Стоимостная структура общ-го(нац-го) продукта. ВВП 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стоимостная структура общ-го(нац-го) продукта. ВВП



Состояние нац.экономики отражается через систему спец.показателей.Среди них особое место занимают те пок-ли,кот.выражают общее состояние нац.эк-ки.Таким важнейшим макропоказателем явл-сясов.нац.продукт(СНП).

СНП -общая масса всех эк.благ,произведённых в нац.эк-ке за опрд.периодвремени.Он имеет стоимостную и натуральную форму.По натуральной форме СНП состоит из средств производства и предметов потребления.В этом случае критерием явл-ся функциональное предназначение нац.продукта.По стоимостной форме СНП – это сумма товарных цен всех видов эк. Благ,произведённых в нац.эк-ке.

Товарная цена -рыночная цена эк.блага*объём произ-ва данных эк.благ.

В стоимостной структуре СНП выделяют стоимость конечной и промежуточной продукции. Стоимостькон.продукции -стоимость эк-ких продуктов,кот.после производства и реализации потребляются. Стоимость промежуточной продукции - стоимость эк-ких продуктов,кот.используются для производста других эк-ких продуктов и предназначеннве для промежуточного потребления.

Поэтому СНП имеет недостаток двойного счёта.Чтобы избежать этого недостатка в макроэк.используютпок-ль ВВП. ВВП -стоимость всех конечных товаров и услуг,произведённых внутри страны в течении 1 года,независимо от того,находятся факторы произ-ва в собственности предприятий данной страны или принадлежат иностранцам. В наст.время в соответствии с СНС-93 ВВП явл-ся основным макропоказателем общих рез-товнац.эк-ки.

ВНП - стоимость всех конечных товаров и услуг,произведённых в течении года отечественными предприятиями как внутри страны,так и за рубежом. Т.о.в основу расчета ВНП положен нац.принцип:учитывается стоимость продукции,произведённой предприятием данной страны независимо от их местонахождения.

В ВВП вкл.только стоимость конечной продукции,т.е.при его расчёте из общей стоимости товаров и услуг вычитается стоимость использованного сырья и материалов,приобретённых у поставщиков.Следовательно,чтобы рассчитать общий ВВП по стране необходимо сложить добавленную стоимость.Эта стоимость состоит из ЗП,арендной платы,%-та,прибыли,амортизации,чистых косвенных налогов.

Чистые косвенные налоги -разница между суммой всех налогов на прозв-во и импорт,уплаченными предприятиями и субсидиями,полученнх от гос-ва.

При расчете ВВП в него не вкл-ся:

· Стоимость рез-тов труда на себя

· Стоимость рез-тов труда на безвозмездной основе

· Стоимость товаров и услуг,производимых теневой эк-кой

· Пенсии,стипендии,пособия

· Финансовые сделки

· Сделки и поддержанным товаром

 

 

Две методики исчисления ВВП

Сущ-ет 2 основные методики расчета ВВП:

1) По доходам

В этом случае стимулируются все виды факторных доходов,полученных участниками нац.эк-ки в данном году,а также 2 компонента не являющимися доходами: чистые косвенные налоги на бизнес и амортизационноеисчисление.

В составе ВВП по этому методу выделяют след.виды факторных расходов:

· ЗП

· Рентные платежи(Р)

· Процент как доход,получаемый владельцами ден.кпитала(%)

· Доходы от собственности в виде дивидендов(Д)

· Прибыть,кот.влючает прибыль корпораций и прибыль некорпорированных собственников

ВВПдох = ЗП + Р +% + Д + П

2) По расходам

Здесь суммируются все виды расходов,осущ-щих участниками нац.эк-ки в данном году. К ним относятся:

· Потребит.расходыдом.хозяйств(С)

· Валовые инвестиции(Ig)

· Госзакупки(G)

· Чистый экспорт(Xn)

ВВПрасх = С + Ig + G ±Xn

 

Показатели чистого продукта общества

ВВП как макропоказатель не в состоянии корректно отражать тот уровень объёма нац.произв-ва,кот.можно фактически потребить без ущерба для нац.экономики.Поэтому для устранения данного недостатка рассчитывают чистый нац.продукт(ЧНП).

Он показ-ет объём производства,кот.общество может потребить не ухудшая при этом своих производственных возможностей:

ЧНП = ВВП –А

Если из ЧНП вычесть чистые косвенные налоги,то получит НД:

НД = ЧНП – Тчист.косв.

Если из НД вычесть взносы на соц.страхования,нераспределенную прибыль корпораций,налоги на прибль,чистый %-т по кредитам и добавить сумма трансфертных платежей и личные доходы в виде %-тов,то получим пок-ль личного дохода.

Если из ЛД вычесть индивидуальные подоходные налоги,то получим располагаемый личный доход(РЛД):

РЛД = ПД – индив.доход

 

Изменение ур.цен.Номинальный и реальный ВВП.Дефлятор ВВП

Все основные показатели в СНС отражают рез-ты эк.деят-сти за год,выражены в ценах данного года или текущих ценах и поэтому не явл-ся номинальными. Номинальные пок-ли не позволяют проводить не только межстрановыесравнения,но и сравнения ур.эк-кого развития одной и той же страны в разные периоды времени.Такие сравнения можно сделать только с помощью реальных показателей,кот.вырыжены в неизменных или сопоставимых ценах.Поэтому различают номинальный и реальный ВВП.

Номин.ВВП -ВВП,рассчитанный в текущих ценах. На его величину влияют 2 фактора: изменение реального объёма произ-ва и изменение ур.цен.

Реал.ВВП -ВВП в сопоставимых ценах или ценах базового года.

Отношение ВВПн и ВВПр позволяет определить дефлятор ВВП(индекс цен): ДВВП= ВВПн/ ВВПр * 100%.Он показывает как изменились цены в данном году по сравнению с предыдущим. Дефлятор может быть:

· Больше 100% - цены выросли,инфляция

· = 100% - цены стабильны

· Меньше 100% - цены снизились,дефляция

Различают виды индексирования цен:

1) Индекс потребительских цен (ИПЦ) – рассчитывается на основе стоимости рыночной потребит.корзины,кот.вкл.набор товаров и услуг,потребляемых типичной городской семьёй в теч.года

2) Индекс цен произв-ва(ИЦП) – рассчитывается на основе стоимости корзины товаров производственного назначения.

Оба этих индекса статистически подсчитываются как индексы с объёмами базового года:

Индекс данного типа не учитывает изменение в структуре объёма произ-ва продукции в текущем периоде по сравнению с базисным.

Т.е.ИПЦ не принимает во внимание замену более дорогих на более дешёвые товары в условиях роста цен.Это может привести к завышению роста стоимости жизни,если в кач-ве оценочного пок-ля исп-ся ИПЦ.

Различия между двумя индексами и дефлятором в том,то дефлятор вкл.инф-цию обо всех,производимых в эк-ке,товарах,в то время как ИПЦ отражает изменение цен только тех товаров,кот.потребляются усреднённым потребителем.

 

Нац.богатство(НБ)

Нац.богатство -общий итог постоянно повторяющегося процесса общественного произ-ва за всю историю развития нац.эк-ки.Впервые НБ было исчислено анг.учёнымУ.Петти в 1664 году.

В балансенар.хозяйства(БНХ) к НБ относится сумма материальных благ,кот.распологает на определённый период общество и кот.созданы чел-ким трудом.

В СНС НБ -сумма чистого собственного капитала всех хоз-щих субъектов за вычетом финансовых обстоятельств,т.е. кроме мат.благ НБ включает активы и пассивы.

В рамках СНС используются два подхода к трактовке НБ:

1) В широком смысле – к НБ относ-ся:мат.блага,климат,природные и трудовые ресурсы,произведения искусства и т.д.

2) В узком смысле – к НБ относится всё то,что так или иначе опосредовано челов.трудом и может быть воспроизведено.Т.е.к НБ относятся матер.и культурные блага,накопленные на протяжении всеё истории развития нац.эк-ки.

Источником роста НБ явл-ся общественный продукт.Чем больше его размер,тем выше темп роста НБ.

Структура НБ:

· Производственные фонды – основные и оборотные фонды.В мировой практике оптимально,когда предметы труда составляют не более 20% от производственных фондов

· Матер.запасы и резервы.Выполняя роль эк.стабилизаторов,они должны составлять не более 15% от производственных фондов

· Непроизводственные фонды – жилищные объекты и стоимость объектов соц.-культурного быта

· Имущества домохозяйств

· Информационные ресурсы

 

 

Совокупный спрос

Сов.спрос -реальный объём нац.произв-ва,кот.участникинац.эк-ки готовы купить при различных уровнях цен.Он представляет собой сумму всех спросов на конечные товары и услуги,предлагаемые на товарном рынке.

AD = С + Ig + G ± Xn

Определяющим фактором AD является уровень цен.Зависимость между AD и ур.цен обратная.

Влияние ур.цен на AD проявляется тремя эффектами:

· Эф.процентной ставки

· Эф.богатства

· Эф.импортных товаров

Графически:

 

 

Кроме ур.цен на AD влияют и неценовые факторы:

· Изменение в потребительских расходах,связанные с изменением ур.благосостояния потребителей

· Изменение в инвестиционных расходах фирм

· Изменение в госрасходах

· Изменение в расходах на чистый экспорт

Неценовые факторы смещают кривую AD:

· Вправо, если они действуют положительно и AD растёт

· Влево, если их влияние отрицательно и AD сокращается

 

 

Совокупное предложение

Сов.предложение -общее кол-во товаров и услуг,кот.может быть произведено и предложено на нац.рынок на разном ур.цен.Влияниеур.цен на AS прямое.

Графически:

 

 

Кривая AS имеет 3 отрезка:

1) Горизонтальный(М)- отражает кризисное состояние нац.эк-ки.Для него хар-но недоиспользование всех ресурсов,кот.можно задействовать не повышая ур.цен.Поэтому,когда на данном отрезке объём произ-ва начинает расти,то увеличения издержек не происходит,а значит и цены меняться не будут

2) Промежуточный(MN)- соответствует периоду выхода эк-ки из кризиса;производствооживает,расширяется,осущ-сядоп.затраты,а значит и уровень цен повыш-ся

3) Вертикальный(NS)- отражаетразвитие эк-ки на фазе пика в условиях полной загрузке мощностей и полной занятости ресурса.Поэтому в данной ситуации в короткий срок что-то изменять в произ-ве,чтобы его увеличить,невозможно.Любое повышение AS тут не приведёт к росту произ-ва,а вызовет повышение ур.цен и возникновение инфляции.

Кроме ур.цен на AS влияют и неценовые факторы:

· Цены на произ-нные ресурсы – если цены растут,тоAS уменьшается

· Изменение производит-сти труда – если производ-ть труда растёт,тоAS растёт и наоборот

· Влияние нологообложения – при уничтожении налогов AS уменьшится и наоборот

Эти факторы сдвигают кривую AS в право,если влияют положительно и оно растёт и влево,если их влияние отрицательно и оно сокращается.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.018 с.)