Коммерческая эффективность проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммерческая эффективность проекта



Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности будущего предприятия после реализации проекта. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вклада.

При этом в качестве эффекта на f-м шаге (3t) выступает поток реальных денег. При осуществлении проекта выделяется три вида деятельности: инвестиционная, операционная и финансовая. В рамках каждого вида деятельности происходит приток П (t) и отток О (t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Ф;(Г), тогда

Ф i (t) = П i (t) – О i (t),

где i = 1, 2, 3.

Потоком реальных денег Ф(г) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и оперативной деятельности в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета):

Ф i (t) = [П1(t) – О1(t)] + [П2(t) – О2(t)] = Ф1(t) + Ф+(t),

где Ф1(t) – разность между результатами и затратами на t-м шаге.

Сальдо реальных денег b(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от всех трех видов деятельности (на каждом шаге расчета):

Для определения потока реальных денег используется сальдо накопленных реальных денег. Сальдо накопленных реальных денег:

Текущее сальдо реальных денег определяется через 6(f) по формуле:

b (t) = B (t) – B (t –1).

Поток реальных денег:

Ф(t) = b (t) – B 3(t).

Сальдо B (t) составляет свободные денежные средства на t -м шаге.

Все расходы вычисляются из доходов и влияют на сумму чистой прибыли. Но не при всех расходах требуется реальный перевод денег.

Учет инфляции при подсчете Ф(t) и b (t) производится вычислением входящих в них элементов в прогнозных ценах.

Минимальный набор исходных данных, подлежащих варьированию, должен включать в себя:

· цены реализации продукции;

· издержки производства;

· общие инвестиционные затраты;

· нормы запасов и задолженностей;

· процент за кредиты.

Ограниченность инвестиционных ресурсов вызывает необходимость их эффективного использования. При этом могут быть две постановки задачи рационального использования инвестиций:

· если объем инвестиций для осуществления проекта задан, то следует стремиться получить максимально возможный эффект от их использования;

· если задан результат, который надо получить за счет вложения капитала, необходимо искать пути минимизации расхода инвестиционных ресурсов.

Экономическая эффективность инвестиционного проекта — это категория, отражающая соответствие инвестиционного проекта целям и интересам его участников.

Осуществление успешных инвестиционных проектов увеличивает внутренний валовый продукт (ВВП), который затем делится между участниками проекта — акционерами, работниками предприятий, банками, бюджетами разных уровней и др. Поступлениями и затратами этих участников определяются различные виды эффективности инвестиционного проекта. Рекомендуется оценивать следующие виды эффективности проекта.

1. Эффективность проекта в целом. Оценка эффективности инвестиционного проекта в целом обычно производится с общественной и коммерческой позиций, причем оба вида эффективности рассматриваются с точки зрения единственного участника, реализующего проект за счет собственных средств.

Цели оценки эффективности проекта в целом:

· определение потенциальной привлекательности проекта для возможных участников;

· поиск источников финансирования.

Виды эффективности инвестиционного проекта в целом:

· общественная (социально-экономическая) эффективность проекта;

· коммерческая эффективность проекта.

2. Эффективность участия в проекте. Участниками проекта могут быть предприятие, реализующее проект, и его акционеры; банки, осуществляющие кредитование проекта; лизинговая компания, предоставляющая оборудование для проекта, и т.д. Проект может затрагивать интересы структур более высокого порядка (отрасль, регион и т.п.), которые способны весьма существенно повлиять на его реализацию. Проект может быть общественно значимым и требовать поддержки федерального, регионального или местного бюджетов.

Наличие нескольких участников инвестиционного проекта предопределяет несовпадение их интересов, разное отношение к приоритетности различных проектов. Для каждого участника характерно формирование специфических потоков денежных средств для расчета показателей эффективности и, как следствие, возможное несовпадение результатов оценки и решения об участии в проекте. Поэтому следует определить эффективность проекта для каждого непосредственного участника.

Цели определения эффективности участия в проекте:

· проверка реализуемости инвестиционного проекта;

· проверка заинтересованности в реализации проекта всех его участников.

Эффективность участия в проекте включает:

· эффективность участия предприятий в проекте (эффективность инвестиционного проекта отдельно для каждого предприятия-участника);

· эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров — участников инвестиционного проекта);

· эффективность участия в проекте структур более высокого уровня, в том числе: а) региональная и народнохозяйственная эффективность — для региона и народного хозяйства в целом; б) отраслевая эффективность — для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово-промышленных групп (ФПГ), объединений предприятий и холдинговых структур;

· бюджетная эффективность инвестиционного проекта — эффективность участия в инвестиционном проекте бюджета определенного уровня.

Все виды эффективности инвестиционного проекта базируются на сопоставлении затрат и результатов (выгод) от проекта, но отличаются подходом к их оценке и составом.

Перед проведением оценки эффективности экспертно определяется общественная значимость проекта. Общественно значимыми считаются крупномасштабные, народнохозяйственные и глобальные проекты. Оценку эффективности инвестиционного проекта рекомендуется проводить в два этапа.

15) Денежно-кредитная политика на современном этапе.

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ представляет собой совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических задач: укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста.

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестршционная денежно-кредитная политика направлена на реализацию мероприятий, регламентирующих деятельность кредитно-денежной системы путем ограничения объема кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, а в ряде случаев — на оздоровление платежного баланса. Рестрик-ционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика характеризуется, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.

Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и рестрикционного типа может иметь либо тотальный, либо селективный характер. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной — на отдельные кредитные институты или их группы либо на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в заданном направлении. При ее проведении практикуется использование следующего набора инструментов или разнообразных их сочетаний: установление лимитов учетных и переучетных операций (например, по отраслям, регионам и т. д.); лимитирование отдельных видов операций банков (их группировок); установление маржи при проведении различных финансово-кредитных операций; регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков; установление кредитных потолков и т. д.

К селективной политике прибегают при слабом развитии финансовых рынков, когда те не способны обеспечить достаточно эффективное перераспределение денежных средств и инвестиций в нужных направлениях. С одной стороны, такая политика способствует существенному изменению кредитных потоков в приоритетные сферы экономики, с другой — препятствует нормальному функционированию кредитно-финансовой системы в связи с созданием льготных условий кредитования отдельным регионам, отраслям, сферам деятельности. Устанавливая количественные ограничения на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли, а также льготные процентные ставки по ним, селективная политика вызывает необходимость субсидировать приоритетные сферы экономики за счет кредитов международных кредитно-финансовых организаций и бюджетных средств, что неизбежно порождает новые проблемы в кредитно-финансовой сфере.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики Центрального банка на ближайший период формируются в сложных условиях глубокого общеэкономического кризиса. Такая ситуация возникла под воздействием ряда внешних и внутренних факторов, а именно:

— обострения налогово-бюджетных проблем, связанных с низким уровнем собираемости налогов, увеличения задолженности по заработной плате и социальным выплатам, роста расходов по обслуживанию и рефинансированию внутреннего государственного долга;
— роста взаимных неплатежей и фактического банкротства многих предприятий реального сектора;
— ухудшением состояния платежного баланса, обусловленным ростом расходов по обслуживанию внешнего государственного долга и поддержанием завышенного курса рубля, прогнозируемым изменением конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов;
— ухудшением ситуации на мировых финансовых рынках, выразившимся в оттоке международного капитала из стран с формирующимися рынками.

В развитии кризиса 1998 г. выделяется два этапа, в течение которых денежно-кредитная политика была разной и складывалась в соответствии с общеэкономическим состоянием. На первом этапе кризис носил преимущественно скрытую форму, и удавалось противостоять его проявлению путем наращивания государственного долга и расходованием золото-валютных резервов страны. В этот период на финансовом рынке неоднократно повышалась ставка рефинансирования, ставки по ломбардным кредитам, а также ставки по привлечению средств в депозиты Банка России. Именно в этот период стало очевидным, что государственные краткосрочные обязательства перестали быть инструментом, предназначенным для привлечения средств в Федеральный бюджет, и начали, наоборот, поглощать средства из бюджета. Вследствие этого Правительством Российской Федерации было принято решение об отказе от заимствований на этом рынке и о переоформлении государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 г. в новые ценные бумаги.

Второй этап кризиса протекал в лвной, открытой форме и охватил все стороны экономической жизни России: правительство оказалось не в состоянии обслуживать государственный долг и выполнять свои текущие обязательства, финансовые рынки практически перестали функционировать, золото-валютные резервы страны оказались на предельно низком уровне, в банковском секторе возник системный кризис. Последовавшая девальвация рубля определила новое состояние экономики, так как произошел резкий скачок инфляции, а население потеряло доверие к финансовой системе и банкам.

Кризис привел к новым проблемам в экономике страны:

— ухудшению условий выполнения обязательств по внешним долгам;
— замедлению темпов перехода к экономическому росту;
— необходимости изыскания дополнительных средств для оздоровления банковской системы и финансовых рынков;
— нарастанию социальной напряженности в обществе.

В этой ситуации произошла смена приоритетов денежно-кредитной политики ввиду невозможности отдать предпочтение ни одному из ее типов — ни рестрикци-онной, ни экспансионистской. Денежно-кредитная политика стала взвешенной, что предполагает соблюдение жесткой финансовой дисциплины всеми экономическими агентами, ответственный подход к регулированию денежной массы и предельную активизацию работы в сфере институциональных реформ в условиях режима плавающего валютного курса.

Основное преимущество денежно-кредитной политики, проводимой в условиях плавающего валютного курса, состоит в том, что устраняется опасность возникновения дисбаланса, связанного с несоответствием валютного курса изменяющимся макроэкономическим условиям, — фактора, оказывающего серьезное негативное воздействие на экономическое развитие. При режиме плавающего валютного курса Центральный банк получает возможность повысить насыщенность экономики деньгами. Рыночное определение валютного курса, на поддержание которого не расходуются валютные резервы Центрального банка, позволяет банку больше внимания уделять проблемам реального сектора экономики. В этих условиях появляются возможности для увеличения положительного сальдо счета текущих операций, улучшения платежного баланса в целом, а также для начала работы по восстановлению золовалютных резервов, что очень важно в послекризисный период. После введения режима плавающего валютного курса существенно увеличились и остатки средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, что способствовало постепенному выходу из кризиса банковских неплатежей. Денежное предложение несколько выросло, а главное, что это не сопровождалось ростом инфляции.

Цели денежно-кредитной политики на ближайшую перспективу определены исходя из экономической политики, направленной на ограничение спада ВВП, сдерживание инфляции и стабилизацию социально-экономического положения в стране. Разработка целей денежно-кредитной политики опирается на определенные основные макроэкономические индикаторы: динамику реального ВВП, объем промышленной продукции, индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, уровень безработицы и динамику дефицита Федерального бюджета.

Нерешенность проблем с налоговой дисциплиной и эффективным налоговым законодательством ведет к сокращению доходов бюджета и ограничивает возможности государства по финансированию инвестиционных программ. В связи с предполагаемым переходом на международную методологию учета доходов бюджета и источников финансирования его дефицита предлагается учитывать в составе последних доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также доходы от реализации государственных запасов. Прогнозируется изменить структуру налоговых доходов федерального бюджета в направлении увеличения доходов от внешнеэкономической деятельности, а также возрастания прямых налогов и снижения доли косвенных, что обусловлено внесенными в налоговое законодательство изменениями. Прогнозируются также изменения в расходах по обслуживанию государственного долга: предполагается, что при увеличении удельного веса суммы расходов Федерального бюджета доля внутреннего долга сократится, а внешнего возрастет.

Но причиной того, что российская экономика так и не вышла на траекторию устойчивого экономического роста, явился не дефицит бюджета и не нехватка его доходов, а кризис самой банковской системы. Оздоровление банковской системы — основное условие проведения эффективной денежно-кредитной политики. Кризисные события показали всю сложность прогнозирования объемов рублевой денежной массы в условиях сложившейся экономической неопределенности. Долларизация российской экономики делает особо важным использование в денежно-кредитной политике не только закономерностей изменения динамики рублевых активов экономических агентов, но и движения их валютных счетов. Поэтому, исходя из прогноза платежного баланса, можно предположить, что внешний сектор сыграет важную роль в процессе формирования денежного предложения. В условиях сохранения уровня цен на экспортные товары и осуществления действенных мер валютного регулирования и валютного контроля можно ожидать увеличения положительного сальдо счета по текущим операциям платежного баланса России. Это создаст основу для увеличения валютных резервов Центрального банка и окажет влияние на параметры прироста денежной массы, а также уменьшит потребности правительства в заемных средствах.

Стратегия денежно-кредитной политики на ближайшие годы заключается в постепенном выходе на траекторию экономического роста при разумно низкой инфляции. Стимулирующими условиями для реализации этой стратегии являются оздоровление банковской системы, восстановление финансовых рынков, урегулирование проблемы внешней задолженности, создание механизма безусловного исполнения долговых обязательств во всех формах. Конечной целью денежно-кредитной политики будет сдерживание роста инфляции при ограничении спада в экономике. Это означает, что денежно-кредитная политика Банка России будет способствовать поддержанию реальных доходов населения и ограничению роста безработицы. Важно обеспечить положительное сальдо текущего счета платежного баланса, что позволит также наращивать валютные резервы и погашать долги.

Важным фактором достижения стратегических целей денежно-кредитной политики является выход в перспективе на низкий положительный уровень реальных процентных ставок в экономике, что будет стимулировать спрос на заемные ресурсы со стороны реального сектора, а также экономический рост. Однако в рыночных условиях Центральный банк не может напрямую влиять на ставки по кредитам конечным заемщикам, это косвенное влияние опосредовано финансовыми рынками. Достижение этой цели осложняется дестабилизацией практически всех финансовых рынков. Поэтому восстановление последних и обеспечение их меньшей зависимости от движения иностранного капитала позволит получить большую степень маневренности в регулировании процентных ставок.

Новым элементом денежно-кредитной политики может быть увеличение в денежном предложении доли кредитования банками предприятий, поскольку Центральный банк будет увеличивать кредиты, предоставляемые банкам.

16) Оборотные фонды: сущность,кругооборот оборотных фондов, определение потребности в оборотных фондах, эффективность использования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.02 с.)