Тема 1.1. Научная основа ознакомления детей с природой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.1. Научная основа ознакомления детей с природой



Требования к знаниям и умениям

Студент должен знать и понимать:

- значимые понятия при построении методики экологического образования;

- экологические закономерности и закономерные явления живой природы, используемые в содержании методики.

Уметь:

- анализировать основные понятия биоэкологи на примерах живой природы;

Содержание темы 1.1.

Биоэкология как основа методики экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основные разделы и понятия биоэкологи.

Значимые понятия при построении методики экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: взаимосвязи живого организма со средой обитания, морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания, популяция, экосистема, цепи (сети) питания, взаимодействие человека с природой.

Экологические закономерности живой природы, используемые в содержании методики: морфофункциональная приспособленность растений и животных к среде обитания, внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве (конвергенция), различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического (индивидуального) развития.

Самостоятельная работа: найдите материал о круглогодичной жизни зайца-беляка в лесу. Проанализируйте все понятия биоэкологи на примере этого животного.

 

Тема 1.2. Концепции экологического обучения дошкольников и младших школьников.

Требования к знаниям и умениям студентов

Студент должен знать и понимать:

- сущность и содержание экологического образования дошкольников и младших школьников;

- «показатели экологической воспитанности детей».

Уметь:

- реализовывать задачи экологического образования детей;

- определять показатели «экологической воспитанности детей» дошкольного и младшего школьного возраста;

- проводить анализ концепций «экологического образования» детей.

Содержание темы 1.2.

Концепции экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основные разделы концепций, их ведущие идеи. Сущность экологического образования детей. Цели, задачи содержания экологического образования. Понятие «показатели экологической воспитаннности детей». Значимые методы в экологическом образовании дошкольников и младших школьников.

 

Тема 1.3. Программы экологического образования дошкольников и младших школьников

Требования к знаниям и умениям студентов

Студент должен

Знать и понимать:

- экологическое обучение дошкольников и младших школьников;

- комплексные (общеразвивающие) программы с позиций экологического подхода;

- специальные (парциальные) программы.

Уметь:

- анализировать программы для дошкольников и младших школьников с позиций экологического подхода.

 

Содержание темы 1.3.

Программы экологического образования, их сравнительный анализ (цель, задачи, принципы, структура, методы и формы работы, содержание, динамика усложнения по возрастам). Классификация программ по направленности содержания.

Анализ программ для дошкольников: «Программа воспитания в детском саду» под редакцией Р.А. Курбатовой, Н.Н. Подъякова. Анализ комплексных программ: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детсткий сад – дом радости», «Кроха». Анализ специальных (парциальных) программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог», «Лучики». Анализ программы Н.А. Рюкбейль «Чувство природы» для учреждений дополнительного образования, Н.Н. Кондратовой «Мы», «Азбука экологии».

Анализ программ по экологии для младших школьников: Л.П. Салеевой «Экология», А.Т. Зверева «Экология», А.А. Вахрушева «Мир и человек», система курсов экологической направленности «Зеленый дом» А.А. Плешакова.

 

Практическая работа студентов: Анализ программ по экологии

Сравните комплексные программы: «Типовую», «Истоки», «Детство», «Развитие». Выпишите в столбик: «задачи экологического образования», «знания о растениях», «знания о животных», «знания о неживой природе», «знания об экосистемах», представленные в каждой из программ. Сделайте вывод, как в каждой программе представлено экологическое образование.

Какая программа, на ваш взгляд, наиболее оптимальна? Какую вы возьмете программу для решения задач экологического образования дошкольников, если вам представится выбор?

Проанализируйте программу экологического образования дошкольников «Юный эколог».

 

Раздел 2. Методы и формы экологического образования дошкольников и младших школьников

 

Тема 2.1 Развивающая экологическая среда как метод образования

Требования к знаниям и умениям

 

Студент должен знать и понимать:

– экологические пространства в ДОУ и в начальной школе;

– понятие развивающей экологической среды и ее критерии;

–экологический подход к содержанию животных в детском саду и в начальной школе;

– экологические факторы в жизни растений и определение микроклимата помещений;

– методику организации дежурств детей в уголке природы;

Уметь:

– создавать аквариум и ухаживать за ним;

– создавать «естественные условия» для жизни животных в неволе;

– создавать с помощью растений красивый интерьер;

– организовывать «экологические пространства» в детском саду, школе и на участках;

- организовывать дежурство детей в уголке природы.

Содержание темы 2.1

Определение развивающей экологической среды Критерии создания экологической среды в ДОУ и в начальной школе. Экологический подход к содержанию животных и растений.

Уголок природы в группе детского сада и в начальной школе. Элементы экологической среды, «экологические пространства» в помещении (комната природы, зимний сад) и на участке ДОУ и школы (огород, фитополяна, экологическая тропинка и т.д.). Совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ и школы. Формы организации совместной деятельности. Методика организации дежурства в уголке природы.

Функциональная роль элементов развивающей экологической среды.

Практическая работа на базе детского сада: Развивающая экологическая среда ДОУ

Задания студентам: проанализировать развивающую экологическую среду ДОУ работающего по данному направлению, с точки зрения основных требований к ней.

Самостоятельная работа студентов

1. На чистом листе бумаги нарисуйте большой прямоугольник – это схема условного помещения. На трех сторонах обозначьте подоконники, определите на них стороны света и проставьте на них время освещения солнцем. Озелените помещение растениями, на каждый подоконник поставьте по три подходящих растения, обозначьте два напольных экземпляра. На четвертую стенку повесть два ампельных растения. Объясните свой выбор.

2. Сделайте рисунок или чертеж площадки природы с обозначением всех объектов; изучите рисунок птичьего столба со всеми его деталями. Объясните, какую роль в экологическом образовании детей могут играть эти сооружения.

Тема 2.2 Наблюдения – метод чувственного познания природы.

Требования к знаниям умениям:

Студент должен знать и понимать:

– сущность и содержания наблюдения;

– циклическую организацию наблюдений за стационарными объектами природы;

– требования к организации наблюдений за объектами природы;

– структуру отдельно взятого наблюдения;

– экологический смысл наблюдений за ростом и развитием живых существ;

– недельную методику ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы;

– параметры живой и неживой природы ежемесячно наблюдаемой с детьми;

– элементарные опыты с объектами живой и неживой природы;

Уметь:

– выполнять элементарные опыты и проводить исследования с объектами живой природы;

- проводить наблюдения и опыты с младшими школьниками;

– проводить ознакомление дошкольников и младших школьников с сезонными явлениями природы.

Содержание темы 2.2

Наблюдение – как основной метод экологического образования. Сущность наблюдения. Содержание наблюдений с дошкольниками и с младшими школьниками. Циклическая организация наблюдений. Требования к проведению наблюдений. Структура отдельно взятого наблюдения. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы. Наблюдения за ростом растений. Наблюдения за ростом и развитием живых существ. Наблюдения с использованием опытов.

Практическая работа:

1. Наблюдение за живыми объектами на примере домашних животных.

2.Разработка циклов наблюдений за растениями.

3. Составьте и проанализируйте цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме.

 

Самостоятельная работа студентов

1.Определить содержание возможных наблюдений в следующей ситуации: в летнее время педагог приходит с детьми на луг, на котором густо растут клевер и ромашка, летают бабочки и пчелы.

2.Выполнить опыт: поставьте дома три луковицы в три банки с водой: одну луковицу сверху обрежьте на 1-1,5 см, вторую очистите, с третьей ничего делать не надо. Проследите за их развитием, ростом зелени в течение двух недель. Запишите в тетради свои наблюдения.

Экологический практикум: наблюдение за живыми объектами (на примере домашних животных).

Тема 2.3 Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом образовании детей

Требования к знаниям и умениям

Студент должен знать и понимать:

– моделирование и моделирующую деятельность при ознакомлении детей с природой;

– графическую модель;

– моделирование сезонных явлений природы;

– моделирование роста и развития растений;

– моделирование жизнедеятельности птиц в зимнее время;

– предметное моделирование различных явлений природы;

– роль наглядных пособий в экологическом образовании детей;

Уметь:

– моделировать в календаре сезонные явления природы;

– моделировать рост и развитие растений;

– моделировать рост и развитие животных;

– моделировать жизнедеятельность птиц в зимнее время;

- изготавливать разные виды моделей.

 

Содержание темы 2.3

Моделирование в экологическом образовании детей. Виды моделей. Модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой. Предметное моделирование различных явлений природы. Использование модели на экологических занятиях. Экологические игры с использованием моделей. Наглядные пособия и их роль в экологическом образовании детей.

Практическая работа студентов: изготовить разные виды моделей и продемонстрировать работу с ними.

Самостоятельная работа студентов: Разместите две луковицы для проращивания в стеклянные банки и поставьте их в разные условия. Сделайте трафаретки для изображения растущего лука. Наблюдайте за ним месяц, еженедельно фиксируя (зарисовывая) в календаре. На каждой странице изобразите полоску времени, соедините страницы в ширму.

Тема 2.4 Игра как метод экологического образования

Требования к знаниям и умениям.

Студент должен знать и понимать:

– структуру сюжетно-ролевой игры при ознакомлении детей с природой;

– игровую обучающую ситуацию;

– специфику ИОС с литературными персонажами;

– игры-путешествия в экологическом образовании детей;

Уметь:

– проводить сюжетно-ролевые игры по экологии;

– проводить ИОС с игрушками-аналогами и литературными персонажами;

– организовывать игры-путешествия;

– проводить игры с правилами.

Содержание темы 2.4

Игра как метод экологического образования дошкольников и младших школьников. Связь игры с экологическим образованием детей. Дидактические, сюжетно-ролевые, соревновательные игры, игры с правилами, имитационные игры, игры-моделирования, игры-путешествия и др. Использование игры в ознакомлении детей с природой. Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом образовании. Игровые обучающие ситуации. Типы игровых обучающих ситуаций. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами. Игровые обучающие ситуации типа путешествий. Методика проведения экологических игр с младшими школьниками.

Практическая работа:

1. Разыгрывание готовых и придуманных студентами ИОС с куклами из разных сказок.

2. Придумать и провести несколько вариантов игровых и обучающих ситуаций.

3. Придумать различные виды игр по экологическому образованию для младших школьников.

 

Самостоятельная работа студентов

1. Придумать несколько вариантов ИОС: с Красной Шапочкой; с Буратино; с Котом Матроскиным; с игрушечной черепахой.

2. Придумать игру на тему: «Экспедиция в Африку». определите сюжет, роли, атрибутику, ход игры. Определите программное содержание игры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.038 с.)