Финансовая политика переходного периода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая политика переходного периода



Политика переходного периода применяется при регулировании экономики, находящейся в стадии переходного периода. Экономика переходного периода(ЭПП),характерна для стран, находящихся в процессе экономической трансформации, т.е перехода от одного состояния системы к качественно иному. Развитие ЭПП происходит путем возникновения новых институтов, связей и отношений, возникают новые макро и микроэкономические закономерности и тенденции, социальные и политические изменения, новые задачи экономической политики.

Для России самый яркий пример переходной экономики – период перехода от коммунистической экономики к рыночным отношениям.

Можно выделить 3 группы социально экономических проблем,которые стали при крушении коммунизма.

1) Проблемы либерализации стабилизации

2) Институциональные проблемы,

3) Возможности и перспективы экономического роста

Цели финансовой политики

1)Важнейшей целью финансовой политики явл увеличение объема финансовых ресурсов на базе экономического роста. В связи с этим большое значение приобретают вопросы оптимально распределения государственных финансов и их эффективного целевого использования, в том числе для реализации целевых программ(федеральных, региональных, межрегиональных).

2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения Итак, исходя из вышесказанного финансовую политику можно определить как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели.

Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Под стратегией в данном случае понимаются общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика — это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

 

Целью финансового менеджмента является максимизация прибыли, благосостояния предприятия с помощью рациональной финансовой политики. Задачи фин. менеджмента:

1. Обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.

2. Оптимизация денежного оборота.

3. Оптимизация расходов.

4. Обеспечение минимизации финансового риска на предприятии.

5. Оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия.

6. Обеспечение рентабельности предприятия.

7. Задачи в области антикризисного управления.

8. Обеспечение текущей финансовой устойчивости предприятия.

Основными принципами финансового менеджмента являются:

1. Финансовая самостоятельность предприятия.

2. Самофинансирование предприятия.

3. Материальная заинтересованность предприятия.

4. Материальная ответственность.

5. Обеспечение рисков финансовыми резервами.

Субъекты управления финансами РФ делятся на 3 уровня:

1) Органы гос власти- они управляют государственными финансами, а органы местного самоуправления –муниципальными финансами

2) Хозяйствующие субъекты управляют финансами предприятий и организаций различных типов деятельности

3) Домохозяйства –они управляют денежными доходами работающих, а так же не работающих но получающих пособия, стипендию, пенсию(неюрид, физ лица)

Субъекты управления финансами в РФ:

· Гос дума, совет федерации(утверждают и рассматривают законы)

· Министерство финансов(составление проекта бюджета, его исполнение и составление отчета)

· Федеральная налоговая служба- контроль за правильным исчисление взносов в бюджет

· Федеральная служба по экономическим и налоговым преступления при МВФ- выявление и пресечение налоговых преступлений, контроль за исполнением налогового законодательства

· Федеральная таможенная служба РФ – контроль за правильностью определения там стоимости товара, учувствует в организации экспортного контроля

Управление финансовыми потоками осуществляется с помощью разных приёмов. Общим содержанием всех приемов финансового менеджмента является воздействие финансовых отношений на величину финансовых ресурсов. К приёмам управления движением финансовых ресурсов и капитала относятся:

1. системы расчетов и их формы;

2. кредитование и его формы;

3. депозиты и вклады (в том числе в драгоценные металлы и за рубежом);

4. операции с валютой;

5. страхование (включая хеджирование);

6. залоговые операции;

7. трансферт;

8. трастовые операции;

9. текущая аренда;

10. лизинг;

11. франчайзинг;

12. бухгалтерский учет.

17)Финансовое планирование сущность и функции

Финансовое планирование – это составление баланса всех доходов и расходов экономического субъекта для обеспечения его эффективного развития и функционирования.

Методы финн планирования:

1) балансовый метод- состоит в установлении соотношения между ресурсами и их распределением через систему балансов

2) нормативный метод – является разновидностью балансового, с той разницей, что балансовая устанавливает общее соотношение между ресурсами и потребностями, а нормативный более детальную пропорцию, а именно затраты определенного ресурса на единицу производимого продукта

3) экономика – математический метод, означает разработку и использование моделей экономического развития, описанной на математическом языке. Такой метод используется при необходимости составить не один, а несколько вариантов планов, и выбрать наиболее лучший с точки зрения заранее определенных критериев.

4) программно-целевой метод сводится к разработке программы развития какой либо отрасли или комплекса отраслей для решения крупных экономических задач путем увязки целей и средств их достижения

Организация планирования – зависит от величины предприятия, а так же от условий хозяйствования на рынке. различают 2 схемы организации работ по планированию:

1) break-down (сверху-сниз) работа по планированию бюджетов начинается сверху, когда руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели в более детализированной форме включаются в планы подразделений

2) build –up (снизу вверх) расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, а затем руководитель отдела реализации сводит эти показатели в единый бюджет, который в последствии может войти составной частью в общий бюджет предприятия

18)территориальное сводное финансовое планирование

Его основная цель разработка программ предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий расположенных на их территории по развитию социальной инфраструктуры. Для этой цели составляют сводный финансовый баланс. Его задачей является определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе. С его помощью увязываются все звенья финансово- кредитной системы.

Он имеет след вид и состав показателей:

Доходы(прибыль от деятельности территориальных органов, НДС, акцизы, подоходный налог с физ лиц, налог на имущество, доходы от приватизаций, местные налоги, средства для образования гос внебюджетных фондов, долгосрочные кредиты, средства выделенные из гос бюджетов, прочие налоги и доходы)

Расходы (содержание органов гос власти и управления, целевое финансирование, финансирование социально культурных мероприятий, расходы на содержание правоохранительных органов, затраты на НИОКР, выдача кредитов погашения %, отчисления в гос внебюджетные фонды, взносы в фед бюджет)

19)виды финансового планирования

Финансовое планирование – это составление баланса всех доходов и расходов экономического субъекта для обеспечения его эффективного развития и функционирования.

Виды финансового планирования классифицируется в зависимости от целей и сроков планирования.

1) Стратегические(перспективные, долгосрочные) финансовые планы- это планы генерального развития экономического субъекта, они определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризует инвестиционные стратегии и возможности, а так же определяют объем и структуру финансовых ресурсов необходимых для функционирования экономического субъекта.

2) Текущие планы(среднесрочные) они разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов и их объем, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого возможного источника финансирования, а так же проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятий и путей получения дохода.

3) Оперативный финансовый план (краткосрочные) это тактические планы, непосредственно связаны с достижением цели экономического субъекта (план производства, план закупки сырья и материала, план выплаты налогов)

Любой план действий должен сопровождаться сметой расходов- составлением бюджета, который является количественным воплощением плана, характеризуя доходы и расходы на конкретный период и определяя потребность в ресурсах. Отдельные бюджеты могут нести информацию только о расходах или доходах(бюджет производства, закупки сырья и материалов, продаж), а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках)показывают как расходы, так и доходы организации.

20) бюджетное планирование, бюджетный процесс

Бюджетное планирование – важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность такого планирования состоит в централизованном распределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе социально- экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов.

Принципы бюджетного планирования:

· Регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами

· Целевой характер направления движения бюджетных средств

· Непрерывность планирования годового бюджета

· Стабильность финансовых показателей

· Балансовый метод

Бюджетное планирование осуществляют органы гос власти и управления. Основы бюджетного планирования определяются конституцией и законами государства.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центральных, региональных и местных бюджетов.

Бюджетный процесс охватывает 4 стадии бюджетной деятельности:

1) Составление проекта бюджета

2) Рассмотрение и утверждение бюджета

3) Исполнению бюджета

4) Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение

Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны, их продолжительность для большинства стран составляют более трех лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.129 (0.02 с.)