Справочно-информационная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Справочно-информационная работа



Справочно-информационная работа с законами, иными нор­мативными юридическими актами осуществляется государствен­ными органами, общественными организациями, их особыми подразделениями (отделами) юридических учебных заведений и научных учреждений, юридическими фирмами и т.д. Она включает сбор нормативного материала, его хранение, размеще­ние по рубрикам, составление каталогов, информацию о норма­тивных актах, выдачу информационных данных, справок.

В настоящее время созданы и совершенствуются автоматизи­рованные информационно-поисковые системы (АИПС — Законо­дательство), осуществляется перевод нормативной информации на «машинный язык», формируется эталонный банк правовой ин­формации научно-технического центра правовой информации «Система». Автоматизированные информационно-поисковые сис­темы создаются и отдельными частными юридическими фирма­ми.

Справочно-информационная работа предполагает создание единого стабильного общеправового классификатора отраслей за­конодательства. Такой классификатор утвержден Указом Прези­дента Российской Федерации 15 марта 2000 г. В нем данные пра­вовой информации распределены в последовательном порядке с внутренней рубрикацией и с цифровыми девятизначными (по трем блокам) обозначениями, позволяющими проводить машин­ную обработку данных правовой информации.

Например, рубрикация, посвященная конституционному строю, имеет обозначение 010.000.000, основам государственного управления — 020.000.000, гражданскому праву — 030.000.000. Та­ким образом, номер рубрикации отражен в первом блоке цифрового обозначения. Дальнейшая рубрикация классификатора отра­жается во втором или третьем блоках. Например, рубрика «Феде­ральное Собрание (парламент) Российской Федерации» — 010.100.000, а «Совет Федерации» — 010.100.020.

При достаточно отработанной системе справочно-информационной работы названия нормативных актов и их индексы перено­сятся на карточки, которые размещаются по предметно-отрасле­вому и алфавитно-предметному принципам. Кроме того, ведется журнальный и контрольно-текстовой учет нормативных актов; причем в контрольный экземпляр акта при контрольно-текстовом учете оперативно вносятся все текущие изменения.

Квалифицированные юристы создают «личные собрания» за­конов, иных нормативных юридических актов, систематически вносят в их текст текущие изменения и дополнения, а также ве­дут «личную картотеку» нормативных актов и судебной практики (для этого используются единый классификатор, а также класси­фикаторы, связанные с потребностями данного участка юридиче­ской работы).

Подготавливаемые для справочно-информационной работы материалы могут быть стадией для последующей инкорпорации нормативных актов и для кодификации. Они могут быть допол­нением к инкорпорации и кодификации в виде постатейных ма­териалов, предметно-алфавитных указателей, системы «вклеек» к актам.

Справочно-информационная работа имеет и самостоятельное значение. Она наиболее отчетливо проявляется, когда инкорпора­ция и кодификация не получили еще необходимого развития. То­гда справочно-информационная работа может в известной степе­ни ослабить отрицательные последствия, связанные с отсутствием надлежащих систематизированных актов и сборников.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Законодательный текст

Текст закона (иного нормативного юридического акта)это словесно выраженное и закрепленное в документе содержание закона (иного нормативного юридического акта).

Для иллюстрации на стр. 108 настоящего учебного пособия воспроизведена страница 4570 «Собрания законодательства Рос­сийской Федерации» от 5 декабря 1994 г. № 32, с которой начи­нается публикация части первой Гражданского кодекса.

Текст закона строится в соответствии с требованиями полно­ты, точности, завершенности словесного выражения юридических норм, содержания закона. Законодательный текст, следовательно, должен быть редакционно отработан, соответствовать правилам грамматики, стилистики, лексики. До окончательного принятия закона в нем необходимо устранить все редакционные недостат­ки, произвести редакционные уточнения и дополнения.

Не следует рассматривать законодательный текст как нечто сугубо формальное, чисто документальное. В законе нет ничего иного (ни большего, ни меньшего), кроме того, что выражено в тексте — в словах, словесных формулировках. Только и исклю­чительно через них закон раскрывает свое содержание, «входит» в общество, в жизнь людей.

Текст каждого закона — целостное единство. Его фрагменты (статьи, главы) должны рассматриваться не как нечто полностью самостоятельное, а как части целого — составные подразделения единого текста.

Реквизиты

Это такие внешние обозначения, «знаки», атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащей оформленности законодательного документа, о наличии в нем всего необходимого, официально подтверждающего, что закон, иной нормативный юридический акт имеет юридическую силу и вводится в действие. К таким реквизитам относятся:

а) «узаконенное», т. е. полное официальное наименование за­кона, которое не может быть заменено никаким другим (в нашем случае — Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть пер­вая); всякие иные, в том числе сокращенные, наименования — неофициальные; так, в простом, «вольном» изложении только что поименованный закон обозначается проще — «часть первая Граж­данского кодекса» (или, что то же самое, «первая часть...»);


б) полное наименование должностного лица, подписавшего закон («Президент Российской Федерации Б. Ельцин»);

в) дата принятия (одобрения) закона (указываются также ме­сто и дата подписания и регистрационный номер);

г) после официального опубликования в Собрании законода­тельства (ранее — «Ведомостях») порядковый номер, который обозначает данный закон как статью. Порядковые «номерные» обозначения установлены и для официально опубликованных ак­тов палат Федерального Собрания, а также указов и распоряже­ний Президента, актов Правительства, решений Конституционно­го Суда, публикуемых в Собрании законодательства.

Реквизиты закона, в том числе его порядковый номер как ста­тьи, упорядочивают и облегчают учет и нахождение нормативных актов, справочно-информационную работу. С этой целью приня­то сокращенное обозначение учетных данных закона.

Например, после приведенной выдержки из закона (в нашем случае — части первой Гражданского кодекса) может быть дана такая ссылка на источник: Собрание законодательства Россий­ской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301. И это сразу же определяет место, где находится точный и полный текст Кодекса.

Структура

Текст закона в редких случаях сводится к одному простому нормативному положению. Таковы, как правило, законы, внося­щие изменения и дополнения в другой закон (статью кодекса) или распространяющие действие другого закона на новые отно­шения, иные подобные законоположения.

В большинстве случаев текст закона более или менее обши­рен. Напомним, что для права характерна специализация юриди­ческих норм; между ними существует «разделение труда», и по­этому каждая норма действует в сочетании с другими (систем­ность права). Да и каждая в отдельности юридическая норма по своей структуре — сложное явление: в ней содержится указание на условие ее действия, на права и обязанности, на санкции. Кроме того, в нормативном акте нередко предусматриваются раз­новидности данного института, варианты той или иной нормы, особые случаи и т. д., вплоть до дефиниции отношений, регули­руемых данным законом, определяется круг законов и других нормативных актов, которые их регулируют, и др.

Казалось бы, залог — лишь один из способов обеспечения обязательств; ему ранее, в прежних гражданских кодексах, отво­дились одна-две статьи. Но стоило только вопросы залога связать с многообразными случаями жизни, с необходимостью четкого юридического решения этих вопросов, с требованиями практики, как количество статей о залоге в действующем Гражданском ко­дексе увеличилось до двух с половиной десятков (ст. 334—358), образовав особое структурное подразделение Кодекса — § 3 гл. 23 да плюс к тому вместе с предусмотренным в Кодексе особым за­коном об одной из разновидностей залога — Законом об ипотеке (судя по всем данным, весьма обширного документа).

В связи с чем, законы (иные нормативные акты), как пра­вило, представляют собой весьма обширные документы, возникла необходимость структурирования текста закона, распределения материала по подразделениям.

Исходной, дробной единицей законодательного текста являет­ся статья (она будет рассмотрена особо дальше).

В ряде случаев закон начинается с преамбулы (довольно часто это имело место в советских законах), т. е. с бесстатейного общего введения, в котором дается обоснование закона и порой фор­мулируются исходные философские, мировоззренческие положе­ния. Сейчас, когда российское право все больше освобождается от идеологических догм, преамбулы встречаются редко (хотя пре­амбула как изложение отправных общих принципов сохранила свое значение для крупных законов, таких как Конституция, ко­декс).

Наиболее крупные подразделения законов — части. Так, все содержание Уголовного кодекса обычно подразделяется на две части — Общую и Особенную. На две части подразделяется и со­держание Гражданского кодекса. Однако не столько по причине особенностей их содержания (хотя часть первая Гражданского ко­декса тоже охватывает наиболее общие, концептуальные положе­ния), сколько по причине необходимости скорейшего введения в жизнь общества исходных гражданско-правовых норм и инсти­тутов. Поэтому части Гражданского кодекса не имеют «содержа­тельных» наименований. Они так и называются — «часть первая», «часть вторая».

Существенное значение в кодексах, других крупных законах имеет первое подразделение (раздел, глава), которое обычно име­нуется «Общие положения» или «Общая часть», где формулируют­ся исходные и общие нормы, касающиеся данных отношений в целом. Например, в Гражданском кодексе — это весьма обшир­ное структурное подразделение, включающее 208 статей, объеди­ненных в 12 глав и 5 подразделов — «Основные положения», «Лица», «Объекты гражданских прав», «Сделки и представительст­во», «Сроки. Исковая давность».

Весь иной нормативный материал распределяется по главам и разделам в соответствии с избранными законодателем критерия­ми. Как правило, из статей складываются главы, а они, в свою очередь, объединяются в разделы.

В Гражданском кодексе кроме глав и разделов есть еще под­разделы (в частности, как уже указывалось, в разделе об общих положениях), а также внутри отдельных глав — параграфы (таков параграф о залоге в гл. 23).

Статья

Статья — исходная, первичная часть текста закона.

Первичные части текстов иных нормативных актов тоже назы­вают статьями, но нередко их именуют пунктами (хотя термин «пункт» может использоваться и для обозначения отдельных эле­ментов текста и внутри той или иной статьи или даже в ее час­ти).

Статью как часть текста закона следует отличать от статьи в смысле порядкового номера в официальном издании закона (иного акта), если под этим термином имеется в виду порядковое место, занимаемое целым законом (иным актом) в Собрании за­конодательства или ином официальном издании (когда указыва­ется на ст. 3301 Собрания законодательства (1994, № 32), то, зна­чит, речь идет о части первой Гражданского кодекса целиком).

Каждая статья в тексте закона посвящена отдельном вопросу. В статье обычно содержится одна или несколько связанных меж­ду собой юридических норм или даже фрагментов нормативных положений.

Нередко в статье в виде абзацев выделяются части (иногда их так и называют — «абзацы»). Например, в п. 3 ст. 334 ГК — две части (два абзаца): в первой части определяется, что залог возни­кает в силу договора или закона, а во второй части говорится о том, что правила о залоге по договору применяются к залогу, возникающему на основании закона, если законом не установле­но иное.

И статью, и части, из которых она состоит, принято обозна­чать сокращенно. Статью — двумя начальными буквами с точкой («ст.»), часть — первой буквой с точкой («ч.»).

Статьи в законах (иных нормативных актах) нумеруются; не­редко нумеруются и части (абзацы) статей; тогда они, как прави­ло, называются пунктами. Однако в Конституции Российской Федерации для пронумерованных подразделений ее статей остав­лено название «часть».

В иных нормативных актах в отличие от законов первичные части текста именуются по традиции не статьями, а пунктами. При этом в тексте слово «пункт» не приводится, указывается лишь его порядковый номер.

В кодексах нумерация статей независимо от их распределения, по главам и разделам сплошная и постоянная. Каждое юридиче­ское положение имеет свой постоянный и неизменный номер статьи на весь период действия кодекса. И это позволяет связы­вать в наших представлениях, в юридическом обиходе то или иное нормативное положение с точно определенным номером статьи кодекса, какие бы изменения ни вносились в него.

Всем известно, например, что ст. 206 УК 1960 г. говорит об ответственности за хулиганство, хотя в Уголовный кодекс вноси­лось немало изменений и дополнений. И когда в наших разговорах, при обмене мнениями употреблялось выражение «N отвечает по статье 206», всем было ясно, что N. вменяется в вину уголов­ная ответственность за преступление, образующее состав хулиган­ства.

Каким же образом в этом случае в кодексе определяется ну­мерация новых нормативных положений? Это делается так. В ко­декс вносится новая статья (без изменения существующей нуме­рации); такая новая статья помещается рядом со статьей, имеющей близкое содержание, и ей присваивается тот же номер, но с добавлением значка, например «один», «прим», следующей ста­тье — значка, допустим «пять», «прим» и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.43.192 (0.025 с.)