Излучение: так ли это страшно 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Излучение: так ли это страшно



2.2 Компьютерный зрительный синдром

2.3. Опорно - двигательный аппарат: чтобы оставался опорой и не переставал двигаться

2.4. Заболевания органов дыхания.

2.5. Проблемы, связанные с нервной системой

Компьютерные игры и их влияние на психику

2.7. Интернет - зависимость - выдумка или болезнь

Информационная зависимость и перенасыщенность: две стороны медали

Синдром хронической усталости

2.10. Меры предосторожности и профилактика заболеваний при работе с компьютером

Заключение

 

 


Компьютерная этика

Выражение "компьютерная этика" в известной мере условно, ибо означает ни что иное, как моральные принципы не только компьютерных профессионалов, но и всех пользователей компьютерных систем. И в этом видится ее отличие от профессиональной этики других специалистов. Употребление понятия "компьютерная этика" оправдано в том смысле, что оно делает ударение на важности выработки нравственных норм для всех субъектов информационного общества. Джеймс Мур, один из пионеров в постановке рассматриваемой проблемы, определяет компьютерную этику как "анализ природы социального воздействия компьютерных технологий на общество, формулирование на этой основе моральных норм и проведение активной политики их внедрения в сознание разработчиков и пользователей компьютерных технологий". Несмотря на то, что соблюдение моральных норм поддерживается только силой общественного воздействия, их наличие необходимо и потому, что исторически на основе норм морали вырабатываются новые и совершенствуются существующие юридические нормы, обеспечиваемые силой государственного воздействия.

От письменной культуры человечество переходит к новой - экранной - культуре. Она складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Возникает новое - экранное - мышление для которого характерно «сращение» логического и образного, понятийного и чувственно-наглядного. Основой новой культуры становится «экранная страница», которая является общечеловеческой и создает невиданные возможности общения людей. Одновременно информационная технология резко снижает возможности культурного монополизма, создавая относительно независимое множество субкультур которыми невозможно управлять из одного центра. Однако децентрализующие технические средства (книга, кассетная запись, компьютер) сопровождаются функционированием централизующих средств (газета, радио, телевидение). Это свидетельствует о противоречивом характере воздействия информационных средств на культуру и вызывает необходимость продуманного решения целого ряда вопросов этического характера.

Поэтому не удивительно, что одним из элементов новой компьютерной культуры является «компьютерная этика. Человек программирует компьютеры, а те в огромной степени «программируют» его мышление. Смена моральных норм под влиянием информационной технологии признается ныне многими исследователями. Более того, существуют попытки сформулировать определенные правила поведения при работе с компьютером. Так, к примеру, сформулировано требование: «Не делайте с помощью компьютера то, что вы сочли бы аморальными без него. Никакое действие не становится более моральным из-за того, что для его облегчения использован компьютер». Возможность такой этики обусловлена следующими обстоятельствами. Мораль предписывает какие действия следует совершать в конкретных ситуациях. Поскольку в различных областях человеческой деятельности возникают специфические и типичные для этих областей ситуации, возникает необходимость специфических норм поведения людей, что и является основанием для возникновения прикладных этик, в том числе и компьютерной. Можно согласиться с Э. Аггацци, который отмечает, что «если мораль должна регулировать человеческую деятельность в различных ситуациях, то она не может игнорировать новые и беспрецедентные ситуации, которые создаются развитием науки и технологии и очень часто имеют иную природу, нежели ситуации, регулируемые уже существующими моральными нормами».

Что касается необходимости создания компьютерной этики, то эта необходимость вызвана в общем плане тем, что создаваемые компьютерной техникой новые ситуации часто делают морально значимым явления, которые раньше были вне поля моральных кодексов и определялись естественными закономерностями. Теперь же они, например, возможности компьютера разрешить определенные конфликтные ситуации, предугадать стихийные природные явления и др., попали в орбиту моральных оценок. Все, что связано с деятельностью компьютеров, должно находиться под строгим контролем человеческой этики. Возникает компьютерная этика, в которой внеэкономические цели часто вытесняют экономические.

Означает ли это, что компьютерные системы надо наделять моральными нормами? Можно ли на этом основании утверждать, что «компьютеры становятся явлением социально-нравственным»? Ответ на этот вопрос пытаются найти многие представители современной технической и гуманитарной мысли. Большинство из них склоняется к отрицательному ответу: моральные нормы применимы лишь к поведению людей, которые вступают между собой в определенные общественные, в том числе и моральные, отношения. Вне сферы общественных отношений, какими, к примеру, являются технические связи и функционирование искусственных систем, они не действуют. Для компьютера безразлично какие задачи - гуманные или антигуманные - он решает. Это оценивает человек, его общественная практика, его цели и стремления, его нравственные нормы и идеалы.

Современный немецкий философ Х. Ленк, размышляя об этой проблеме, пишет, что в будущем информационном обществе информационные системы станут принимать решения во все большем объеме по жизненно важным социальным и даже индивидуальным проблемам, а тем более по проблемам, которые будут возникать в случае чрезвычайных ситуаций. В таком случае решения принимаются без «ответственного лица», т.е. без человека или группы людей. Кто же в таком случае может нести ответственность? Могут ли информационные системы быть морально ответственными? Компьютеры, отвечает Х.Ленк, не являются моральными, социальными сущностями, они не осуществляют каких-либо сознательных процессов и поэтому информационные системы не могут брать на себя моральную ответственность. Попытка наделить моральной ответственностью за принятые решения компьютер является стремлением тех или иных людей или их групп уйти от ответственности. «Стремление преднамеренно и слишком поспешно превращать компьютер в моральное существо, - пишет Х. Ленк, - означало бы открывать слишком легкие пути для выхода из дилеммы ответственности, выбирать стратегию уклонения от решения проблемы, которая может привести к уходу от собственной моральной ответственности. И тогда компьютер оказался бы в роли козла отпущения. Если нельзя привлекать к ответственности личность, то крайне легко сваливать ответственность на компьютер или вообще от нее отказаться». От моральной ответственности невозможно уходить, её нельзя «передавать» машине.

Иногда японцы называют себя «компьютерной нацией». Но эта их внешняя «компьютерность», проявляемая в дисциплине, точности, корректности японцев, сочетается с определенной духовностью, нравственностью, в силу чего они чаще предпочитают называть себя «думающей нацией», соединяющей в себя компьютерную точность с высокой требовательностью к себе, в том числе и нравственной требовательностью. Это очень хорошо показал Дайсаку Икэда, автор романа «Человеческая революция».

Некоторые инженеры видят средство морального оздоровления общества в компьютерной технике. Так, исследовательская группа Р. Пикар намерена обучить компьютеры реагировать на человеческие чувства. Создан ряд устройств, которые можно носить, не привлекая внимание окружающих. Эти устройства отслеживают все эмоциональные показатели. Уже сегодня компьютеры исследовательской группы способны распознавать более пяти человеческих эмоций. Эта программа основывается на изучении изменений положения мышц лица.

Эти факты свидетельствуют о том, что проблемы компьютерной этики в условиях становления информационного общества являются предметом серьезных обсуждений и действий. Новая культура с новой, компьютерной этикой рождается в тяжелых муках. Тем не менее, теоретическая разработка новых этических норм и их внедрение в ткань общественной жизни реализуется и можно только по-разному оценивать темпы протекания этого процесса, их результативность и перспективы.

К сожалению, при обучении компьютерщиков очень редко можно услышать слово «этика». Основное внимание уделяется математическому образованию, взаимодействию с компьютером как средством решения тех или иных задач. При этом игнорируется то обстоятельство, что взаимоотношение человека с компьютером происходит в определенной культурной среде. Лишенный нравственных ориентиров, человек начинает и себя воспринимать как умную машину, переносит техническое обращение с компьютером на отношения между людьми, что ведет к далеко идущим последствиям - антигуманной деформации всей культуры информационного общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.005 с.)