Послеклассический, или индуистский период (с 1000) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Послеклассический, или индуистский период (с 1000)



Философия Древней Индии

Индийская философия, в основном, сконцентрирована на высшей реальности.

Основные характеристики - страдание, спасение и высшая реальность, политеизм и пантеизм (много богов).

Основа – ВЕДЫ («знание»). Развитие (3 периода):

 

1. Ведический период (1500—500 гг. до н. э.):

· составлены Веды – гимны и тексты, в которые заложено множество богов, легенд, мифов, составлялись в течение столетий

· написаны Упанишады (“сидящий около”, предполагает связь учителя с учеником как способ передачи знаний), или Веданта (окончание Вед). В “Упанишадах” – учение об атмане и брахмане

· в основе космоса лежит вечно сущее- Брахман - понятие, обозначающее безличный, индифферентный абсолют, из которого развилась вселенная

· Атман – центральное понятие, вечное внутреннее ядро индивида

· Карма - теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков. Обуславливает новое существование живого существа

· Сансара - кругооборот повторяющихся рождений. Спасение – аскетизм (самоограничение, самоотвержение, исполнение трудных обетов)

· 4 варны (сословия): брахманы – жрецы; кшатрии – цари, воины; вайшья – купцы, крестьяне, ремесленники; шудры – низшее сословие. Переход невозможен

 

2. Классический, эпический или брахмано-буддийский период (500 до н. э. — 1000 н. э.)

Интерес к этическим проблемам. Развиваются школы философии под названием даршаны.

Неортодоксальные даршаны (отрицание вед) :

Будди́зм («Учение Пробуждённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни. Жизнь – чреда страданий. Цель – избавить человека от страданий. Для этого – минимизировать потребности и страсти => уход в себя (спокойное отношение к жизни). Равенство – через духовное совершенствование.

Джайнизм («победитель») — религиозно-философское учение, которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников. Основе - абсолютное уважение к жизни, а также отрицание насилия (Ахинса). Все души равны => должны быть в равной мере защищены. Цель - освободится от колеса жизни (сансары) через правила жизни, определенные Джайной (3 алмаза): правильная вера, правильное учение, правильное поведение. 5 заповедей: Не убивать, не лгать, не воровать, воздержание, отрицание любых земных наслаждений и вещей.

Ортодоксальные даршаны (основаны на ведах):

Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях). Центральная цель — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми.

Веданта (завершение «Вед») Учит о возникновении мира из Брахмана; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — автоматически достигают спасения - единения с Богом, не сливая с ним. Дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме.

Санкхья («разумное взвешивание», «перечисление») В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи. Проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение.

Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; теоретическая основа - санкхья, однако ею признается и личный Бог (добавление божественного). «Йога — это обуздание изменчивости ума».

Ньяя (правило, логика) — реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Её базовый текст — «Ньяя-сутры». Учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.

 

Послеклассический, или индуистский период (с 1000)

Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение. Веданта и ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться; характерно возникновение реалистических вишнуитской и шиваитской систем, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями отчасти господствовали тантризм и шактизм. С 1000 под влиянием ислама возник ряд монотеистических вероучений: (кабирпантхи, сикхизм).

 

Философия Древнего Китая

Предыстория китайской философии (до VI века до н. э.)

Господствует религиозно-мифологическое мировоззрение. Всё зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания.

Важнейший элемент древнекитайской религии - культ предков и мифических героев древности.

Выдвинуты термины, которые стали важнейшими понятиями китайской философии:

· Термин «гармония»

· Идея «парности всех вещей»

· Объяснение землетрясения нарушением взаимодействия сил инь и ян

Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. — X в. н. э.)

Для этого периода характерна полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. В конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика.

 

Философия Платона.

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.

Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.

Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним.

И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.

Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.

В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость.

Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.

Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии.

Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160-220), Август Блаженный (354-430), Боэций (480-524), Альберт Великий (1193-1280); Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1-79-1142), Уильям Оккам (1285-1349), Николай из Отрекура (XIVв.).

Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:

· теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

· изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

· господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);

· сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

· человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

· провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

· выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

· выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

· мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

· Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

Схоластика – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины.

Схоласты подразделяли знание на два вида:

· сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);

· естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога).

Философия Древней Индии

Индийская философия, в основном, сконцентрирована на высшей реальности.

Основные характеристики - страдание, спасение и высшая реальность, политеизм и пантеизм (много богов).

Основа – ВЕДЫ («знание»). Развитие (3 периода):

 

1. Ведический период (1500—500 гг. до н. э.):

· составлены Веды – гимны и тексты, в которые заложено множество богов, легенд, мифов, составлялись в течение столетий

· написаны Упанишады (“сидящий около”, предполагает связь учителя с учеником как способ передачи знаний), или Веданта (окончание Вед). В “Упанишадах” – учение об атмане и брахмане

· в основе космоса лежит вечно сущее- Брахман - понятие, обозначающее безличный, индифферентный абсолют, из которого развилась вселенная

· Атман – центральное понятие, вечное внутреннее ядро индивида

· Карма - теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков. Обуславливает новое существование живого существа

· Сансара - кругооборот повторяющихся рождений. Спасение – аскетизм (самоограничение, самоотвержение, исполнение трудных обетов)

· 4 варны (сословия): брахманы – жрецы; кшатрии – цари, воины; вайшья – купцы, крестьяне, ремесленники; шудры – низшее сословие. Переход невозможен

 

2. Классический, эпический или брахмано-буддийский период (500 до н. э. — 1000 н. э.)

Интерес к этическим проблемам. Развиваются школы философии под названием даршаны.

Неортодоксальные даршаны (отрицание вед) :

Будди́зм («Учение Пробуждённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни. Жизнь – чреда страданий. Цель – избавить человека от страданий. Для этого – минимизировать потребности и страсти => уход в себя (спокойное отношение к жизни). Равенство – через духовное совершенствование.

Джайнизм («победитель») — религиозно-философское учение, которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников. Основе - абсолютное уважение к жизни, а также отрицание насилия (Ахинса). Все души равны => должны быть в равной мере защищены. Цель - освободится от колеса жизни (сансары) через правила жизни, определенные Джайной (3 алмаза): правильная вера, правильное учение, правильное поведение. 5 заповедей: Не убивать, не лгать, не воровать, воздержание, отрицание любых земных наслаждений и вещей.

Ортодоксальные даршаны (основаны на ведах):

Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях). Центральная цель — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми.

Веданта (завершение «Вед») Учит о возникновении мира из Брахмана; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — автоматически достигают спасения - единения с Богом, не сливая с ним. Дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме.

Санкхья («разумное взвешивание», «перечисление») В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи. Проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение.

Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; теоретическая основа - санкхья, однако ею признается и личный Бог (добавление божественного). «Йога — это обуздание изменчивости ума».

Ньяя (правило, логика) — реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Её базовый текст — «Ньяя-сутры». Учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.

 

Послеклассический, или индуистский период (с 1000)

Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение. Веданта и ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться; характерно возникновение реалистических вишнуитской и шиваитской систем, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями отчасти господствовали тантризм и шактизм. С 1000 под влиянием ислама возник ряд монотеистических вероучений: (кабирпантхи, сикхизм).

 

Философия Древнего Китая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.047 с.)