Банковская система Республики Казахстан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Банковская система Республики Казахстан



Банковская система Республики Казахстан

 

Само слово "банк" происходит от итальянского "banco", означающее "стол".

Эти "банко-столы" устанавливались на площадях, где проходила оживленная торговля. Она велась с использованием разнообразных монет, которые чеканились как государствами, так и городами и даже отдельными лицами. При покупке-продаже встречались монеты различной формы, разного достоинства. Поэтому в таких условиях, требовались специалисты, которые знали и разбирались в множестве обращающихся монет, могли бы оценить их и дать советы по их обмену. Таким образом, получается, что первые банки возникли на основе обмена денег различных городов и стран.

Банки выполняют четыре важных функции:

1) срок сбережений граждан для организации выгодного вложения этих сбережений в коммерческую деятельность;

2) предоставление сбережений граждан во временное пользование коммерческим организациям;

3) помощь коммерческим предприятиям и гражданам в организации платежей за товары и услуги;

4) создание новых форм денег для ускорения и облегчения платежей за товары и услуги.

Банковская система-это система денежно-кредитных операций совершаемых банками или другими кредитными учреждениями на основе действующего законодательства.

Деятельность банков и др. кредитных учреждений осуществляется в соответствие с законом «О банках и банковской деятельности в РК».

Банк- это кредитное учреждение осуществляющее кредитно-денежные операции с юридическими или физическими лицами на основе действующего законодательства.

Банковская система в РК имеет 2 уровня:

1). Национальный банк РК

2). Коммерческие банки и др. специализированные кредитные учреждения.

Национальный банк-это банк банков

Национальный банк подотчетен Президенту РК. Нацбанк не ведёт операций с предпринимателями и населением.Национальный Банк Казахстана в своей деятельности руководствуется Конституцией, настоящим Законом, а также Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республики Казахстан», другими законодательными актами республики, актами Президента Республики Казахстан и международными договорами (соглашениями), заключенными Республикой Казахстан.

Главная функция НацБанка - эмиссия наличных денег и регулирование денежного обращения, поддержание стабильности национальной валюты, как на внутреннем рынке, так и по отношению к валютам других стран. Кроме этого НацБанк:

- устанавливает правила осуществления расчетов в Республике Казахстан;

- устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

- осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии банков; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций.

Банки второго уровня

1. Инвестиционный банк - специализированное кредитно-финансовое учреждение, осуществляющее операции по выпуску и размещению ценных бумаг. Инвестиционные банки берут на себя такие функции, как определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг.

2. Ипотечный банк - кредитно-финансовое учреждение, занимающееся выдачей ссуд под залог земли или недвижимого имущества.

3. Коммерческий банк - кредитное учреждение универсального характера, которое производит кредитные, посреднические операции, осуществляет расчеты между предприятиями.

4. Сберегательный банк - специализированное кредитно-финансовое учреждение, аккумулирующее денежные средства у населения и вкладывающее капитал в финансирование коммерческого и жилищного строительства.

5. Международный банк - Банки, которые выдают кредиты в валюте разным государствам: Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития. Органы его управления находятся в г. Вашингтоне в США.

6. Сейф-банк - предоставляют своим клиентам возможность за плату хранить любые, принадлежащие им ценности (деньги, вещи и др.)

7. Ломбард - разновидность банка (кредитная организация). В ломбард можно заложить имущество (ценные вещи), чтобы получить за них наличные деньги. При этом сумма ссуды составляет лишь часть реальной стоимости заложенной вещи. Вещь закладывается на определенный срок.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Банк –это?

2. Банковская система – это?

3. Национальный банк – это?

4. Функции Нацбанка

5. Инвестиционный банк – это?

6. Ипотечный банк – это?

7. Коммерческий банк – это?

8. Сберегательный банк – это?

 

 

Безработица: понятие и типы

 

Безработица – социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в общественном производстве.

Уровень безработицы – процентное отношение незанятых к рабочей силе, к которой не относятся студенты, пенсионеры, заключенные, а также юноши и девушки до 16 лет.

Общий уровень безработицы – процентное отношение безработных к общей рабочей силе, включающей лиц, занятых на действительной военной службе.

ТИПЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

1. Фрикционная безработица (она связана с поисками или ожиданием работы)

Если человеку предоставляется свободы выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни добровольно меняют место работы. Другие ищут новую работу из-за увольнения. Третьи временно теряют сезонную работу. И есть категория работников, особенно молодых людей, которые впервые ищут работу.

Фрикционная безработицабезработица, связанная с краткосрочным периодом, необходимым для поисков новой работы, в связи с получение образования, выходом из декретного отпуска, переездом.

2. Структурная безработица.

Структурная безработица - безработица, связанная с периодом поиска работы теми работниками, чья специальность или квалификация не позволяют им найти необходимую работу. Структурная безработица связана, таким образом, с несоответствием спроса и предложения на рабочую силу. Такое несоответствие может существовать не только в видах работ, но и меду регионами страны.

 

Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма неопределенна. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства; фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная и поэтому считается более серьезной.

 

3. Циклическая безработица

Под циклической безработицей мы понимаем безработицу, вызванную спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.

Циклическая безработица – разница между уровнем безработицы в данный момент промышленного цикла и естественным уровнем безработицы.

Уровень занятости населения – процентное отношение занятых к взрослому населению, не находящемуся на социальном обеспечении, в приютах, домах престарелых и т.п.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, «полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы.

Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Безработица - это?

2. Фрикционная безработица - это?

3. Структурная безработица - это?

4. Циклическая безработица - это?

5. Уровень занятости населения - это?

6. Уровень безработицы - это?

 

 

Бюджетная система РК

 

Бюджет -централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций.

Бюджетная система Республики Казахстан -совокупность бюджетов и Национального фонда Республики Казахстан, а также бюджетных процесса и отношений;

 

Бюджетный процесс в Республике Казахстан определяется Бюджетным кодексом, который регулирует бюджетные и межбюджетные отношения и устанавливает основные положения, принципы и механизмы функционирования бюджетной системы, образования и использования бюджетных средств.

В Республике Казахстан утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней:

- республиканский бюджет;

- областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы;

- бюджет района (города областного значения).

При чрезвычайных ситуациях или военном положении разрабатывается, утверждается и исполняется чрезвычайный государственный бюджет.

Доходы бюджета

1. Налоговые поступления - налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан.

2. Неналоговые поступления - обязательные, невозвратные платежи в республиканский, местные бюджеты и поступления в бюджет, направляемые в Национальный фонд Республики Казахстан, установленные Бюджетным Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан,

 

3. Поступлениями от продажи основного капитала являются деньги:

1) от продажи государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями;

2) от продажи товаров из государственного материального резерва;

3) поступающие от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности;

4) от продажи нематериальных активов, принадлежащих государству.

 

4. Поступления трансфертов - поступления трансфертов из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда Республики Казахстан в бюджет.

 

Дефицит (профицит) бюджета

Дефицит (профицит) утвержденного, уточненного и скорректированного республиканского и местных бюджетов равен сумме заимствования за вычетом суммы погашения основной суммы их долга.

Полученная величина с положительным знаком является дефицитом, с отрицательным знаком - профицитом утвержденного, уточненного и скорректированного республиканского и местных бюджетов.

Ненефтяной дефицит (профицит) утвержденного, уточненного и скорректированного республиканского бюджета равен сумме поступлений в республиканский бюджет, кроме поступлений из Национального фонда Республики Казахстан, за вычетом расходов республиканского бюджета.

Дефицит республиканского бюджета не должен превышать за пятилетний период среднегодовой прирост Национального фонда Республики Казахстан, исчисляемый как общие поступления в Национальный фонд Республики Казахстан за минусом размера гарантированного трансферта.

Финансирование дефицита бюджета - обеспечение покрытия дефицита бюджета за счет заимствования и свободных остатков бюджетных средств.

 

Ответственность за планирование, обоснование и реализацию бюджетных программ несет администратор бюджетных программ.

Бюджетная программа (БП)- задачи, обеспечиваемые бюджетными средствами, принятые для реализации функций государственного управления, стратегических, среднесрочных программ и планов развития республики или региона.

Целью бюджетной программы является определенный конечный результат, который должен быть достигнут при выполнении бюджетной программы.

 

Вопросы для самопроверки

1. Бюджет – это...

2. Бюджетная система Республики Казахстан – это...

3. Национальный фонд Республики Казахстан

4. Дефецит (профицит) бюджета

5. Бюджетная программа

 

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики - это деятельность государства по поддержанию стабильности в развитии экономики и повышению эффективности хозяйственной системы как в национальном масштабе, так и в международных экономических связях.

Государственное вмешательство в экономику призвано устранять недостатки, характерные для свободного рыночного хозяйства:

- периодически происходящие нарушения стабильного экономического развития в виде различного рода кризисов (структурных, валютных, энергетических);

- невозможность удовлетворения целого ряда экономических и социальных потребностей общества на основе рыночного механизма (в промышленности необходим контроль и поддержка со стороны государства таких отраслей, как энергетика, связь, добывающая промышленность; в духовной сфере требуется поддержка образован! здравоохранения, культуры; в социальной сфере в защите нуждаются более слабые слои населения);

- наличие двух опасных тенденций, присущих любому типу экономики, а именно инфляции и монополизма.

 

Государственное вмешательство в экономику может быть двух видов: косвенное (административное) и прямое (экономическое).

1. Косвенное (административное) вмешательство- это регулирование экономической деятельности без денег. Оно базируется на основе использования механизма законодательной и исполнительной власти

Функции косвенного регулирования:

1) Обеспечение правовой базы, или правовой инфраструктуры, с целью создания законодательных и нормативных условий для эффективной хозяйственной деятельности.

Это определение прав частной собственности и предоставление законного статуса частным предприятиям; гарантирование соблюдения контрактов; установление законных "правил поведения" между производителями и потребителями.

На основе законодательства правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять соответствующие наказания. Оно запрещает продажу фальсифицированных или с поддельной маркой пищевых продуктов и лекарств, требует обозначения на упаковке чистого веса и ингредиентов продукта, устанавливает стандарты качества, которые необходимо указывать на этикетках патентованных лекарств. Все эти меры преследуют цель предотвратить обманные действия производителей и одновременно укрепить веру потребителей в совершенство рыночной системы.

Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают поддержание общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг и пр.

2) Защита конкуренции. Из характеристики основ рыночной экономики известно, что конкуренция служит основным регулирующим механизмом в ее становлении и дальнейшем функционировании. Это та сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату потребителя. Появление монополий резко изменяет эту ситуацию. Поэтому правительство проводит ряд антимонополистических законов с целью защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса.

 

2. Прямое (экономическое) вмешательство

Функция прямого регулирования предполагает использование средств государственного бюджета в виде инвестиций, дотаций и субсидий (безвозмездной помощи) с целью создания благоприятных условий для эффективного развития частного сектора в рыночной экономике. Прямое государственное вмешательство охватывает две сферы: производство общественных благ и социальное обеспечение.

1) Государственное производство общественных благ.

В экономике существуют определенные виды товаров и услуг; так называемые общественные блага, которые удовлетворяют коллективные потребности, например, мост или железная дорога. Общественные блага неделимы, их нельзя продать поштучно, как, скажем, автомобиль.

Классическим примером общественного блага служит маяк, предостерегающий корабли от рифов или мелей. Практически нет способа исключить для некоторых кораблей возможность пользоваться выгодами от маяка.

Люди пользуются выгодами общественного продукта, не неся никаких издержек на его производство. Подобными общественными благами являются национальная оборона, космос, электроэнергия, общественный транспорт, здравоохранение, образование, охрана окружающей среды. Производство общественных благ представляет собой сферу государственного сектора.

2) Социальное обеспечение.

Рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении национального дохода между людьми. Несмотря на некоторый прогресс, бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой. Поэтому правительство берет на себя задачу уменьшить неравенство доходов в обществе. Эта задача находит решение через трансфертные платежи.

Трансфертные платежи - это выплаты государства, которые перераспределяют налоговые поступления, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному обеспечению, пособий ветеранам войны и т.д.

 

Основные методы государственного регулирования

а) Прогнозирование социально-экономической динамики развития национальной экономики.

Национальное прогнозирование представляет собой процесс формирования системы научно-обоснованных представлений о направлениях развития национальной экономики.

 

б) Планирование социально-экономического развития страны

Планирование является одним из действительных методов государственного регулирования экономики.

Планирование в самом общем виде представляет процесс подготовки и принятия управленческого решения, основанный на обработке исходно информации и включающей в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения. Значение планирования состоит в необходимости обеспечить научно-обоснованное руководство развитием экономики страны.

Планирование осуществляется на различных уровнях управления: на макроуровне - макроэкономическое планирование, на уровне регионов региональное планирование, на уровне предприятия или фирмы - микроэкономическое планирование.

По форме проявления и содержанию планирование бывает директивным, индикативным и стратегическим.

- Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательный для всех исполнителей, а должностные лица не г ответственность за их выполнение.

- Индикативное планирование - это основной метод воздействия на функционирование рыночной экономики, средство реализации социально- экономической политики государства. Оно обеспечивает решение многих вопросов экономической жизни, осуществление которых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих такое состояние и развитие экономики, которое соответствовало бы государственной экономической политике. Индикаторами могут быть такие показатели как динамика, структура, эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни и т. д. Индикативное планирование является наиболее приемлемой для условий рыночной экономики и широкого распространения во всем мире методом государственного регулирования. Индикативный план не имеет директивного характера, содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере рекомендательный, направляющий характер.

- Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития страны. Его суть состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль, в реализации которых должно взять на себя государство.

Основная цель стратегического планирования - обеспечение достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики. Свое сражение стратегическое планирование находит в концепциях общегосударственного развития.

 

в) Тарифная политика

Методы тарифного регулирования должны обеспечить создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу естественной монополии и достижения опережающих темпов роста данного сектора экономики, основанного на модернизации производства.

Поэтому для обеспечения устойчивого развития индустрии, функционирования субъектов естественных монополий, улучшения качества оказываемых ими услуг, снижения себестоимости и стабильности уровня тарифов на услуги необходимо дальнейшее совершенствование тарифной политики путем:

· внедрения новых методов тарифообразования, стимулирующих инвестиции и обеспечивающих стабильность тарифов в среднесрочном периоде;

· введения международных стандартов учета и соответственно методов раздельного учета затрат по видам услуг и элементам затрат;

· создания информационной базы данных для анализа влияния деятельности естественных монополий на потребителей.

 

г) Экологическая политика будет направлена на экологизацию промышленности.

Охрана окружающей среды является стратегической задачей, результат решения которой влияет на все сферы экономики, а также на политическое и социальное положение государства. Успех всех социально-экономических преобразований напрямую зависит от государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Для максимального сближения взаимных интересов экономики и экологии необходимо изменение экспортной политики, развитие высокотехнологических производств, создание производств, менее емких по использованию природных ресурсов и наносящих минимальный ущерб окружающей среде.

Для комплексного решения проблемы экологической безопасности необходимо внедрять в практику международные стандарты качества с ведением процедуры обязательного экологического аудита для предприятий, сверхнормативно загрязняющих окружающую среду.

 

Вопросы для самопроверки

1. Государственное регулирование экономики – это …

2. Косвенное (административное) вмешательство – это …

3. Функции косвенного вмешательства

4. Прямое (экономическое) вмешательство – это …

5. Трансфертные платежи – это …

6. Основные методы государственного регулирования

 

Деньги. Виды денег

 

Виды денег

В своем развитии деньги выступают в двух видах:

Действительные деньги.

Действительные деньги – это деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них стоимость) соответствует реальной стоимости, то есть, стоимости металла из которого они изготовлены.

Металлические деньги (медные, золотые, серебряные монеты) имели разную форму (с начала штучную, а затем весовую).

Монеты более позднего развития имели отличные признаки (внешний вид, весовое содержание).

Круглая форма монет оказалась наиболее удобной для обращения (меньше стиралась лицевая сторона – аверс, обратная - реверс, обрез – гурт)

С целью предотвращения порчи гурт делается нарезным.

Первые монеты появились в древнем Китае, а в древней Руси первые чеканные монеты.

Характеристика действительных денег

Устойчивость – свободный размен знаков стоимости на золотые монеты.

Свободная чеканка. Свободное перемещение золота между странами.

 

Функции денег

 

Деньги выполняют следующие функции.

Меры стоимости – заключаются в выражении стоимости товара, т.е. стоимости товара = определенному количеству денег.

Средство обращения – выполняет роль посредника в обмене товара, должны выступать как реальные.

Средства накопления – позволяет предохранить от колебания рынка.

Средства платежа – в процессе продажи товара в кредит, с отсрочкой платежа; выдачи зарплаты

Мировые деньги - данную функцию выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Деньги - это?

2. Действительные деньги –это?

3. Знаки стоимости – это?

4. Кредитные деньги – это?

5. Функции денег и их характеристика

 

 

Доход и прибыль фирмы

 

Доход – важнейший показатель работы предприятий, отражающий их финансовые поступления от всех видов деятельности, конечным результатом которых выступает произведенная и реализованная продукция, оплаченная заказчиком.

Доход фирмы определяется по следующей формуле:

Д(TR)= P*Q

где Р - цена единицы продукции; Q - количество проданных единиц продукции.

 

Соответственно видам издержек фирмы подразделяются и доходы.

1) Общий доход (TR) – это денежная сумма, получаемая от продажи определенного количества товара.

TR=Q*P

 

2) Средний доход – равен общему доходу деленному на количество единиц продукции.

AR=TR/Q

 

3) Предельный доход MR (маржинальный доход) – это приращение общего дохода за счет бесконечно малого увеличения количества продукции произведенной и проданной:

MR=DTR/DQ

 

Предельный доход позволяет оценить возможность окупаемости каждой дополнительной выпускаемой единицы продукции.

Прибыль выступает, как превышение доходов над произведенными затратами.

Функции прибыли:

· характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений.

· является главным источником финансирование затрат на производственное и социальное развитие предприятия

Основной принцип деятельности предприятия заключается в получении максимальной прибыли.

Пр(Pr)=Д-ТС

При равенстве издержек полученному доходу (Д= TC) фирма находится на пороге безубыточности:

Формула безубыточности:

 

Д(TR)= TC или P*Q=TFC+TVC,

где Р- цена единицы продукции; Q—количество проданных единиц продукции.

 

Значение Р(цены), при котором выручка от реализации в точности равна общим издержкам предприятия, обычно называют точкой (порогом) безубыточности.

 


Практический пример решения задачи:

Задача. Если цена единицы товара равна 2000, постоянные издержки – 1800000, переменные издержки (на единицу продукции) – 1100, то каково будет количество товара, необходимое и достаточное для обеспечения безубыточности?

Дано:

Р= 2000 ден.ед.

TFC= 1800000 ден.ед.

TVC на 1 единицу продукции = 1100 ден.ед.

Q -?

Решение:

Формула безубыточности: P*Q=TFC+TVC

2000*Q=1800000+1100*Q

900*Q=1800000

Q=1800000:900

Q=2000 (шт)

Задачи для самостоятельного решения по теме «Издержки производства. Доход и прибыль фирмы».

 

Задача 1. Если цена единицы товара равна 100, постоянные издержки – 1800, переменные издержки – 1100, то каково будет количество товара, необходимое и достаточное для обеспечения безубыточности?

Задача 2. Постоянные издержки, связанные с организацией дела по выпуску нового вида продукции, составляли 5 000 ден. ед. Переменные издержки на изготовление единицы продукции предположительно будут равны 0,5 ден. ед. Предполагаемая цена за единицу товара — 2 ден. ед. Какое количество изделий необходимо изготовить, чтобы получить прибыль в I 000 ден. ед.?

Задача 3. Постоянные издержки, связанные с организацией дела по выпуску нового вида продукции, составляли 3500 ден. ед. Переменные издержки на изготовление единицы продукции предположительно будут равны 1,5 ден. ед. Предполагаемая цена за единицу товара — 25 ден. ед. Какое количество изделий необходимо изготовить, чтобы получить прибыль в 30 000 ден. ед.?

Задача 4. Если цена единицы товара равна 200, постоянные издержки – 2000, переменные издержки – 1300, то каково будет количество товара, необходимое и достаточное для обеспечения безубыточности?

Задача 5. Постоянные издержки, связанные с организацией дела по выпуску нового вида продукции, составляли 6 000 ден. ед. Переменные издержки на изготовление единицы продукции предположительно будут равны 2,5 ден. ед. Предполагаемая цена за единицу товара — 3 ден. ед. Какое количество изделий необходимо изготовить, чтобы получить прибыль в I 600 ден. ед.?

Задача 6. Постоянные издержки, связанные с организацией дела по выпуску нового вида продукции, составляли 4500 ден. ед. Переменные издержки на изготовление единицы продукции предположительно будут равны 3,5 ден. ед. Предполагаемая цена за единицу товара — 125 ден. ед. Какое количество изделий необходимо изготовить, чтобы получить прибыль в 3000 ден. ед.?

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Доход – это?

2. Общий доход-?

3. Среднйи доход -?

4. Предельный доход -?

5. Точка (порог) безубыточности -?

 

Закон предложения

 

Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая.

 

Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

Другими словами, по мере роста цен производители предлагают к продажи большие количества товаров, а то по мере их падения – меньшие.

Предложения, как и спрос, изображается графиком, однако развернутым в другую сторону (имеет наклон справа налево).

 

Таблица предложения строится аналогично таблице спроса:

Цена, тыс.тенге        
Предложение, шт        

 

Реакция предложение на цену объясняется тем, что:

- во-первых, фирмы, занятые в отрасли, при повышение цены задействуют резервные (если таковые имеются) или быстро вводимые новые мощности, что приведет к увеличению предложения.

- во-вторых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще более увеличит производство и предложение.

 

Однако в краткосрочном плане увеличение предложения не всегда наступает немедленно за повышением цены, так как не может не оказаться резервов для увеличения производства (имеющееся оборудование работает с максимальной загрузкой в три рабочих смены), а расширение мощностей (включая найм дополнительной рабочей силы и др.) и перелив капитала из других отраслей обычно не могут быть осуществлены в короткие сроки. Но в долгосрочном плане увеличение предложения всегда следует за повышением цены.

Предложение, так же как и спрос, может изменяться под влиянием неценовых факторов:

а) изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимость факторов производства. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево, снижение – вправо;

б) выхода на рынок новых фирм, что увеличивает предложения вне зависимости от цен;

в) изменения цен на другие товары, приводящего к переливу ресурсов (уходу фирм из отрасли), что уменьшит предложение;

г) природных катастроф, политических действий, войн, разрушающих экономику, что вызовет сокращение предложения.

 

Вопросы для самопроверки

1. Предложение- это?

2. Закон предложения

3. Неценовые факторы, влияющие на величину предложения

 

Издержки производства

 

Понятие издержек

Каждое предприятие любого общества стремится к получению возможно большего дохода от своей деятельности. Предприятие старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условий деятельности предприятия, то второй - практически исключительно от самого предприятия, точнее, от степени эффективности организации процесса производства и последующей реализации произведенных товаров.

Издержки производства - это затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и т.д.

Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.

 

Вопросы для самопроверки

1. Издержки производства

2. Постоянные издержки производства

3. Переменные издержки производства

4. Валовые издержки

5. Средние издержки

6. Предельные издержки

 

Инфляция

Инфляция — нарушение закона денежного накопления, вызываемое диспропорциями в процессе общественного воспроизводства и недостатков экономической политики, приводящей к избытку денежной массы в обращении, по сравнению с реаль­ными потребностями.

Инфляция — повышение общего уров­ня цен в экономике. Это не означает, что обязательно повышаются все цены. Даже в периоды быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться стабильными, а другие — падать. Речь идет о тенденции к повышению уровня цен в среднем. Она вызывает спад производства и острый дефицит товаров, обесценивание денег, снижает покупательную способность, замедляет развитие бизнеса и предпринимательства, формирование рыночных отношений.

Различают следующие виды инфляции:

а) По формам проявления выделяют инфляцию, открытую и скрытую (или подавленную).

- Открытая инфляция та, которая наглядно проявляется в росте общего уровня цен.

- Скрытая инфляция была характерна для стран с централизованной экономикой, где твердые государ­ственные цены оставались долго устойчивыми.

б) В зависимости от среднегодового темпа прироста цен различаются:

- Умеренная, или ползучая, инфляция — обычно не более 10% год (покупная способность денег практически сохраняется, контракты подписываются в номинальных ценах).

- Галопирующая инфляция — рост цен происходит скачкообразно и стремительно — 20— 200% в год, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к увеличению цен.

- Гиперинфляция — свыше 200% в год. Гиперинфляция - разновидность инфляции, характеризующая чрезвычайно быстрым ростом цен и увеличением денежной массы, выпускаемой государством в обращение. Гиперинфляция ведет к резкому обесценению денег, нарушению нормальных хозяйственных связей и пропорции развития промышленности, усиливая спекуляцию.

 

Типы инфляции:

- Инфляция спроса вызывается изменениями совокупного спроса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.194 с.)