Финансовая система, сущность, структура, элементы структуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая система, сущность, структура, элементы структуры.



Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система - это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:

1)общегосударственные финансы:

- государственный бюджет;

- внебюджетные фонды;

- государственный кредит;

- фонды страхования;

- фондовый рынок;

2)финансы хозяйствующих субъектов:

- государственных;

- муниципальных;

- частных;

- акционерных;

- арендных;

- общественных.

В зависимости от реализуемой государством экономической политики, финансовая система может иметь один из следующих типов:

• Банковский тип – основная часть национального дохода страны перераспределяется через рынок ссудных капиталов (большинство стран Европы);

• Рыночный тип – аналогичную роль в перераспределении нац. дохода выполняет фондовый рынок (США, Канада)

• Бюджетный тип – осн. часть нац. дохода в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов (Швеция, Китай)

Финансовая политика и управление финансами. Функциональные элементы управления финансами

Финансовая политика - Это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством своих функций.

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль.

Типы политики:

n Классическая (направлена на невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов – А. Смит, Д. Рикардо и др.)

n Регулирующая (исходит из необходимости вмешательства государства в циклическое развитие экономики, обеспечение полной занятости.

Инструментами вмешательства становятся государственные расходы, которые формируют дополнительный спрос (рост предпринимательской деятельности, увеличение НД, ликвидация безработицы). Происходит рост сбережений населения, государство с помощью прогрессивных ставок налогов изымает излишки, это способствует сбалансированности бюджета и погашению государственных долгов (Дж. Кейнс и др.)

n Планово-директивная В.Ленин, Н. Бухарин (максимальная концентрация ресурсов и средств производства в руках государства и перераспределение их в соответствии с государственным планом)

Финансовая политика предполагает:

n разработку общей концепции такой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;

n создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;

n управление финансовой деятельностью государства и других субъектов хозяйственных отношений.

Финансовая политика состоит из элементов:

n налоговой политики;

n бюджетной политики;

n денежно-кредитной политики;

n ценовой политики;

n таможенной политики;

n социальной политики;

n инвестиционной политики;

n политики в области международных финансов.

Приоритеты финансовой политики в России:

n достижение социальной стабильности в обществе;

n оздоровление государственных финансов;

n восстановление нормального функционирования кредитной системы;

n поддержка сбалансированности натурально-вещественных и денежных потоков;

n достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;

n создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;

n создание условий по пресечению финансовых злоупотреблений и коррупции.

Задачи:

n обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

n установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

n организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

n выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

n создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

Управление финансами

Под управлением финансами понимается:

• совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата;

• воздействие на финансовые отношения с целью максимально эффективного распределения (перераспределения) финансовых ресурсов.

Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления:

• финансы предприятий, учреждений и организаций;

• страховые отношения;

• государственные финансы

Под субъектами управления понимаются организационные структуры, которые осуществляют управление, а именно:

• финансовые службы предприятий, учреждений и организаций;

• страховые органы;

• финансовые органы и налоговые инспекции.

• Совокупность организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Функциональные элементы управления финансами:

финансовое планирование - занимает важное место в системе управления финансами. Оценивает состояние финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, а последняя, в свою очередь, - на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Составными частями финансового планирования являются бюджетное и налоговое планирование;

стратегическое управление — заключается в определении финансовых ресурсов на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и т. д. Стратегическое управление финансами в нашей стране осуществляют Государственная Дума, Аппарат Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления;

оперативное управление — совокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов;

• Оперативное управление финансами в нашей стране осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций;

финансовый контроль — осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты использования финансовых ресурсов с плановыми, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.251 (0.01 с.)