Способности познания. Диалектика чувственного и рационального в познании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способности познания. Диалектика чувственного и рационального в познании



Под понятием «способности познания» мы подразумеваем не количественный аспект познания, т.е. его разрешительные возможности, а качественный. Способности познания - это специфические внутренне присущие человеку каналы пости­жения истины

Чувственность - способность познания объектов внешнего мира на основе деятельности пяти органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Чувственное познание включает в себя следующие формы: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение это отдельный образ, возникающий в психике человека благодаря деятельности того или иного органа чувств. Так, например, возможны ощущения красного, в меру упругого, издающего хрустящий звук при сдавливании, ароматно пахну­щего и сладкого на вкус. Восприятие - это образ предмета в це­лом. Оно представляет собой как бы комплекс ощущений. На­пример, мы воспринимаем яблоко как совокупность отмеченных выше ощущений.

Представление - это образ предмета, извле­каемый из памяти, но непосредственно нами не воспринимаемый.

Рассудок - это способность познания, призванная «обраба­тывать» данные чувственности; он представляет собой низшую ступень рационального (логического) познания, основанную на оперировании такими формами мысли, как понятие, суждение и умозаключение. Их впервые выделил и проанализировал Ари­стотель - основатель формальной логики. Он же открыл три за­кона формальной логики: закон тождества, закон противоре­чия, закон исключенного третьего. В XVIII веке Лейбниц при­совокупил к ним закон достаточного основания. Рассудок опи­рается именно на эти законы.

 

УЧЕНИЕ ОБ ИСТИНЕ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПОНЯТИЯ ИСТИНЫ.

Исти­на согласно этимологии этого слова в русском языке, это то, что есть. Истина — это Жизнь, которая является на­чалом и смыслом всего сущего. Истина - это Божественный Ло­гос: «Я семь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Всякое частное знание, связанное с ним, истинно, оторванное от него, - есть ложь или заблуждение. Следовательно, Истина в ее универсальном значении онтологична.

В обыденном познании истинность знания и его критерии фактически совпадают и сводятся к полезности и целесообраз­ности. Те знания, которые в повседневной жизни дают челове­ку практическую пользу, удовлетворяют его насущные потреб­ности, не требуя взамен больших затрат интеллектуальной или физической энергии, квалифицируются как правильные. Для обыденного познания более подходящей является прагматическая концепция истины, разработанная, в частности, в американском прагматизме.

Пример- Если блюдо, приготовленное домашней хозяйкой, приятно на вкус, полезно для организма и достаточно калорийно, чтобы не испы­тывать голода в течение более или менее продолжительного времени после его употребления, то ни у кого не возникает во­проса о правильности рецепта или качестве продуктов, из которых оно сделано.

истина в науке понимается как соответствие позитив-ныхзнаний действительности. Критериями истинности научного знания являются: логический (поиск логических противоречий и ошибок), эксперимент (проверка истинности той или иной теории на локальном уровне), моделирование (создании масштабных моделей и математических моделей реальных объектов) и, наконец, практика.Под практикойпонимается целе направленная материально-преобразовательная деятельность общественного субъекта. Практика - не случайный акт единичного человека, а необходимый, повторяющийся процесс использования знаний обществом в целом. Практика является одновременно и абсолютным, и относительным критерием истины.

В художественном познании проблема истины предстает как вопрос о правдеискусства. Правдивость того или иного художественного произведения определяется не только тем, на сколько достоверно и объективно художник изобразил жизнь, но и тем, какое воздействие произведение оказывает на читате­ля, зрителя и слушателя.

В мифологическом познании истина предстает как конст­руктивностьтого или иного мифа. Для того, чтобы выявилась конструктивность или деструктивность мифа, необходимо дос­таточно большое время, исчисляемое нередко десятками лет. Так, например, советский миф, который объединял множество народов Советского Союза, на определенном этапе историче­ского развития играл положительную роль: в стране в очень сжатые сроки была проведена индустриализация, сельское хо­зяйство поставлено на промышленную основу.

Вопрос об истине в религиозном познании формулируется как проблема истинной веры. Надо сказать, что эта проблема является очень сложной в теоретическом плане и необычайно острой и болезненной в практическом смысле, ибо она затраги­вает религиозные чувства людей, принадлежащих к разным конфессиям. Интересное решение этой проблемы предложил в свое время известный философ, психолог и культуролог К.-Г. Юнг, который полагал, что нет истинной и ложной ве­ры, а есть своя и чужая вера. То есть для каждого народа своя вера является истинной. Такой подход исключает конфронта­цию конфессий и создает атмосферу взаимного уважения ве­рующих. Поскольку всякая религия есть фундамент той или иной культуры, вопрос об истинности веры по сути своей - это вопрос о жизнеспособности той или иной культуры, В религи­озной жизни нет другого пути, кроме пути верности своей ду­ховной традиции. «Соперничество» религий, а значит и культур, выиграют те конфессии, представители которых своей благочес­тивой жизнью, подвижничеством и человечностью будут притя­гательным и живым примером для людей, входящих в состав.

Весьма трудной задачей является определение философ ской истины и ее критериев. Постановка вопроса о великих философов создал истинную философию, нелепа перспективна. В философии более ценится оригинальность ми ровоззрения, представленного тем или иным мыслителем В юнг очень значим субъективно-личностный компонент и духовно-ценностная позиция философа. Только оригинальная и глубокая (выходящая из глубины личности) мысль способна вызвать от­клик, создать возможность диалога. Философия - это мысль рождающая новую мысль. Вот почему сохранение и поддержа­ние диалога мыслителей, сосуществование в культуре разных философских традиций и школ есть необходимое условие сво­бодного творческого поиска истины.

 

 

ПОНЯТИЕ БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ (ОТ ПАРМЕНИДА ДО МАРКСА). МЕТОФИЗИКА АРИСТОТИЛА КАК КРИТИКА ИДЕЙ ПЛАТОНА.

Онтология - один из древнейших разделов философии. Онтологические учения, в которых делались попытки постиже­ния основ мироздания, законов его возникновения, существова­ния и развития, создавались древнегреческими философами эгейской школы, Пифагором, Гераклитом, Платоном, Аристоте­лем, мыслителями Средних веков и Нового времени. Необходи­мость и возможность онтологии не подвергалась сомнению до И. Канта, который пришел к выводу, что человек не может по­знать мир, какой он есть на самом деле, а познает только то, ка­ким мир является нам.

слово «бытие» означает существова­ние. Однако в философии понятие бытия приобрело более сложную смысловую структуру. В частности, оно включает свой состав причину всегосуществующегоили какой-либо принцип,благодаря которому все существующее воспринима­ется как нечто единое и целостное. В силу того, что онтология стремится постичь первооснову бытия, она тесно связана с ме­тафизикой, которая полагает в качестве такой основы то или иное сверхчувственное начало.

Так, для Платона корень всего существующего, всего мно­гообразия вещественного мира лежит в царстве идей (эйдосов) которые есть в то же время прообразы конкретных вещей и явлений.

У Аристотеля картина бытия еще более усложняется. По­мимо мира единичных вещей (сущее) существует субстанция чистое умопостигаемое бытие, средоточие четырех начал или причин сущего: формы как сущности, материи как субстрата, источника движения и цели.

В философии Нового времени понятие бытия конкретизи­руется через понятие субстанции. Субстанция - это первоосно­ва бытия и носительница неотъемлемых свойств, т.е. атрибутов. Декарт считал, что в мире существует две субстанции: идеаль­ная, способная мыслить, и материальная, наделенная протяжен­ностью. Дуализм Декарта попытался преодолеть Спиноза, кото­рый полагал, что мышление и протяженность есть атрибуты од­ной субстанции. Лейбниц вычленял множество простых и неде­лимых субстанций (монад), обладающих автономией, непрони­цаемостью, активностью и изменчивостью.

Гегель отождествил бытие с мышлением. Все существую­щее в мире есть иновыражение некоей абсолютной идеи, которая развивается по законам диалектической логики, имманентным также вещам и явлениям.

В марксизме понятие бытия отождествляется с понятием материи. Познать бытие - это значит открыть универ­сальные законы, по которым развивается весь материальный мир. Такими универсальными, всеобщими законами являются законы материалистической диалектики: закон единства и борь­бы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания.

 

 

Понятие субстанции, субстрата и материи. Субстратная и субстанциональная картины мира. механистическая картина мира, субстанциальный идеализм, субстанциальный материализм, метафизический и диалектический материализм.

Материя - это то общее, что присуще всем вещам и явлениям, оно не существует отдельно от них, а в них и через них.

Субстанция - это первоосно­ва бытия и носительница неотъемлемых свойств, т.е. атрибутов. Декарт считал, что в мире существует две субстанции: идеаль­ная, способная мыслить, и материальная, наделенная протяжен­ностью.

Субстрат – основа всего сущего.

Субстанциальная модель предполагает единство мира через допущение, что в основе бытия лежит некая единая субстанция, идеальная или материальная, из которой выводится все многообразие мира. У Платона единство мира обусловлено демиургом (творцом), который создал этот мир, у Гегеля - субстанциальностью абсолютной идеи, что выражается в наличии всеобщих законов развития.

Основой механической картины мира явился атомизм. Он превратил понимание мира и самого человека в совокупность огромного числа неделимых частиц, называемых атомами, которые перемещаются в пространстве и времени.

Основным понятием механической картины мира Ньютона стало понятие движения. Законы движения Ньютон утвердил как фундаментальные законы всего мироздания. По его теории все тела имеют внутреннее врожденное свойство равномерного и прямолинейного движения. Любые отклонения от этого движения имеют причиной действие на тело инерции - внешней силы. Масса является мерой инертности, другого, очень важного понятия механики классической.

Ньютон предложил принцип дальнодействия, который возник в результате решения проблемы взаимодействия тел. В основе этого принципа лежит взаимодействие между телами, которое происходит мгновенно при разном расстоянии и при отсутствии материальных посредников.

Механическая научная картина мира породила законы механики, которые жестко предопределяли любые события. Из них совершенно исключалась случайность. Присутствие человека в действующем мире ничего не меняло. Согласно теории механической картины мира Ньютона, исчезновение человека с лица земли никак не повлияло бы на существование мира: он продолжил бы свое существование, как прежде. Такая теория стала приниматься как универсальная.

Так, вещественно-субстратная модель усматривает единство мира в единстве физико-химического субстрата и свойств.

Субстанциональный идеализм - Парменид ставит две взаимосвязанные между собой проблемы: соотношение бытия и небытия и соотношение бытия и мышления. Сначала он разбирает логические возможности соотношения категорий бытия и небытия, вскрывая ряд парадоксов (он их называет "западни") на пути истины. Если мы допускаем существование небытия, то оно, как предельное понятие, отождествляется с бытием, если мы не допускаем существование небытия, то бытие и небытие нетождественны. Сам Парменид склоняется ко второму решению, причем впервые в философии пытается доказать данный философский тезис. "До него философы главным образом изрекали, в лучшем случае они опирались на аналогии и метафоры. Итак, у Парменида с бытием связывается сам факт существования мира, а истиной в этом случае выступает знание об истинном существующем. Таким образом, бытие и мышление оказываются тождественны, а значит, мир познаваем.

По Платону, бытие - это совокупность идей, т.е. умопостигаемых форм, или сущностей, отражением которых является все многообразие вещественного мира. Таким образом, мир познаваем, хотя и весьма относительно. Процесс познания, по Платону, - это процесс интеллектуального восхождения к истинно сущим видам бытия (которые действительно существуют в мире идей). Платоновские идеи - это не просто субстанциализированные родовые понятия, противостоящие чувственной действительности. Идея вещи - это ее своеобразный принцип, с помощью которого мы можем сконструировать саму вещь, познать ее. Познание есть конструирование. Идея вещи есть некая смысловая модель, которая должна лечь в основу такой конструкции.

Таким образом, противопоставление материи и идеи, как идеального мира и чувственной действительности, в античной культуре очень условно. Материя, по Платону, - это прекрасный, идеально организованный чувственный космос, а идеальный мир, напротив, - поле отражения этой завершенности в виде прообразов вещей, людей, природных и общественных явлений.

Субстанциональный материализм - В качестве центрального элемента онтологической картины субстанциального материалистического монизма выступало некоторое конкретное, реальное начало (или группа начал).

Философия диалектического материализма в вопросах онтологии базировалась на синтезе материалистических учений и материалистически истолкованной диалектики Гегеля. Формирование понятия материи шло по пути отказа от ее интерпретации, как некоторого вещества или совокупности веществ к более абстрактному ее пониманию.

Диалектический материализм был формой материалистического монизма, так как все остальные сущности, в том числе и сознание, рассматривались как производные от материи, т.е. как атрибуты реального мира. "Диалектический материализм отвергает попытки строить учение о бытии спекулятивным путем. "Бытие вообще" - пустая абстракция" [36]. Исходя из этого, утверждалось, что материя объективна, т.е. существует независимо и вне нашего сознания. Научное познание есть прежде всего познание материи и конкретных форм ее проявления. Философами данного периода, которые стояли на иных позициях, было сразу отмечено, что такое понимание материи во многом перекликалось с аналогичными представлениями объективного идеализма.

Метафизический материализм - В философском плане Ньютон дал своеобразную общую картину мира, которая базировалась на том, что физические закономерности, присущие части мира, распространялись на всю Вселенную. Таким образом, обоснование материального единства мира здесь было связано с очень сильными теоретическими допущениями, характерными для философии метафизического материализма данного периода. "Хотя всюду заметно стремление Ньютона представить свою систему как необходимо вытекающую из опыта и вводить возможно меньше понятий, не относящихся непосредственно к опыту, он тем не менее вводит понятия абсолютного пространства и абсолютного времени.

оминирование физики в системе наук во многом определило философские представления об устройстве мира, которые в буквальном смысле перенимали данную физическую картину мира как важнейшую часть онтологии, что особенно проявлялось в теории познания, важнейшим из которых стал принцип абсолютности истины

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.015 с.)