Характеристика направленности в юношеский период. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика направленности в юношеский период.



Ранний юношеский возраст - период подготовки к выбору будущей профессии и осуществление профессионального выбора, перехода к профессиональному обучению.

Определенность выбора профессии и его устойчивость рассматривается

М. Р. Гинзбургом как два параметра «определенности будущего», которая является одним из основных показателей, характеризующих смысловое будущее старшеклассника. Вторым является «валентность», которая объединяет параметры ценностной насыщенности эмоциональной привлекательности и активности смыслового будущего.

У старшеклассника, как субъекта учебной деятельности, наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний имеющих личностно-смысловую ценность учебных предметов, появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо сама учебная деятельность является для старшеклассника средством реализации жизненных планов будущего. Ученики как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует не многих. Основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат.

Основным предметом учебной деятельности старшеклассника, т. е. тем, на что она направлена, является структурная организация, систематизация индивидуального опыта, за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умение принимать решения, анализировать существующие варианты и критически конструктивно их осмысливать также составляет содержание учебной деятельности старшеклассника.

«Важнейшее психологическое новообразование данного возраста - умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации», по мнению Д.И. Фельдштейна, определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника. Она сама становится средством реализации этих планов. Существенно, что если авторитет учителя и родителей как бы уравновешивается для подростков, дополняясь авторитетом сверстников, то для старшеклассника авторитет отдельного учителя - предметника дифференцируется от авторитета школы. Возрастает авторитет родителей, которые участвуют в личностном самоопределении старшеклассника.

Готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению включает систему ценностных ориентаций, явно выраженную профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания. Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника. В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самопознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы.

Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности – учебно-профессиональную, правильная организации которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду. Это ещё в большей степени определяет подчинение учебной деятельности более важной цели - будущей деятельности. Человек учится не ради самого учения, а для чего-то значимого для него в будущем. Это в наибольшей степени проявляется в студенческом возрасте.

Чтобы обучение было успешным нужны мотивы.

 

Мотивация

внешняя внутренняя

- активизация познавательной - конкретная предметная деятельность.

деятельности; связанная с учебной дисциплиной

и её содержанием;

- игровая форма; - личностно значима, индивидуальна.

- замена реальной оценки.

 

В структуре мотивации можно выделить четыре компонента:

 

· удовольствие от самой деятельности;

· значимость для личности непосредственного результата дея­тельности;

· мотивирующая сила вознаграждения за деятельность;

· принуждающее давление на личность (Б.И. Додонов).

Потребности в юношеском возрасте. Их градация.

В основе направленности личности лежат потребности – это главный источник активности человека.

Потребности - это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. Это психологическое состояние объективного состояния человека.

 

Схема уровней потребностей по А. Маслоу, 60-х гг. XX в.

 

 

 

 

Потребность верхнего уровня

 

Потребность знать, понимать, само-

создавать и ценить прекрасное. актуали-

зация

Потребность чувствовать себя чувство Потребность среднего

компетентным, независимым и собственного уровня

стоящим. достоинства

Потребность принадлежать принадлежность,

семье, группе; потребность любовь

любить и быть любимым.

 
 


Потребность избегать страх, безопасность,

боль, быть в безопасности. сохранность

потребность

Потребность получить физиологические нижнего

пищу, воду, воздух, кров. потребности уровня

 

Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей её удовлетворения, становятся внутренними побудителями его деятельности – мотивами.

Потребности лежат в основе интересов. Мы интересуемся теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность. Интерес Нерезко заставляет нас действовать в определенном направлении, выступает в качестве мотива деятельности. При этом одна и та же деятельность у разных людей может быть мотивирована разными интересами и может удовлетворить различные потребности. Так, один ученик стремится хорошо учится потому, что у него высоко развиты познавательные интересы, жажда знаний, для другого хорошая учеба – средство завоевать уважение окружающих, третий – не хочет огорчать родителей, четвёртый – намерен поступать в вуз и готовит аттестат себе с высоким баллом, пятому – нравится та интеллектуальная деятельность, которая необходима для достижения высоких результатов. Осознание жизненной значимости заставляет старшеклассника тщательно готовиться к занятиям, работать над собой.

 

Стадии выбора профессии

Согласно теории Гинзберга, процесс выбора профессии заключен в жесткие рамки возрастного развития:

1. Стадия фантазии охватывает раннее детство и заканчивается примерно на исходе среднего детства, в 11 лет. В этот период, независимо от своих реальных потребностей и возможностей, дети воображают, кем они станут в будущем. Их желания не строятся на реалистических соображениях, и как правило, на этой стадии они хотят быть летчиками, учителями, врачами, медсестрами и т. д.

2. Гипотетическая стадия длится с 11- до 17-летнего возраста и включает в себя четыре периода:

· период интереса (11-12 лет) — дети делают свой выбор.
Руководствуясь главным образом своими склонностями и ин­тересами;

· период способностей (13-14 лет) — подростки узнают
больше о требованиях, предъявляемых данной профессией,
приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки. Однако в первую очередь они
полагают о своих способностях применительно к требованиям той
или иной профессии;

· период оценки (15-16 лет) — молодые люди пытаются
примерить те или иные профессии к собственным интересами
ценностям, сопоставляют предъявляемые данной специальностью требования со своей ценностной ориентацией и реальный
ми возможностями;

· переходный период (17 лет) — в течение этого периода
осуществляется переход от гипотетического подхода к реалис­тическому выбору профессии, который происходит под воздей­ствием внешних факторов, например давления школы, родите­лей, сверстников и других обстоятельств.

3. Реалистическая стадия — в возрасте от 17 лет и старше молодые люди стараются принять окончательное решение о выборе профессии. Эта стадия делится на три периода:

· период исследования (17-18 лет) — прилагаются актив­ные усилия для приобретения более глубоких знаний и пони­мания;

· период кристаллизации (19-21) — в этот период значитель­но сужается диапазон выбора и определяется основное направле­ние будущей деятельности;

· период специализации — общий выбор, например про­фессии экономиста или физи­ка, уточняется выбором конк­ретной и более узкой специали­зации (по Раис Ф., 2000).

Теория Гинзберга, пожа­луй, чрезмерно жестко опреде­ляет последовательность и дли­тельность стадий выбора про­фессии, а также их привязку возрастному развитию. Как лирические исследования, так и жизненные наблюдения пока­зывают, что определенная часть молодых людей способна осуществить сознательный выбор профессии до окончания средней школы, а некоторые делают это в еще более юном возрасте. Последнее особенно характерно для детей с ярко выраженными, например, музыкальными или математическими способностями, когда их интересы в областях принимают характер стойкого увлечения без всякого внешнего давления со стороны взрослых. А многие люди, напротив, определяются в своих профессиональных предпочтениях в гораздо более зрелом возрасте. Следует отметить, что возрастные границы в формирова­нии профессиональной направленности довольно размыты, а индивидуальные отклонения велики, и причиной этому могут быть как внешние, так и внутренние факторы. Но какие-то об­щие тенденции, несомненно, существуют.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.85.201 (0.012 с.)