Как действует в экстремальных условиях профессионал? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как действует в экстремальных условиях профессионал?



Мышление и поведение профессионала в экстремальной ситуации:

1) профессионал видит, чувствует приближение такой ситуации; осознает ситуацию угрозы и определяет ее как критическую; адекватно оценивает сте­пень угрозы;

2) испытывает ощущение опасности, иногда они сопровождаются чувством страха, слабости, беспомощности, неконтро­­лируе­мости; неосознанно или сознательно принимается реше­ние о необходимости начать действовать.

3) Оценивает свои возможности активно изме­нять ситуацию, используя свои способно­сти, знания, навыки самоуправления; сосре­доточивается на личных способностях и умениях реагиро­вать, получает доступ к ресурсному состоянию психики[35]. Ситуация начинает оце­ниваться как более контролируемая;

4) определяется в ситуации на основе переоценки си­туации. Со­средоточение на опасности и уязвимо­сти ведет к субъек­тивным ощущениям слабости, неспособно­сти, отсутст­вию самоконтроля. И, наоборот, с увеличе­нием самооценки эффективности своего поведения сотрудник оценивает свои ресурсы как соответ­ствующие требованиям экстремальной ситуации, а саму си­туацию – как более контролируемую и менее угро­жаю­щую. Уро­вень страха снижа­ется, мысленно сосредотачивается на необходимости преодо­леть трудности, это ведет к по­явле­нию состояния силы, кон­троля, ясности мышления.

Обсуждая задачу формирования сознания (духа) в боевых искусствах, В. Фомин и И. Линдер отмечают, что во всех современных видах спорта существует время ожидания. В воинском искусстве нет такого, малейшее выжидание – и все потеряно, противник этим воспользуется. Сознание должно быть все время сосредоточено на ситуации, готово к действию или реакции. Выбор техники атаки должен происходить бессознательно, автоматически, естественно. Рассудок не должен вмешиваться. Постоянно готовое сознание – главное, чтобы произвести точное движение, сознание вбирает точный момент, и вступает техника и тело. Интуиция руководит телом и техникой. Тело и сознание сливаются, и это реализуется в реакции[36].

Формирование гармонии между телом и духом в восточных видах боевых искусств достигается специальными тренировками дыхания, управления вниманием, периферическим зрением, гимнастикой, массажем, медитацией и др. Например, дыхательно-двигательная координация формируется методом равномерного ритмизированного бега. Начинают обучение с ходьбы на месте, вдох выполняется на 4 шага, которые делаются в умеренном темпе (примерно за 2 сек), начиная с левой ноги. Одновременно произносится словесная формула с растягиванием первого слога на первые 2 шага («э-эй») и акцентным завершением выдоха на следующие 2 шага с энергичным придыханием на 4-й шаг («сё-о»), чтобы вытеснить остаток воздуха из нижней части легких. На последующие 4 шага воздух спокойно «впускается» в легкие. Затем весь двигательно-дыхательный цикл повторяется. Когда ритм схвачен, то можно переходить к бегу на месте в том же темпе, а затем к обычному бегу, начиная с небольших шагов. После того как заданный ритм бега и дыхания станет естественным, будут созданы условия для полного освобождения сознания и перехода в состояние т.н. «активной медитации». В таком состоянии сознания человек способен на многое, например, преодолевать сверхмарафонские дистанции[37].

Психологическая подготовка сознания (духа) профессионала к действиям в экстремальных условиях включает переформирования неэффективных установок его сознания. Осмысление своих неэффективных, мало осознаваемых представлений о себе и других людях реализуется в разнообразных упражнениях психотренинга, в частности НЛП предлагает анализировать пресуппозиции и неэфективные привычки мышления[38].

Осмысление сотрудником условности таких представлений, их отнесенности к конкретной ситуации жизни, в которой они были сформированы, позволяет изменить себя, открывает новые возможности для понимания природы экстремальных ситуаций и, соответственно, нового поведения в них. Спонтанно мы осознаем неэффективность отдельных допущений о мире только, как правило, в ситуациях кризиса, конфликта, острых противоречий.

Рассмотрите примеры неэффективных представлений о мире и оцените изменения, привнесенные в поведение переформированием названных убеждений. Предложите свои варианты неэффективных и эффективных убеждений.

Смысловые установки (убеждения), обеспечивающие эффективное поведение
в критических ситуациях

Неэффективные убеждения Эффективные смысловые установки
Иллюзия простоты устройства мира: в мире есть добро и зло, жертвы и агрессоры Наши представления о мире – не есть сам мир. Представления о мире являются эффективными, если они обеспечивают тонкость различения информации и гибкость своего поведения по отношению к этим различиям
Иллюзия справедливости: «Каждый получает по заслугам», «Если я буду делать людям добро, то оно вернется ко мне» Любые представления о жизни относительны, поскольку они приняты как личные допущения реальности
Иллюзия собственного бессмертия: «Могут умереть все, кроме меня» Жизнь и смерть определяемы своими законами, которые могут быть осознаны лишь в особые моменты жизни
Иллюзия агрессивного мира: «Всё (все) против меня» Окружающий мир не злонамерен и не имеет цели причинить страдания
Иллюзия личной уникальности: «Это (несчастье, проблемная ситуация…) должно было произойти только со мной» Ни с каким отдельным человеком не может произойти ничего такого, что уже когда-либо не происходило с другими людьми
Иллюзия власти судьбы: «Судьба ко мне неблагосклонна. Я никак не могу на это повлиять» С каждым отдельным человеком происходит именно то, что должно произойти именно с ним, и не более того
«Несчастья и неудачи не имеют объяснений, они действуют вопреки всякой логике и справедливости» В каждой конкретной ситуации человек оказывается не случайно и не бессмысленно, но с целью выполнения определенной миссии, решения конкретной жизненной задачи (хотя понять эту задачу в большинстве случаев крайне сложно)
«Причина неудач – другие люди или случай, стечение обстоятельств» Ничто не может коснуться человека, причиной чего не был бы он сам

Подчеркнем, что успешность реагирования в экстремальных условиях существенно зависит от эффективности убеждений и смысловых установок личности. Нельзя назвать точно, какие именно убеждения, верования, установки обеспечат «настройку» сознания сотрудника и мобилизацию его боевого духа. Однако, само их изменение позволяет сотруднику достичь такого состояния сознания, которое проявляется в быстроте и точности оценки ситуации, своевременности реагирования в быстротекущих ситуациях угрозы для жизни.

Какие методы психологической подготовки может использовать сотрудник?

Процесс психологической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях строится как система обу­чающих и собственно тренинговых психологических воздействий и на­правлен на повышение уровня психи­ческой надежности и личной готовности к профессиональным действиям в экстремальных условиях.

Психология предлагает большой выбор методов психологической подготовки[39]. Ведущими методами подготовки к действиям в экстремальных условиях являются приемы психической саморегуляции – это эффективные психологические средства достижения особого состояния психики, в которое человек входит целенаправленно, осознанно, однако действия в таком состоянии мало осознаются и обеспечивают достижение целей сотрудника наиболее оптимальным для данной ситуации путем.

Опыт вхождения в такое состояние дает программа обучения методу управляемой проекции, разработанная Х.М. Алиевым; метод произвольной саморегуляции состояний сознания, разработанный В.Е. Поповым; аутотренинг; аутогипноз и др. Подготовительными являются упражнения, которые учат управлять психическим состоянием посредством регуляции дыхания, мышечного тонуса, управления образами и вниманием.

Психическая саморегуляция – самостоятельное целенаправленное и сознательное изменение субъектом регуляторных механизмов своей психики на основе использования ресурсов бессознательного уровня[40]. Сверхмобилизация психики, которая иногда наблюдается у людей в экстремальных условиях, доказывает, что психика обладает огромными ресурсами эффективного поведения и решения задач в таких условиях.

Упражнение «Свободное дыхание». Расположитесь удобно, так, чтобы положение тела было свободным, несколько расслабленным. Вспомните любую проблемную, трудную для вас си­туацию из своего жизненного опыта. Она может быть реаль­ной или домысливаемой. Вспоминая отдельные детали этой ситуации, рассмотрите ее участников – лица, обстановку, при­слушайтесь к звукам вокруг, услышьте свой голос там и тогда. Постарайтесь войти в то душевное состояние, обратите вни­мание на особенности своего дыхания, распределение мышеч­ного напряжения в теле. Прочувствуйте и мысленно опишите эти особенности. В конце этапа обязательно «сбросьте с себя» это воспоминание.

Вспомните из своего опыта любой приятный эпизод, когда вам было легко, например, вы занимались инте­ресным делом или рядом с вами были любимые люди. Пред­ставьте это событие зрительно. Рассмотрите детали внутрен­ней кар­тинки. Затем прислушайтесь к звукам и голосам. Об­ратите внимание на особенности своего дыхания: глубину, ритмич­ность, легкость, отсутствие мышечного напряжения. Зафиксируйте и запомните самоощущение свободного дыха­ния.

Сохраняя прежнее эффективное дыхание, еще раз вспомните проблемную ситуацию, представляя ее (на­блю­дая) как бы со стороны. Проанализируйте изменилось ли ваше са­моощущение. Как изменилось ваше отношение к этой си­туа­ции? Постарайтесь запомнить самоощущение этого дыха­ния. Используйте его в трудных для вас ситуациях. И вы обя­за­тельно заметите, что в сознание поступит новая инфор­ма­ция, позволяющая найти эффективные способы решения.

Упражнение “Ключ к себе”. “Ключ” – особое действие, основанное на воображении, оно вызывается произвольно, но осуществляется как бы само по себе, без контроля сознания, практически без усилия. Это действие использу­ется для достижения состояния психической саморегуляции в конкретной ситуации жизни или профессиональной деятельности (в т. ч. и экстремальной). Опыт вхождения в это особое состояние сознания, при котором движения начинаются осознанно, но осуществляются без участия сознания, – личный ресурс сотрудника, который он может использовать для самоуправления психическим состоянием в экстремальных условиях.

Приемы, помогающие овладеть “ключом”– расхождение рук, схождение рук, левитация рук, полет, покачивание, движение головой[41].

Прием “Расхождение рук”. Сесть в удобную позу. Войти в легкое расслабленное состояние. Вытянуть перед собой руки, держа их свободными, расслабленными. Мысленно представ­ляя расхождение рук, например, как отталкивающиеся друг от друга однополярные магниты или др. образ. Закрыть или от­крыть глаза по желанию. Задача – обрести чувство легкости так, чтобы руки начали действительно расходиться, при этом движения должны быть не произвольными, а спонтанными, осуществляться как бы автоматически.

Прием “Схождение рук”. Выбрать удобную позу. Успоко­ить внутренний диалог. Дышать легко, глубоко, ровно. Вытя­нуть перед собой руки, немного развести их в стороны. Мыс­ленно найти удобный для себя образ, связанный со схожде­нием рук (например, притяжение магнитов или сокращение растянутой резины). Задача упражнения – добиться непрерывного, спонтанного движения рук. Во время выполнения упражнения сознательно человек может замечать эти движения, удивляться или даже испытывать беспокойство. Важно добиться такого состояния сознания, при котором человек осознает происходящее, но регуляция действий (в данном приеме – схождение рук) происходит бессознательно.

Прием “Левитация рук”. Руки опущены. Взгляд сосредоточен на руках. Мысленно найти образ, связанный с поднятием рук. Когда руки начинают “всплывать”, возникают новые и приятные ощущения. В первый раз это настолько неожиданно, что невольно вызывает улыбку. Важно запомнить эту связь между внутренним состоянием и спонтанным, происходящим без контроля сознания, движением руки.

 

Психотехнология «Доступ к ре­­сур­с­ным состояниям личности» [42]

Выполняется в группе или индивидуально. Предварительно сообщаются научные представления о ресурсах личности, примеры психологически сильного, эффективного поведения в экстремальных ситуациях.

Этап 1. Вспомните в своем жизненном опыте ситуа­цию, в которой вы пережили страх и нашли в себе силы (внут­рен­ние ресурсы) для успешного его преодоления.

Этап 2. Закройте глаза. Вспомните ту ситуацию и пред­ставьте ее как можно ярче в зрительных и слуховых об­разах. Затем представьте себя, сидящим в зале кино­театра. Опреде­лите начало события и поместите эту кар­тинку на эк­ран, как если бы вы смотрели кинофильм.

Этап 3. Остановите фильм в момент успешного со­вершения решающего действия – когда вы говорите, бе­жите, стреляете и пр. Если в этот момент вы мысленно войдете (впрыгните) в картину, вы сможете ярко испы­тать соответст­вующие ощуще­ния. Обращая внимание на разнообразные об­разы, ощущения, найдите в себе именно то состояние (са­мо­ощущение), которое опреде­ляет эффективность поведе­ния в этой ситуации.

Этап 4. Ответьте на вопросы:

Каким вы ощущаете себя: сильным или слабым?

Есть ли самоконтроль поведения, эмоций, мышле­ния?

Мышление ясное или спутанное?

Испытываемое вами состояние желательно в данной экстремальной ситуации или нет?

Цель этих вопросов – исключить в процессе вы­полне­ния психотехнологии субъективные переживания слабости, не­контролируемости переживаний и мышле­ния.

Если вы испытываете недостаточную или чрез­мерную активность, вернитесь к этапу 1 и попросите себя найти в своем подсознании то состояние, которое обеспечивает само­ощущение эффективности поведения и самоконтроля пережи­ваний.

Этап 5. Найдите какое-либо слово, образ или звук, ко­торые для вас лично будут ассоциироваться с этим пси­хиче­ским со­стоянием. Ресурсное мышление появится в необходи­мый мо­мент, как только в сознании будет вами актуализиро­вано дан­ное слово или образ.

Проверьте действие вашего индивидуального яко­ря ре­сурсного состояния. Назовите мысленно это слово или ус­лышьте какой-либо звук сначала с закры­тыми глазами, затем с открытыми.

Этап 6. Присоединение к будущему. Мысленно пред­ставьте в недалеком будущем ситуацию, в которой вы могли бы испы­тать страх. Представьте себя в этой си­туации, обла­дающего ресурсным состоянием. Отметьте и запомните все изменения в самоощущении.

Этап 7. Через две-три недели после тренинга проана­лизи­руйте его эффективность. Для этого ответьте на сле­дую­щие вопросы и опишите свое ресурсное состояние по 5-балль­ной шкале.

Мое состояние в критической ситуации характе­ризуется следующим образом:

Я очень слабый 1_____________5 Я очень сильный.  
Необдуманные поступки. 1_____________5 У меня высокий самоконтроль.
Отсутствие уве­рен­ности. 1_____________5 Я очень уверен­ный.
Спутанные мысли. 1_____________5 У меня ясное мышление.
Недостаточная активность психики. 1_____________5 Чрезмерная ак­тивность.
Высокая осозна­ваемость собст­вен­ных действий.   1_____________5 Низкая осозна­вае­мость.

Оцените состояние своего мышления в отношении к оп­ти­мальному состоянию в критической ситуации:

не помогло в си­туации 1_____________5 оптимальное (ресурсное).

 

Опишите типы ситуаций, в которых вы испыты­вали возможность доступа к своему ресурсному состоя­нию.

Отметим, что способность входить в ресурсное состоя­ние не заменяет собой психологическую компетентность и специальные знания. Оно лишь помогает использовать по­следние. Опыт вхождения в ресурс­ное состояние личности предполагает овладение мастерством си­туационного самооп­ределения в проблемных, быстротекущих ситуациях деятель­ности.

Подведем итоги. В профессиональной деятельности сотрудников ПОО разговор о чувствах страха, опасно­сти, личной уязвимости является своеобразным табу. Каждый со­трудник, как правило, обучается переживать эти чувства в одиночку. Однако, при этом простое подавление страха нередко при­водит к агрессивности и психической травме.

Психологическая наука и практика показывают, что потенциальные участники критических ситуаций мо­гут быть обучены конструктивному отношению к чувствам страха, беспомощности, уязвимости. Кон­структивное отношение позволяет использо­вать эти чувства для по­лучения доступа к ресурсному состоя­нию психики, большей осознанности, силе «Я», самокон­тролю и уверен­ности в себе.

Исследование явлений адаптации психики к трудным ситуациям показали, что ресурсы переадаптации ограничены теми психологическими приемами адаптации, которые были сформированы у человека ранее в повседневных трудных ситуациях жизни. Процесс переадаптации и реадаптации психики в экстремальных условиях происходит без негативных для психики последствий лишь у тех специалистов, которые были предварительно специально подготовлены к действиям в таких условиях.

Овладение приемами психической саморегуляции позволяет использовать это состояние не только для отдыха и восстановления, но и, главным образом, для самопрограммирования психики на точные действия, включающие сложные алгоритмы оценки ситуации, принятия решения и действование в ней. Состояние психической саморегуляции отличается от обычных состояний психики тем, что оно оперирует неосознаваемыми алгоритмами самоопределения в трудных ситуациях жизни, достижения целей деятельности наиболее оптимальным путем (получение, анализ, использование информации о ситуации в таком состоянии происходит свернуто, мало осознанно, действия спонтанные и соответствующие динамике изменения ситуации).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.021 с.)