Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансы: причины возникновения, сущность, функции, роль в экономике.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Финансы: причины возникновения, сущность, функции, роль в экономике.
Финансы категория экономическая и историческая. Причины, приведшие к появлению: 1. отделение казны государства от казны монарха 2. формирование и использование бюджета на постоянной основе 3. переход к денежной форме взимания налогов. Финансы (в переводе с лат. «денежный платеж») – определенные эконом. отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача наличным или безналичным путем - совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Признаки финансов: 1. денежный характер отношений 2. распределительный характер 3. распределение стоимости общественного продукта с помощью финансов сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Многообразие финансовых отношений: 1. между субъектами и вышестоящими органами 2. между хоз субъектами в процессе реализации продукции 3. между хоз субъектами и государством, органами местного самоуправления 4. между отдельными бюджетами 5. между гражданами и государством 6. между гражданами и учреждениями финансово-кредитной сферы. Т.о. финансы – особый механизм стоимостного перераспределения. Их общественное назначение состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость общественного продукта между всеми участниками воспроизводственного процесса и по направлениям целевого использования. Функции финансов: 1. распределительная позволяет: - создавать целевые фонды распределения денежных средств на все иерархических уровнях управления - осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое и межтерриториальное перераспределение стоимости общественного продукта - распределение стоимости между производственной и непроизводственной сферами и соц группами - создавать резервы на всех иерархических уровнях и осуществлять накопление граждан 2. контрольная основа: движение финансовых ресурсов. Благодаря ей общество может контролировать пропорции в распределении денежных средств, а также своевременность поступлений и эффективность использования фин. ресурсов 2. регулирующая. Финансовая система: понятие, структура, роль отдельных элементов Финансовая система – совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств - совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги гражданам, фирмам, правительствам. - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению совокупного общественного продукта.
Структура:
Бюджетная система – самое крупное звено, аккумулирующее основную часть налоговых поступлений. Через нее финансируются важнейшие направления государственной политики. В федеративных государствах она состоит из 3 звеньев: государственный бюджет, бюджет субъектов, местный бюджет. Управление финансами: субъекты, объекты, цели, принципы. Управление финансами – деятельность по обеспечению развития системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами. Цель управления финансами: стабильная и эффективная работа финансовой системы в целом и отдельных ее звеньев. Объекты управления: - финансовая деятельность государства - выделенные субъектом управления направления финансовой политики - конкретные финансовые показатели (фондоотдача, фондоемкость) - органы управления финансами и их персонал Субъект: спец службы, именуемые финансовым аппаратам на соответствующих иерархических уровнях управления. В целях управления финансами применяется финансовый механизм, который способствует полной и эффективной реализации финансами своих функций. Финансовый механизм – совокупность способов организации финансовых отношений, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Методы управления финансами: 1. финансовое планирование – обеспечении сбалансированности между объемом ресурсов и их распределением в рамках предприятия, его подразделения или отдельной программы 2. оперативное управление – комплекс мер, разрабатываемый на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимальной прибыли при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов. 3. финансовый контроль – контроль органов государственной власти и местного самоуправления за финансовой деятельностью всех экономических субъектов хозяйствования. 4. прогнозирование 5. регулирование 6. принятие финансового законодательства. Финансовый контроль: понятие, объект, предмет, формы и методы. Финансовый контроль – это контроль органов власти и специальных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов хозяйствования. Объект: денежные отношения Предмет: стоимостные показатели(прибыль, рентабельность, доходы, себестоимость) Функции: 1. проверка расходования государственных средств 2. проверка своевременности поступления денежных средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы 3. проверка соблюдения правил учета и отчетности. Классификация видов финансового контроля: 1. по времени проведения - предварительный – проводится до совершения финансовой операции - текущий – в момент совершения операции - последующий – проводится путем анализа и ревизии финансовой и бухгалтерской документации 2. по субъектам контроля - президентский - органов представительной власти - органов исполнительной власти - аудиторский - внутрихозяйственный 3. по сферам финансовой деятельности - бюджетный - налоговый - кредитный - страховой 4. по методам проведения -проверка – проверяются отдельные вопросы. - обследование – охватывает более широкий круг вопросов, при этом может проводится опрос, анкетирование. - анализ – детальное изучение периодической или годовой финансовой отчетности с целью общей оценки результатов деятельности - ревизия – полное обследование финансово – хозяйственной деятельности с целью проверки ее законности, эффективности и целесообразности. Антиинфляционная политика: сущность и особенности реализации. Антиинфляционная политика – комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на борьбу с инфляцией. Два основных подхода: деинфляционная политика, политика доходов. Деинфляционная политика: - регулирование денежного спроса через денежно – кредитный налоговый механизмы - снижение государственных расходов - усиление налогового бремени - ограничение денежной массы - повышение процентных ставок за кредит Политика доходов: - контроль за ценами - контроль за зарплатой путем ее замораживания или установления пределов роста - индексация - компенсация расходов Особая форма борьбы с инфляцией - шоковая терапия – стимулирование развития рыночных отношений, свободное ценообразование, отказ от регулирования цен. Следствие – снижение жизненного уровня населения. Бюджетная система в РФ Бюджетная система – совокупность бюджетов разных уровней, основанная на экономических отношения и государственном устройстве и регулируемая нормами права Между бюджетами возникают отношения, следовательно, бюджетная система – совокупность отношений. 3 уровня бюджетной системы: 1. федеральный – государственный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. 2. региональный – бюджет субъектов РФ + бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов 3. местный – бюджет муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга, сельских поселений. На 1-м уровне бюджет принимает форму закона На 2-м – также закон (областной закон) На 3-м – правовой акт представительного органа власти. Особый вид бюджета: консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Состав: консолидированный бюджет РФ = федеральный бюджет + консолидированный бюджет субъектов консолидированный бюджет субъектов = местные бюджеты + региональные бюджеты субъектов. Особенности: 1. не является правовым актом, т.е. не подлежит утверждению 2. используется для определения финансовых и социальных норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности использования средств. Принципы построения бюджетной системы: 1. принцип единства 2. принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы 3. сбалансированность бюджета 4. самостоятельность 5. эффективность и экономичность 6. гласности 7. достоверности 8. адресности и целевого характера Внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета. Классификация ВБФ
В настоящее время в РФ действуют следующие основные государственные внебюджетные социальные и экономические фонды: социальные — Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС); экономические — Федеральный и территориальные дорожные фонды, фонды научных исследований и экспериментальных разработок (НИЭР), фонды технологического развития и др. 1. 1. Особенности внебюджетных фондов: * Необходимость их создания определяется органами власти и управления; фонды имеют строго целевую направленность. * Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет. * Формируются фонды в основном за счет обязательных налоговых отчислений юридических и физических лиц. * На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» и Налогового кодекса РФ. * Денежные ресурсы фондов находятся в федеральной собственности, они не входят в состав бюджета, а также других фондов и не подлежат изъятию на другие цели, прямо не предусмотренные законом. * Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению правительства или специально уполномоченного на то органа (правления фонда). * Из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ. 1.3. Функции внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды позволяют: * влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий; * обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды; * оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом; * предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства. К источникам доходов внебюджетных фондов относятся: * специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов — специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. * отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; * средства бюджета. Значительная часть фондов формируется за счет средств федерального и региональных (местных) бюджетов. Средства из бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. * прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; * займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов. Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития. Доходы внебюджетных социальных фондов формируются, в основном, за счет средств единого социального налога, распределяемого по отдельным фондам. На пленарном заседании Госдума приняла законопроект предусматривающий снижение Единого социального налога (ЕСН) с 35,6 до 26%. В законе предусматривается так же изменение шкалы регрессии ЕСН. Так, если работник получает до 280 тыс. рублей в год, его работодатель уплачивает ЕСН в размере 26%, если работник получает от 280 до 600 тыс. рублей в год - 10%, если работник зарабатывает свыше 600 тыс. рублей в год - 2%. В основные задачи ПФ входят: 1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке; 2) финансирование выплаты пенсии, а также других расходов 3) контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств; 4) капитализация средств ПФ.
Будучи элементом системы управления финансами пенсионного обеспечения ПФ РФ осуществляет следующие функции: — участвует в определении размера взносов на государственное страхование, обосновании их дифференциации по предприятиям и организациям; — участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ; — осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
Средства фонда направляются на выплату: * пособий по временной нетрудоспособности; * пособий в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием; * пособий по беременности и родам; * единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; * единовременного пособия при рождении ребенка; * ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; * социального пособия на погребение; а также на оплату: * расходов по выздоровлению детей; * дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом; 4 расходов по санаторно-курортному лечению и оздоровлению работников и членов их семей; Ф путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей; * лечебного (диетического) питания; * проезда в санаторно-курортные учреждения и в учреждения отдыха; а также на: * частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, находящихся на балансе страхователей, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей; Ф создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях; Ф обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда; * проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда; 4 осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда. Основными задачами фонда являются: - обеспечение гарантированных пособий; - участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; - подготовка мер по совершенствованию социального страхования. Средства фонда образуются за счет: * части единого социального налога по установленным налоговым ставкам; + страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; * средств граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию; * доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период; * ассигнований из федерального бюджета РФ; * средств от оплаты части стоимости путевок в санатории и дома отдыха работниками; * добровольных взносов физических и юридических лиц; * прочих доходов.
Таможенная система в РФ Таможенное регулирование – одно из направлений регулирования внешнеэкономической деятельности, направлено на регулирование экспортных и импортных операций. Таможенная политика: 1. Протекционизм характеризуется высоким уровнем таможенных барьеров на ввозимые товары и имеет своей целью защиту национальных производителей и не должна ограничивать конкуренцию 2. Либерализм внешней торговли характеризуется поощрением ввоза, низкими таможенными барьерами, увеличением конкуренции, но и может подрывать деятельность отечественных производителей 3. Разумное сочетание протекционизма и либерализации Главное средство осуществления таможенной политики является таможенный тариф – систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при ввозе и вывозе. Таможенная пошлина – обязательный налог, уплачиваемый при пересечении товаром таможенных границ. Особенности: 1. Это косвенный налог, налоговые атрибуты: - Обязательный характер уплаты (государственное принуждение) - Взыскивается без встречного удовлетворения - Поступления от таможенных пошлин не предназначены для финансирования конкретных государственных расходов 2. Это общий налог 3. Это разовый налог 4. Это особый налог, он зависит от уровня внутренних, экспортных и импортных цен. Функции таможенных пошлин: - Фискальная (пополняется доходная часть государственного бюджета) - Протекционистская (защита интересов национальных производителей) - Балансировочная (для предотвращения нежелательного экспорта товаров, для которых внутренние цены ниже мировых) - Стимулирующая (способствует продвижению товаров на мировые рынки) Классификации таможенных пошлин: 1. По объекту обложения: - Экспортные - Импортные - Транзитные 2. По способу взимания: - Агвалонные (в % к таможенной стоимости товара) - Специфические (в твёрдой сумме за единицу изделия) - Комбинированные (и в % и в твёрдой денежной сумме) 3. Характер происхождения: - Автономные (для товаров из стран, где нет РНБ – режим наибольшего благоприятствования) - Конвенциальные (есть РНБ) 4. По специфичности применения: - Антидемпинговые (если цены на товары ниже издержек отечественных производителей – не допустить ввоз) - Специальные (повышенный размер ставок. Выполняют защиту национальных производителей) - Преференциальные (пониженный размер ставок для товаров из стран пользующихся системой преференций) - Компенсационные (в случае факта получения прямой государственной субсидии экспортёрами в целях повышения его конкурентоспособности) 5. Времени действия: - Генеральные (на какой то длительный период) - Временные (сезонный характер) - Сезонные (квартал) Цели таможенного регулирования: 1. Рационализация товарной структуры экспорта и импорта 2. Поддержка рационального соотношения ввоза и вывоза товаров 3. Создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров 4. Защита экономики от неблагоприятного воздействия конкуренции 5. Обеспечение занятости населения 6. сохранения и поддержание национальной безопасности Принципы таможенного регулирования: - единство таможенной службы, законодательства, политики - целостность экономического пространства - верховенство международного права над национальным Инструменты таможенного регулирования: Некоторые налоги и акцизы, взимаемые с товаров налоговые льготы, таможенные режимы, платежи и сборы за таможенное оформление товаров, стандарты (административный инструмент), нормативы, регламенты, лимиты, квоты. Финансы: причины возникновения, сущность, функции, роль в экономике.
Финансы категория экономическая и историческая. Причины, приведшие к появлению: 1. отделение казны государства от казны монарха 2. формирование и использование бюджета на постоянной основе 3. переход к денежной форме взимания налогов. Финансы (в переводе с лат. «денежный платеж») – определенные эконом. отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача наличным или безналичным путем - совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Признаки финансов: 1. денежный характер отношений 2. распределительный характер 3. распределение стоимости общественного продукта с помощью финансов сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Многообразие финансовых отношений: 1. между субъектами и вышестоящими органами 2. между хоз субъектами в процессе реализации продукции 3. между хоз субъектами и государством, органами местного самоуправления 4. между отдельными бюджетами 5. между гражданами и государством 6. между гражданами и учреждениями финансово-кредитной сферы. Т.о. финансы – особый механизм стоимостного перераспределения. Их общественное назначение состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость общественного продукта между всеми участниками воспроизводственного процесса и по направлениям целевого использования. Функции финансов: 1. распределительная позволяет: - создавать целевые фонды распределения денежных средств на все иерархических уровнях управления - осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое и межтерриториальное перераспределение стоимости общественного продукта - распределение стоимости между производственной и непроизводственной сферами и соц группами - создавать резервы на всех иерархических уровнях и осуществлять накопление граждан 2. контрольная основа: движение финансовых ресурсов. Благодаря ей общество может контролировать пропорции в распределении денежных средств, а также своевременность поступлений и эффективность использования фин. ресурсов 2. регулирующая.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.015 с.) |