Место и роль государства в реализации концепции корпоративной социальной ответственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль государства в реализации концепции корпоративной социальной ответственности.



Взаимодействие бизнеса и власти должно осуществляться по следующим направлениям:

 Стабилизация

 Дерегулирование и дебюрократизация экономики

 Продолжение процесса «равноудаленности» бизнеса

 Создание государством благоприятного климата для обеспечения стабильного притока иностранных капиталов.

Роль государства должна заключаться в:

 выработке новых способов регулирования деятельности предпринимателей с целью повышения их социальной ответственности

 создании стратегии формирования и развития социальной ответственности бизнеса, что позволит ускорить процесс налаживания взаимоотношений власти, бизнеса и гражданского общества

 повышении степени ответственности предпринимателей перед обществом (природоохранное законодательство и т.п.)

 предоставлении предпринимателю большего маневра (льготы на благотворительные отчисления, побуждающие предпринимателей к социальной ответственности)

 создании системы финансирования гражданских инициатив

 выработке инструментов взаимодействия бизнеса и власти

Государству полезно разделить КСО на внутреннюю и внешнюю.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести: безопасность труда, стабильность заработной платы, поддержание социально значимой заработной платы, дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников, развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации, оказание помощи работникам в критических ситуациях. Издавая соответствующие законы, нормативные правовые акты, государство может заставлять бизнес реализовывать свою внутреннюю ответственность.

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести: спонсорство и корпоративная благотворительность, содействие охране окружающей среды, взаимодействие с местным сообществом и местной властью, готовность участвовать в кризисных ситуациях, ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров).

Для того чтобы бизнес с большим желанием и пониманием относился к необходимости реализовывать программы корпоративной социальной ответственности, необходимо создавать мотивирующие условия. К таким мотивам социальной ответственности бизнеса можно отнести:

 развитие собственного персонала, которое позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке,

 рост производительности труда в компании,

 улучшение имиджа компании,

 рост репутации, реклама товара или услуги, освещение деятельности компании в СМИ,

 стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе,

 возможность привлечения инвестиционного капитала для социально ответственных компаний выше, чем для других компаний,

 сохранение социальной стабильности в обществе в целом, налоговые льготы

Модель КСО. Факторы, влияющие на формирования национальной модели корпоративной социальной ответственности.

  Параметры сравнения Характеристика США Характеристика Европейской  
  Парадигма взаимоотношений государства и общества Взаимоотношения государства и гражданского общества основаны на свободе индивидуума и недопущении вмешательства государства в жизнь гражданского общества Взаимоотношения государства и гражданского общества основаны на идее государственного порядка и национального единства, роли государства, обеспечивающего свободу личности  
  Институциональная среда Институциональная среда в виде института права и правоприменения, объединений бизнеса и потребителей (СРО), НКО и пр. элементов высокоразвита Развитая, зрелые рыночные отношения  
  Культура и ее влияние на особенности социального капитала Особенность США – разветвленная система институтов гражданского общества. Сегодня в США более 70% граждан состоят в различных объединениях и организациях и более 50% активно участвуют в деятельности двух и более ассоциаций Европа – родина социалистических утопий, что повлияло на формирование социальных отношений. Для стран Европы в целом характерен высокий уровень социального капитала, включая доверие  
  Основные носители идей КСО Крупные компании (ТНК) традиционно во всех странах являются носителями передовых технологий и инноваций, в том числе и в социальной сфере Крупные компании традиционно во всех странах являются носителями передовых технологий и разного рода инноваций, включая КСО  
  Роль НКО или саморегулируемых организаций Высокая активность населения через НКО. Бизнес сам распространяет лучшие практики через свои ассоциации. Роль профсоюзов незначительна Высокая роль НКО, именно они способствовали давлению на правительства своих стран и ЕС в целом с целью принятия законов, способствующих распространению КСО. Высока роль профсоюзного движения  
  Взаимоотношения компании (бизнеса) и общества До последнего времени отношения строились на признании, что основной задачей бизнеса является повышение прибыли и рост ценности компании для акционеров, ответственность за решение социальных проблем лежит на государстве и на самих гражданах. В последние годы ситуация стала меняться Общество в целом относится с недоверием к бизнесу, ответственность за развитие общества в определенной степени возлагается на бизнес, большая часть отношений регулируется законодательно
  Роль государства Традиционно невысокая, сотрудничество осуществляется на местном уровне власти с широким использование налоговых стимулов Традиционно высокая роль государства как в области регулирования социально-трудовых отношений, так и в регулировании КСО в целом
  Основная направленность программ КСО Здравоохранение, образование, спорт Так как интересы рабочих законодательно защищены и развито экологическое законодательство, основная направленность программ – местные сообщества
  Институциализация концепции КСО Центр корпоративного гражданства при Бостонском колледже (публикует рейтинг включенности компаний в развитие местных сообществ), Институт Кенана Действует организация Социальная платформа (год создания 1995), сеть европейского бизнеса КСО–Европа (CSR Europe) (год создания 1996), важную роль играет Европейская комиссия и др.

 

Британская модель

КСО в Великобритании сочетает в себе элементы американской и конти­нентальной моделей. Общей чертой с Континентом является, прежде всего, активная поддержка бизнеса со сторо­ны государства. Британия славится хо­рошо разработанной государственной системой социального обеспечение и здравоохранения. Одновременно при­сутствуют и американские элементы КСО, которые особенно четко прояви­лись после реформ Маргарет Тэтчер.

В целом, для британской модели ха­рактерны следующие признаки:

• Широкое развитие сектора незави­симого консалтинга в области КСО;

• Пристальное внимание финансово­го сектора к проектам в области КСО (тенденция роста количества социально ответственных инвести-

• Повышенный интерес СМИ. На­пример, «Таймс» публикует индексы социальной ответственности в сво­ем еженедельном разделе «Профиль Компании»;

• Система бизнес-образования Вели­кобритании однозначно превосхо­дит континентальную Европу по ко­личеству и разнообразию учебных курсов в области КСО.

• Участие правительства в развитии КСО. Это проявляется в создании партнерств с частными предприяти­ями в образовательном секторе, поддержке инициатив в области КСО через со-финансирование проектов, налоговые льготы, про­движение инициатив по соответст­вию национальных стандартов при­нятым международным. О важно­сти КСО для государства говорит и тот факт, что при нынешнем пре­мьере создана должность Министра по КСО.

Принципиальным моментом явля­ется ярко выраженная инициативность самого бизнеса в создании проектов в области КСО, что, по сути, полностью согласуется с принципом добровольно­сти. В целом, процесс развития британ­ской модели КСО носит характер по­степенного развития. Одновременно мы можем выделить несколько внеш­них факторов, повлиявших в последние 20-25 лет на качественные изменения в эволюции КСО.

 

Российская модель КСО

В отличие от американской и евро­пейских моделей и, видимо, в силу на­личия элементов командной системы, унаследованной с советских времен,

роль государства как двигателя КСО в России трудно переоценить. Данную особенность можно даже рассматривать как едва ли не основную отличитель­ную черту российской КСО по сравне­нию с западными аналогами. В услови­ях отсутствия как опыта в КСО, так и устойчивых традиций в области филан­тропии — по крайней мере, в период по­сле 1917 года — такую тенденцию мож­но считать положительной националь­ной чертой.

Совершенно очевидно, что КСО в России находится пока в начальной стадии своего развития. Поэтому — за некоторыми исключениями — заметно недопонимание чисто практической ценности КСО. В целом, создается впечатление об от­сутствии у большинства российских компаний осмысленной долгосрочной стратегии в КСО.

Таким образом, по источникам ре­гулирования, практике и драйверам российский вариант КСО представляет собой смесь британской модели (доб­ровольное инициирование бизнесом) и континентальной схемы (желание предприятий получить от государства (+ есть таблица в 64 билете)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.01 с.)