Центральной и северо-восточной областей. «JIивийская анархию., 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центральной и северо-восточной областей. «JIивийская анархию.,



явиВшаяся результатом действий меШ\llХ удельных владетелей, оторванных

От традиционного уклада политической жизни Египта, сохраняет себя

Как политическую систему на протяжении всей XXV династии, что приводит

К дальнейшему разобщению Верхнего и Нижнего Египта. Особой

Остроты конфликт между ливийцами и администрацией XXV династии

ДОстигает во втором десятилетии правления Тахарки. В конце концов

Неэффективность контроля этого царя над ливийскими владетелями приВодит

К поражению Египта при столкновении с АссириеЙ.

В эпоху борьбы царей XXV династии и ассирийцев за Египет в Дельте

Складываются новые политические условия. Эта часть страны окончательно

распадается 111,1. уделы, управляе!\lые военными вождями, выполнявшими

на местах некоторые царские функции.· Ассирийцы ноддеРЖlfвают этот

Режим многоцарствия, однако он оказывается нестабильпым и при водит

К двухлетней смуте (вероятно, при эфиопе ТапутаМОllе).

Результатом победы Ассирии и окончательного ухода эфиопов в Нижнем

Египте оказывается полный политический вакуум, тю, что настоятельной

Задачей становится создание новых структур власти. Разрешает ее

Совершепно особый режим, основанный на равновесии сил удельных владетелей

Дельты, названный античными авторами правлснием дщшадцати

Цl.lреЙ, додекархией, Iютораядлилась, согласно Диодору, 15 лет (Diod. 1.66).

Затем одному из додекархов, ПсаммеТIIХУ, удается постепенно захватить

Власть над всей страной и начать отсчет нопой эры (ХХУI саисская династия),

Ставшей ненадолго временем llеоБЫЧIlОГО расцвета Египта.

Период от последних лет правлеюlЯ Тахарки и до первых лет l1самметиха

1 не только создал необычные политические образования в египеТСКО!\1

Обществе, 110 и JleCbMa серьезно IIзменид ценностны() ориентации у новых

Социальных слоев. Судить об ЭТО1.1 мы можем, рассматривая две основные

Группы ИСТОЧНИКОВ,дошедших до нас от этого периода. Одну из пих составляют

ПаМЯТНИКII удельных владетелей (стелы дарений, надписи на

Статуях, амулетах и др.). К другой группе следует отнести УНlIRаЛЬНЫ8

демотические Р)'}toписи, содержащие ряд эпических произведений, совокупно

Называемых «Сказаниями о фараоне Петубасте»).

Следует сразу же оговориться, что к первой грунпе относятся I[СТОЧпики,

Ставшие уже традиционным объектом исторического исследоваНlIЯ.

Однако большинство их, за исключением разве что цаРСIШХ наДПIIС()Й,

{9

Служило обеспечению культа владеJIъцев и, следоватеJIЪНU. ДОJIЖIIО было

Быть составлено в традиционных терминах, свойственных обычному УЮlаду

Египетской жизни. Более того, в СИJIу незначительности той РОJIИ, НОТОРУЮ

НграJIИ ливийекие владетели, их паМЯТНИЮI. как праВИJIО. весьма скупы

На информацию о чаетностях жизненной карьеры. Поэтому на этом материаJIе

Проследить изменения в ценностной ориентации.'1ИВИЙСIШХ удельных

Владетелей практичеСЮI невозможно.

Вторая категория источников ДОJlгое время не использоваJIасъ для

Изучения поздней истории Египта. Привычка еГИПТОJlОГОВ ОПllратъся

Преимущественно на документы, имеющие непосредственное отношение

К политической истории, и пекоторое невиимание к свидетельствам более

Опосредованным привеJIИ к тому, что Венская и Страсбургская рукописн

«Сказаний о фараоне Петубасте» получили пренебрежителыюе наимеНОllание

«JIlIтературщины» и наДОJIГО были оставлены в тенн. R сожалению,

ЦеЛII нашей рабuты не. ПОЗВОJIЛЮТ уделить ДОJIжное внимание проблеме

Историчности упомянутых демотических текстов, так что нам остается лишь

Кратко иаложить свою позицию по отношению н этим источникам. У нас

Есть ВСС оеноваНIlЯ ПОJIагать, что текст «Сказаний» историчен по храйней

'"Iepe 11 том емысл~. что в нем нашла отражение новая ДJlЯ Египта система

Ценностных ориентаций, свойственная мелким удельным владетелям

Д(mьты 11 период краха эфиопской динаСТIIИ, ассирийских походов и ста-

1ЮВ;IеIlIIН еаиеСI\ОЙ ДIlllаетии. В условиях Jlнутренней нестаБIlЛЬНОСТП.

Распрей 11 аавоенанпй IIO МОГ,:IО быть If речи о социальной защищеННОСТlI,

С одной с,ТороНЫ. И О СОJщалыюм Rонтроле, с другой. Если герою БЫЛQ

сушдено nояниться R еi'}ПЮТСНОJl{ обществе. то БОJIее ПОДХОIIЯЩИЙ момент

дЛЯ::I'!'ОГО l'.Jl!a JJИ был llоамощеll.

13кратц{' ('.(jдержаПIIС ВеНСIЮЙ 63 РУНОllнен, ОПИСЫIlающt>Й fiолее РАнние

(~обытия, чем СтрасбургсюiН 6~, заншочаетея в следующем.

В ДеJlьте происходит иеКОl> СТОЛЮI0Jlение. 11 I\ОТОРОМ уча(',ТВУЮТ JlOeнач8.

rIыIfi ~TpдaMaHP II flJIадоте;IЬ Инар. ПО ПР COllceM понятной причине

Исхоп событий не УДОIl,тrотворяет богов. 11 они Рl'шают устроить раепрю

между Пнму МJНЩШIШ иа l'е.ТJ.IIОПО.rJЯ l[ Yг;~aMaHC. ПОIlО;~ к }НJ.СП[Jе ··-кража

Нагру;щш,а Инара. якобы совершенная Урдаманр. ПерноначаJ1ЫIO стороны

прпбегают 1\ поеРСДНllчеrтну царя Петубаета, IlО его Р('lllP.Jше,Htj~ellaeT

ВOIШСRУIO гордость Пему. f\а,ндый I\З геро{')\ обращавтся.за помощыо "

I'JIапам враждующим {-;данов ДВJIЬТI>I. ~. oaepfl l'aap;Jlf [J ~НJИ(:Х 0;111 Т peJlli1l01l1.ee

С·Ра/нонне, н J,OTOpOM побе,:..{.,,· ЮНIНУ Инара ПРИIIОСЯТ ВОIIВЫ lIa\lepo:) JJ

Сирии. Раепрн ааuсршuетсн победой Н('ЮIХ <Щ ю;н~й BoeTOI,a,). Ч'JО 1\ удоСТОRнрнется

Ш1веЮI цареной стелой.

В историчеСfiОМ п.аане ОПlJсывасмдн распри ДОJШПJа, НО··ВНЦИМОI\[У. еоfJTBeTCTIJOIJaTh

еТОJlЮIOвенинм JlИВПЙСКJlХ уде.rrЫIЫХ IIJНli!РТР,1)ей r Тlоеле;щим

ЭфИОПСЮНl праВИТРJJем ЕJ'ппта Танутамоном 65, 110 нто rСРЫ"ЭIJО!' IJ,-роэное

историчеСRое еобыпю ПРСi.('тан,lJСНО I! виде МН~I1\ОЙ распри, н I;ОТОРУЮ па-аа

Амбиций соперничаЮЩIIХ СТОРОII втягиваетея ВСЯ страна. дНJюе lIa текста

ыы уанаем. что помимо;ного Н ДеJfьте идет и МНОfНС(~ТlIO других усобиц,

которые. нероятно, преДстаВJIЯЮТ собой фОРI\IУ оf)щ(~ственн()J'О еущеСТ80-

ванин ___________y)~eJJbIlbIX RладетеJIРЙ. 11 данном отрывке (Щ тек('.т Вннеl\ОЙ РУl\Оllllеи

tСказаний» вееьма. ('озвучен единам пророка ИеаЙJI о ЕПJllте: «Н IIOOPYiК)'

Bres(!tioni А'. /)ш· 1\ ampf IJm dрп РИП1.VI· fll);; Iпаго" (Pllpyrlls 1\r1lJl). "'·i.,D. 1964

'MP(}N. Nl·tll~ Seric. Н).

61 Spiegelberg И'. Sаg\Jпkгеis des Кiiпigs Petubastis. L"z, 1\110 (DS. Ht 3).

80 ()тождествлеllИРМ ~TpдaMaHC с Тilllута~lOаом автор оБН:1a1l О. Д. I;(!JIЛС"У.

38 Bresr:h.iani. Оег КlIшрf.... IX. 10--Н.

Египтян против Египтян,- И будут сражаться брат против брата, друг

Против друга, город с городом, царство с царством» (Ис. XIX.2).

УДIiDительнан особенность текста «СкаааНИЯII, интересующая нас в

Первую очередь,- весьма частое описание поединков, что совершенно

Не характерно для египетской лнтературы. Тема воина-героя проннаывает

Все ПРОИdвеДeIше, причем 011 представлен таким обрааом, что очень

напоминзет пеРСОН<lжей иа эпосов различных индоевропейских народов,

например гомеровской «Илиады». Но если существуют образы героев,

то нельзя ли найти в тексте египетский эквивалент греческому 'lJ?w~.

ПамягнИI<И Нового Царства засвидетельствовали появление в лексиконе

Египетского языка нового слова, 3l1ачение которого семантнчески

сблнжается с ПОIIЯТИЯМИ «герой» и trероичеСКИЙII. Речь идет о лексеме 11ftl,

передаваемой следующими сочетаниями знаков: -.. ~C:::>Co.J

I 11',

Слово как будто не встречается ранее XIX дннастии 67, его фонетический

Облик и формы написаний оставляют место для предположений о неегипетекой

Природе основы. Большей частью слово встречается в текстах

Царских памятников и служит для описания действий царя, в качестве

эпитета к его доблестям. Берлинский словарь фиксирует следующие значения:

«сильный, крепкий, реВНОСТНЫЙII (\\ Ь. V.382.6-7), что в клинописных

текстах передается через ~arradu (Wb. У.382.15). Авторы «Словаря))

Полагали, что в текстах Рамессеума и Мединет Абу t.J употребляется субстантивированно

в значении «герой) (Wb. V.383.12), но эти примеры являются

Частным случаем. Нет оснований полагать, что семантика «герой),

Закрепилась окончательно, вошла D языковую норму.

Однано нстория ленсемы 11 не ограничивается тенстами XIX-XX AJIпастий.

Мы обнаруживаем ее и в РУIЮПИСИ «Сказаний о фараоне Петубасте».

В связном отрывке текстн (Венская рукопись сиЛl.но разрушена) слово tl

Встречается всего два раза, при описании дружины Пему младшего. В строке

VI/9 мы находом: «сорок героев, детей бога) 68. ДJIЯ литературной версии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.017 с.)