Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием.
Постановка проблемы и методы исследования Постановка проблемы: изучение особенностей познавательного интереса у детей с общим недоразвитием речи Гипотеза нашего исследования: предполагается, что познавательный интерес детей с общим недоразвитием речи ниже, чем у детей с нормой речевого развития.
Для этого были подобраны две группы детей в возрасте 6-7 лет: контрольная (дети с нормальным речевым развитием) и экспериментальная (дети с общим недоразвитием речи).Работа с контрольной группой проводилась на базе МДОУ «Детский сад №2 «Солнышко» г. Петрозаводск. Эксперимертальная работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №20 «Лумикелло» г. Петрозаводск. Группы состояли из 10 человек без речевых патологий и 10 человек с общим недоразвитием речи. В нашем исследовании мы применяли следующие методики, взятые из книги Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников.- СПб.: Речь, 2005. – 128с. (Практикум по психодиагностике)
Описание методов и методик исследования В нашем исследовании мы применяли следующие методики, взятые из книги Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников.- СПб.: Речь, 2005. – 128с. (Практикум по психодиагностике) Серия первая Задание 1. «Выбор деятельности» Дошкольники Индивидуально Выявление доминирования познавательного или игрового мотива и его устойчивости. Задание 2. «Загадка» Дошкольники Индивидуально Выявление степени выраженности положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности Серия вторая Задание 1. «Угадай, что в ящике» Дошкольники Индивидуально Изучение произвольной поисковой активности в форме вопросов Задание 2. «Составь дорожку из квадратов» Дошкольники Индивидуально Изучение особенностей проявления познавательного интереса в ситуации выбора различного типа задач Серия третья Задание 1. «Собери картинку» Дошкольники
Индивидуально Изучение познавательного интереса в условиях актуализации регуляционных процессов при возможности ориентации на наглядный образец и осуществления практических действий Задание 2. «Соедини значки и найди предмет» Дошкольники Групповая Изучение познавательного интереса при актуализации регуляционных процессов в условиях необходимости сохранения последовательности действий во внутреннем плане Изложение и анализ результатов Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению (Э.А. Баранова) Серия первая Задание 1. «Выбор деятельности» Цель. Выявление доминирования познавательного или игрового мотива и его устойчивости. Материал, Три простые, не очень привлекательные игрушки, логическая задача, предполагающая сопоставление всей совокупности различительных признаков и нахождение отсутствующей фигуры, предмет неизвестного назначения, книга познавательного содержания, карандаш. Ход проведения. Ситуация опыта предполагает ситуацию столкновения двух мотивов – игрового и познавательного. Ребенка подводят к столу, на котором расположены указанные предметы и говорят: «Посмотри, что есть на столе. С выбранным предметом можно позаниматься». Предусматривается возможность повторного выбора. Обработка результатов. Дополнительно к общим критериям проводится оценка по параметру мотивация: а)устойчиво познавательная (2 выбора познавательного предмета), б) неустойчивая (1 выбор познавательного предмета), в) устойчиво игровая. 1-й уровень – 25-26 баллов, 2-й – 17-24 балла, 3-й – 12-16 баллов, 4-й – 7-11 баллов, 5-й – 6 и ниже. Примечание. При устойчиво игровой мотивации параметры операционно-технического и регуляционно-оценочного компонентов не оцениваются. В диагностике принимали участие 10 детей с нормой развития речи и 10 детей с общим недоразвитием речи. Возраст – 6-7 лет, подготовительная группа. Результаты работы с детьми с общим недоразвитием речи представлены в таблице 1 (Приложение 1).
Итоги работы: 1-й уровень - 1 ребенок. Дима Б. набрал 25 баллов; 2-й уровень – 3 ребенка. Снежана, Данил набрали 24 балла, Лиза – 20 баллов. 3-й и 4-й уровень - нет ребят. 5-й уровень – 6 ребят. Кирилл, Витя, Артур, Саша, Никита набрали по 3 балла. Дима К. – 2 балла. Ребятам были предложены игрушки – машинка, мячик, кукла. Неизвестный предмет – безмен. Логическая задача – «блоки Дьенеша». Книга познавательного содержания – энциклопедия, карандаш. В ходе выполнения задания Дима выбрал неизвестный предмет (безмен). Снежана, Данил, Лиза выбрали книгу. Ребята с желанием включились в работу. Они были увлечены содержанием задания. Испытывали позитивное эмоциональное состояние на протяжение всех этапах деятельности. Были внимательны, сосредоточены. После окончания эксперимента Дима захотел взвесить в группе книгу, машину. Снежана, Данил, Лиза попросили рассмотреть книгу более подробно. У них доминирует познавательный мотив. Остальные ребята из предложенных предметов выбрали игрушки. К заданию они отнеслись нейтрально. Не проявили особого желания. Дима неохотно отнесся к предложенному заданию. У ребят с общим недоразвитием речи доминирует игровой мотив. Результаты работы с детьми с нормой речевого развития представлены в таблице 2 (Приложение 1). Итоги работы: 1-й уровень - 5 ребят. Александра, Полина, Фатима, Андрей и максим набрали 25 баллов; 2-й уровень – 2 ребенка. Миша набрал 24 балла, Алеша – 21 балл. 3-й, 4-й уровень - нет ребят. 5-й уровень – 3 ребенка. Варвара набрала 5 баллов. Лиза, Даниил набрали по 3 балла. Ребятам так же были предложены игрушки – машинка, мячик, кукла. Неизвестный предмет – безмен. Логическая задача – «блоки Дьенеша». Книга познавательного содержания – энциклопедия, карандаш. В ходе выполнения задания Миша, Максим, Алеша выбрали неизвестный предмет (безмен). Фатима, Андрей, Полина выбрали книгу. Логическую задачу выбрала Александра. Она её решила самостоятельно. Ребята с желанием включились в работу. Они были увлечены содержанием задания. Испытывали позитивное эмоциональное состояние на протяжении всей деятельности. Были внимательны, сосредоточены. Прослеживалась устойчивая устремленность к умственной деятельности После окончания эксперимента захотели взвесить в группе различные предметы. Полина попросила рассмотреть книгу более подробно, прочитать её. У них доминирует познавательный мотив. Лиза, Варя и Даниил из данных предметов выбрали игрушки. К предложенному заданию они отнеслись нейтрально. Не проявили особого желания. Эмоциональное состояние спокойное. У этих ребят доминирует игровой мотив. По итогам можно сделать вывод, что у ребят с нормой речевого развития преобладает познавательный мотив. Задание 1 «Выбор деятельности» Сводный график График 1
По данным графика 1 видно, что у детей с нормой речевого развития доминирует познавательный мотив, так как большинство из них выбрали предмет познавательного направления. У детей с общим недоразвитием речи – игровой мотив, так как был выбран предмет игрового характера. В группе с нормой речевого развития у 7 ребят преобладает познавательный мотив, игровой - у 3 ребят. В группе с общим недоразвитием речи познавательный мотив наблюдается у 4 ребят, игровой – у 6 ребят.
Задание 2. «Загадка» Цель. Выявление степени выраженности положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности. Материал. Лист с напечатанным текстом, в котором отдельные слова заменены квадратом, и набор картинок, служащих для расшифровки опущенных во фразах слов. Ход проведения. Ребенку говорят: «Ты любишь отгадывать загадки? У меня есть необычная загадка (показывается текст). Посмотри, здесь есть слова и квадраты. Чтобы найти отгадку, нужно прочитать написанное и подставить в квадрат нужную по смыслу картинку». Взрослый вместе с ребенком рассматривает изображения, просит назвать их, в случае допущения ошибок в названии, поправляет их. Первое слово расшифровывается совместно. Если ребенок не владеет техникой чтения, фразы зачитываются взрослым. В случае прекращения деятельности по инициативе ребенка или категорического отказа от выполнения задания через 10 минут предпринимается повторная попытка привлечь ребенка к продолжению занятия. Обработка данных производится по общим критериям. Уровень сформированности познавательного интереса в этом задании оценивается таким образом: 1-й уровень – 23-24 балла, 2-й – 16-22 балла, 3-й – 11-15 баллов, 4-й – 7-10 баллов, 5-й – 6 и ниже. Результаты работы с детьми с общим недоразвитием речи представлены в таблице 3 (Приложение 1). Итоги работы: 1-й уровень - 4 ребенка. Дима Б. и Данил набрали 24 балла; Снежана и Лиза набрали по 23 балла. 2-й уровень - 2 ребенка. Артур и Саша набрали по 16 баллов. 3-й уровень - 3 человека. Кирилл – 15баллов, Витя и Никита по 13 баллов. 4-й уровень – 1 ребенок. Дима К. набрала 9 баллов. Ребятам была предложена задача – отгадать загадку. С каждым ребенком мы вместе рассмотрели текст и картинки, назвали их. Первое слово расшифровали вместе. Техникой чтения владели только Дима Б. и Кирилл. Они читали текст сами. Остальным ребятам текст зачитывала я. В ходе работы Снежана, Дима Б., Данил, Лиза, Кирилл. Артур, Саша с желанием и увлечением отнеслись к заданию. У них прослеживалось позитивное эмоциональное состояние в процессе работы. Ребята проявили самостоятельность при выполнении задания. У них наметилась устойчивая устремленность к умственной деятельности. В процессе работы они были сосредоточены. При правильном подборе картинок к предложениям они испытывали удовлетворение. Витя, Дима К., Никита с желанием приняли задачу. Они были заинтересованы, но особого увлечения к заданию не выявляли. При затруднении обращались за помощью. Наблюдались колебания внимания, частая отвлекаемость. Можно предположить, что у большинства ребят преобладает положительное эмоциональное отношение к познавательной деятельности.
Результаты работы с детьми с нормой речевого развития представлены в таблице 4 (Приложение 1). По итогам работы на 1-м уровне 8 ребят. Александра, Полина, Фатима, Андрей, Лиза, Максим. Миша набрали 24 балла. Варвара набрала 23 балла. На 2-м уровне – 2 ребенка. Даниил набрал 21 балл, Алеша – 20 баллов. На 3-м, 4-м, 5-м уровне нет ребят. Ребятам была предложена задача – отгадать загадку. С каждым ребенком мы вместе рассмотрели текст и картинки, назвали их. Первое слово расшифровали вместе. Техникой чтения владеют Александра, Андрей, Миша, Полина, Максим. Они читали текст сами. Остальным ребятам – Лизе, Даниилу, Варе, Фатиме, Алеше - текст зачитывала я. В ходе работы все ребята с желанием и увлеченностью отнеслись к заданию. Эмоциональное состояние в процессе работы - позитивное. После окончания работы все ребята, кроме Даниила и Алеши, попросили провести с ними аналогичную работу. (А еще есть?). С работой все справились самостоятельно. Помощь не потребовалась. Были сосредоточены в процессе решения загадки. Только Алексей отвлекался на посторонние предметы. Испытали удовлетворение от правильно выполненной работы. По итогам работы можно предположить, что у всех ребят степень выраженности положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности достаточно высокая. Задание 2 «Загадка» Сводный график График 2 По данным графика 2 можно предположить, что у ребят с онр степень эмоционального отношения к познавательной деятельности снижена по сравнению с ребятами с нормой речевого развития. У ребят с онр произошло разделение на 4 уровня. У ребят с нормой речевого развития на 2 уровня. Серия вторая Задание 1. «Угадай, что в ящике» Цель. Изучение произвольной поисковой активности в форме вопросов. Материал. Черный ящичек, предмет простой конфигурации, довольно часто встречающийся детям в обыденной жизни (карандаш). Ход проведения. Перед ребенком находится черный ящичек с помещенным внутрь предметом. Ребенка спрашивают: «Ты хочешь узнать, что лежит в ящике? Чтобы узнать, какой предмет находится в ящике, нужно задавать вопросы. Можно задавать вопросы, какие захочешь, я на них буду отвечать, и ты сможешь догадаться, что там лежит». Если ребенок действует методом перебора вариантов, предлагается перечень вопросов, представляющих собой готовый алгоритм поиска ответа: «Спроси у меня – для чего нужен этот предмет? Что с ним делают? Из чего он сделан? Какой формы? Какого размера? Какого цвета?». В случае игнорирования ребенком предложенного готового пути решения поставленной задачи предпринимается повторная попытка направить мысль ребенка в нужное русло. Выполнение задания ограничивается 10 минутами. По истечении отведенного времени деятельность под каким - либо предлогом прекращалась. Кроме общих показателей фиксируется количество и характер задаваемых вопросов, их направленность.
Обработка данных. Параметр «стремление к поиску решения задачи» оценивается с учетом количественной и качественной характеристики заданных вопросов: а) склонность к поиску с помощью продуктивных вопросов при четко выраженном самостоятельно установленном алгоритме поиска – 5 баллов; б) то же, при принятии алгоритма, заданного извне – 4 балла; в) придерженность к сочетанию продуктивных вопросов с идентификационными – 3 балла; г) стремление к поиску на основе высказывания преимущественно предположений (при их числе на уровне среднего показателя и выше) – 2 балла; д) то же, при числе предположений на уровне меньшего среднего показателя – 1 балл; е) отсутствие стремления к поиску – минимальное число предположений (1-2), отказ от деятельности – 0 баллов. В целом ребенок может набрать от 0 до 29 баллов: 1-й уровень – 25-29 балла, 2-й – 19-24 балла, 3-й – 12-18 баллов, 4-й – 8-11 баллов, 5-й – 7 и ниже. Результаты работы с детьми с общим недоразвитием речи представлены в таблице 5 (Приложение 2) Итоги работы: 1-й уровень – 2 ребенка. Дима Б. и Данил набрали 27 баллов. 2-й уровень – 2 ребенка. Снежана набрала 20 баллов, Лиза набрала 22 балла. 3-й уровень – 5 детей. Кирилл, Артур – 14 баллов. Витя, Саша, Никита – 13 баллов. 4-й уровень – 1 ребенок. Дима К – 8 баллов. 5-й уровень - нет детей. Ребятам было предложено задание - угадать, что лежит в коробке. В коробку заранее был положен карандаш. Практически все ребята приняли задание с интересом, кроме Кирилла, Вити, Димы К. Они отнеслись к заданию нейтрально, спокойно, без особого интереса. Увлеченность поиском ответа наметилось только у Снежаны, Лизы, Данила и Димы Б. Они проявили самостоятельность. Помощи из вне им не потребовалась. Вопросы ребята задавали продуктивного типа: Для чего он нужен? Какой он? Какого цвета? Какой формы? Как выглядит? У ребят прослеживается готовность к умственной деятельности. Они готовы искать ответ на проставленный вопрос. Они были удовлетворены правильно выполненной работой (угадали, что в коробке карандаш). В процессе работы были сосредоточены, не отвлекались. Дима К. был заинтересован заданием, но не на протяжении всего времени. Задал только 2 вопроса: Что там? Им можно играть? Мальчик не готов к умственному напряжению. Часто отвлекается. Не стремится искать ответ на задание. Теряет интерес к деятельности, если она ему не по силам. Зависим от помощи взрослого. Кирилл, Артур, Саша, Никита, Витя отнеслись к заданию без особого желания. Наблюдалось колебание внимания в процессе работы. Вопросы были продуктивного и идентификационного типа. Ребята не особо хотят заниматься умственной деятельностью. По данным результатам можно предположить, что произвольная поисковая активность у детей с онр снижена.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.032 с.) |