ми субъектами и населением, в целях формир-я доходной части бюджета. Задачи: а. упрощение налоговой системы; б. минимизация издержек исполнения; в. Снижение налоговой нагрузки на ФОТ; г. Создание условий для легализации прибыли; 3. Инвест-ная политика – представляет собой комплекс меропр-й по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвест-й; 4. Таможенная политика – должна содействовать экон-й безоп-ти в стране. Цели: А. участие в реализации торгово-политич-х задач по защите Российского рынка; Б. стимулирует развитие нац. экономики; В. содействие к проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России; Г. Иные цели, опр-е През-ом и Прав-ом РФ; 5. Денежно-кредитная политика – формируется правительством РФ и центр-м банком РФ. Основные приоритетные задачи: А. сохранение инфляции на уровне, при кот-ом обеспечиваются условия для эконом. роста, вкл. снижение процентных ставок; Б. Продолжение работы по совершенств-ию платежной системы, включая созда-ние новых компонентов, основанных на системе расчётов в режиме реального времени развития безналичного расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширенного использ-я платежных карт; В. Контроль за ден-ым предложением по средствам устан-ия объема денежной массы, а так же режима плавающего валютного курса.

 

Внебюджетные фонды

Гос.внебюджетный фонд – фонд ден-ых средств, образуемый вне фед.бюджета и бюджета РФ и предназначен для реал-ции конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей соц. и экономического характера.

Задачи: 1) оказывать соц.помощь и услуги насел-ю путем выплат ден-ых пособий единовр-ой помощи; 2) обеспеч. сохр-е и восст-ние трудоспособности человека оказывать соц.услуги населению путем фин-ния соц.инфраструктуры; 4) финансировать пенсионное обеспечение.

Пенсионный фонд РФ – центральный фонд пенс-ого обеспечения населения. Функции: 1. учет страховых взносов поступающих по обязатель-ному пенс-ому страх-нию; 2. назначение и выплата пенсий; 3. назначение и реали-зация соц.выплат отдельным катего-риям гр-н; 4. выдача сертификатов на получ-ие материнского капитала; 5. Персонифици-рованный учет участников системы обяз. пенсионного страхования; 6. Взаимодей-ствие с работодателями; 7. реализация программы гос.со финанс-ния пенсий.

Трудовая пенсия имеет след виды: 1) по старости (не менее 5 лет трудового стажа и достижение опред-ного возраста); 2) по инвалид-ности; 3) по случаю потери кормильца. 1) и 2) состоят из: базовой, страховой и накопит-ой частей. Базовая часть – фиксир-ная часть устанав-мая в твёрдой сумме, размер которой дифференц-ся от вида пенсии. Страховая часть – дифференц-мая часть, зависящая от результатов труда застра-хованного лица отражаемая на его индивидуаль-ном живом счете. Накопительная часть – часть, исчисляемая из накопительных сумм страховых взносов и инвес-ого дохода, учтенных на лицевом счете.

Доходы, подлежащие в бюджет пенсион-ного фонда РФ: 1) Страховые взносы; 2) Доп-ные страховые взносы на накопительную часть тру-довой пенсии и взносы работод в пользу застрахо-ванных лиц, уплачивающих доп-ные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии; 3) Недоимки, пени и штрафы по взносам в пен-сионный фонд; 4) Безвозмездные поступления и т.д.

Фонд социального страхования. Соц-е страхование – это один из видов гос-го материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях.

Задачи: 1) Обеспечение гарантир-ных гос-ом пособий по временной нетрудосп-ти, беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет, а так же соц-е пособия на погребение, саноторно-курор-тное обслуживание работников и их детей; 2) Участие в реализации программ охраны здоро-вья работников; 3) разраб-ка совместных с мин труда и соц-го развития РФ предложений о размерах тарифных планов.

Функции: 1) Концен-трация ден-ых средств на соц-е страх-ние населения; 2) Оплата путевок на саноторно-курортное лечение; 3) Обеспечение гарантирован-ных пособий; 4) Участие в разработке и реализации гос-х программ по охране здоровья работников; 5) Частное финанс-ние работников, профилакториев, оздор-ных лагерей для детей. Источники дохода: 1) Страх-ые взносы, обязательное страхование; 2) Страх-ые взносы от несчастных случаев на производстве и професс-ных заболеваний; 3) Недоимки, пени и штрафы по взносам;4) Доходы от размещения свободных средств фонда;5) Безвозмездные поступления и пр.

Источники дохода (неналоговые доходы): 1.страх.взносы на обяз.соц. страх. на случай временной нетрудосп-ти и в связи с материнством; 2.страх.взносы на ОСС от несчастных случаев на произв. и проф.заболев-й; 3.недоимки, пени и штрафы по взносам; 4.доходы от размещ.свободных средств фонда; 5.безвозмезд. поступление и т.д.

Фонды обязательного мед. страхования. Средства в бюджет терр-х фондов обязательного мед страхования поступают от налогов, страховых взносов и др. источников.

Среди гл. задач, к-ые решает фонд, можно отметить след.: - концентрацию денежных ресурсов на обязательное мед. страхование населения; - финансирование программ страховых мед-их учреждений (страховщиков), действующих на основании соответствующей лицензии; - ведение кредитно-финансовой деят-ти, направленной на обеспечение бесперебойной работы системы обязат-го мед-ого страхования и аккумулирование денежных резервов; - контроль над адекватным расходованием фин ресурсов территориальными фондами обязат-го мед-ого страхования; - участие в разработке региональных базовых программ мед-ого страхования граждан; - участие в разработке ставок страховых тарифов; - взаимодействие и обмен информацией с территориальными фондами обязательного мед-ого страх; - ведение просветительской деятельности среди граждан в силу своей компетенции; организация специальной учебы и курсов для специалистов, участвующих в выполнении программы обязательного мед-ого страхования; - издание специализ-ной лит-ры по вопросам соц-ого страхования граждан; - поддержка и реализация соц-ых инициатив, имеющих своей целью охрану здоровья россиян.

 

Управляющая подсистема.

Управляющая подсистема включает в себя финансовую службу предприятия и ее подразделения, таким образом, субъектом управления финансового механизма являются финансовая служба и ее отделы (департаменты), а также финансовые менеджеры.

Управляемая подсистема.

Управляемая подсистема (объект управления) включает в себя: финансовые отношения; источники финансовых ресурсов; финансовые ресурсы предприятия; денежный оборот предприятия.

В качестве основного объекта управления в финансовом механизме выступает денежный оборот предприятия как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходящих через расчетный и другие счета предприятия.

Управлять денежным оборотом - значит прогнозировать и планировать его возможные состояния в ближайшей и в отдаленной перспективе, определять объем и интенсивность поступления и расхода денежных средств, как на ближайшую дату, так и на долгосрочную перспективу.

Ипотечное кредитование

Сущность и функции кредита. Кредит представляет собой форму движ-я капитала отданных в ссуду за опред-й % при условии возвр-ти и удовлетворения заемщика. Субъекты кредитор и заемщик.

Ф-ции кредита: 1) Распределительная – это распр-ние ден. средств на возвратной основе; 2) Эмиссионная – это создание кредитных средств обращ-я и замещ-я нал-х денег; 3)Контрольная – контроль за эфф-тью деят-ти эконом.субъ-в.

Принципы: 1. Срочность кредитования означ, что кредит д.б.возвращен в строго опред-й срок; 2. Возвратность; 3. Платность кредита означ, что заемщик д.внести опред-ю плату (залог) за временное польз-е у банка ден. средствами. 4. Дифференсированность означ, что банки не д.одинаково подходить о выдаче кредите претенд-м на его получение; 5. Обеспеч-ть означает, что имеющиеся у заемщика имущ-во, ценности и гарантии позвол кредитору быть увер-м в том, что возврат выд-х средств будет осущ-ся в срок.

Ипотечное кредитование — долгосрочная ссуда, предоставляемые ЮЛ или ФЛ банками под залог недв-ти: з/у, произв-ных и жилых зданий, помещ-й, сооруж-й. Класс-ция: 1) квартира (первичное жилье); 2) кв. (вторичное жилье); 3) загородное жилье; 4) комм-кие помещ-я; 5) з/у. Субъекты: Заемщик, кредитор (ипотечный банк, ссудно-сберегательное учрежд-е), страх.фирма, продавец, оцен.фирмы, ипотеч.брокеры, риелторы. Сумма ипотечного кредита зависит от: - размера дохода заемщика; - срока кредитования; - стоим-ти приобретаемой недв-ти; - первоначального взноса.

Методы погашения: Аннуитетный - все время составляют одну и ту же сумму. И на первом этапе погашения ипотечного кредита, сумма аннуитентных платежей ниже, чем сумма дифференцированных. Но в конечном итоге, заемщик, выбравший схему аннуитетного расчета платежей, заплатит кредитору большую сумму, чем заемщик, рассчитывающийся по Дифференцированной схеме. 1) Дифференциальный: IAO=k*(i+1/n), где k – сумма кредита на начало периода, i - %-ая ставка, n – остаток лет, IAO – ежегодный платеж. 2) Аннуитетный: IAO=k*(i/(1-1/(1+i)ⁿ)).

Дисциплина «Финансы, денежное обращение и ипотека»

Сущность и функции финансов. Финансовая система РФ

Финансы – это экономические отношения связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечение условия расширенного воспроизводства.

Централизованные финансы – это эконом отношения связанные с формир-м и использ-м фондов ден-х средств гос-ва, к-ые аккумулируются в гос-ой бюджетной системе и внебюджетных фондах.

Децентрализованные финансы – это ден.отношения опосредующие кругооборот ден.фондов предприятия.

Нац.доход страны – это вновь созданная стоимость и стоимость ВВП за вычетом потребленных в процессе произв-ва орудий и средств произв-ва.

Финансовые выражения денежных отношений, которые возникают: во-1х, предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей реализуемой продукции; во-2х, государством и предприятиями при уплате налогов; в-3х, государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; в-4х, предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей; в-5х, денежное обращ-е опослед. круговорот фондов предприятия.

Функции финансов: 1. Распределитель-ная означает участие финансов в распр-нии и перераспр-нии ВВП и нац.дохода; 2. Контролирующая означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов эконом. ресурсов; 3. Стимулирующая, т.е. гос-во с помощью системы финансового воздей-ствия на развитие отраслей предприятия в ту или иную сторону.

Финансовая система – это совокупность различных сфер (звеньев) фин-ых отношений, каждая из к-ых обладает своими особенностями формирования и использования фондов ден.средств. Финансовая сист: 1) общегос.финансы: а) гос бюджет(фед, рег, муниц); б) внебюджфонд (пенс, соц, мед); в) гос кредит; г) фонды страхования; д) фондовый рынок. 2) фонды хоз.субъектов: а) гос; б) муниц; в) частные; г) акционерные.

Гос.бюджет – явл-ся основным фин-ым планом страны утверждаемый фед.собр-м как закон. Внебюджфонды – явл-ся гос собственностью, но действуют как самостоятельные фин-кредит учрежд. Основная цель: финансирование соц.услуг доставляемых населению.

Фонд.соц страхования 2,9%, мед.страхования 5,1%, пенсионное страх 26% =34%.

Гос кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации гос-ых временно свободных ден. средств предприятий, населения для финансирования гос. расходов.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Фонд.рынок - рынок ценных бумаг (акции, облигации и т.д.). Финансы хоз. субъектов – явл-ся основной единой фин. системой. Они обслуж-ют процесс создания и распределения общественного продукта, нац.дохода и явл-ся гл.фактором формирования централизованных денежных фондов.

 

Финансовые ресурсы

Понятие гос. фин. ресурсов и источники их формирования. Фин. рес. гос. – это совокупность всех денежных средств, кот-е располагает государство, его предприятия, учреждения как хозяйствующие субъекты. Подразд-ся на: 1. Централизованные; 2. Децентр-е. Источники их формирования: 1. Нац-й доход; 2. Амортизационные отчисления, образуемые за счёт части стоимости основных произв-х фондов; 3. Отчис-ления предприятий, центр-ные фонды гос. соц. страхования, имущ-го и личного страхования, а также другие внебюдж. фонды; 4. Формируется за счёт части нац. богатства, вовлекаемый хоз-й оборот, а так же за счёт средств, полученных от реализации гос-х ценных бумаг.

Финансовые ресурсы предприятий – это совокупность всех ден-х средств и поступлений, имеющихся в распоряжении орг-й. Ф.Р.П. формируются за счёт собственных средств и привлечённых средств. ФРП: 1. доходы предприятия: -доходы извлечённые от основной деятельности; - доходы от фин-х операций; - доходы от строит-х работ, полученных хоз-м способом; 2. Денежные фонды: уставный фонд; резервный; амортиз-ный; др.; 3. Привлечённые средства: -кредитные и заемные средства; - бюджетные субсидии; - кредит-ие задолж-ти п/д поставщ-ми.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.034 с.)