Семинар 8. Основы лидерства и власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 8. Основы лидерства и власти



1. Лидерство с точки зрения «теории великих людей».

1.1. Лидер как функция личности.

1.2. Личностные характеристики лидеров.

1.3. Харизматическое лидерство.

2. Функциональный подход к лидерству.

2.1. Лидер – функция группы.

2.2. Факторы, определяющие эффективность лидерства.

3. Ситуационные теории лидерства.

3.1. Лидер – функция ситуации.

3.2. Ситуационные модели: качество решений лидера, модель достижения цели.

4. Теория трансформационного лидерства.

4.1. Сущность трансформационного лидерства.

4.2. Становление трансформационного лидера.

5. Стиль лидерства.

5.1. Авторитарный стиль лидерства.

5.2. Демократический стиль лидерства.

5.3. Либеральный стиль лидерства.

6. Понятие «власть» в психологии.

6.1. Психологические основания власти.

6.2. Власть в процессах управления.

Вопросы

1. Как соотносятся и как взаимосвязаны структура отношений, коммуникативная структура и структура власти в малой группе?

2. Дайте сравнительную характеристику лидерства и руководства как форм социальной власти.

3. Сделайте сравнительную характеристику основных направлений исследования лидерства.

4. Что означает термин легитимность. Назовите типы легитимности.

5. Власть – это возможность действовать? Или возможность воздействовать на ситуацию и поведение других людей.

6. Р. Танненбаум и У. Шмидт предложили схему, получившую название континуума лидерского поведения, которая показывает, что лидер имеет широкий выбор форм поведения по отношению к своим последователям. Важной особенностью подхода Танненбаума-Шмидта был акцент на том, что стиль лидерства должен выбираться в зависимости от того, каков источник полномочий лидера: формальная власть (т.е. власть, которой обладает лидер вследствие своего формального положения в организации) или личностные качества. Опишите континуум лидерского поведения по Танненбауму и Шмидту.

 

Самодиагностика

· лидерских способностей http://www.gurutestov.ru/test/230/

· стиля лидерства/управления http://www.gurutestov.ru/test/228/

 

ü Вопрос для обсуждения:

Что дает человеку лидерство? (по книге Дж.Ландрама «14 гениев, которые ломали правила».

 

 

Литература: 1, 3, 13, 14, 16, 17, 22, 26, 31, 34, 35, 11д, 15д, 16д, 19д, 31д,

Семинар 9. Деятельность руководителя

1. Понятие «управление» в психологии.

1.1. Социальное управление.

1.2. Цели управления.

1.3. Формы управления: прямое и косвенное.

2. Сущность деятельности руководителя.

2.1. Задачи руководителя.

2.2. Роль и функции руководителя.

2.3. Этапы процесса управления.

2.4. Функции руководителя.

3. Планирование как способ продуктивной деятельности руководителя.

3.1. Принципы поставки целей руководителем.

3.2. Критерии хорошо поставленной цели.

3.3. Система планирования временем руководителем.

3.4. Метод планирования временем «Альпы»

4. Психология принятия управленческих решений.

4.1. Установление приоритетности.

4.2. Этапы принятия решения.

4.3. Стратегии выбора.

4.4. Способы совершенствования техники принятия решений.

5. Основы делегирования.

5.1. Сущность делегирования.

5.2. Принцип Эйзенхауэра.

6. Задачи контроля.

6.1. Анализ проблемы.

6.2. Выбор средств, способствующих успеху.

 

Ø Темы для рефератов:

Законы, определяющие эффективность деятельности руководителя.

1.1. Принцип Парето

1.2. Техника анализа АБВ.

 

Контрольные вопросы:

1. Можно ли рассматривать власть как регулятор управленческой деятельности.

2. Существует ли разница в подходах к управлению формальными и неформальными организациями? В ответе опирайтесь на основные причины образования неформальных групп.

3. Существует ли понятие «управленческие способности». Как вы думаете, что может определять состав данного понятия.

 

Самодиагностика:

· стилей принятия управленческих решений http://www.gurutestov.ru/test/241/

· организаторских способностей в рамках организуемой группы http://www.gurutestov.ru/test/256/

 

ü Обсуждение фильма «Как компьютерный фанатик изменил мир»

 

Литература: 1, 3, 13, 14, 16, 17, 22, 26, 31, 34, 35, 15д, 18д, 33д.

Семинар-тренинг 10. Успешная коммуникация

1. Коммуникация как обмен информацией.

2. Барьеры при передаче и обработке информации.

Выполнение упражнений с последующим их обсуждением.

 

Самостоятельная аудиторная работа:

Осуществление эффективной коммуникации в организации (на примере Международного университета «МИТСО».

 

 

Семинар 11. Педагогика как наука об образовании

 

1. Образование как социокультурный феномен.

1.1. Функции образования.

1.2. Идеал образования.

1.3. Образование как процесс и как система.

2. Педагогика как наука.

2.1. Предмет педагогики.

2.2. Формы педагогической культуры.

2.3. Проблемы педагогики.

2.4. Факторы, оказывающие влияние на разработку основных педагогических проблем.

3. Особенности традиционного обучения.

3.1. Классно-урочная система Я.А.Коменского.

3.2. Преимущества и недостатки традиционного обучения.

4. Образовательные парадигмы в ХХ веке.

4.1. Школы учебы.

4.2. Трудовая школа.

4.3. Свободные школьные общины.

5. Воспитание как сторона социализации человека.

5.1. Воспитание как практико-преобразющая деятельность.

5.2. Цели воспитания.

5.3. Средства воспитания.

6. Теории воспитания: биогенная, социогенная и биосоциогенная.

 

Ø Темы для рефератов:

1. Идеал образования.

2. Современные тенденции в построении образовательного процесса в вузе.

 

 

Тема для дискуссии:

«Способствует ли образовательный стандарт повышению качества образования?»

 

Литература: 2, 4, 7, 23, 25, 4д, 17д

 

 

Семинар 12. Дидактика как наука об обучении.

1. Обучение как процесс.

1.1. Системы обучения: преподавание, учение и научение.

1.2. Виды научения.

2. Предмет дидактики.

2.1. Проблемы, изучаемые дидактикой.

2.2. Ведущие принципы обучения.

2.3. Методы обучения: активные, пассивные, интерактивные.

3. Особенности альтернативного обучения: преимущества и недостатки.

3.1. Реализация дисциплины через свободу.

3.2. Игра как метод обучения.

4. Прогрессивные педагогические концепции.

4.1. Монтессори и экспериментальная педагогика.

4.2. Педагогические идеи Р.Штайнера.

4.3. Педагогические идеи В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина.

 

Ø Темы для рефератов:

1. Педагогика М.Монтессори.

2. Педагогические идеи Рудольфа Штайнера.

3. Педагогическая система В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина.

 

Самостоятельная аудиторная работа: «Факторы, обуславливающие эффективное обучение студентов в вузе»

 

Тема для дискуссии:

«Является ли дистанционное обучение равноценной заменой непосредственному взаимодействию педагога с обучающимся»?

 

 

Литература: 2, 4, 7, 23, 25, 4д, 17д, 30д

 

 

Семинар 13. Акмеология как наука системы человекознания.

 

1. Акмеологические методы, модели и технологии.

1.1. Цель акмеологии.

1.2. Предмет акмеологии.

2. Акмеологическая концепция развития профессионала.

2.1. Научные предпосылки разработки концепции.

2.2. Содержание акмеологической концепции.

2.3. Характеристика возрастных периодов взрослых.

3. Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма

3.1. Самосовершенствование как цель и основа жизнедеятельности.

3.2. Карьера человека как условие и уровень его самореализации.

3.3. Объективные и субъективные факторы, позволяющие взрослому человеку достигать уровня «акме».

4. Семья как пространство жизнедеятельности человека.

4.1. Функции семьи.

4.2. Историческое развитие семейных отношений.

4.3. Современная семья: психологические проблемы.

 

Ø Тема для реферата:

Человек для себя (концепция Э.Фромма).

 

Самодиагностика

· профессиональной направленности личности http://www.gurutestov.ru/test/58/

· ценностных ориентаций в карьере http://www.gurutestov.ru/test/414/

 

Тема для дискуссии:

«Самореализации творческого потенциала человека на протяжении жизненного пути зависит в большей степени от самого человека или окружающих его внешних условий, факторов и стимулов?»

 

Литература: 12, 21д, 22д, 24д, 27д, 28д, 36д


Блок контроля знаний

Выполнение СУРC-1

 

Целью написания самостоятельной управляемой работы по «Основам психологии и педагогики» является самостоятельное освоение знаний по данной учебной дисциплине. СУРC выполняется в учебный период прохождения дисциплины в пределах часов, отведенных на самостоятельное изучение предмета.

СУРС должна быть выполнена в форме сводного письменного реферата, построенного на обобщенном изложении материала научной статьи из предложенного списка (список прилагается) периодических изданий. Из любого номера (2009-2011 года выпуска) научного журнала студенту необходимо выбрать и изучить статью с её последующим письменным анализом (ксерокопия статьи прилагается к заданию).

Сроки защиты СУРС назначаются преподавателем. В случае, если работа не сдана в срок без уважительных причин, или же оценена отметкой «не зачтено», студент не допускается к сдаче экзамена по дисциплине. При необходимости преподаватель может отправить текст на доработку.

Критериями положительной оценки выполнения СУРС являются:

§ полнота раскрытия обозначенной проблемы в статье;

§ демонстрация знания и дополнительной литературы по проблеме;

§ аналитичность, логичность и последовательность изложения материала;

§ правильность оформления работы.

При подготовке СУРС студент может обратиться за помощью к преподавателю, ведущему данный курс. Консультирование по дисциплине «Основы психологии и педагогики» осуществляется в "Дни заочника" или в часы, отведенные для индивидуальных консультаций ст.преподавателя А.И.Скринник в а.504 (кафедра истории права и гуманитарных дисциплин).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.025 с.)