Участие Казахстана в Международных региональных организациях (ШОС, ЕвразЭС и т.д.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участие Казахстана в Международных региональных организациях (ШОС, ЕвразЭС и т.д.)



Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая,России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году, участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Общая численность населения стран ШОС равна 1 млрд. 455 млн человек (2007 год)[1](четвёртая часть населения планеты[2]). Экономика КНР — вторая в мире по ВВП после США (также уступает суммарному ВВП Евросоюза).

ШОС не является военным блоком, как НАТО или открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, а занимает промежуточную позицию.[3] Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Предпосылки к созданию Шанхайской организации сотрудничества были заложены ещё в 60-е годы XX века, когда СССР и КНР вступили в переговоры по разрешению территориальных споров. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и государств Центральной Азии. После того как КНР разрешил территориальные споры с соседними государствами СНГ (Россией,Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном), появилась возможность дальнейшего развития регионального сотрудничества.[4]

В 1996 году была образована «Шанхайская пятёрка». Последующие ежегодные саммиты участников «Шанхайской пятёрки» проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизстан) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году. Ко времени проведения бишкекского саммита началось создание постоянных механизмов сотрудничества: встреч министров и экспертных групп. Начала складываться новая международная организация. Появились национальные координаторы, назначаемых каждой страной.[4]

В 2001 году встреча была проведена в Шанхае. Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан, что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества или «Шанхайскую шестёрку».

Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму „Шанхайской пятёрки“»

Взаимоотношения Казахстана с республиками Центральной Азии изначально развивались в двух измерениях: в рамках ЕврАзЭС и собственно в формате региона. Сама по себе Центральная Азия представляет собой во многом сформировавшийся и самодостаточный социально-экономический и культурно-исторический комплекс с большими традициями общежития и взаимодействия.
Одним из факторов, объединяющим все пять государств ЦА, является их общая история - годы государственного строительства в рамках СССР и ускоренной модернизации, которую они пережили за это время.
Другой объединяющий элемент - их принадлежность к мусульманскому миру. Хотя степень религиозности населения и роль ислама в каждом из государств неодинаковые, тем не менее, этот фактор роднит центральноазиатские республики, формируя во многом общие черты культуры и общественной жизнедеятельности.
Итак, после ликвидации Советского Союза между центральноазиатскими республиками, с одной стороны, сохранялись традиционные старые связи, которые требовали продолжения, с другой, назрели некоторые проблемные вопросы, разрешить которые в рамках и при помощи механизмов ЕврАзЭС не представлялось возможным.
В силу данных обстоятельств формат ЕврАзЭС не мог удовлетворить потребности стран региона и вызвал к жизни новые формы партнерства между Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном (Туркмения, географически относящаяся к региону ЦА, реальным участником процесса регионального взаимодействия является лишь формально; причины тому заключаются в особенностях проводимого туркменским руководством внешнеполитического курса).
Основные структуры, внутри которых традиционные связи получили дальнейшее развитие – это Таможенный союз, переросший в Евразийское экономическое сообщество (страны – участницы:Россия, Казахстан, Белоруссия, Кыргызстан, Таджикистан) и Центральноазиатское Сообщество, куда вошли четыре государства ЦА за исключением Туркмении. Кроме того, традиционно большую роль играет режим личных контактов лидеров стран, и двусторонний формат сотрудничества.
30 апреля 1994 года три суверенных государства – Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан – подписали Договор о создании Единого экономического пространства, который заложил правовой фундамент экономического сотрудничества в ЦА. Договор предполагал обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и согласованную расчетную, бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и валютную политику.
В марте 1998 года к данному Договору присоединилась в качестве полноправного участника Республика Таджикистан. В июле того же года «четверка» стран решила образовать Центральноазиатское Экономическое Сообщество, преобразованное в 2002 году в Центральноазиатское Экономическое Сообщество.
Несмотря на осуществление большого объема работ, на заключение массы соглашений и пр., в последнее время внутри структуры наблюдается замедление темпов интеграции, что, как представляется, есть временное явление, вызванное скорее субъективными факторами. Вместе с тем, учитывая то, что центральноазиатские страны обладают большим стратегическим потенциалом для интеграции, а также такими объединяющими факторами, как колоссальные природные богатства и богатые людские ресурсы, огромный малоосвоенный рынок, потребительский потенциал которого будет расти одновременно с освоением его природных ресурсов и ростом благосостояния населения и прочие, появляется уверенность в хороших перспективах для углубления и активизации их экономического и политического взаимодействия.
Президент Назарбаев так характеризует общую ситуацию: «Наша региональная общность – не досужая выдумка, а объективная реальность…. Наш регион богат минеральными ресурсами, находится на стыке континентальных транспортных потоков. Он соседствует не только с Россией и Китаем, - каждая из этих стран представляет собой геополитической целое, но и с регионом Среднего и Ближнего востока, где вызревают новые и серьезные процессы, могущие иметь последствия для всего мира. Нашим молодым государствам будет трудно войти в мировую экономику, эффективно распорядиться своим потенциалом и ответить на внешние воздействия, если они вступят в неоправданную конкуренцию между собой».
Между республиками ЦАР существуют несколько вопросов, которые на сегодняшний день в немалой степени определяют характер их взаимоотношений, однако, разрешение их, очевидно, лежит в ближайшей перспективе.
Один из них – это разрешение пограничных вопросов, представляющих на сегодняшний день препятствие для углубления регионального сотрудничества. В частности, между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан в 2002 году был подписан Договор о делимитации границ, однако, несмотря на произошедшее урегулирование проблемы, в широкой общественности спор о некоторых приграничных территориях на этом не затих. Однако, все реалии сегодняшнего дня свидетельствует о скором окончательном разрешении всех вопросов в этой области.
Еще одним раздражителем является вопрос о разделе водных ресурсов, жизненно необходимых как для производства электроэнергии, так и для сельского хозяйства. Проблема нехватки воды почти единогласно рассматривается сегодня как наследие советской эпохи (существовавшая в то время плановая экономика превратила Киргизию фактически в водного монополиста региона) и результат антропогенного воздействия на окружающую среду.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.046 с.)