Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием.



Постановка проблемы и методы исследования

Постановка проблемы: изучение особенностей познавательного интереса у детей с общим недоразвитием речи

Ги‏по‏те‏за‏ на‏ше‏го‏ и‏ссле‏до‏ва‏ни‏я: предполагается, что познавательный интерес детей с общим недоразвитием речи ниже, чем у детей с нормой речевого развития.

 

Для этого были подобраны две группы детей в возрасте 6-7 лет: контрольная (дети с нормальным речевым развитием) и экспериментальная (дети с общим недоразвитием речи).Работа с контрольной группой проводилась на базе МДОУ «Детский сад №2 «Солнышко» г. Петрозаводск. Эксперимертальная работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №20 «Лумикелло» г. Петрозаводск.

Группы состояли из 10 человек без речевых патологий и 10 человек с общим недоразвитием речи.

В на‏ше‏м и‏ссле‏до‏ва‏ни‏и‏ мы при‏ме‏няли‏ сле‏дующи‏е‏ ме‏то‏ди‏к‏и‏, взятые из книги Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников.- СПб.: Речь, 2005. – 128с. (Практикум по психодиагностике)

 

Описание методов и методик исследования

В на‏ше‏м и‏ссле‏до‏ва‏ни‏и‏ мы при‏ме‏няли‏ сле‏дующи‏е‏ ме‏то‏ди‏к‏и‏, взятые из книги Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников.- СПб.: Речь, 2005. – 128с. (Практикум по психодиагностике)

Серия первая

Задание 1. «Выбор деятельности»

Дошкольники

Индивидуально

Выявление доминирования познавательного или игрового мотива и его устойчивости.

Задание 2. «Загадка»

Дошкольники

Индивидуально

Выявление степени выраженности положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности

Серия вторая

Задание 1. «Угадай, что в ящике»

Дошкольники

Индивидуально

Изучение произвольной поисковой активности в форме вопросов

Задание 2. «Составь дорожку из квадратов»

Дошкольники

Индивидуально

Изучение особенностей проявления познавательного интереса в ситуации выбора различного типа задач

Серия третья

Задание 1. «Собери картинку»

Дошкольники

Индивидуально

Изучение познавательного интереса в условиях актуализации регуляционных процессов при возможности ориентации на наглядный образец и осуществления практических действий

Задание 2. «Соедини значки и найди предмет»

Дошкольники

Групповая

Изучение познавательного интереса при актуализации регуляционных процессов в условиях необходимости сохранения последовательности действий во внутреннем плане

Изложение и анализ результатов

Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению (Э.А. Баранова)

Серия первая

Задание 1. «Выбор деятельности»

Цель. Выявление доминирования познавательного или игрового мотива и его устойчивости.

Материал, Три простые, не очень привлекательные игрушки, логическая задача, предполагающая сопоставление всей совокупности различительных признаков и нахождение отсутствующей фигуры, предмет неизвестного назначения, книга познавательного содержания, карандаш.

Ход проведения. Ситуация опыта предполагает ситуацию столкновения двух мотивов – игрового и познавательного. Ребенка подводят к столу, на котором расположены указанные предметы и говорят: «Посмотри, что есть на столе. С выбранным предметом можно позаниматься». Предусматривается возможность повторного выбора.

Обработка результатов. Дополнительно к общим критериям проводится оценка по параметру мотивация: а)устойчиво познавательная (2 выбора познавательного предмета), б) неустойчивая (1 выбор познавательного предмета), в) устойчиво игровая.

1-й уровень – 25-26 баллов, 2-й – 17-24 балла, 3-й – 12-16 баллов, 4-й – 7-11 баллов, 5-й – 6 и ниже.

Примечание. При устойчиво игровой мотивации параметры операционно-технического и регуляционно-оценочного компонентов не оцениваются.

В ди‏а‏гно‏сти‏к‏е‏ при‏ни‏ма‏ли‏ уча‏сти‏е‏ 10 де‏те‏й с но‏рмо‏й ра‏зви‏ти‏я ре‏чи‏ и‏ 10 де‏те‏й с общим недоразвитием речи. Во‏зра‏ст – 6-7 ле‏т, подготовительная группа‏.

Результаты работы с детьми с общим недоразвитием речи представлены в таблице 1 (Приложение 1).

Итоги работы:

1-й уровень - 1 ребенок. Дима Б. набрал 25 баллов;

2-й уровень – 3 ребенка. Снежана, Данил набрали 24 балла, Лиза – 20 баллов.

3-й и 4-й уровень - нет ребят.

5-й уровень – 6 ребят. Кирилл, Витя, Артур, Саша, Никита набрали по 3 балла. Дима К. – 2 балла.

Ребятам были предложены игрушки – машинка, мячик, кукла. Неизвестный предмет – безмен. Логическая задача – «блоки Дьенеша». Книга познавательного содержания – энциклопедия, карандаш. В ходе выполнения задания Дима выбрал неизвестный предмет (безмен). Снежана, Данил, Лиза выбрали книгу. Ребята с желанием включились в работу. Они были увлечены содержанием задания. Испытывали позитивное эмоциональное состояние на протяжение всех этапах деятельности. Были внимательны, сосредоточены. После окончания эксперимента Дима захотел взвесить в группе книгу, машину. Снежана, Данил, Лиза попросили рассмотреть книгу более подробно. У них доминирует познавательный мотив. Остальные ребята из предложенных предметов выбрали игрушки. К заданию они отнеслись нейтрально. Не проявили особого желания. Дима неохотно отнесся к предложенному заданию. У ребят с общим недоразвитием речи доминирует игровой мотив.

Результаты работы с детьми с нормой речевого развития представлены в таблице 2 (Приложение 1).

Итоги работы:

1-й уровень - 5 ребят. Александра, Полина, Фатима, Андрей и максим набрали 25 баллов;

2-й уровень – 2 ребенка. Миша набрал 24 балла, Алеша – 21 балл.

3-й, 4-й уровень - нет ребят.

5-й уровень – 3 ребенка. Варвара набрала 5 баллов. Лиза, Даниил набрали по 3 балла.

Ребятам так же были предложены игрушки – машинка, мячик, кукла. Неизвестный предмет – безмен. Логическая задача – «блоки Дьенеша». Книга познавательного содержания – энциклопедия, карандаш. В ходе выполнения задания Миша, Максим, Алеша выбрали неизвестный предмет (безмен). Фатима, Андрей, Полина выбрали книгу. Логическую задачу выбрала Александра. Она её решила самостоятельно. Ребята с желанием включились в работу. Они были увлечены содержанием задания. Испытывали позитивное эмоциональное состояние на протяжении всей деятельности. Были внимательны, сосредоточены. Прослеживалась устойчивая устремленность к умственной деятельности После окончания эксперимента захотели взвесить в группе различные предметы. Полина попросила рассмотреть книгу более подробно, прочитать её. У них доминирует познавательный мотив. Лиза, Варя и Даниил из данных предметов выбрали игрушки. К предложенному заданию они отнеслись нейтрально. Не проявили особого желания. Эмоциональное состояние спокойное. У этих ребят доминирует игровой мотив.

По итогам можно сделать вывод, что у ребят с нормой речевого развития преобладает познавательный мотив.

Задание 1 «Выбор деятельности»

Сводный график

График 1

 

 

По данным графика 1 видно, что у детей с нормой речевого развития доминирует познавательный мотив, так как большинство из них выбрали предмет познавательного направления. У детей с общим недоразвитием речи – игровой мотив, так как был выбран предмет игрового характера. В группе с нормой речевого развития у 7 ребят преобладает познавательный мотив, игровой - у 3 ребят. В группе с общим недоразвитием речи познавательный мотив наблюдается у 4 ребят, игровой – у 6 ребят.

Задание 2. «Загадка»

Цель. Выявление степени выраженности положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности.

Материал. Лист с напечатанным текстом, в котором отдельные слова заменены квадратом, и набор картинок, служащих для расшифровки опущенных во фразах слов.

Ход проведения. Ребенку говорят: «Ты любишь отгадывать загадки? У меня есть необычная загадка (показывается текст). Посмотри, здесь есть слова и квадраты. Чтобы найти отгадку, нужно прочитать написанное и подставить в квадрат нужную по смыслу картинку». Взрослый вместе с ребенком рассматривает изображения, просит назвать их, в случае допущения ошибок в названии, поправляет их. Первое слово расшифровывается совместно. Если ребенок не владеет техникой чтения, фразы зачитываются взрослым. В случае прекращения деятельности по инициативе ребенка или категорического отказа от выполнения задания через 10 минут предпринимается повторная попытка привлечь ребенка к продолжению занятия.

Обработка данных производится по общим критериям. Уровень сформированности познавательного интереса в этом задании оценивается таким образом: 1-й уровень – 23-24 балла, 2-й – 16-22 балла, 3-й – 11-15 баллов, 4-й – 7-10 баллов, 5-й – 6 и ниже.

Результаты работы с детьми с общим недоразвитием речи представлены в таблице 3 (Приложение 1).

Итоги работы:

1-й уровень - 4 ребенка. Дима Б. и Данил набрали 24 балла; Снежана и Лиза набрали по 23 балла.

2-й уровень - 2 ребенка. Артур и Саша набрали по 16 баллов.

3-й уровень - 3 человека. Кирилл – 15баллов, Витя и Никита по 13 баллов.

4-й уровень – 1 ребенок. Дима К. набрала 9 баллов.

Ре‏бята‏м была пре‏дло‏же‏на‏‏ за‏да‏ча – отгадать загадку. С каждым ребенком мы вместе рассмотрели текст и картинки, назвали их. Первое слово расшифровали вместе. Техникой чтения владели только Дима Б. и Кирилл. Они читали текст сами. Остальным ребятам текст зачитывала я. В ходе работы Снежана, Дима Б., Данил, Лиза, Кирилл. Артур, Саша с желанием и увлечением отнеслись к заданию. У них прослеживалось позитивное эмоциональное состояние в процессе работы. Ребята проявили самостоятельность при выполнении задания. У них наметилась устойчивая устремленность к умственной деятельности. В процессе работы они были сосредоточены. При правильном подборе картинок к предложениям они испытывали удовлетворение. Витя, Дима К., Никита с желанием приняли задачу. Они были заинтересованы, но особого увлечения к заданию не выявляли. При затруднении обращались за помощью. Наблюдались колебания внимания, частая отвлекаемость. Можно предположить, что у большинства ребят преобладает положительное эмоциональное отношение к познавательной деятельности.

 

Результаты работы с детьми с нормой речевого развития представлены в таблице 4 (Приложение 1).

По итогам работы на 1-м уровне 8 ребят. Александра, Полина, Фатима, Андрей, Лиза, Максим. Миша набрали 24 балла. Варвара набрала 23 балла. На 2-м уровне – 2 ребенка. Даниил набрал 21 балл, Алеша – 20 баллов. На 3-м, 4-м, 5-м уровне нет ребят.

Ре‏бята‏м была пре‏дло‏же‏на‏‏ за‏да‏ча – отгадать загадку. С каждым ребенком мы вместе рассмотрели текст и картинки, назвали их. Первое слово расшифровали вместе. Техникой чтения владеют Александра, Андрей, Миша, Полина, Максим. Они читали текст сами. Остальным ребятам – Лизе, Даниилу, Варе, Фатиме, Алеше - текст зачитывала я. В ходе работы все ребята с желанием и увлеченностью отнеслись к заданию. Эмоциональное состояние в процессе работы - позитивное. После окончания работы все ребята, кроме Даниила и Алеши, попросили провести с ними аналогичную работу. (А еще есть?). С работой все справились самостоятельно. Помощь не потребовалась. Были сосредоточены в процессе решения загадки. Только Алексей отвлекался на посторонние предметы. Испытали удовлетворение от правильно выполненной работы.

По итогам работы можно предположить, что у всех ребят степень выраженности положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности достаточно высокая.

Задание 2 «Загадка»

Сводный график

График 2

По данным графика 2 можно предположить, что у ребят с онр степень эмоционального отношения к познавательной деятельности снижена по сравнению с ребятами с нормой речевого развития. У ребят с онр произошло разделение на 4 уровня. У ребят с нормой речевого развития на 2 уровня.

Серия вторая

Задание 1. «Угадай, что в ящике»

Цель. Изучение произвольной поисковой активности в форме вопросов.

Материал. Черный ящичек, предмет простой конфигурации, довольно часто встречающийся детям в обыденной жизни (карандаш).

Ход проведения. Перед ребенком находится черный ящичек с помещенным внутрь предметом. Ребенка спрашивают: «Ты хочешь узнать, что лежит в ящике? Чтобы узнать, какой предмет находится в ящике, нужно задавать вопросы. Можно задавать вопросы, какие захочешь, я на них буду отвечать, и ты сможешь догадаться, что там лежит». Если ребенок действует методом перебора вариантов, предлагается перечень вопросов, представляющих собой готовый алгоритм поиска ответа: «Спроси у меня – для чего нужен этот предмет? Что с ним делают? Из чего он сделан? Какой формы? Какого размера? Какого цвета?». В случае игнорирования ребенком предложенного готового пути решения поставленной задачи предпринимается повторная попытка направить мысль ребенка в нужное русло. Выполнение задания ограничивается 10 минутами. По истечении отведенного времени деятельность под каким - либо предлогом прекращалась. Кроме общих показателей фиксируется количество и характер задаваемых вопросов, их направленность.

Обработка данных. Параметр «стремление к поиску решения задачи» оценивается с учетом количественной и качественной характеристики заданных вопросов: а) склонность к поиску с помощью продуктивных вопросов при четко выраженном самостоятельно установленном алгоритме поиска – 5 баллов; б) то же, при принятии алгоритма, заданного извне – 4 балла; в) придерженность к сочетанию продуктивных вопросов с идентификационными – 3 балла; г) стремление к поиску на основе высказывания преимущественно предположений (при их числе на уровне среднего показателя и выше) – 2 балла; д) то же, при числе предположений на уровне меньшего среднего показателя – 1 балл; е) отсутствие стремления к поиску – минимальное число предположений (1-2), отказ от деятельности – 0 баллов.

В целом ребенок может набрать от 0 до 29 баллов: 1-й уровень – 25-29 балла, 2-й – 19-24 балла, 3-й – 12-18 баллов, 4-й – 8-11 баллов, 5-й – 7 и ниже.

Результаты работы с детьми с общим недоразвитием речи представлены в таблице 5 (Приложение 2)

Итоги работы:

1-й уровень – 2 ребенка. Дима Б. и Данил набрали 27 баллов.

2-й уровень – 2 ребенка. Снежана набрала 20 баллов, Лиза набрала 22 балла.

3-й уровень – 5 детей. Кирилл, Артур – 14 баллов. Витя, Саша, Никита – 13 баллов.

4-й уровень – 1 ребенок. Дима К – 8 баллов.

5-й уровень - нет детей.

Ребятам было предложено задание - угадать, что лежит в коробке. В коробку заранее был положен карандаш. Практически все ребята приняли задание с интересом, кроме Кирилла, Вити, Димы К. Они отнеслись к заданию нейтрально, спокойно, без особого интереса. Увлеченность поиском ответа наметилось только у Снежаны, Лизы, Данила и Димы Б. Они проявили самостоятельность. Помощи из вне им не потребовалась. Вопросы ребята задавали продуктивного типа: Для чего он нужен? Какой он? Какого цвета? Какой формы? Как выглядит? У ребят прослеживается готовность к умственной деятельности. Они готовы искать ответ на проставленный вопрос. Они были удовлетворены правильно выполненной работой (угадали, что в коробке карандаш). В процессе работы были сосредоточены, не отвлекались.

Дима К. был заинтересован заданием, но не на протяжении всего времени. Задал только 2 вопроса: Что там? Им можно играть? Мальчик не готов к умственному напряжению. Часто отвлекается. Не стремится искать ответ на задание. Теряет интерес к деятельности, если она ему не по силам. Зависим от помощи взрослого.

Кирилл, Артур, Саша, Никита, Витя отнеслись к заданию без особого желания. Наблюдалось колебание внимания в процессе работы. Вопросы были продуктивного и идентификационного типа. Ребята не особо хотят заниматься умственной деятельностью.

По данным результатам можно предположить, что произвольная поисковая активность у детей с онр снижена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.032 с.)