Билет 1 Сущность экономического анализа в рыночной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1 Сущность экономического анализа в рыночной экономике



Билет 1 Сущность экономического анализа в рыночной экономике

Экономический анализ – научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Предмет ЭА – причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Объект ЭА – экономические результаты хозяйственной деятельности

Метод ЭА – системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия

Методика ЭА – совокупность аналитических способов и правил исследования экономических явлений и процессов хоз. деятельности, подчиненных достижению целей анализа.

В период перехода к рыночной экономике объекты анализа и аналитические процедуры все более сводились к анализу финансового состояния и оценке динамики показателей рентабельности, платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости. Анализу других показателей уделялось гораздо более меньшее внимание. Однако для принятия управленческих решений необходим всесторонний анализ производственной, инвестиционной, финансовой деятельности.

В условиях рыночной экономики необходимо формировать отдельно информацию для управления (то есть для внутреннего использования) и информацию для внешних пользователей. В связи с этим анализ хозяйственной деятельности стали подразделять по принципу субъектов ее пользователей: управленческий и финансовый анализ.

Билет 2 Виды экономического анализа и их роль в управлении организацией

В основе классификации видов экономического анализа лежит классификация функций управления, поскольку ЭА является необходимым элементом выполнения каждой функции управления.

Виды экономического анализа могут быть классифицированы по различным признакам:

1. По временному признаку:

· Предварительный (до совершения хозяйственной операции для обоснования плана и управленческих решений)

· Последующий (проводится после совершения хоз операции)

Иная классификация:

По содержанию процесса управления:

· Перспективный

· Оперативный

· Текущий

По субъектам управления:

· Руководство

· Эк службы

· Собственники

· Поставщики

· Покупатели

· Фин органы

По отношению к предприятию:

· Внутренний

· Внешний

По степени обхвата изученных объектов

· Комплексный

· Системный

· Функционально-стоимостный

· Сравнительный

· Сплошной

· Выборочный

· Корреляционный

По содержанию программы анализа:

· Комплексный

· Тематический

По пространственному признаку

· Внутрифирменный

· Межфирменный

По периодичности:

· Текущий

· разовый

Система управления любого предприятия состоит из двух главных подсистем:

1Управляющая подсистема (субъект управления)

2. Управляемая подсистема (объект управления)

ЭА является одним из элементов управляющей подсистемы а системе управления организацией. Наиболее важными функциями управления являютмя:

1. Планирование. ЭА на этапе планирования способствует осмыслению учетной информации, раскрытию характера и тенденций изменений в экономике организации.

2. Принятие управленческих решений. Управленческие решения разрабатываются и обосновываются на результатах анализа. ЭА подготавливает данные, необходимые для обоснования управленческих решений.

Большая роль ЭА отводится в деле выявления и использования внутрихозяйственных резервов для повышения эффективности производства.

Билет 3 Бизнес – планирование:роль анализа в разработке и контроле основных плановых показателей организации

Бизнес-план – план создания и развития нового предприятия или реструктуризации существующего.

Задачи анализа при разработке бизнес-плана:

1. Обосновать и заложить в план контрольные показатели с разбивкой по месяцам, кварталам, годам;

2. Установить допустимые отклонения

3. Определять причины серьезных отклонений, превышающих допустимые

4. Предлагать меры для исправления положения и ликвидации несоответствий между поставленными целями и достигнутыми результатами.

Дам копию к билету.

Анализ показателей, характеризующих объем производства и продаж

Объект- процессы производства и продажи

Цель - Проанализировать показатели производства и продажи

Задачи:

1. Анализ выполнения плана, динамики производства и продажи продукции, анализ рентабельности выпуска и равномерности продаж

2. Анализ структуры и ассортимента выпуска и продажи продукции

3. Анализ прочих изменений плановых данных

4. Анализ качества произведенной продукции

5. Разработка рекомендаций по результатам анализа

Информационное обеспечение:

Нормативно-плановая документация, учетные регистры по выпуску и продаже продукции, отчеты по выпуску продукции, стат отчетность.

Показатели процесса производства

Объемные показатели:

1. Валовая продукция

2. Товарная продукция (то, что произвели для продажи)

Показатели, анализируемые балансовым методом:

Валовая продукция = Товарная продукция + дельта НЗП + внутрихозяйственный оборот

Анализ проводят для оценки причин изменения результатов

3. Отгруженная продукция

4. Реализованная продукция

Взаимосвязь между выпуском и продажей продукции, анализируемая балансовым методом:

Он+ТП=РП+Ок

Показатели ритмичности и равномерности

Ритмичность выпуска продукции – равномерный объем продукции по периодам времени в соответствии с объемом.

Методы анализа:

1. Метод минимального коэффициента, % - определяет выполнение плана и наименьший – результативный

2. Метод среднего коэффициента, % - определяет величину в пределах плана. Данную величину сравниваем с плановой.

3. Метод удельных весов – определяет уд.вес по плану, по факту, и фактически – в пределах плана. Последнее итоговое значение является результативным.

 

Билет 6 Анализ качества и конкурентоспособности продукции

 

Качество продукции – понятие, характеризующее эксплуатационные, потребительские, технологические свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Различают обобщенные, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщенные – характеризуют качество всей произведенной продукции, независимо от ее вида и назначения: удельный вес новой продукции в общем ее выпуске, удельный вес продукции высшей категории, средневзвешенный балл и др.

Индивидуальные - характеризует одно из свойств продукции (например, полезность, надежность, долговечность)

Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака.

Одна из задач анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения, дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом рассчитываются:доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности.

При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта сравнивают с плановой, для изучения динамики качества с данными прошлого периода средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

1. Отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству

2. Отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции 1сорта.

 

Билет Понятие технико-организованного уровня и основные

Направления его анализа

Организационно-технический уровень – достигнутый уровень развития средств производства, методов организации и управления.

Цель анализа – обоснование планов продаж и производства и мониторинг этих планов.

Задачи:

1. Определение научно-технического уровня производства и оценка его влияния на результаты работы организации

2. Оценка степени эффективности организации и управления производством, труда, развития социальных условий работы

3. Формирование производственной мощности и анализ ее прироста

4. Поиск путей повышения организационно-технического уровня

Основные направления анализа:

1.Анализ уровня техники и технологии

2. Анализ уровня организации и управления

3. Анализ прочих условий производства.

1. Анализ уровня техники и технологии

Показатели:

Показатели оценки научно-технического уровня (здесь анализируется наличие и состояние основного оборудования, его обновление, применение технологий, техническая вооруженность труда.Определяется удельный вес активной части ОС в общем объеме, степень изношенности и уровень обновления основных фондов). Также используются показатели технической вооруженности труда – фондовооруженность труда, уровень автоматизации и механизации труда. Показатели уровнятехнологических процессов – фондоемкость, ресурсоемкость и пр.

2. Анализ уровня организации и управления

Анализируются организация производства, уровень управления предприятием, уровень организации и фонда оплаты труда, социальные условия работы коллектива.

Основные показатели, характеризующие уровень организации производства:

1. Уровень специализации и кооперации производства (расчет доли производства профильной продукции в общем объеме)

2. Длительность и структура производственного цикла

3. Пропорциональность и непрерывность производственных процессов (расчитываетсякоэфф. непрерывности – для оценки безостановочности продвижения предметов труда по всем стадиям производства)

4. Равномерность и ритмичность производства

5. Уровень производственной активности

 

3. Анализ уровня организации и фонда оплаты труда проводится с помощью таких показателей, как:

1. Вооруженность труда (расчет фондовооруженности, вооруженности)

2. Соотношение между основными и вспомогательными рабочими

3. Научная организация труда

4. И пр.

В рамках анализа расчитываются такие коэффициенты, как коэффиц. оборота по приему персонала, коэфф. оборота по выбытию, коэфф. постоянства состава.

Величина фонда оплаты труда зависит от трех основных факторов:

1. Численности работников Ч

2. Количества часов отработанных и оплаченных Кчас

3. Среднечасовой зарплаты ЗП ср

ФОТ= Ч* Кчас*ЗП ср

 

4. Анализ социальных условий

Уровень социального развития предприятия определяется такими показателями:

1. Условия труда (режим работы, наличие перерывов и пр)

2. Система социальных льгот и выплат (оплата больничных листов, проезд, питание, связь и пр)

 

Темп роста

3. Уровень каждого показателя к выручке от продажи (в %)

Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периодах.
4. Изменение структуры:

(уровень отчетного периода — уровень базисного периода).

Факторный анализ.

Методика расчета влияния факторов на прибыль от обычной деятельности включает следующие шаги

Виды анализа.

1)Общенаучные методы – синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, динамический метод

2)Специальные методы – горизонтальный, вертикальный, тендовый, коффициентный, сравнительный (внутрихоз, межхоз), факторный.

3)В соответствии с задачами анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности делится на внутренний и внешний.

Внутренний анализ проводится службами предприятия, и его результаты используются для планирования финансового состояния предприятия, обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности. Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и минимизировать коммерческие и финансовые риски.

4)Предварительный (ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ) и детализированная оценка. 1 - наглядная и простая оценка имущественного

состояния и эффективности развития хозяйствующего субъекта 2 - более подробная характеристика имущественного и фи-

нансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекшем году (периоде), а также возможностей развития субъекта на перспективу.

5) по субъектам, то есть, кто проводит анализ руководство и экономические службы, собственники и органы хозяйственного управления, поставщики, покупатели, кредитные, финансовые органы.

16. Особенности анализа финансовой отчетности в условиях инфляции.

 

Инфляция — это повышение общего (среднего) уровня цен в экономике. Инфляция проявляется как снижение покупательной способности (обесценивание) денег. Она влияет на деятельность предприятия как внешний, объективно существующий фактор. В условиях инфляции финансовая отчетность, используемая для финансового анализа, может стать источником искаженной информации.

1)Инфляционные процессы носят динамический характер и заключаются в снижении покупательной способности денег со временем. Поэтому наиболее сильное влияние инфляция оказывает на результаты сравнительного анализа в разные моменты времени — горизонтальный и трендовый анализ.

2)Зависят от инфляции и результаты коэффициентного анализа, поскольку финансовые коэффициенты в разные моменты времени не могут корректно сравниваться. Да и сами коэффициенты связывают между собой финансовые показатели, на которые инфляция повлияла по-разному.

Подходы к учету инфляции: игнорирование, пересчет по отношению к стабильной валюте, переоценивать объекты БУ в ден. единицы одинаковой покупательной способности или в текущую стоимость.

Для получения объективной оценки финансового состояния и финансовых результатов деятельности - предприятия проводят корректировку данных финансовой отчетности. Обычно инфляцию характеризуют следующими количественными показателями — темп инфляции и индекс инфляции. Темп инфляции определяет прирост общего уровня цен в текущем году по отношению к предыдущему году в процентах. . Индекс инфляции = (Сумма цен текущего года × Выпуск базового года) / (Сумма цен базового года × Выпуск базового года) × 100%

- Одним из принципов учета инфляции при финансовом анализе является разделение финансовых показателей, статей бухгалтерской отчетности на денежные и неденежные. Это связано с разной политикой управления этими активами.

Денежные статьи — это деньги в кассе и на расчетном счету, а также денежные требования на определенную сумму к предприятию или его денежные требования к другим лицам. Они отражаются в учете и отчетности в текущей денежной оценке и не требуют переоценки.

Неденежные статьи — это основные средства, нематериальные активы, запасы, незавершенное производство, а также обязательства, которые должны быть погашены поставкой товаров или оказанием услуг. Их реальная ден.оценка меняется с течением времени и изменением цен, корректируют с помощью индекса инфляции.

Инфляция по-разному влияет: Денежные статьи в активах во время инфляции способствуют падению покупательной способности из-за обесценивания денег, а денежные статьи в пассивах — увеличению покупательной способности. Неденежные – противоречие роста реальной стоимости и отражения в учете по неизменным ценам.

При проведении коррекции части статей естественно нарушается баланс активов и пассивов, который при необходимости может быть снова достигнут регулированием по статье «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Элементы отчетности, наиб.сущ.во влиянии на оценку текущего фин.состояния в условиях инфляции: ОС, запасы, расчеты.

Причины влияния инфляции – учет по себестоимости, вариабельность. В условиях инфляции наиболее оптимальным – ускоренный метод Ам и ЛИФО оценка, переоценка ОС, политика расчетов с варьированием условий оплаты в т.ч по величине скидки.

 

Билет 1 Сущность экономического анализа в рыночной экономике

Экономический анализ – научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Предмет ЭА – причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Объект ЭА – экономические результаты хозяйственной деятельности

Метод ЭА – системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия

Методика ЭА – совокупность аналитических способов и правил исследования экономических явлений и процессов хоз. деятельности, подчиненных достижению целей анализа.

В период перехода к рыночной экономике объекты анализа и аналитические процедуры все более сводились к анализу финансового состояния и оценке динамики показателей рентабельности, платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости. Анализу других показателей уделялось гораздо более меньшее внимание. Однако для принятия управленческих решений необходим всесторонний анализ производственной, инвестиционной, финансовой деятельности.

В условиях рыночной экономики необходимо формировать отдельно информацию для управления (то есть для внутреннего использования) и информацию для внешних пользователей. В связи с этим анализ хозяйственной деятельности стали подразделять по принципу субъектов ее пользователей: управленческий и финансовый анализ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.064 с.)