Политика модернизации России на рубеже XIX-XX вв. (с. Витте, П. Столыпин). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика модернизации России на рубеже XIX-XX вв. (с. Витте, П. Столыпин).



Столыпинская аграрная реформа, её сущность и значени е. Столыпин председатель совета министров и министр внутренних дел. В центре реформы - вопрос о судьбе общины. Община имела положительные (соц-эконом защита) и отрицательные (препятствие на пути экономического развития) стороны. Цели реформы: подъем с/х производства, создание новой опоры в деревне, снижение остроты социального противостояния на селе (между помещиками и крестьянами). Документы реформы: манифест об отмене выкупных платежей (1907-7), указ от 9.11.06 и 14.06.10. Содержание реформы: все крестьяне получали право выхода из общины с землей; сведение угодий к одному месту (хутора и отрубы); 1910 положение о беспередельных общинах (если не было земельных переделов то земля переходила в частную собственность); переселение крестьян на окраины; отмена некоторых правовых ограничений крестьян; одинаковые права на госслужбу; свобода избрания места жительства; отмена телесных наказаний по приговору волостного суда. Сущность реформы: реформа носила буржуазный х-р. правые и октябристы (осуждение насильственной ломки общины, но в целом поддерживают ее), трудовики (критикуют реформу, требуют национализации земли), большевики (реформа прогрессивна в научном смысле, но есть и другой путь - буржуазной эволюции села американского типа). Ход реформы: в начале реформа шла быстро, а потом ее осуществление замедлилось. Итоги: к 1916 из общины вышло 26% крестьян (заявления поступили от 35%), к 1914 в Сибирь переселилось свыше 3 млн. крестьян (но 17% вернулось назад). Причины неудач: противодействие крестьянства, недостаток средств у правительства, плохая организация, подъем рабочего движения. Значение: реформа - крупный шаг на пути капиталистического развития России, она сыграла определенную роль в подъеме с/х пр-ва; реформа - второй этап превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Сергей Витте (1849-1915) – председатель совета министров в 1905-1906. В 1892-1903, будучи министром финансов, проводил политику всемирного укрепления монархии, развития капитализма, привлечения иностранных капиталов. Установил винную монополию, твердую валюту, начал строительство Сибирской железной дороги. Возглавлял делегацию, заключившую Портсмутский мир-? с Японией. Автор манифеста 17 октября 1905. Разработал основные положения Столыпинской реформы. В 1906 получил отставку и после этого не играл крупной политической роли. Автор «Воспоминаний» (3 тома, 1923, изданы посмертно). С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. На рубеже XIX-ХХ веков сторонники модернизации России объединялись вокруг Сергея Юльевича Витте (с 1892 г. министра путей сообщения и финансов, затем - председателя Совета министров). В политическом плане взгляды Витте изменялись в зависимости от конъюнктуры, но в осуществлении экономической модернизации России он был весьма последователен. Витте действительно имел план преобразования России, целью которого была индустриализация.

 

В рамках этого плана проводилось форсированное железнодорожное строительство, широкое привлечение иностранного капитала в промышленность и банки, была введена винная монополия, осуществлена денежная реформа, по которой устанавливалось золотое обращение и обмен кредитного рубля на золото.

 

Однако не все шло гладко. Витте столкнулся не просто с пассивностью, а с сопротивлением самого царя и всей верхушки власти. Его попытки «давить» на монархию инициированием созыва первой Государственной Думы только усиливали недовольство царя: он стал подозревать Витте в желании стать президентом. Сергей Юльевич вынужден был уйти в отставку. Его место занял Петр Аркадьевич Столыпин.

 

Столыпин (с 1906 г. министр внутренних дел и председатель Совета министров) предполагал осуществить целый ряд реформ: аграрную, местного самоуправления, судебную, просвещения, планировал ряд преобразований, связанных с рабочим вопросом. Эти реформы должны были способствовать расширению социальной поддержки правящего режима, созданию класса мелких земельных собственников, однако большую часть задуманного осуществить не удалось по причине сопротивления дворянско-монархического лагеря.

 

Главным и самым известным столыпинским преобразованием стала аграрная реформа. По сути, она представляла собой серию законодательных актов, главным из которых стал Указ от 9 ноября 1906 года. В соответствии с ним крестьяне получили право выйти из общины и закрепить свой индивидуальный надел в частную собственность в виде отруба (предоставление полевого надела в одном месте в пределах села) или хутора (обособленной усадьбы с хозяйственными постройками и земельным участком). Реформа также включала активную деятельность крестьянского банка, который служил посредником между помещиками, желающими продать свои земли, и крестьянами, собирающимися их приобрести.

 

В целом, аграрная реформа носила буржуазный характер и являлась важным этапом модернизации России. Однако Столыпину не удалось в полной мере реализовать свои планы. К 1916 г. из общины выделилось порядка четверти домохозяев (по разным данным от 21 до 27%), причем половина из них продала свои земли «крепким хозяйствам», которыми, чаще всего являлись крестьяне-общинники. Такое положение дел вносило путаницу в, и без того не простые, земельные отношения.

 

Если исходить из целей реформы, становится очевидно, что правящим кругам не удалось разрушить общину и создать массовый слой мелких крестьян-собственников (фермеров). Все сказанное, конечно же, не следует толковать, как попытку преуменьшить значение проводимой в то время модернизации. Возможно, если бы реформе было отпущено 20 лет (как того хотел сам Столыпин), а не 8, как получилось в реальности, ее итоги были бы куда более значительными.

 

 

3 Они определи­лись еще в XVIII в., когда Россия стала складываться как огромная ев­роазиатская империя.

На западе Россия активно участвовала в европейских делах. В пер­вые полтора десятилетия XIX в. реализация западного направления была связана с борьбой против агрессии Наполеона. После 1815 г. основной задачей внешней политики России в Европе стало поддержание старых монархических режимов и борьба с революционным движением. Алек­сандр I и Николай I ориентировались на наиболее консервативные силы и чаще всего опирались на союзы с Австрией и Пруссией. В 1848 г. Николай помог австрийскому императору подавить революцию, вспых­нувшую в Венгрии, и задушил революционные выступления в Дунай­ских княжествах.

На юге сложились весьма непростые взаимоотношения с Османской империей и Ираном. Турция не могла примириться с русским завоева­нием в конце XVIII в. Черноморского побережья и, в первую очередь, с присоединением к России Крыма. Выход к Черному морю имел особое экономическое, оборонительное и стратегическое значение для России. Важнейшей проблемой было обеспечение наиболее благоприятного ре­жима черноморских проливов – Босфора и Дарданелл. Свободный про­ход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию огромных южных районов государства. Недо­пущение в Черное море иностранных военных судов также было одной к из задач российской дипломатии. Важным средством вмешательства России во внутренние дела турок было полученное ею (по Кючук- Кайнарджийскому и Ясскому договорам) право покровительства хри­стианским подданным Османской империи. Этим правом Россия актив­но пользовалась, тем более, что народы Балкан видели в ней своего единственного защитника и спасителя.

На Кавказе интересы России сталкивались с притязаниями Турции и Ирана на эти территории. Здесь Россия старалась расширить свои вла­дения, укрепить и сделать стабильными границы в Закавказье. Особую роль играли взаимоотношения России с народами Северного Кавказа, которых она стремилась полностью подчинить своему влиянию. Это было необходимо для обеспечения свободной и безопасной связи с вновь приобретенными территориями в Закавказье и прочного включе­ния всего кавказского региона в состав Российской империи.

К этим традиционным направлениям в первой половине XIX в. доба­вились новые (дальневосточное и американское), имевшие в то время периферийный характер. Россия развивала отношения с Китаем, со странами Северной и Южной Америки. В середине века российское правительство начало присматриваться к Средней Азии.

Top



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.01 с.)