Макроэк-ка как раздел эк-кой науки. Предмет макроэк-ки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макроэк-ка как раздел эк-кой науки. Предмет макроэк-ки.



Макроэк-ка как раздел эк-кой науки. Предмет макроэк-ки.

Макроэкономика – это отрасль экон-кой науки, которая изучает поведение эк-ки как единого целого. Проблемы, которые изучает макроэк-ка:

· Устойчивость экон-кого роста и экон-кий цикл

· Ур-нь занятости и безработица

· Общий ур-нь цен и инфляция

· Внешнеэкон-кие равновесия и сос-ния платежного баланса.

Для решения этих проблем гос-во применяет макроэкономическую политику – гос-ные мероприятия, направленные на стабилизацию и развитие эк-ки в целом. В макроэкон-кой пол-ке выделяют направления:

1) Структурная макроэкон-кая пол-ка, обеспечивающая макроэкон-кий рост.

2) Конъюнктурная(стабилизационная), направленная на сглаживание циклических колебаний в эк-ке, обеспечение полной занятости ресурсов, стабильный ур-нь цен, внешнеэкон-кое равновесие.

Осн. Виды:

· Фискальная

· Монетарная

· Внешнеэкономическая

· Политика доходов

Ф-ции:

1. Познавательная

2. Практическая

3. Прогностическая

4. Идеологическая

В предмете макроэкономики различают 2 аспекта:

1) Анализ expost или национальное счетоводство, т.е. анализ стат данных, позволяющий оценивать рез-ты экон-кой д-сти, выявлять ее проблемы, разрабатывать соответствующую экон-кую пол-ку для их решения, проводить сравнит. анализ экон-кого потенциалов разных стран.

2) Анализ exante или прогнозное моделирование экон-ких явлений и процессов на основе опр-ных концепций, что позволяет опр-ть закономерности в развитии эк-ки и выявить причинно следственные связи м/у макроэк-кими явлениями.

 

Гос-ный бюджет: сущность и стр-ра.

Гос.бюджет – это баланс доходов и расходов гос-ва за год, представляющий собой основной финансовый баланс страны. В его стр-ре выделяют 2 части:

1)Доходная-показывает откуда в гос.бюджет поступают ден.ср-ва для осущ-ния гос-ной эк-кой пол-ки. Осн.источники:1)налоги;2)взносы на соц.страхования;3)доходы от внешнеэкон-кой д-сти; 4)доход от эмиссии;5)доходы от цен.бум.;6)доходы отго.предприятий и др.объектов гос.собственности;7)доходы от приватизации гос.им-ва.

2)Расходная-показывает в каких направлениях расходуются бюджетные доходы.Расходы гос-ва в зависимости от целевого назначения бывают:1)расходы на полит цели(оборону,безопасность);2)на содержание аппарата управления гос-ва;3)на эк-кие цели(содержание и обеспечение функционирования гос.сектора эк-ки, помощь частному сектору эк-ки);4)на соц-ные цели(соц.обеспечение,образование,здравоохранение)

С макроэк-кой точки зрения все расходы делятся на:1)гос.закупки товаров и услуг;2)на трансферты;3)% по гос.облигациям.

Различают 3 сос-ния гос.бюджета в зависимости от того, каким бывает сальдо гос.бюджета – это разница м/у доходами и расходами гос-ва. Выделяют

1.Профицит бюджета-превышение доходов над расходами. T>G

2.Сбалансированное сос-ние. T=G

3.Дефицит гос.бюджета-превышение расходов над доходами. T<G

 

Гос-ный долг:сущность, причины, виды и осн-ные критерии.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и увеличению гос.долга – это общая сумма задолженности гос-ва по непогашенным займам, обязательствам, кредитам и невыплаченным по ним %.

Внутрен.долг-это задолженность гос-ва своим гражданам и орг-циям.

Внешн.долг-это задолженность гос-ва др.гос-вам и международным орг-циям.

Негативные последствия:

1.Погашение внутр.долга путем выплаты % населению,увелич-ся неравенство в доходах разных соц.групп,т.к.значительная часть гос.обязательств концентрируется у наиболее состоятельной части населения.Следовательно те,кто обладает гос.цен.бум.при их погашении становится еще богаче.

2.Снижение эффективности эк-ки,т.к.на обслуживание дога и на его выплату уходят значительн.ср-ва из реальн.сектора эк-ки.

3.Создается угроза высокой инфляции в долгосрочн.периоде.

4.Бремя выплаты долга возлагается на будущие поколения,что может привести к снижению ур-ня благосос-ния людей и создать напряжение в стране.

5.Выплата % или основной суммы по внешнему долгу вызывает перевод опр-ной части ВВП за рубеж.

По абсолютной вел-не гос.долга невозможно опр-ть его бремя для эк-ки.О размере задолженности и вел-не бюджетного дефицитв судят по его доли в ВВП. Если темпы роста долга<роста ВВП,то долг стране не страшен. При низких темпах эк-кого роста гос.долг превращается в серьезную проблему.При этом опасность большого гос.долга связана не с тем, что гос-во может обанкротиться.Подобное невозможно,т.к. гос-во не погашает долг, а рефенансирует его,т.е.строит своеобразную финансовую пирамиду путем выпуска нов.гос.займов,делая нов.долги для погашения старых.Рефенансирование долга приводит к росту ставки %, что вызывает вытеснение инвестиций в долгосрочном периоде.Это может привсти к сокращению запаса капитала.Размер долга становится непосильным для страны, если % выплаты по нему настолько велики, что становятся основной причиной дефицита гос.бюджета.

Дискреционная фискальная пол-ка и инструменты ее проведения.

Дискреционная – это законодательное изменение правительством вел-ны гос.закупок, налогов и трансферт с целью стабилизации эк-ки. В зависимости от фазы цикла, в кот.находится эк-ка, инструменты дискрец.фискальн.пол-ки исп-ся по-разному. Поэтому выделяют 2 ее разновидности:

1)Стимулирующая пол-ка применяется при спаде эк-ки.Цель-сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение ур-ня безработицы. Направлена на увеличение AD. Инструменты: 1)увеличение го.закупок;2)снижение налогов;3)увеличение трансферт.

2)Сдерживающая пол-ка исп-ся на фазе пика.Цель-сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции.Направлена на сокращение AD. Инструменты: 1)сокращение гос.закупок;2)увеличение налогов;3)сокращение трансферт.

 

 

Недискреционная фискальная пол-ка. Понятие встроенных стабилизаторов.

Недискреционная(автоматическая) пол-ка связана с действием встроенных автоматических стабилизаторов. Они представляют собой инструменты фискальн.пол-ки,вел-на кот.не меняется, но само присутствие кот.в эк-ке автоматически ее стабилизирует, стимулирует деловую активность при спаде и сдерживает ее на фазе пика. К ним относятся:

1)Пособие по безработице

2)Подоходный налог:при спаде ур-нб деловой активности сокращается и следовательно влияние налоговых поступлений уменьшается. На пике эк-ки, когда фактич.выпуск максимальный, налоговые поступления увеличиваются, при этом ставка налога остается неизменной. В то же время налоги- это изъятия из эк-ки, сокращающие поток расходов. При спаде изъятия из эк-ки минимальны,а на пике- максимальны.Т.о. из-за наличия налогов эк-ка автоматически охлаждается на фазе пика и разогревается при рецессии.

Пособие по безработице– общая сумма их выплат увелич-ся при спаде по мере того, как люди начинают терять работу, и сокращается на фазе пика, когда занятость возрастает. Эти пособия явл-ся вливаниями в эк-ку, их выплата способствует росту дохоов, что стимулирует рост эк-ки при спаде. На фазе пика общая сумма этих пособий уменьшается, что оказывает сдерживающее влияние на эк-ку.

Хар-ка простой макроэк-кой модели.

Рынок факторов производства – факторы производства – Фирма – товары – Рынок товаров и услуг – товары – Дом хоз-ва – труд,земля,капитал - Рынок факторов производства – рента,% - Дом хоз-ва – потребит расходы – Рынок товаров и услуг – выручка – Фирма – издержки – Рынок факторов производства.

Особенности:

1) Стоимость каждого материального потока=величине денежного потока

2) Нац продукт=нац доходу

3) Совокупн D=совокупн S

4) Совокупные доходы=совокупным расходам

Такая модель явл-ся статичной,т.е. неизменнной из года в год, и закрытой.

 

Спрос(D) на деньги: классич.и кейнс.подход.

D на деньги-это общее кол-во денг,кот.население,фирмы,гос-во желает иметь в данный момент времени. Различают несколько видов,кот. Обусловлены 2мя осн.ф-циями денег: 1-ф-ция ср-ва обращения, 2-ф-ция ср-ва сохранения богатства. 1-ой ф-ции соответствует трансакционный D на деньги(D на деньги для сделок), 2-ой ф-ции – спекулятивный D.

Представители классич.школы D на деньги сводили только к трансакц.D. Они отмечали, что D опр-ся тем, что деньги необходимы эк-ким субъкам для покупок и платежей.т.е. для торговых сделок.

Чем больше в эк-ке продается товаров и услуг, тем больше покупок совершается и тем больше на деньги для сделок. Значит он зависит от объема номинальн.ВВП. а также от скорости обращения нег.Че она выше тем меньше нужно денег для сделок и аоборот.

Эта зависимость назыв-ся законм енежного обращения согласно кот.кол-в денег,необходимое для обращеня=стоимости товаров,деленной на скорость борота ден.ед-ц.Формула этого закона: M*V=P*Q, где M-денмасса,V-скорость ден.обращения,P-средн.цена товара,Q-кол-во товара.

M=PQ/V=ВВПном/V

Точка зрения о том, что единственным мотивом D на деньги явл-ся исп-ние их для совершения сделок, существовала до середины 30-х гг XXв, пока не вышла книга Кейнса «Общая теория занятости, % и денег». В ней Кейнс к трансакцион.мотиву D на деньги добавил еще 2 мотива: мотив предосторожности и спекулятивный. D на деньги из мотива предосторожности объясняется тем, что кроме запланированных покупок люди совершают и незапланированные.

Предвидя такие ситуации, когда деньги могут понадобиться неожиданно, люди хранят доп.суммы денег сверх тех,кот.им требуются для запланированных покупок. По мнению Кейнса, этот вид D на деньги опр-ся только ур-нем дохода. Выделяя спекулятивный D на деньги, Кейнс отмечал, что сберегая часть своего дохода, население решает вопрос о том, в какой форме лучше держать свои сбережения. Люди могут распределять свои сбережения м/у наличн.деньгами и цен.бум. Наличные не приносят своему владельцу дохода, но обладают абсолютной ликвидностью, т.е.способностью немедленно и без всяких затрат обращаться в необходимые товары и услуги. Цен.бум.приносят своему владельцу устойчивый доход в виде %,но они менее ликвидны. Поэтому вариант размещения сбережений зависит от ур-ня %ставки. Чем она выше, тем больше D на цен.бум.и меньше на наличн.деньги.И наоборот. Следовательно спекулятивный D находится в обратной зависимости от ур-ня % ставки. Общий D на деньги, с точки зрения Кейнса, складывается из трансакцион.и спекулятивн.

Обобщая классич.и кейнсанск.подход можно выделить след факторы D на деньги: 1) ур-нь дохода;2)скорость обращения денег;3)ставка%.

Классич.теория связывает D на деньги с реальн.доходом, а кейнсианск. Считает осн.его фактором ставку %.

Совокупн.спрос(AD) и факторы, его опр-щие.

AD-это реальн.объем нац.пр-ва,кот.участники нац.эк-ки готовы купить при разл.ур-нях цен. Он представляет собой сумму всех D на конечн.товары и услуги, предлагаемые на товарн.р-ке.

AD=C+I+G+Xn

Определяющим фактором явл-ся ур-нь цен. Зависимость м/у ур-нем цен и AD явл-ся обратной. Влияние ур-ня цен проявляет себя в:

1.Эффект % ставки: рост цен на товарн.р-ке заставляет население и фирмы брать деньги в долг(обращение в банки за кредитами).Это повышает % ставку, поэтому население вынуждено отказаться от покупки, а предприятия сокращать инвестирование. В рез-те AD падает.

2.Эффект богатства: при росте цен на товарн.р-ке в эк-ке происходит обесценивание денег. Сбережения населения и фирм теряют свою покупательную способность. AD снижается.

3.Эффект импортных товаров: при росте цен на внутр.р-ке D на товары отечествен.пр-ва сокращается, а на более дешевые их импортные аналоги растет. В рез-те вел-на чистого экспорта приобретает отрицат.значение и AD растет.

Неценовые факторы, влияющие на AD:

1.Изменения в потребит.расходах, связанные с изменением благосос-ния потребителей.

2.Изменения в инвестиционных расходах,т.е.расходах фирм на покупку необходимых произв-ных ресурсов.

3.Изменения в гос.расходах.

4.Изменения в расходах на чист.экспорт.

Парадокс бережливости.

Тенденция увеличения предельной склонности к сбережениям при росте располагаемого дохода находит свое отражение в устойчивом стремлении населения сберегать значительную его часть.

В рез-те сбережения не трансформируются в инвестиции, что приводит к противоположному действию мультипликатора, т.е.сокращение инвестиций вызывает снижение нац.пр-ва и темпов роста нац.дохода, а значит, чем больше эк-ка сберегает, тем беднее она становится, т.к.в данном случае прирост сбережений не сопровождается приростом инвестиций. Такое явление получило название парадокс бережливости.

С макроэк-кой точки зрения бережливость – это эк-кое зло, которое ведет к падению объема нац.пр-ва и занятости. Хотя в микроэк-ком аспекте рост бережливости приводит к увеличению богатства эк-ких субъектов.

Открытая полная МЭ модель.

Идет приток денег в виде экспорта.Идет отток денег как рез-т оплаты заграничных товаров и услуг.Это 4х секторная модель эк-ки-необход-ть учета м/унар торговли товарами и услугами ч/з экспорт и импорт.Расходы внешнего мира-чистый экспорт(разница м/у эксп.и имп.) - .В соответствии с этим измен-ся состав сов расходов:E=C+I+G+(-) .Сов доход использ-ся на потребление сбережения и оплату налогов,т.к в сост-и равновесия сов расходы=сов доходам,то C+I+G+(-) =C+S+T(осн макроэк тождество).Е=У=ВВП=C+I+G+(-) (метод по расходам).ВВП=C+S+T(сумма всех расходов).ф-ла равенства инъекции и изъятий I+G+ (инъекции)=S+T+ (изъятие)

Макроэк-ка как раздел эк-кой науки. Предмет макроэк-ки.

Макроэкономика – это отрасль экон-кой науки, которая изучает поведение эк-ки как единого целого. Проблемы, которые изучает макроэк-ка:

· Устойчивость экон-кого роста и экон-кий цикл

· Ур-нь занятости и безработица

· Общий ур-нь цен и инфляция

· Внешнеэкон-кие равновесия и сос-ния платежного баланса.

Для решения этих проблем гос-во применяет макроэкономическую политику – гос-ные мероприятия, направленные на стабилизацию и развитие эк-ки в целом. В макроэкон-кой пол-ке выделяют направления:

1) Структурная макроэкон-кая пол-ка, обеспечивающая макроэкон-кий рост.

2) Конъюнктурная(стабилизационная), направленная на сглаживание циклических колебаний в эк-ке, обеспечение полной занятости ресурсов, стабильный ур-нь цен, внешнеэкон-кое равновесие.

Осн. Виды:

· Фискальная

· Монетарная

· Внешнеэкономическая

· Политика доходов

Ф-ции:

1. Познавательная

2. Практическая

3. Прогностическая

4. Идеологическая

В предмете макроэкономики различают 2 аспекта:

1) Анализ expost или национальное счетоводство, т.е. анализ стат данных, позволяющий оценивать рез-ты экон-кой д-сти, выявлять ее проблемы, разрабатывать соответствующую экон-кую пол-ку для их решения, проводить сравнит. анализ экон-кого потенциалов разных стран.

2) Анализ exante или прогнозное моделирование экон-ких явлений и процессов на основе опр-ных концепций, что позволяет опр-ть закономерности в развитии эк-ки и выявить причинно следственные связи м/у макроэк-кими явлениями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.049 с.)