Глава 1.1. Социально-экономическая сущность финансов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1.1. Социально-экономическая сущность финансов



Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

Дистанционное

обучение Фин.-1.22.0604.очн.плн. Фин.-1.22.0605.очн.плн.

Фин.-1.22.0604.зчн.плн. Фин.-1.22.0606.очн.плн.

Фин.-1.22.0604.зчн.скр. Фин.-1.22.0605.зчн.плн.

Фин.-1.22.0604.вчр.плн. Фин.-1.22.0605.зчн.скр.

Фин.-1.22.0604.вчр.скр. Фин.-1.22.0605.вчн.плн.

Фин.-1.22.0605.вчн.скр.

А.Г. Филина

 

ФИНАНСЫ

 

 

Учебно-практическое пособие

для студентов специальности 060400, 060500, 060600 всех форм обучения

www.msta.ru

4182

Москва – 2004


УДК 336

© Филина А.Г. Финансы. Учебно-практическое пособие. – М.,МГУТУ, 2004

 

В Учебно-практическом пособии рассматриваются актуальные проблемы финансов на макроуровне. При этом кратко и последовательно представлены все основные вопросы курса «Финансы» в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта. Раскрывается сущность и функции финансов, структура финансовой системы государства. Особое внимание уделено государственному бюджету и современной финансовой политике.

Данное пособие может быть использовано для проведения практических и семинарских занятий, а также выполнения курсовой работы.

 

Пособие предназначено для студентов:

2 курса специальности 060400, 060500, 060600 очной формы обучения

2 курса специальности 060400, 060500, 060600 заочной формы обучения

1 курса специальности 060400, 060500 заочной сокращенной формы обучения

2 курса специальности 060400, 060500 очно-заочной формы обучения

1 курса специальности 060400, 060500 очно-заочной сокращенной формы обучения

 

 

Автор: к.э.н., доцент Филина Алина Григорьевна

 

Рецензенты: к.э.н. Попова Ольга Викторовна, МГУПБ

к.э.н. Строков Анатолий Иванович, Финансовая академия при

Правительстве РФ

 

Редактор: Свешникова Н.И.

 

 

© Московский государственный университет технологий и управления, 2004

109004, Москва, Земляной вал, 73

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Модуль 1. Основы финансов  
Глава 1.1. Социально-экономическая сущность финансов  
Глава 1.2. Функции финансов  
Тесты по модулю 1  
Модуль 2. Финансовая система государства  
Глава 2.1. Структура финансовой системы  
2.1.1. Сущность финансовой системы  
2.1.2. Звенья финансовой системы  
Глава 2.2. Государственная бюджетная система  
Глава 2.3. Государственные внебюджетные фонды  
Глава 2.4. Государственный кредит  
Глава 2.5. Страхование  
Глава 2.6. Финансы хозяйствующих субъектов  
2.6.1. Содержание финансов хозяйствующих субъектов  
2.6.2. Принципы организации финансов коммерческих организаций и предприятий  
2.6.3. Финансовые ресурсы предприятий  
Тесты по модулю 2  
Модуль 3. Финансовый механизм  
Глава 3.1. Управление финансами  
3.1.1. Сущность и методы управления финансами  
3.1.2. Система государственных органов управления финансами и их функции  
Глава 3.2. Финансовый контроль  
3.2.1. Содержание и значение финансового контроля  
3.2.2. Формы, виды и методы финансового контроля  
3.2.3. Система органов государственного финансового контроля и их функции  
Глава 3.3. Финансовая политика  
3.3.1. Содержание и принципы финансовой политики  
3.3.2. Направления финансовой политики  
3.3.3. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики  
Тесты по модулю 3  
Модуль 4. Государственные финансы  
Глава 4.1. Государственный бюджет  
4.1.1. Сущность и основные черты бюджета  
4.1.2. Функции государственного бюджета  
4.1.3. Роль государственного бюджета в экономике государства  
Глава 4.2. Государственные доходы  
4.2.1.Содержание и основы классификации государственных доходов  
4.2.2. Налоги как основа государственных доходов  
Глава 4.3. Государственные расходы  
4.3.1. Понятие и принципы государственных расходов  
4.3.2. Виды государственных расходов  
Тесты по модулю 4  
Тесты по дисциплине «Финансы  
Список литературы  
Словарь основных терминов  

 

 


Введение

Переход России к рыночной экономике характеризуется радикальными переменами в системе отношений собственности и резким усилением роли товарно-денежных отношений, особенно по поводу формирования и использования денежных фондов. Изучение денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных фондов, денежных средств государства, хозяйствующих субъектов и населения составляет предмет дисциплины "Финансы".

 

Целью данной дисциплины является:

· сформировать у студентов целостную систему знаний о финансах;

· дать понятийно-терминологический аппарат, характеризующий финансовые отношения;

· раскрыть логику функционирования финансовых отношений государства и хозяйствующих субъектов;

· привить практические навыки финансовой работы.

 

Цель настоящего учебно-практического пособия – научить студентов основам финансового механизма, его методам и приемам, а также помочь делать собственные заключения по совершенствованию финансовой деятельности.

Для этого каждый модуль дисциплины включает:

· цель изучения;

· структурно-логический материал в виде схем;

· перечень контрольных вопросов;

· тесты, цель которых – способствовать лучшему усвоению теории и практики финансовой работы.

 

Тесты составлены в виде вопросов или неоконченных фраз. Нужно выбрать один из трех предлагаемых ответов. Другие два варианта в меньшей степени соответствуют вопросу, поэтому решение каждого теста требует логического рассуждения.

 

Для углубленного изучения дисциплины в конце пособия дается список рекомендуемой литературы и словарь основных терминов.

 

Учебно-практическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет анализ и аудит», 060600 «Мировая экономика».

 


Модуль 1. Основы финансов

Цель модуля –изучить сущность, функции и роль финансов в обществе с рыночной экономикой. Изучив материалы модуля, Вы сможете: · раскрыть основные положения понятия финансов как экономического явления; · раскрыть содержание функций и механизм их действия.

Глава 1.2. Функции финансов

Функции финансов – это проявление их сущности в действии. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция – объективная и основная. Субъектами распределения выступают юридические и физические лица, в распоряжении которых формируются денежные фонды целевого назначения. Объектами распределительной функции выступают стоимость валового внутреннего продукта и часть национального богатства. Финансы обслуживают разные этапы распределения ВВП, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный и местный. Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения ― внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное, межгосударственное.

Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер.

В целом распределительная функция финансов позволяет:

· создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, государства, населения, органов местного самоуправления;

· укрепить государство;

· развить производительные силы общества;

· создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

Контрольная функция финансов определяется их свойством служить средством контроля за процессом стоимостного распределения и перераспределения общественного продукта.

Содержание контрольной функции заключается в обеспечении контроля за движением и образованием материальных ценностей в обществе, а также за ходом распределения и использования средств. Финансовый контроль действует при движении денег и капитала через системы и формы расчетов, кредит, налогообложение, залог и др.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов в процессе финансового планирования.

В условиях развития рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства.

Обе эти функции финансов действуют одновременно. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите признаки финансов как экономической категории.

2. При каких условиях возникают финансы?

3. Какие денежные отношения относятся к финансовым?

4. Назовите субъекты и объекты распределения с помощью финансов.

5. В чем суть контрольной функции финансов?

6. Что такое финансовые ресурсы?

 

Практическое задание

 

Систематизируйте известные Вам денежные фонды (на основе знаний дисциплин «Экономическая теория», «Экономика предприятий», «Статистика»).

 

Термины и понятия

 

Товар, деньги, финансы, денежные фонды, валовый внутренний продукт, национальный доход, рыночная экономика, финансовая информация, финансовая дисциплина, финансовые ресурсы.

 

Тесты по модулю 1

 

1. Что такое финансы?

а) совокупность денежных фондов;

б) экономические отношения, связанные с формированием, распределением

и использованием централизованных и децентрализованных фондов

денежных средств;

в) денежные средства государства.

2. К какой экономической категории относятся финансы?

а) трудовой;

б) материально-вещественной;

в) стоимостной.

3. Какие из перечисленных отношений не являются финансовыми?

а) государство и предприятие;

б) граждане и торговля;

в) граждане и предприятие.

4. Что является объектом распределения с помощью финансов?

а) производственные фонды;

б) доходы населения;

в) стоимость ВВП.

5. Объективность контрольной функции зависит от…

а) финансовой информации;

б) деятельности органов контроля;

в) законодательства.

Сущность финансовой системы

Понятие «финансовая система» является развитием общего понятия "финансы".

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, характеризующихся особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система России состоит из двух крупных сфер:

· общегосударственные финансы;

· финансы хозяйствующих субъектов.

Общегосударственные финансы обеспечивают процесс расширенного воспроизводства на макроуровне, а финансы хозяйствующих субъектов – на микроуровне.

Общегосударственные финансы – это централизованные фонды денежных средств, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в сфере материального производства.

Финансы хозяйствующих субъектов – это децентрализованные фонды денежных средств, которые образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.

Финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов – национальном доходе.

 

Звенья финансовой системы

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено особенностями функционирования экономических субъектов общества, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств. Функционирование всех звеньев финансовой системы подчинено общей цели – мобилизации финансовых ресурсов и их дальнейшему распределению и перераспределению.

Основой финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов, поскольку именно здесь формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. Ключевое место среди них принадлежит финансам коммерческих предприятий.

 

 

 


Рис. 1. Структура финансовой системы

Вопросы для самоконтроля

 

1. Сформулируйте понятие "финансовая система".

2. Назовите основные звенья финансовой системы РФ.

3. Какие задачи решают общегосударственные финансы?

4. Какова взаимосвязь между звеньями финансовой системы?

5. Какое место в финансовой системе государства занимают финансы

хозяйствующих субъектов?

 

Практическое задание

 

Перечислите основные звенья финансовой системы ведущих западных стран.

 

Глава 2.5. Страхование

 

Экономическая категория страхования является составной частью категории финансов, но в отличие от финансов страхование охватывает только сферу перераспределительных отношений.

Страхование характеризуют следующие признаки:

· наличие страхового риска;

· замкнутая раскладка ущерба;

· перераспределение ущерба;

· возвратность страховых платежей;

· самоокупаемость страховой деятельности.

Актуальность развития страхования определяет:

· рост числа собственников, которые стремятся защитить свое имущество от вероятных рисков;

· сужение сферы воздействия государства на развитие производства и распределение материальных благ, что увеличивает риски предпринимателей;

· слабая социальная защищенность людей;

· возрастание стоимости имущества и его диверсификация;

· научно-технический прогресс, сопровождающийся увеличением технологических рисков.

Страхование в основном решает две задачи:

· возмещение ущерба юридическим и физическим лицам, пострадавшим при возникновении неблагоприятных событий разного рода;

· сбережение, т.е. создание человеком капитала, предназначенного для осуществления намеченной им цели.

Страхование является гарантом компенсации ущерба. Оно во многом освобождает бюджет от расходов по возмещению убытков.

Страхование – стабильный источник инвестиционных ресурсов государства и в этом отношении оно имеет стратегическое значение для укрепления и развития национальной экономики.

Для того, чтобы осуществить экономические отношения через страхование, должны иметь место объект страхования и два субъекта страхования: страхователь и страховщик.

Страхование осуществляется в двух формах:

· обязательное (по закону);

· добровольное (по договору).

Набор различных видов страхования, к которым может прибегнуть страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка. Виды страхования однородных объектов группируются в отрасли. Различают пять отраслей страхования:

· личное, где объектом выступает жизнь, здоровье, трудоспособность людей;

· имущественное, где объектом выступают товарно-материальные ценности и имущество страхователя;

· социальное, где объектом выступает уровень доходов населения;

· страхование экономических рисков;

· страхование гражданской ответственности.

В качестве субъективного финансового инструмента страхование реализуется через страховую политику и страховой менеджмент.

Особое внимание при этом уделяется научно- обоснованной организации страхования. Основными сферами организации страхования служат: государственное страхование и международное страхование.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Для чего в обществе используется страховая защита?

2. Назовите основные задачи страхования.

3. Назовите сущностные признаки экономической категории страхования.

4. Какие формы страхования Вам известны? Как они различаются?

5. Какие отрасли и подотрасли страхования Вы знаете? В чем состоят их различия?

6. Каковы перспективы развития страхования в России?

 

Практическое задание

 

Назовите основные законодательные акты по вопросам страхования в России.

 

Содержание финансов хозяйствующих субъектов

 

Это относительно самостоятельная сфера системы финансов государства, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов. Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые в последующем по различным каналам перераспределяются в народнохозяйственном комплексе и служат основным источником экономического роста и социального развития общества.

Финансовые отношения хозяйствующих субъектов строятся:

· с другими предприятиями и организациями;

· внутри предприятия;

· с вышестоящей организацией;

· с финансово-кредитной системой.

Каждая из перечисленных групп отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер, и их материальной основой является движение денежных средств. Движением денежных средств сопровождается формирование собственного и в его составе уставного капитала предприятия, начинается и завершается кругооборот средств предприятия, формирование и использование денежных фондов и резервов.

Первая группа самая большая по объему денежных платежей. Ее роль первична, так как именно в сфере материального производства создается валовый внутренний продукт и национальный доход. Организация этих отношений оказывает самое непосредственное влияние на результаты производственной деятельности – размер выручки от реализации продукции и прибыль.

В условиях рыночной экономики суть финансовых отношений хозяйствующих субъектов изменилась. В современных условиях присутствует значительно меньшая регламентация деятельности предприятий со стороны государства.

 

Тесты по модулю 2

1. Какие сферы выделяются в составе финансовой системы РФ?

а) финансы материального производства и финансы непроизводственной сферы;

б) госбюджет и финансы материального производства;

в) централизованные и децентрализованные финансы.

2. Какое звено финансовой системы относится к общегосударственным финансам?

а) финансы предприятий;

б) госкредит;

в) финансы социальной сферы.

3. Чем определяется исходное место финансов хозяйствующих субъектов в финансовой системе?

а) здесь создается стоимость;

б) здесь наиболее развиты финансовые отношения;

в) для них характерна высокая степень централизации финансовых отношений.

4. Под бюджетной системой понимается совокупность…

а) бюджетных отношений;

б) бюджетов;

в) бюджетных учреждений.

5. Принципом построения бюджетной системы является

а) централизм;

б) универсальность;

в) единство.

6. Сколько уровней имеет бюджетная система России?

а) две;

б) три;

в) четыре.

7. Внебюджетные фонды – это денежные фонды обеспечивающие…

а) расширение производства;

б) непрерывность процесса общественного воспроизводства;

в) удовлетворение специфических потребностей экономических субъектов общества.

8. Как классифицируются внебюджетные фонды?

а) отраслевые;

б) экономические;

в) политические.

9. Государственный кредит выражает совокупность экономических отношений между:

а) государством и экономическими субъектами, при которых государство выступает в роли кредитора и гаранта;

б) федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, при которых органы власти выступают в роли заемщика, кредитора или гаранта;

в) государством и юридическими или физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, при которых государство выступает в роли заемщика.

10. Назовите формы государственного кредита

а) акции;

б) облигации;

в) векселя.

11. Кто является страховщиком?

а) физические лица;

б) страховая компания;

в) лицо, уплачивающее страховые взносы.

12. Формы проведения страхования.

а) коммерческая и некоммерческая;

б) коллективная и индивидуальная;

в) обязательная и добровольная.

13. Какой вид личного страхования относится к обязательному?

а) страхование детей;

б) страхование от несчастных случаев;

в) страхование военнослужащих.

14. С чего начинается процесс распределения стоимости созданного на предприятии продукта?

а) с распределения чистой прибыли;

б) с распределения фонда накопления;

в) с распределения выручки от реализации.

15. От чего зависит величина прибыли от реализации продукции?

а) себестоимости продукции;

б) стоимости основных средств;

в) стоимости оборотных активов.

16. Что представляет собой чистая прибыль предприятия?

а) сумма всех доходов предприятия;

б) прибыль до налогообложения за вычетом налога на прибыль;

в) выручка от продажи продукции минус себестоимость продукции.

 

Содержание и задачи финансового контроля

Необходимым методом защиты и реализации денежных интересов экономических субъектов служит финансовый контроль. Он предназначен для содействия успешной реализации финансовой политики государства, обеспечения процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики. Содержание финансового контроля изменяется в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений общества. С переходом к рынку роль финансового контроля многократно возрастает.

Финансовый контроль как общая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность.

Объектами финансового контроля являются: денежные отношения, денежные потоки, фонды денежных средств.

Предметом проверок выступают такие финансовые показатели, как прибыль, доход, налоги, себестоимость, отчисления на различные цели и в фонды.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а иногда и бартерные сделки.

К основным функциям финансового контроля относятся:

· обеспечение своевременной и достоверной информации о движении денежных средств;

· предупреждение кризисных ситуаций в финансовых отношениях;

· предупреждение и борьба с финансовыми нарушениями.

Финансовый контроль выполнят следующие задачи:

· проверку правильности и своевременности формирования и использования денежных фондов;

· проверку соблюдения финансового законодательства;

· выявление резервов эффективного формирования и расходования финансовых ресурсов.

 

Содержание и принципы финансовой политики

 

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенности её конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.

Государство является главным субъектом проведения финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу и определяет тактику действия на предстоящий период.

Финансовая политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективно осуществлять свои функции – экономические, социальные, экологические, оборонные и др. Следовательно, финансовая политика является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

В основу осуществления финансовой политики положен ряд общих и частных (специфических) принципов.

К общим принципам обеспечения эффективной финансовой политики относятся:

· учет действия объективных экономических законов;

· учет конкретных исторических условий;

· учет собственного опыта прошлых лет и мирового опыта.

К частным (специфическим) принципам можно отнести следующие:

· сбалансированность доходов и расходов во всех звеньях финансовой системы;

· концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;

· обеспечение рационального построения финансового механизма.

Главной целью финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышение уровня и качества жизни населения.

Приоритетами финансовой политики можно назвать:

· снижение социальной напряженности;

· оздоровление государственных финансов;

· восстановление нормального функционирования банковской сферы;

· достижение сбалансированности товарных и денежных потоков;

· повышение финансово ―экономической самостоятельности регионов в рамках единого федерального государства;

· создание для регионов равных условий в бюджетно-налоговой сфере;

· искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

 

Тесты по модулю 3

 

1. Какие задачи возложены на Минфин РФ?

а) разработка финансового законодательства;

б) составление проекта федерального бюджета;

в) внутриотраслевое распределение финансовых ресурсов.

2. Назовите функции Министерства РФ по налогам и сборам;

а) контроль за исполнением внебюджетных фондов;

б) разработка нормативов отчислений от налогов в бюджет;

в) учет налогоплательщиков.

3. Какие финансовые органы управления относятся к местным?

а) городские финансовые управления;

б) финансовые отделы предприятий;

в) финансовые управления министерств.

4. Назовите метод финансового контроля

а) документальный учет;

б) проверки;

в) анкетирование.

5. Какие органы осуществляет внутриведомственный финансовый контроль?

а) ревизионный аппарат отраслевых министерств;

б) аудиторская фирма;

в) бухгалтерия.

6. Кому подчиняется Федеральное казначейство?

а) Правительству РФ;

б) министерству финансов;

в) Федеральному собранию РФ.

7. Какой вид контроля осуществляется на стадии уплаты налогов?

а) предварительный;

б) текущий;

в) последующий.

8. Назовите основной инструмент осуществления финансовой политики.

а) система денежных фондов предприятия;

б) госбюджет;

в) система финансовых резервов.

9. Что представляет собой финансовая политика?

а) деятельность финансовых органов в области финансов;

б) деятельность государства в области финансов;

в) действие экономических законов в финансовой сфере.

10. Что следует понимать под финансовым механизмом?

а) финансовый аппарат;

б) виды финансовых отношений;

в) совокупность способов, приемов и методов организации финансовых отношений.

Содержание и основы классификации государственных доходов

 

Государственные доходы как экономическая категория присущи любой общественно-экономической формации. Они базируются на определенных отношениях общественных групп и классов.

Государственные доходы – это система денежных отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и государственных предприятий. Доходы служат финансовой базой государства. Необходимо различать понятия «государственные доходы» и «доходы государственного бюджета», которые не идентичны друг другу. В первом случае речь идет о более широкой группе отношений, ибо в состав государственных доходов помимо доходов государственных предприятий включаются и ресурсы государственных внебюджетных фондов.

Финансовые ресурсы, аккумулируемые государством, называются централизованными и формируются за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов, а также платежей населения. Ресурсы, остающиеся в распоряжении предприятий, называются децентрализованными и образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Деление государственных доходов на централизованные и децентрализованные показывает соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных потребностей.

Основным источником формирования государственных доходов выступает национальный доход. Все источники доходов делятся на две группы ― внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для осуществления своих функций. К внешним ― национальный доход другой страны, заимствованный в форме внешних займов.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации являются налоги, займы и эмиссия. В разные исторические периоды соотношение между этими методами неодинаково и определяется множеством факторов: состоянием финансовой политики, хозяйственной конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией в стране и др.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивающие мобилизацию значительной части финансовых ресурсов (от 80 до 90 %).

Вторым по финансовому значению методом мобилизации государственных доходов являются займы. Это связано с наличием разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами. Выпуск займов образует государственный долг. Финансовой базой погашения займов выступают налоги.

Третьим методом мобилизации государственных доходов служит бумажно-денежная и кредитная эмиссия. Это самый непопулярный метод, так как приводит к росту избыточной денежной массы и усилению инфляции.

На рис. 2 приведена классификация государственных доходов по отдельным признакам.

 

Тесты по модулю 4

 

1.Бюджет следует рассматривать в качестве:

а) экономической категории;

б) финансового инструмента рыночной экономики;

в) метода экономического хозяйствования

2. Государственный бюджет – это:

а) финансовая программа государства;

б) основной финансовый план государства;

в) финансовая концепция экономической политики государства.

3. Какой итог бюджета представляется наиболее благоприятным?

а) равенство доходов и расходов;

б) превышение доходами расходов;

в) превышение расходами доходов.

4. Что является основным источником государственных доходов?

а) прибыль;

б) косвенные налоги;

в) национальный доход.

5. Назовите метод мобилизации государственных доходов.

а) трансферты;

б) займы;

в) субвенции.

6. Являются ли государственными доходами поступления от приватизации государственной собственности?

а) «нет»;

б) «да».

7. Какой вид платежей относится к косвенному налогу?

а) налог на прибыль;

б) налог на имущество;

в) налог на добавленную стоимость.

8. К принципу организации государственных расходов относится:

а) срочность;

б) целевое направление средств;

в) возвратность.

9. Финансирование расходов в непроизводственной сфере – это:

а) расходы на управление;

б) расходы внутриотраслевые;

в) расходы сельского хозяйства.

10. Капитальные государственные расходы, это расходы, обеспечивающие:

а) оплату труда, социальные выплаты;

б) инновационную и инвестиционную деятельность;

в) затраты на науку.

11. Из какого бюджета финансируются расходы на оборону?

а) местных;

б) региональных;

в) федерального.

12. За счет каких источников обслуживается государственный долг России?

а) за счет целевых внебюджетных фондов;

б) за счет прибыли предприятий;

в) за счет средств государственного бюджета.

 

Тесты по дисциплине «Финансы»

 

1. Как проявляются финансы на поверхности общественных явлений?

а) как система финансовых органов;

б) как движение денежных средств;

в) как экономические отношения.

2. Между какими звеньями финансовой системы возникают самые тесные взаимосвязи?

а) госбюджет и финансы коммерческих организаций;

б) финансами коммерческих предприятий;

в) имущественным страхованием и коммерческими предприятиями.

3. Что лежит в основе бюджетного устройства России?

а) отраслевая структура экономики;

б) формы собственности;

в) административно-территориальное деление РФ.

4. Бюджетный процесс – это процесс…

а) рассмотрение и принятие бюджета;

б) принятие и исполнение бюджета;

в) подготовки проекта, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета.

5. Взносы в социальные внебюджетные фонды входя в цену товара?

а) «да»;

б) «нет».

6. В процентах к какому показателю осуществляются отчисления в Пенсионный фонд?

а) выручке от реализации продукции;

б) прибыли;

в) фонду оплаты труда.

7. Какие сделки государства не относятся к государственному кредиту?

а) государственные займы, распространяемые среди населения;

б) ссуды федерального бюджета нижестоящим бюджетам;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.271 с.)