Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Карта индивидуального психологического развития ребенка ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Фамилия и имя ребенка______________________________________________________________
Возраст ребенка____________________________________________________________________
Психолого-педагогические выводы и практические рекомендации Фамилия и имя ребенка______________________________________________________________
Возраст ребенка____________________________________________________________________
Приложение 1
Уровень рефлексии самосознания определяется исходя из того, насколько ребенком осознаются особенности собственной психики и поведения. При этом возможно выделение следующих трех уровней осознания собственной индивидуальности:
1-й уровень. Осознаются в основном отдельные (частные) поступки в отдельных жизненных ситуациях.
2-й уровень. Осознаются черты характера (поведение в большинстве ситуаций). Воспринимает себя как нечто целое.
3-й уровень. Осознаются глобальные личностные особенности (осознание отличия, своеобразия своей личности, непохожести на других).
Уровень развития рефлексии испытуемого определяют, предлагая ему либо написать короткое (на 0,5-1 страницы) сочинение на одну из тем: "Каков я и каким должен быть." "Могу ли я быть доволен самим собой."
или же предложив завершить несколько неоконченных предложений: - Я нравлюсь другим людям (не очень нравлюсь), потому что я...
- Со мной хотят дружить (не хотят дружить) сверстники, потому что я... - Я могу быть доволен собой (не могу), потому что... - Мне следует (не обязательно) заниматься самовоспитанием, потому что я... - Мне хотелось бы что-то изменить в себе (ничего не менять), потому что я...
Приложение 2
Для определения уровня морального развития используют текст рассказа, содержащего моральную дилемму.
«В одной европейской стране от особой формы рака умирает некая женщина. Между тем есть лекарство, которое, по мнению врачей, могло бы ее спасти. Это лекарство, в состав которого входит радий, только что открыл живущий в том же городе фармацевт. На его изготовление фармацевт затратил 200 долларов, однако только за одну дозу этого лекарства он требует в 10 раз больше, чем он израсходовал, т.е. 2000 долларов. Муж больной женщины, Хайнц, сделал все возможное, чтобы собрать эту сумму, одалживая деньги у знакомых, но получить ему удалось только половину. Тогда он возвращается к фармацевту и просит его понизить цену на лекарство или позволить ему отдать недостающие деньги позднее. Фармацевт отказывает: "Я открыл это лекарство и хочу извлечь из своего открытия много денег". Той же ночью отчаявшийся Хайнц задумывает проникнуть в аптеку, взломав дверь, и похитить лекарство.»
Что Вы думаете по поводу поступка Хайнца? Обоснуйте свой ответ.
После того, как ребенок ознакомился с текстом, его просят оценить поведение персонажа, обосновать собственную точку зрения на то, о чем говорится в рассказе. Ответ подробно протоколируется. Протокол анализируется с позиций приведенных ниже характеристик каждого из уровней морального развития человека, предложенных Л. Колбергом.
Уровень I. Предконвенциональный. Дети подчиняются внешним правилам, или давлению, чтобы избежать наказания, получить поощрение, а также ориентируясь на авторитет и власть тех, кто эти правила установил.
Стадия 1. Действия оцениваются как хорошие или плохие в зависимости от того, приходят ли они к поощрениям или наказаниям. "Хайнц не должен красть лекарство, т.к. за это посадят в тюрьму". "Хайнц должен украсть лекарство, иначе его замучает совесть."
Стадия 2. Морально оправданным считается такое действие, которое способствует удовлетворению потребностей индивида и потребностей других людей одновременно. Отношения между людьми строятся на основе принципа: "Ты-мне, я-тебе." "Хайнц должен украсть лекарство. За это его жена будет больше любить."
Уровень2. Конвенциональный. Дети подчиняются моральным требованиям и следуют нравственным ожиданиям семьи, группы, нации.
Стадия 3. Стремление заслужить одобрение окружающих, ориентация на образец "хорошего человека". "Если Хайнц не сделает этого, люди сочтут его ужасным человеком." Стадия 4. Человек поступает хорошо потому, что выполняет свои обязанности или долг, признает свою ответственность. "Воровство противозаконно. Хайнц должен был найти другой способ достать лекарство." "Хайнц должен был украсть лекарство, иначе он был бы виновником смерти жены."
Уровень 3.Постконвенциональный. Человек подчиняется универсальным моральным ценностям, которые верны независимо от того, какая группа людей их разделяет. Стадия 5. Ориентация на официально принятую общественную мораль (общепринятые нормы и общественные ценности). "По законам, которые действуют в обществе, Хайнц поступил неправильно."
Стадия 6. Ориентация на универсальные общечеловеческие принципы справедливости, добра, равенства. Поведение регулируется высшими моральными принципами типа золотого правила "поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой." "Любого человека надо спасти от смерти. Человеческая жизнь - самая большая ценность."
Литература: 1. Немов Р.С. Психология. Кн.2., М.: Просвещение, 1994, с.140-141. 2. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., П.Скин П. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993, с.383-386, 460-461. 3. Хиггинс Энн. Шесть ступеней Лоуренса Кольберга.// Народное образование, 1993, N 1, с. 80 - 87
Приложение 3
Оценка уровня развития опосредованного запоминания, выявленного с использованием метода пиктограмм, строится исходя из следующих критериев:
Высокий уровень опосредованного запоминания (логической памяти) - ребенок правильно вспоминает все слова; легко находит и изображает образцы-ассоциации ко всем словам.
Средний - затрудняется в подборе ассоциаций к абстрактным словам (мир, печаль и т.п.); вспоминает не все слова.
Низкий - затрудняется подобрать ассоциации в большинстве случаев и его образцы изображения неадекватны и малопонятны. Вспоминает меньше 10 слов.
Литератрура: 1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент: Медицина, 1976, с.96-99.
Выявление особенностей опосредованного запоминания на основе использования мнемических приемов:
Инструкция. Сейчас я прочту тебе 16 слов, которые тебе надо будет запомнить, нарисовав к каждому слову рисунок. Качество рисунка роли не играет, поскольку основная функция рисунка - помочь в запоминании слова. Прибегать к словесным или буквенным обозначениямнельзя! Приступаем к работе.
Перечень слов.
Звезда, ручка, стул, банка, улыбка, мир, ночь, золото, дружба, любовь, печаль, сердитая учительница, счастье, тяжелая работа, ум, вкусный обед.
После того, как работа закончена, испытуемый должен вспомнить слова, глядя на соответствующие рисунки. По результатам теста устанавливается, может ли обследуемый обозначить слово символом, насколько возрастают его затруднения при опосредовании слов абстрактного характера, в какой мере образы адекватны словам и помогают их запомнить.
Приложение 4
При анализе особенностей мышления исходят из того, каким образом ребенок определяет понятия. Например, если он говорит, что плоды - это орган растения, служащий для размножения, то это с большой вероятностью свидетельствует о том, что у него сформировано научное понятие. Если он говорит, что плоды - вкусные, их едят, то в этом случае имеет место житейское понятие. В том случае, если ребенок владеет научным понятием, он сначала называет родовые признаки объектов, а затем видовые отличия. Например, квадрат - геометрическая фигура (родовой признак) с четырьмя равными сторонами и прямыми углами (видовой признак). Данные, полученные с помощью методики "исключение" позволяют судить об уровне процесса обобщения, о способности обследуемого выделять существенные признаки предметов.
Выявление особенностей мышления на основе использования методики "исключение".
Инструкция. Сейчас Вам будут зачтены серии из пяти слов каждая. Четыре слова схожи между собой и могут быть объединены общим признаком, а одно слово отличается от остальных и должно быть исключено. Например: Василий, Федор, Семен и Петр - имена, а Иванов - фамилия. От Вас требуется не только выписать лишнее слово, но и указать признак, по которому объединяются остальные слова. Если нет вопросов, можно приступать к работе.
Список слов для зачтения:
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. 2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный. 3. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана. 4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий. 5. Дом, сарай, изба, хижина, здание. 6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. 7. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото. 8. Минута, секунда, час, вечер, сутки. 9. Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень. 10. Прямая, ромб, прямоугольник, квадрат, треугольник. 11. Очерк, роман, рассказ, сюжет, повесть. 12. Дождь, снег, осадки, иней, град. 13. Запятая, точка, двоеточие, тире, союз. 14. Круг, треугольник, трапеция, квадрат, прямоугольник.
15. Корень, стебель, лист, тычинка, цветок.
Протокол № 4 Название методики_____________________________________________________ Цель методики_________________________________________________________ Дата проведения_______________________________________________________ Место проведения______________________________________________________ Испытуемый__________________________________________________________ Возраст испытуемого___________________________________________________ Состояние испытуемого_________________________________________________ Экспериментатор_______________________________________________________
Ход исследования_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обработка полученных данных___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Приложение 6 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова»
Рабочая тетрадь психологической практики
Выполнил(а): студент(ка) __ группы факультета_________ ФИО______________ _________________
Практика проходила на базе ___________ города___________
Проверил(а): ________________ ________________
20__ год
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.046 с.) |