Понятие рын.структуры. Основные типы рынков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие рын.структуры. Основные типы рынков.



Рын.стр-ра характеризуется совокупностью свойств, кот. определяют поведение фирм на рынке.

Характеристики рынка:

1.кол-во фирм в отрасли

2.уникальность продукта

3.наличие конкурентов

4.возможность замены продукта

5.легкость входа на рынок и выхода из него

6.доступность информации о рынке

7.наличие рыночной власти

Типы рынков:

1)совершенная (чистая) к-ция

2)несовершенная к-ция:

а)монополистическая к-ция

б)олигополия

в)чистая монополия

 

Характеристика совершенной к-ции.

Совершенная к-ция-тип рынка, в кот. все участники абсолютно свободны в своих действиях.

Хар-ка:

1.бесконечное мн-во продавцов и покупателей

2.продукция стандартизирована, однородна и взаимозаменяема

3.покупатель все равно продукцию какой фирмы выбрать

4.участники рынка не интересуются действиями друг друга

5.ни продавцы, ни покупатели не способны влиять на цену

6.цена формируется стихийно, на основе спроса и предложения

 

Правила максимизация прибыли в условиях чистой конкуренции в краткосрочном периоде.

Любая фирма стремиться к получению max прибыли. Если на цену фирма повлиять не может, то издержки зависят от того, как фирма способна распорядиться ресурсами. Главный вопрос фирмы-какой объем продукции производить, чтобы превышение общего дохода над общими издержками было max?

существует 2 правила поиска оптимального объема производства:

1.сопоставление общего дохода и общих издержек. Фирма должна выбрать такой объем, при кот. выполняется условие TR-TC=>max

2.сопоставление предельного дохода и предельных издержек.

а)если MP(p)>MC, то фирма может увеличивать объем производства.

б)при условии p=MC, фирма достигает максимальной прибыли, а дальнейший рост производства приведет к ее уменьшению

в)если p<MC, прибыль фирмы падает.

 

Максимизация прибыли в условиях чистой конкуренции в долгосрочном периоде.

Долгосрочным является период, когда и фирма, и покупатели находятся в состоянии неопределенности; меняется число фирм и прочее.

Если в отрасли прибыль больше, чем в других отраслях, в нее потекут капиталы.

Рост числа фирм приведет к росту предложения, товарным излишкам, трудностям сбыта, необходимости снижения цен, снижению прибыли, оттоку фирм из отрасли, снижению производства, товарному дефициту, росту цен, росту прибыли, притоку фирм в отрасль.

 

Общественная эффективность рынков совершенной конкуренция.

1.Производитель не может получить прибыль путем увеличения цен, а только через сокращение издержек производства, поэтому товар производится наименее дорогостоящим образом, т.е. с наименьшими издержками. Это наиболее желательная ситуация для потребителя.

2.Ограниченные экономические ресурсы распределяются между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу.

3.Фирмы используют наилучшую из доступных технологию производства, а цена устанавливается на уровне минимальных средних издержек.

4.В условиях совершенной конкуренции ни одна экономическая единица не обладает достаточным влиянием, чтобы воздействовать на рынок и цены. Отсутствие экономической власти делает невозможным злоупотребление ею. Государственная власть, которая ограничивает или регламентирует экономическую власть субъекта, по сути, не нужна, а любое государственное вмешательство повредит такой эффективности. Поэтому рынок совершенной конкуренции является наиболее эффективной рыночной структурой.

6.Однако, совершенная конкуренция не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для инновационного процесса (прежде всего в науко- и капиталоемких производствах, фундаментальных исследованиях).

7.Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции, т.е. не учитывает диапазон потребительского выбора и не способна наполнить рынок разнообразными товарами.

 

Причины монополизации рынков. Способы монополизации.

Способы:

1.концентрация производства-процесс сосредоточения произ-ва продукции в пределах крупных хозяйствующих субъектов, т.к. крупные фирмы экономят на издержках и добиваются сверхприбыли.

2.централизация управления-процесс поглощения, присоединения и объединения хоз-щих субъектов.

3.искусственные барьеры-ограничение доступа конкурентов к сырью, кредитам, транспортным коммуникациям, к рынку сбыта.

4.нелегальная борьба-антиреклама, демпинговые цены, давление на поставщиков сырья, переманивание сотрудников.

5.административный фактор-подкуп чиновников для создания эк.условия, продвижения в аппарат управления людей, кот. отстаивают интересы узкой группы предпринимателей.

 

Чистая монополия и ее основные черты.

Чистая монополия-это рыночная структура, в которой одна фирма осуществляет экономический диктат на рынке, определяет цену, не допускает в отрасль конкурентов. Это означает, что один хозяйствующий субъект предлагает контрагентам принимать решения на выгодных для себя условиях. Чистая конкуренция и чистая монополия полярно противоположны друг другу. Монополия означает, по сути, отсутствие конкуренции. В современных условиях в развитых странах в пределах 5-6 % валового национального продукта производится в условиях, близких к чистой монополии.

Основные признаки монополизма:

1)одна фирма является продавцом продукта,

2)заменители товара отсутствуют,

3)фирма представляет всю отрасль,

4)вхождение на рынок заблокировано,

5)ценообразование полностью контролируется монополией.

Виды монополий и их характеристика.

Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патенты, государственные лицензии, авторские права и т.п.). Например, производство медицинских препаратов, продажа оружия и т.д.

Естественные монополии-отрасли, основанные на владении уникальными природными ресурсами. В этом случае обеспечение потребности рынка одной компанией более эффективно. Н-р, электрические и железнодорожные компании, водо-, газоснабжение и т.д. Им предоставляются государственные привилегии, но и осуществляется гос.контроль за их деятельностью.

Открытая (случайная) монополия: фирма на некоторое время становится единственным поставщиком экономического блага без какой-либо специальной защиты от конкуренции, т.к. предлагают новую продукцию.

Организационная монополия-крупные межотраслевые объединения, создаваемые с целью проведения единой ценовой и маркетинговой политики. Создаются путем концентрации и интеграции производства. Чем сильнее концентрация производства и меньше предприятий, тем легче оставшимся субъектам координировать свою деятельность. Поэтому возникает возможность и необходимость создания монополистических союзов с целью их совместного управления.

 

Максимизация прибыли чистого монополиста в краткосрочном и долгосрочном периоде.

В условии совершенной к-ции ни фирма, ни покупатели не могут влиять на цены. Монополист самостоятельно формирует цену, при этом понимая, что рост цены вызовет снижение спроса. Стратегия монополии найти такую цену, при кот. возможно получить максимизацию прибыли. Монополист руководствуется правилами:

а)сопоставление общего дохода и общих издержек

б)сопоставление предельного дохода и пред.издержек

В условиях монополии предельный доход < цены.

если пред.доход больше пред.издержек монополия может увеличить произ-во. В условиях равенства пред.дохода и пред.издержек, фирма получает наибольшую прибыль. Снижать цену монополист может только до выполнения фирмой условия MR=MC.

В долгосрочном периоде монополист учитывает снижение полезности, эластичность спроса и необходимость снижения цен. Кроме того, учитывается возможность появления конкурентов, что также приводит к снижению цен. Поэтому цена монополиста, дающая возможность получить наилучшую прибыль, в долгосрочном периоде меньше, чем в краткосрочном.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.197.212 (0.011 с.)