Микроэкономическое регулирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Микроэкономическое регулирование



ГЛАВА 14

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

МИКРОЭКОНОМИКИ

14.1. Содержание и основные направления
регулирования в микроэкономике

14.2. Регулирование внутренней среды
функционирования предприятия

 

14.2.1. Менеджмент в системе регулирования
деятельности фирмы

14.2.2. Планирование и прогнозирование
деятельности предприятия

14.2.3. Маркетинг в системе управления
предпринимательской фирмой

 

Экономическое самоуправление

14.4. Формы и методы государственного
регулирования микроэкономики

В заключительной главе курса «Микроэкономика» есть смысл подвести некоторые итоги, обобщить результаты пре­дыдущего анализа.

Действительно, рыночный механизм выступает как со­временная экономическая технология. Есть основание такой механизм рассматривать как саморегулирующийся. Вместе с тем в условиях рыночной экономики обнаруживается про­блема обеспечения долговременного и устойчивого социаль­но-экономического развития, возникает необходимость в до­полнительном «ручном» регулировании экономических процессов.

В качестве основных направлений регулирования эконо­мических процессов выделяются внутрипроизводственное ре-


гулирование, экономическое самоуправление хозяйствующих субъектов и государственное регулирование.

Во внутрипроизводственном регулировании центральное место занимает управление (менеджмент) — целесообразная деятельность, направленная на координацию совместных уси­лий с целью оптимального сочетания вводимых факторов про­изводства. Управление создает и сохраняет предприятие как хозяйствующий субъект, выступает как форма его жизнеобес­печения.

Составной часть управления предприятием выступает организация — процесс, который затрагивает распределение обязанностей между отдельными управляющими, определяет формы и способы внутренних взаимоотношений по поводу ответственности и властных полномочий.

При определении моделей управления производством осо­бую ценность приобретает структурный анализ отношений управления, выделение организационно-технического, эконо­мического и социального аспектов. Постоянно меняются ме­тоды управления трудом. В качестве базовых типов управле­ния трудом выделяются технократический и инновационный. Современная практика хозяйствования демонстрирует углуб­ление кризиса технократического управления производством. Возрастает значение психологов и социологов, а также про­изводственного соуправления. Производственное соуправление и ассоциативность сглаживают традиционное отчуждение ра­ботодателя и работополучателя.

Среди функций управления особое место занимает плани­рование — совокупность последовательных и взаимосвязан­ных действий, направленных на достижение высокой эффектив­ности производства.

Маркетинг выступает как процесс определения спроса покупателей и предложения конкурентов на рынке продукта с целью обеспечения производства и сбыта продукции необ­ходимой информацией и получения денежного дохода и прибы­ли. Современный менеджмент предполагает предварительное изучение формирования потребительских предпочтений. Разно-


видностями моделей маркетинга выступают гигантомания, по-зицирование и клиентинг.

Необходимость обеспечения синтеза экономической свобо­ды и стабильности усиливает актуальность экономического самоуправления — совокупность организаций и институтов, добровольно созданных хозяйствующими субъектами на осно­ве делегирования части своей свободы в целях экономической стабилизации рыночных отношений и ускорения социального прогресса.

Современное государство активно занимается регулиро­ванием микроэкономики. Такое воздействие проявляется как совокупность мер законодательного, исполнительного и конт­ролирующего характера, осуществляемых правомочными уч­реждениями в целях стабилизации и приспособления системы хозяйствования к изменяющимся условиям.

Основными объектами государственного регулирования выступают условия, процессы, отношения, экономика регио­нов, сектора национальной экономики, функционирование ко­торых не обеспечивается должным образом на основе рыноч­ного регулирования и экономического самоуправления. Выделяются правовое, экономическое и институциональное направление системы государственного регулирования эконо­мического поведения хозяйственного субъекта.

Стремясь обеспечить долговременный и устойчивый эконо­мический рост, государство влияет на соответствующие фак­торы и обстоятельства. Государство определяет условия банк­ротства и санирования проблемных предприятий. Современное государство проводит активную ценовую политику. Прямое воздействие на поведение хозяйствующего субъекта оказыва­ют система налогообложения, антимонопольное регулирование.

В переходный период государственное регулирование пос­ледовательно решает задачи стабилизации, либерализации и экономического роста. При этом недопустима любая абсолю­тизация государственного регулирования, трансформации процессов регулирования в «патрулируемую экономику».


Содержание и основные направления регулирования в микроэкономике

Рыночное саморегулирование. Рыночную экономику приня­то рассматривать как саморегулирующуюся систему. Это озна­чает, что все участники рыночных отношений самостоятельно принимают необходимые решения. Поэтому нет необходимости в наличии специальных центров экономической власти.

Общество, домашние хозяйства и просто покупатели, что­бы удовлетворить потребности, нуждаются в разнообразных экономических благах. Фирмы и предприятия с большой готов­ностью поставляют на рынок такие блага кратковременного и долговременного пользования. Делают они это не потому, что их кто то принуждает, или из чувства любви. Оказывает­ся, это просто выгодно экономически. Выгодно получить и вы­полнить социальный заказ, а за счет денежной выручки иметь возможность удовлетворить уже свои потребности.

В условиях платности экономических ресурсов каждый хозяйствующий субъект стремится использовать их рациональ­но и получить максимум дохода. Если есть прибыль, значит, есть источник для дальнейшего развития. Экономическая клет­ка, которая не соответствует принципам рационального по­ведения, прекращает свое существование. Такова сила эконо­мической необходимости.

Рыночная селекция и имущественная дифференциация хозяйствующих субъектов, перелив капитала в более выгод­ные сферы, формирование средней нормы прибыли, конкурен­ция за доступ к ресурсам, за право выполнить заказ потреби­теля и другие элементы позволяют представить рыночную экономику как саморегулирующийся механизм.

В рыночной экономике обнаруживается присутствие «невидимой руки», о которой подробно рассказал английский экономист А. Смит (1723-1790) в своей эпохальной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

Необходимость регулирования. Вместе с тем реальная действительность свидетельствует о том, что на практике не все выглядит так просто. Приходится признавать: для меха­низма рыночного саморегулирования характерны значительные


сбои. На сегодняшний день такие дефекты рынка тщательно систематизированы экономической теорией, составлена не такая уж и привлекательная картина (см. ч. 1, стр. 481).

Выявлено то, что в условиях рыночной экономики произ­водство ориентируется не на потребности человека, а на пла­тежеспособный спрос. Свободный перелив капитала — это хо­рошо, но почему-то в национальной экономике время от времени обнаруживается острая необходимость осуществления крупных структурных сдвигов. Процессы рыночного саморегулирования и обмен информацией тормозятся коммерческой тайной, а сам рыночный механизм склонен к самовырождению.

В условиях свободной конкуренции существует опасность усиления эгоизма частной собственности, абсолютизации ин­дивидуального и недооценки общественного экономического интереса. Коммерческий рационализм грозит усилением несо­ответствия между социальной и экономической сторонами на­ционального производства, нарастанием разрыва между бед­ными и богатыми слоями населения. Христианский принцип «Возлюби ближнего как самого себя» неприемлем к коммерчес­кой деятельности.

Стремление усилить координацию между атомизирован-ными предприятиями и снизить таким способом непроизводи­тельные издержки, связанные с конкурентной борьбой, усили­вают монополизацию экономики, а это в свою очередь чревато появлением других негативных тенденций.

Начиная с 1825 г. хронической болезнью механизма рыночного саморе­гулирования выступают периодические кризисы перепроизводства. Они оказы­вают колоссальное воздействие на экономическое развитие. Если фаза подъе­ма сопровождается возникновением новых фирм, активизацией деловой активности и дополняется инфляцией, то фазы кризиса и застоя (депрессии) — разорением фирм, массовой безработицей, сокращением национального про­изводства. Складывается особый механизм выхода из экономического кризи­са за счет снижения процентной ставки и уровня заработной платы, но прежде всего — за счет обновления основного капитала, повышения производитель­ности труда и снижения издержек производства.

При большом желании подобные циклические колебания можно рассматривать как особое проявление механизма рыноч­ного саморегулирования. Но нельзя сбрасывать со счета то,


что такая форма спонтанного развития сопровождается недо­использованием материальных и трудовых ресурсов, замедле­нием темпов экономического роста. Она открыто противоре­чит здравому смыслу, гипотезе о рациональном поведении экономического человека.

В условиях рыночной экономики обнаруживается пробле­ма обеспечения долговременного и устойчивого социально-эко­номического развития.

Опасность возникновения кризиса перепроизводства экономическая те­ория обнаруживает уже при анализе функции денег как средства обращения («абстрактная возможность кризиса»).

Первое. В условиях товарного производства, чтобы иметь возможность купить необходимые блага, первоначально необходимо продать собственный продукт и получить своеобразное общественное признание понесенных зат­рат. Но если продукция оказалась нереализованной, то у такого производи­теля в свою очередь нет возможности купить другие необходимые товары, которые были произведены для удовлетворения его потребностей. Как след­ствие, разрываются хозяйственные связи, возникает проблема неплатежей. Получается, что срабатывает «принцип домино».

Второе. Даже имея деньги, любой покупатель имеет право не торопиться с покупками, а отложить их на неопределенное время. Но в этом случае опять возникает разрыв в цепи купли-продажи товаров А в совокупности все это приводит к тому, что разрывается связь между обменом и производством. Про­изведенные товары не реализуются, налицо признаки кризиса перепроизводства

С усложнением рыночных отношений обостряется проблема институциональной надежности сферы обмена (см. ч. 1, стр. 485). Дело в том, что развитие массового производства допол­няется распространением неперсонализированного обмена, когда покупатель и продавец лично друг друга не знают. Хотя сделки при купле-продаже дорогостоящих и технически сложных изде­лий заключаются на большие суммы. При этом качественные характеристики технически сложных товаров выявляются в пол­ном объеме лишь в процессе эксплуатации.(авиадвигатели, гид­ротурбины, реакторы, небоскребы, дамбы и т. п.).

Очевидно, что авиакатастрофы и аварии на atoMHbix станциях — дале­ко не самый лучший способ проверки качества и надежности технически слож­ных изделий.

Так обнаруживается необходимость дополнительного «ручного» регулирования экономических процессов, перераста-


ния традиционной рыночной инфраструктуры в цивилизован­нее рыночное хозяйство.

Проблема «внешнего эффекта». Чтобы еще раз подчерк­нуть необходимость «ручного» управления национальной эко­номикой, сошлемся на весьма важное обстоятельство — воз­никновение общих внешних эффектов.

Организуя выпуск продукции, любой предприниматель счи­тает своим долгом внимательно подсчитать все те издержки про­изводства (ТС), которые связанные с использованием платных экономических ресурсов. В экономической теории такие издерж­ки производства принято называть явными или бухгалтерскими.

Вместе с тем очень часто выпуск продукции сопровожда­ется возникновением издержек особого рода, которые предпри­ниматель не учитывает. Речь идет о так называемых общих внешних издержках (ТЕС).

Прежде всего выделим так называемые отрицательные внешние издержки, или эффекты (негативные экстерналии). Они возникают при использовании предприятием свободных благ и отрицательном воздействии на третьих лиц со сторо­ны участвующих в сделке хозяйствующих субъектов.

Пример. Предположим, химкомбинат сбрасывает в реку отходы произ­водства. С одной стороны, он экономит на очистных сооружениях, снижает индивидуальные издержки производства, К тому же предприятие без соответ­ствующей оплаты использует общее право на незагрязненную окружающую среду (чистый воздух, чистая вода и т. п.). С другой стороны, химкомбинат оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду. Наносится ущерб тем, кто использует водоем для рыболовства, туризма или как источник пить­евой воды. Не исключено повышение уровня заболеваемости среди населения данного региона.

Количественно отрицательный внешний эффект равен стоимости использованного ресурса, который оказался неопла­ченным, плюс стоимость нанесенного ущерба. Игнорирование отрицательного внешнего эффекта приводит к тому, что из­держки производства продукции оказываются искусственно заниженными. В итоге создается ложная предпосылка (за счет снижения цены предложения) к завышению объема выпуска продукции, хотя часть ресурсов используется нерационально.


Возникают вопросы: кто должен следить за компенсацией внешнего отрицательного эффекта (охрана окружающей сре­ды, профилактические мероприятия и т. п.), например, за счет издержек предприятия? Как определять цену услуги свободного блага (чистый воздух) или размер ущерба (загрязнение окру­жающей среды)?

В реальной действительности могут возникнуть и пози­тивные внешние эффекты (так называемые позитивные эксте-риалии), которые означают появление у третьей стороны без соответствующей оплаты дополнительного не выявленного полезного блага.

Пример. Предприятие «Плюсминус» получает площадку под строитель­ство, возводит соответствующую производственную инфраструктуру (тепло­сеть), прокладывает подъездные пути. Другое предприятие, которое начина­ет рядом возводить производственный корпус, непосредственно выигрывает от такого соседства.

Ваши соседи всегда будут выигрывать, если вы будете внимательно следить за пожарной безопасностью своего дома. Если ваш сосед разводит пчел, то мож­но ожидать, что от этого Ваш сад также выиграет, как и вся остальная округа. Смело можно рассчитывать на присвоение позитивного внешнего эффекта, если кто-то принялся благоустраивать участок дороги к дачному массиву.

Получатели внешнего положительного эффекта, или внеш­ней полезности, повседневно ощущают, что выгоднее жить в образованном и культурном обществе, в спокойном микрорай­оне, рядом с прекрасным соседским садом и т. д. Поэтому справедливо возникает вопрос о вкладе третьих лиц в произ­водство внешнего положительного эффекта. Ведь его отрица­ние приводит к недооценке стоимости продукта (занижение цены), снижению стимулов по наращиванию производства и недостаточному выпуску данного блага (22, стр. 213).

Таким образом, в очередной раз в функционировании ры­ночного механизма обнаруживаются существенные сбои, ве­дущие к снижению эффективности производства. Решению данной проблемы неучтенных внешних эффектов может спо­собствовать объединение всех заинтересованных сторон. Тог­да для такой ассоциации внешние эффекты автоматически становятся внутренними. Для того чтобы «невидимые» (для рыночного механизма) внешние эффекты получили денежную


оценку и были вовлечены в оборот, они должны стать объек­том собственности (частной, государственной).

Реальная жизнь свидетельствует о том, что здесь не обойтись без активного участия государства.

Основные направления регулирования в микроэкономике. Такие направления определяются прежде всего структурой отно­шений, которые складываются в микроэкономике (см. главу 1).

На рис. 14.1 выделены три основных уровня регулирования экономического поведения хозяйствующего субъекта. В качестве исходного направления выделяется внутренний механизм хозяй­ствования предприятия, основу которого составляют его внут­рипроизводственные отношения. Жизнь свидетельствует о том, что на предприятии оптимальный социальный микроклимат не складывается автоматически. В его наличии заинтересованы работодатель и работополучатель, собственник и профсоюз.

В социальной стабильности и в эффективной работе пред­приятия заинтересовано и государство. Поэтому оно активно регулирует трудовые отношения, совершенствует законода­тельную базу.

Но внутрипроизводственную систему управления произ­водством создает само предприятие как хозяйствующий субъект. Предприятие интересуют также социально-экономи­ческие и правовые условия хозяйственной деятельности. Такие общие (макроэкономические) условия, оказывающие регулиру­ющее воздействие на экономическое поведение предприятия, в первую очередь задает государство (см. ниже раздел 14.4).

В данном направлении важнейшие функции выполняют национальный и отраслевые профсоюзы, банки и страховые компании.

Помимо законодательной базы и правил поведения, пред­писанных государством, стабилизирующее воздействие на отношения между предприятиями оказывают национальные традиции бизнеса и предпринимательства. Через договорные отношения, переговорный процесс и т. д. развитие получает «культурная сеть» цивилизованного бизнеса. В современных условиях огромное стабилизирующее воздействие оказывают институты экономического самоуправления.


Уровень отно­шений Объекты регулирования Субъекты
Внутрипроиз­водственные отношения на предприятии Технико-организационные отно­шения. Экономические отноше­ния. Трудовые связи и отно­шения Управляющие и тех­нократы. Профсоюз предпри­ятия. Органы производст­венного самоуправ­ления
Внешняя среда Условия хозяйствования Государство. Институты эконо­мического само­управления. Банки и т. д.
Взаимодействие хозяйствующих субъектов Договора, контракты, переговоры. Партнерские взаимосвязи. Снижение риска. Совместные проекты Предприятия и объ­единения. Институты эконо­мического само­управления

Рис. 14.1. Содержание основных направлений микрорегулирования

Специфика переходного периода в Беларуси. Безусловно, в период рыночной трансформации, когда старая администра­тивная система демонтируется, а новая только складывается, потребность в регулировании реализуется в особых формах.

В рамках «всесоюзного народнохозяйственного комплекса» социалистические предприятия функционировали на правах не более как цеха. Теперь же предприятия выходят на экономичес­кую сцену в роли полноправных хозяйствующих субъектов (см. ч. 1, гл. 13-14). Постепенно изменяется мотивация их поведения. В отношениях между хозяйствующими субъектами возникает экономическая состязательность, или конкуренция.

Вместе с тем не следует идеализировать данный период. Для переходной экономики характерно переплетение старых и появление новых, достаточно деструктивных противоречий. Зависимость предприятий государственного сектора от орга­нов исполнительной власти дополняется кризисом неплатежей.


Нарушения договорной дисциплины повышают степень риска, усиливают неопределенность экономических прогнозов.

В этот период еще отсутствует цивилизованная идеоло­гия предпринимательства. Она формируется постепенно, вслед за становлением рыночных отношений. Прямое воздействие на данный процесс оказывают мировоззрение и убеждения лиц, которые в подавляющей массе впервые вовлекаются в рыноч­ные отношения. Надо считаться с тем, что основная часть «корпуса предпринимателей» сформирована из бюрократии и технократии. В среде так называемых «новых белорусов» не исключено наличие и криминального элемента, склонного пре­вратить предпринимательство в разновидность подпольного бизнеса. Этим объясняется низкая социальная ответственность, стремление частного бизнеса к быстрому обогащению и пере­делу собственности.

В докладе Всемирного банка за 2002 год указывается на то, что серьезным тормозом для последовательных реформ стали участники первой волны прива­тизации. Они активно использовали свое положение в госаппарате и свои связи в правящей элите для того, чтобы заполучить крупную собственность, а те­перь противятся дальнейшим преобразованиям, тормозят развитие конкурен­ции, которая угрожает их эксклюзивному положению.

По причине сохранения административного контроля го­сударственные предприятия чаще всего лишь имитируют са­мостоятельность. Снижение рентабельности усиливает поиск экономической ренты (перепродажа товаров, монополизм, сда­ча в аренду помещений и т.п.), а также низкоконкурентных ниш, где можно еще некоторое время прососуществовать, со­храняя производство морально устарелой продукции.

В условиях экономической и правовой нестабильности пред­приятия отодвигают достижение стратегических целей на вто­рой план. Определяющими становятся задачи выживания. Де­фицит инвестиций, замедление оборота капитальной стоимости, слабость национальной банковской системы, теневой вывоз капитала не позволяют быстро сформировать цивилизованную систему межотраслевого перелива капитала. Стратегия пассив­ного выживания особенно характерна для предприятий, которые оказались неготовыми к рыночной трансформации.


Во внутрипроизводственных отношениях открыто домини­руют принципы патроната и покровительства, стремление сохранить ранее сложившиеся трудовые коллективы. Это уси­ливает потребительское отношение к производству, оппорту­нистическое поведение со стороны наемного персонала.

В то же время это не является серьезным препятствием для формирова­ния так называемых «директорских фирм», когда высшее руководство госпред­приятия ориентируется исключительно на извлечение личной выгоды. Это порождает стремление избежать процедуры банкротства, блокирует процесс санирования производства.

Обнаружение ряда серьезных тенденций негативного пла­на накладывают отпечаток на содержание микрорегулирова­ния на данном временном отрезке рыночных преобразований в Беларуси.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.032 с.)