Прочтите ситуации, определите какой стиль общения, дайте характеристику данного стиля. Отметьте плюсы и минусы данного стиля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочтите ситуации, определите какой стиль общения, дайте характеристику данного стиля. Отметьте плюсы и минусы данного стиля.



Стили общения.

Назовите стиль общения, и дайте характеристику этого стиля. Отметить плюсы и минусы этого стиля.

1.У ребят произошел конфликт со гардеробщицей. На следующий день на дверях школы появилась надпись: «уничтожающая» обидчицу. Та пришла с жалобой на «хулиганов» к классному руководителю. Учительница: «Забудьте об инциденте, сотрите надпись. Меня это не касается это проблемы ваши и ребят». А ученикам сказала, что они сами должны разбираться со своими делами.

 

2.Фрагмент урока в 3 классе: грамматика, чтение.

Голос учителя: звучит требовательно, властно, порой проскальзывают угрозы, иногда звучит снисходительно.

Лицо: сосредоточенное, без улыбки.

- Здравствуйте, ребята…

- Садитесь…

- Достаньте учебники и тетради для домашних заданий…

- Все выполнили домашнее задание?

- Отлично. Сейчас проверим, кто как выполнил.

- Дато, начнем с тебя. Читай первое упражнение.

- У всех так?

- Садись. Лия читай второе упражнение…

- У тебя тоже так?

- У тебя не так? Почему?

- Исправь немедленно… Как тебе не стыдно такую ошибку допускать…

- Как не понял? Сколько раз тебе можно это объяснять? Останешься после уроков…

- Серго, читай…

- Кто подскажет?

- Объясни ему, чтобы тот наконец понял, что такое местоимение…- Ясно теперь?

- Повтори…

- Повтори еще…

 

 

3. Урок математики

«- Скажите, пожалуйста: сколько здесь кружков?

- Пять!

- Кто может сказать, какая из них цифра пять? – Показываю карточки с цифрами.

- Вот эта, которая в середине! – отвечают многие.

- Вот эта? – беру цифру 3.

- Нет! Которая была рядом!

- Ага, значит, вот эта! – Я достаю цифру 4.

- Нет, - говорит Майя, - вы ошиблись, не ту цифру взяли… Можно, я вам покажу?

- Покажи, пожалуйста!

Майя выбегает, достает из колоды цифру 5.

- Какая это цифра, дети? – показывая всем.

- 5! – отвечают они.

- Спасибо Майя!» /Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте дети!»/

 

Стили педагогического общения.

Есть другая классификация педагогического общения.

Общение на основе увлеченности.

Общение на основе дружеского расположения.

Общение – дистанция.

Общение – устрашение.

Общение – заигрывание.

 

Выберите из характеристик представленных вам ту, которая относится к стилю педагогического общения, который дан вам. Придумайте пример или вспомните из своего школьного опыта иллюстрирующий данный стиль общения. Выделите плюсы или минусы данного стиля общения.

 

Общение на основе увлеченности.

В основе этого стиля лежит устойчиво-положительное отношение педагога к детям и делу, стремление совместно решать вопросы организации деятельности. Увлеченность совместным творческим поиском – наиболее продуктивный стиль для всех участников педагогического процесса. Он предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля – единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок. Он наиболее эффективен. Взаимодействие «учитель – ученик» рассматривается как двустороннее субъект – субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон.

 

Общение на основе дружеского расположения.

Этот стиль педагогического общения тоже эффективен. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности». Взаимодействие «учитель – ученик» рассматривается как двустороннее субъект – субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон.

 

Общение – дистанция.

Этот стиль очень распространен. Его очень часто используют начинающие педагоги для самоутверждения в ученической среде. Суть его в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю». У такого педагога в целом может быть положительное отношение к детям, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с учащимися.

 

Общение – устрашение.

Этот стиль общения можно отнести к негативным стилям педагогического общения. Данный стиль строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя. При этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества.

 

Общение – заигрывание.

Данный стиль общения основан на желании нравится воспитанникам, завоевать ложный авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.

 

 

И в конце нашего занятия, как итог я хотела бы обратиться к заповедям общения.

Ознакомившись с Заповедями педагогического общения Канн-Калика и _________ выберите из первого источника 5 на ваш взгляд наиболее важных заповедей и из второго 5.


Задание1.

На основе определений общения, педагогического общения и самостоятельно выделите функции педагогического общения.

Общение – сложный, многоплановый процесс установление и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

- осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера./Андреева Г.М. Социальная психология М., 1989/

- одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности./Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996/

- взаимодействие, назначение которого – «изменение одним субъектом намерений, взглядов, убеждений, действий, вообще поведения другого субъекта либо в собственных интересах, либо в интересах социума» /Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988./

- это не только взаимоотношения, контакт между людьми, которые воспринимают, познают друг друга, обмениваются информацией и эмоциями с целью взаимопонимания и взаиморегуляции поведения.

Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности./Педагогика: Учебное пособие /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., 1997/

- это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. /Леонтьев А.А. Педагогическое общение./

 

Функции педагогического общения.

1.

2.

3.

4.

5.

Задание2.

Прочитайте педагогическую ситуацию, определите этап построения педагогического общения, обоснуйте, дав краткую характеристику.

 

«Я захватил домой личные дела всех моих детей. Хочу познакомится с каждым из них. Достаю фотокарточки из личных дел, раскладываю их на столе. … Перекладываю фотокарточки, как будто рассаживаю детей по партам. … Передо мной вырисовывается классная комната с детьми. Я стою у доски. Какими будут первые слова, с которыми я обращусь к детям? Эти слова найдены мной давно – «Здравствуйте, дети!». Впрочем, дело не в самих словах, а в том каким голосом я его произнесу, какое будет у меня при этом выражение лица. Мой голос, разумеется должен быть добрым, располагающим. А выражение лица должно соответствовать моему тону.

Что я буду делать на первом уроке?

Я назову свое имя, скажу, что ждал детей с нетерпением. А потом скажу, что так как им тоже не терпится приступить к учению, то перейдем к делу, не теряя ни минуты.К концу же урока предложу познакомится друг с другом…» / Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте дети!»/

 

Задание 3.

Прочтите ситуации, определите какой стиль общения, дайте характеристику данного стиля. Отметьте плюсы и минусы данного стиля.

У ребят произошел конфликт с гардеробщицей. На следующий день на дверях школы появилась надпись: «уничтожающая» обидчицу. Та пришла с жалобой на «хулиганов» к классному руководителю. Учительница: «Забудьте об инциденте, сотрите надпись. Меня это не касается это проблемы ваши и ребят». А ученикам сказала, что они сами должны разбираться со своими делами.

 

Задание 4.

Выберите из характеристик представленных вам ту, которая относится к стилю педагогического общения, который дан вам. Придумайте пример или вспомните из своего школьного опыта иллюстрирующий данный стиль общения. Выделите плюсы или минусы данного стиля общения.

 

Общение на основе увлеченности.

Общение на основе дружеского расположения.

Общение – дистанция.

Общение – устрашение.

Общение – заигрывание.

 

В основе этого стиля лежит устойчиво-положительное отношение педагога к детям и делу, стремление совместно решать вопросы организации деятельности. Увлеченность совместным творческим поиском – наиболее продуктивный стиль для всех участников педагогического процесса. Он предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля – единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок. Он наиболее эффективен. Взаимодействие «учитель – ученик» рассматривается как двустороннее субъект – субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон.

 


Задание 1.

На основе определений общения, педагогического общения и самостоятельно выделите функции педагогического общения.

Общение – сложный, многоплановый процесс установление и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

- осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера./Андреева Г.М. Социальная психология М., 1989/

- одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности./Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996/

- взаимодействие, назначение которого – «изменение одним субъектом намерений, взглядов, убеждений, действий, вообще поведения другого субъекта либо в собственных интересах, либо в интересах социума» /Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988./

- это не только взаимоотношения, контакт между людьми, которые воспринимают, познают друг друга, обмениваются информацией и эмоциями с целью взаимопонимания и взаиморегуляции поведения.

Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности./Педагогика: Учебное пособие /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., 1997/

- это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. /Леонтьев А.А. Педагогическое общение./

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.018 с.)