Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности методологии микроэкономики
Фундаментом микроэкономической методологии является классическая концепция «homoeconomicus» – модель «человека экономического» (А.Смит XVII-XVIII вв.). К основным характеристикам хозяйствующего субъекта в данной модели относятся: 1) естественным, природным свойством субъектов экономики является эгоизм; 2) экономический эгоизм проявляется в стремлении максимизировать собственную экономическую выгоду; 3) максимум собственной выгоды стимулирует получение выгоды другими субъектами экономики; 4) получение выгоды всеми субъектами экономики возможно лишь в условиях конкурентного хозяйствования. На основе данной модели строится методология микроэкономики. К особенностям методологии микроэкономики относятся: ü Принцип индивидуализма. Предполагает, что благосостояние субъекта экономики не зависит от его принадлежности к социальным группам, классам, партиям и т. д. ü Принцип альтернативности выбора. Предполагает принятие решений в условиях безграничности потребностей при ограниченности ресурсов с учетом факторов, влияющих на выбор: факторов предпочтения и факторов ограничения. ü Принцип рационального выбора. Означает, что индивид стремится максимизировать собственную выгоду и минимизировать собственные издержки. ü Принцип полной информированности субъекта экономики. Позволяет оценивать как личную, так и чужую выгоду и оптимизировать свои действия по критерию максимизации этой выгоды. ü Принцип количественной взаимосвязи экономических явлений. Предполагает, что между экономическими явлениями и процессами существует функциональная связь, в которой одно из явлений считается зависимой, а другое – независи мой переменными. Позволяет формализовать экономический анализ и использовать возможности математического анализа. ü Принцип статичного анализа. Предполагает, что любая экономическая система стремится к равновесию и находится либо в равновесном состоянии, либо в процессе перехода от одного равновесия к другому. Таким образом, важнейшими методами микроанализа являются предельный (маржинальный) и функциональный анализ, а также равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов. Ключевые понятия
Микроэкономика, экономический выбор, экономический рационализм, предельный анализ, функциональный анализ, экономическая модель, равновесный подход, рациональное экономическое поведение.
Тема 2. Теория поведения потребителя
1. Проблема оценки полезности благ в кардинализме и ординализме. 2. Аксиомы ординализма. Кривая безразличия. Карта безразличия. 3. Бюджетная линия покупателя. Равновесие потребителя в ординализме. 4. Кривые “доход-потребление”, “цена-потребление”. 5. Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса. Ключевые понятия 1 Проблема оценки полезности благ в кардинализме и ординализме В основе теории поведения потребителя лежит предпосылка о том, что потребитель: 1) обладает суверенитетом или свободой выбора на рынке; 2) ведёт себя рационально; 3) принимает каждое решение о покупке, оценивая не только прирост выгод, но и определённые потери, поскольку потраченные деньги всегда имеют альтернативный вариант использования, который мы исключаем, делая покупку. Существуют два основных подхода к анализу поведения потребителя: 1. 70-е гг. 19-го в. – подход, сформированный в рамках Австрийской школы (представители:Менгер, Визер, Бем-Баверк) – кардинализм. 2. 90-е гг. 19-го в. – подход, сформированный в рамках Лозаннской и Кембриджской (Эджуорт, Пигу) школ – ординализм. Согласно кардиналистскому (количественному) подходу, ценность блага определяется не затратами труда, а потребностью, которая удовлетворяется данным благом. Кардинализм даёт количественную оценку поведения покупателя на рынке, вводит количественные соизмерения полезности, получаемой при покупке благ. Единица полезности – ютель. Согласно ординалистскому (порядковому) подходу к анализу полезности, от потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь того, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их “предпочтительности”. Кардинализм строит свою теорию, оперируя следующими понятиями: 1. Благо – любой объект покупательского выбора, который способен удовлетворить потребность и улучшить благосостояние субъекта.
2. Общая (совокупная) полезность(TU) – прямая связь между количеством купленных единиц блага и уровнем благосостояния покупателя.
Рисунок 2.1 – Кривая совокупной полезности
3. Маржинальная (предельная) полезность (MU), которая показывает, как изменяется общая полезность при потреблении дополнительных единиц блага.
Рисунок 2.2 – Кривая предельной полезности
= , (2.1) где MU – предельная полезность; Δ – изменение; TU – совокупная полезность; Q – объём покупок. При увеличении единиц потребляемого блага MU подвергается закону убывания. 4. Взвешенная по цене предельная полезность блага, которая позволяет сопоставлять (сравнивать) любые покупательские блага в процессе потребительского выбора.
, (2.2)
где P – цена товара.
5. Правило максимизации полезности, которое позволяет найти оптимальную покупку, которая бы максимизировала общую полезность покупателя с учётом его бюджетных ограничений.
. (2.3)
Общим у кардиналистов и ординалистов является следующее: - учитывается полная упорядоченность покупательских предпочтений; - учитываются бюджетные ограничения покупателя; - изучается поведение рационального покупателя; - не исследуются вопросы ценообразования. Ординалисты оперируют системой следующих понятий: аксиомы покупательского поведения, кривые безразличия, предельная норма субституции, карта кривых безразличия, бюджетная линия покупателя, равновесие потребителя, кривые “доход-потребление”, “цена-потребление”, угловое решение покупателя и другие понятия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.019 с.) |