Соотношение правовой нормы и правоотношения при реализации публичного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение правовой нормы и правоотношения при реализации публичного права



Если публичное и частное право в силу особенностей регулируемых общественных отношений отличаются друг от друга, прежде всего механизмом воздействия на общественные отношения, способами правового регулирования, то можно с уверенностью сказать, что также отличаются и нормы права, на основе которых образуются правовые отношения. Следует отметить, что для публичного права характерен централизованный характер воздействия, основанный на субординации участников правовых отношений, тогда как для частного права присущ децентрализованный характер воздействия, основанный на равенстве участников правового отношения. Если в отраслях

публичного права преобладают императивные нормы (чаще всего

нормы-запреты), в силу чего часто метод правового регулирования

называют императивным, то в отраслях частного права чаще всего

используются управомочиваюшие нормы, закрепляющие право для

участников правоотношения.

Во всех правовых отношениях, возникающих на основе норм публичного права, субъектом выступает государство или его органы, а сами эти отношения представляют собой властеотношения. В правовых отношениях, возникающих на основе норм частного права, государство или его органы, являясь субъектом таких правовых отношений, должны являться равноправным участником таких отношений, и не должны использовать свои «государственные возможности».

Современный опыт регулирования экономических отношений в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что элементы публичного права проникают также и в сферу экономики. Конечно, здесь первостепенная роль принадлежит частному праву, которое представлено, прежде всего, гражданским, трудовым, природно-ресурсным правом. Однако уже продолжительное время и элементы публичного права используются во всех странах мира для регулирования экономических отношений в целях обеспечения баланса интересов различных участников экономических отношений.

Особенно распространенным и эффективным является участие

публичного права в защите интересов так называемой «слабой» стороны в экономических отношениях, в частности интересов потребителей, покупателей, инвесторов, представителей малого и среднего предпринимательства. Конкуренция, которая является главным фактором и двигателем развития современного рынка, так же нуждается в ее обеспечении нормами не только частного, но и публичного права.25

Сохранение конкуренции во многом достигается способами, реализуемыми

на основе норм публичного права, усилиями соответствующих полномочных государственных органов. Обеспечение открытости рыночных отношений, добросовестности их участников, в том числе управляющих крупными коммерческими структурами, например акционерными обществами, банками, также достигается с использованием механизмов, присущих публичному

праву.

Здесь следует специально обратить внимание на то, что в отношениях между экономически неравными субъектами- часты ситуации, когда один из участников экономических отношений по своим фактическим возможностям значительно сильнее своего контрагента. Во всех системах права существует проблема экономически слабой стороны, необходимость с помощью права выравнивания ее позиций во взаимоотношениях с более сильной стороной, чтобы отношения не складывались односторонне в пользу сильной стороны и с существенным нарушением прав и интересов слабой. Иными словами речь идет

об использовании возможностей публично-правового регулирования в частной сфере.


25 Яковлев В.Ф. Экономика. Право.Суд.- М.: МАИК «Наука/ Интерпериодика, 2006. с.8

Недавно принятый Арбитражный процессуальный кодекс РФ в III разделе использует нормы публичного права в административном судопроизводстве в арбитражных судах. Достаточно отметить, что, определяя субъективный состав участников таких споров, возлагая на них определенные обязанности, устанавливая основания обращения в суд за разрешением спора о праве, государство учитывает особенности их неравного положения. Всегда с одной стороны участником этих отношений является «сильное» государство в лице ее органов, а с другой - предприниматель которым может быть как юридическое, так и физическое лица.

Все эти публичные отношения выступают как правовые, поскольку регулируются правом, возникают на основе соответствующих юридических установлений. Но это особые, необычные правоотношения, к ним не подходит или не совсем подходит модель гражданско-правовой взаимосвязи субъектов («должен - отдай», «исполни в срок, «плати, неустойку»), У них своя специфика. И подобные публичные правовые отношения требуют такого же пристального внимания и осмысления, как и традиционные, если не большего. Ведь они

недостаточно изучены.

Так возникла идея общих, или общерегулятивных, правоотношений. Она была выдвинута потребностями, жизни, практики. Наука лишь обобщила то, что существовало и существует в реальности.

Прямое действие Конституции, закрепление в ней естественных прав человека, изменение корреляционных взаимосвязей личности и государств, другие реалии и приоритеты наших дней по-новому высвечивают значение обсуждаемой разновидности правовых отношений.

Происходящие в стране перемены не только не колеблют сути указанной концепции, а напротив, придают ей новые важные грани, черты, аргументы. Она как бы обретает еще большую легитимность, правомерность, расширяются границы и возможности ее осмысления.

В Конституции Российской Федерации имеется положение о том, что утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства, это означает, что граждане как носители этих прав выступают по отношению к государству в качестве управомоченных, а государство по отношению к ним является правообязанной стороной.

Иными словами, перед нами типичное публичное правоотношение общего характера, поскольку в нем все же не конкретизированы необходимые детали взаимных обязательств его участников. Да и не могут быть конкретизированы, так как конституционные нормы по своей природе являются в основном- учредительно-закрепительными; фиксирующими. Но это именно правоотношения, а не фактические отношения, никак не опосредуемые правом, законами.

В рамках подобных публичных правоотношений граждане могут

предъявлять и уже предъявляют к государству судебные иски; они

предъявляли их и раньше, но тогда государство не несло прямой конституционной обязанности перед своими гражданами И рассматриваемые дела чаще всего заканчивались безрезультатно.

После одобрения на референдуме Конституции РФ на ее основе

сложился целый комплекс правоотношений (вертикальных и горизонтальных) между различными государственными органами, государством и гражданами, а также последних между собой. При этом Конституция РФ имеет прямое действие и на нее можно ссылаться при разрешении соответствующих дел. В этом случае общее правоотношение перерастает в конкретное правоотношение.

Типичным общерегулятивным правоотношением выступает гражданство, которое, как известно, выражает политико-юридическую связь данного лица с данным государством Если оставить в стороне политический аспект, то перед нами окажется чисто правовое отношение между двумя «высокими сторонами», которое опирается на два важнейших акта - Конституцию и Закон о гражданстве. В рамках общих правоотношений существуют и реализуются основные (естественные) права человека, зафиксированные в известных международных пактах и других основополагающих документах. Как государство, так и его граждане должны строить свое поведение в соответствии с нормами и требованиями Основного Закона, исполнять свой долг, и уважать права друг друга.

Особенность всех этих и подобных им правоотношений состоит, помимо прочего, в том, что здесь нет «третьей силы», которая стояла бы над сторонами. «Третья сила» — сама сторона правоотношения. Нет тут и юридического факта в традиционном его понимании. Эти правоотношения возникают, как принято говорить, «непосредственно из закона», т.е. роль юридического факта в данном случае играет сам закон, его издание.

Если подытожить все сказанное, специфика общерегулятивных правоотношений заключается в следующем: 1) они возникают главным образом на основе норм Конституции и других правовых актов такого же уровня и значения; 2) носят общий, а не строго индивидуализированный и детализированный характер; 3) являются постоянным, или продолжительными, их длительность равна длительности действия самого закона; 4) опосредствуют наиболее важные, основополагающие, относительно стабильные отношения, 5) выражают общее правовое положение (статус) субъектов, их взаимные права и обязанности, свободу и ответственность друг перед другом и перед государством; в этом смысле их можно назвать статусными; 6) возникают не из тех или иных юридических фактов, а, как правило, непосредственно из закона, точнее, тех обстоятельств, которые привели к его изданию; 7) будучи исходными, первичными (базовыми), служат предпосылкой для появления и функционирования разнообразных конкретных, частноотраслевых правоотношений.

Общими они именуются еще и потому, что их участниками являются все граждане как носители общих для всех основных прав и обязанностей, тогда как субъектами конкретных правоотношений выступаю далеко не все и не одновременно.

Конечно, проблема общерегулятивных правоотношений нуждается в обсуждении, но вряд ли можно сомневаться в правомерности и необходимости самой ее постановки. Ибо ясно, что нельзя общее учение о правовых отношениях ориентировать только на обязательственные модели в гражданском праве.

Всеобщим правам соответствуют всеобщие обязанности человека, а это и порождает такие же общие правовые связи и отношения глобального характера.

По международному праву любой гражданин любого государства, может обратиться в соответствующие международные организации за защитой своих прав, если на месте он исчерпал все возможности такой защиты. Это, естественно, влечет юридическую обязанность у другой стороны принять такое обращение и рассмотреть его по существу. В этом случае общее международное правоотношение перерастает в аналогичное конкретное правоотношение.

 

Заключение

В условиях перехода нашей страны к рыночной экономике, формирование гражданского общества и правового государства, роль правового регулирования все более возрастает, в силу чего проблема анализа соотношения нормы права и правоотношения приобретает очень актуальный характер, а негативные последствия, связанные с теоретической неразработанностью, обостряются. Связь нормы права и правоотношения носит сложный, многогранный характер, думается, что углубление наших представлений о соотношении номы права и правоотношения в различных отраслях российского права будет немало способствовать теоретическому и практическому правовому прогрессу нашей страны. Безусловно, что категория правоотношения есть важнейший компонент юридического знания, есть ценнейшее приобретение правовой науки, имеющее принципиальное, методологическое значение. Это единственная категория, которая сжато отражает все известные науке существенные связи права с действительной жизнью, с общественными отношениями, а значит, и закономерности его возникновения и развития. С этой точки зрения отраслевое правовое отношение, как практическое воплощение абстрактного общетеоретического правоотношения, приобретает тем большую ценность, что оно есть нормальное правоотношение, облеченное в правовую форму повседневное поведение людей, представляющее собой значимую социальную ценность в своем реальном выражении.

Рассматривая теоретические проблемы соотношения права с практикой его применения, к сожалению, следует отметить, что она (в особенности судебная практика) пока еще довольно часто демонстрирует отсутствие должного профессионализма у ряда правоприменителей. Существует мысль о том, что любая даже самая ничтожная практика выше и полезнее самой сложной и фундаментальной теории, они совершенно не задумываются о том, что любая практика должна иметь научную основу, базироваться на теории и в противном случае она обречена на «блуждание впотьмах», что и происходит довольно часто в настоящее время.

В Бюллетене Верховного Суда РФ, можно увидеть различного рода положения, типа: «суд неправильно применил нормы материального и процессуального права», «постановления суда по данному вопросу признаны ошибочными», «у суда нет достаточных оснований для принятия подобного решения»,

«мотивировка решения суда признана неудовлетворительной» и т.п. Факт остается фактом: все нити подобных негативных явлений и вырастающих из них юридических нонсенсов гордиевым узлом завязываются на неосвоенности теории правового отношения.

Кроме того, нелишним будет подчеркнуть, что общее учение о правоотношении, аккумулировавшее в себе как теоретический, так и практический материал, а также методологический потенциал юридической науки, способно осуществлять в процессе его усвоения и воспитательную функцию при подготовке специалистов. Идеи о соотношении нормы права и правоотношения лежат в учениях римского права, они должны способствовать в юридической практике формированию у будущих и настоящих юристов правосознания высокого уровня и обостренного чувства справедливости.

Безусловно, дальнейшее исследование вопросов соотношения нормы права и правового отношения не только на общетеоретическом уровне, но и на уровне отраслей российского права, будет способствовать оптимизации взаимосвязи этих важных правовых явлений на всех уровнях: общего, особенного и единичного. Юридическая наука должна будет еще и еще не один раз возвращаться к этой извечной проблеме бытия нормы права и правоотношения как на абстрактном уровне, так и на уровне теоретического анализа в различных отраслях российского права, учитывая то обстоятельство, что правовая норма и правоотношение органически взаимосвязаны и представляют собой в известном смысле единое целое. Это небольшая, но четкая, по нашему мнению, динамичная система, в которой два главных элемента жестко предполагают друг друга. Норма права вне правоотношения мертва, а правоотношение без нормы права вообще немыслимо. Они соотносятся как причина и следствие- первое предшествует второму, а не наоборот.

Норма права и правоотношение в механизме правового регулирования в единстве их формализации и бытия определяют функциональность механизма правового регулирования, а через правовое отношение, посредством него достигаются те цели, которые фиксируются в правовой норме. Правоотношение- это норма права в действии. Конечные цели их в принципе совпадают, они призваны урегулировать то или иное общественное отношение, скоординировать взаимное поведение соответствующих физических и юридических лиц.

В исследовании соотношения нормы права и правового отношения еще рано ставить точку, определенный интерес вызывают проблемы синхронизации и гармонизации содержания правовой нормы и правоотношения, что в целом будет способствовать дальнейшему осмыслению существа и динамики методологически важных, определяющих смысл и содержание теории государства и права, других отраслевых юридических наук, категорий «норма права» и «правовое отношение».

 

 

Список использованной литературы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.02 с.)