Сферы и области самопознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сферы и области самопознания



К сферам самопознания относят выделяемые психологами три уровня организации человека: низший — организм (биологический индивид), далее — социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми).[1]

К областям самопознания относят сознание и бессознательное.[1]

[править]Я-концепция

Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям.[2]

[править]Способы и средства самопознания

Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера.[3]

Согласно психологу Ю. М. Орлову, эффективное в плане познания себя и саморазвития самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. «…Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще „устроены“ эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции… Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своём воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды…»[4]

К наиболее распространённым способам самопознания относятся:

· Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.

· Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.

· Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый.

· Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т. д.

· Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия. Самопринятие же — важный момент самопознания, также оно является отправной точкой для саморазвития и самосовершенствования.

Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается.[5]

К средствам самопознания относятся:

· Самоотчёт, в том числе в форме дневника.

· Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами.

· Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личности, социальная психология.

· Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом.[5]

К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:

· индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашёл внутренние ресурсы для их разрешения;

· работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится так, что группа способствует интенсификации процессов познания других и себя.[5]

[править]Самопознание и самооценка

Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:

1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).

2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).

3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).

Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной — они искажаются.

Самооценку можно выделить такой формулой:

самооценка = успех / притязание

То есть, повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание). При этом, однако, считается, что человек не может полностью отказаться от притязаний[6].

Самореабилитация педагогов

Проблема самореабилитации педагогов становится одной из актуальных, что связано с крайне низкими показателями как физического, так и психического здоровья учителей. Причиной снижения уровня здоровья являются психофизиологические особенности труда учителя как профессионала, а именно: – постоянная нагрузка на голосовой аппарат; - отсутствие физического компонента в работе, т.е. гиподинамия; - повышенный обмен веществ. Большинство педагогов испытывают повышенную раздражительность, сопровождающуюся агрессивной неудовлетворительной реакцией на окружающее и окружающих. Так, проведенное нами исследование показало, что 90% педагогов испытывают состояние устойчивого стресса, а 70%- страдают неврозами. Состояние психики и психологическая подготовленность учителей играют особо важную роль в общении, нельзя забывать о том, что все дети восприимчивы к настроению и психологическому состоянию учителя. Учитель, переживая депрессию, или же находясь в стрессовом состоянии, зачастую не контролирует эмоции, при этом его слова или жесты играют роль отрицательного психогенного фактора, и могут способствовать появлению «школьного дидактогенного невроза» (А.А.Дубровский).Что в свою очередь приводит к аффективному поведению или депрессии учащихся.Крайне важно для педагога научиться самостоятельно, восстанавливать гармоничное состояние в целях сохранения работоспособности и обеспечения результативности образовательного процесса. Понятие «профессиональная самореабилитация педагога» означает восстановление утраченных в достаточно сильной мере гармоничности, уравновешенности, цельности.[4]Запуск процесса самореабилитации, возможен, как утверждает А.В.Гордеева, по трем параллельным направлениям: работа с физическим телом, использование влияния слова на психофизиологическое состояние, работа с мыслью. В качестве средств педагогической реабилитации рекомендуют различные системы психофизической тренировки, опирающиеся на народные традиции и народную педагогику. [3] Мы предлагаем простой доступный каждому и не требующий специального времени и места метод традиционной дыхательной гимнастики, включающей физический, психоэмоциональный и душевно-духовный аспекты. Педагог, выполняя совместно с детьми, несложные упражнения и элементы психофизических формальных комплексов создает условия для самовосстановления, одновременно пробуждая в детях импульс творческого самооздоровления. Применение психофизических упражнений обосновываются физиологическими принципами деятельности центральной нервной системы. Сложившиеся в процессе эволюции связи обонятельного мозга с двигательной, вегетативно-висцеральной, эндокринной и эмоциональной системами, с учетом общих принципов организации регуляторной деятельности коры головного мозга (через системы прямых и обратных связей), свидетельствуют, что воздействие на одну из названных систем, например двигательную, неизбежно должно вызвать определенные изменение и в функционировании остальных. [6] Таким образом, применение психофизических упражнений обеспечивает восстановление как физического, так и душевно-духовного здоровья, благодаря принципу единства телесного (соматического) и психического. Применение данного средства в качестве самореабилитации, позволит учителям повысить уровень здоровья, регулировать эмоциональное состояние, избежать неврозов, что подтверждено исследованиями других ученых. Так, А.Савостьянов для достижения восстановительного эффекта, снятия пониженной работоспособности учителя, утомления и нервно-психического напряжения предлагает использовать как отдельные методы психорегуляции, к которым относятся аутогенная тренировка, так и различные техники самооздоровления. Последние включают в себя психофизические упражнения, трансцендентальную медитацию, йогу, дыхательные упражнения и др. [8] Программа самореабилитации педагогов состоит из теоретического и практического курса, последний включает психофизические упражнения: «Зыонгшинь», «Дыхание тигра», «Медитацию в лотосе», а также звуковой цигун. Которые ранее были описаны Г.Э.Адамовичем в практическом пособии по цигун, позже данные комплексы вошли в методику цигун по реабилитации больных с неврологическими проявлениями остеохондроза позвоночника (Г.К.Недзъведь, К.В.Мурзич, Г.Э.Адамович). Элементы были использованы в составлении программы дыхательной гимнастики для детей, в целях обеспечения педагогической реабилитации. [9] Все комплексы имеют разное воздействие как на эмоциональное так и физическое состояние. «Зыонгшинь» выполняет функцию врабатывания организма при психофизической тренировке, упражнение выполняется с поочередным расслаблением и напряжением мускулатуры. Рекомендуется также использовать данное упражнение в профессиональной деятельности учителя, например на уроке, с целью гармонизации состояние учащихся. [7,1] Комплекс «Дыхание тигра» выполняется с полным напряжением и действует возбуждающе на центральную нервную систему, он активизирует деятельность функциональных систем организма и представляет собой одновременную статико-динамическую работу мышц всего тела. Упражнение повышает защитные силы организма, а также выносливость к статическим нагрузкам, постепенно улучшая координацию различных функций организма, что крайне важно в работе педагогов подверженных гиподинамии. [5] «Медитация в лотосе» способствует релаксации, сочетается с мысленным образом распускающихся нежных лепестков лотоса, способствует снижению эмоционального напряжения. Показания к применению медитации обусловлены объективными данными, полученными после применения этой процедуры: снижение артериального давления, замедление на 6-8 ударов частоты сердечных сокращений, а также частоты дыхания, повышение альфа-активности биотоков мозга. Вышесказанное подтверждает целесообразность применения данного упражнения в реабилитационно-педагогической практике, для снятия утомления, снижения тревожности, восстановления биоэнергетики организма. Звуковой цигун в силу своей восстановительной направленности, также показан к применению в самореабилитации учителей. Звуковая терапия - один из прототипов вибрационных методов восстановления, использование которой приводит к ощущению вибрации во всем теле, и зависит от частоты и амплитуды используемого звука. Доказано, что некоторые звуки оказывают исцеляющее воздействие на кристаллические структуры и организацию клеток человеческого тела. [2] В нашей программе описан метод «Шестисловное заклинание» основанный на произношении звуков в сочетании с дыханием, считается, что выполнение данного метода вызывает вибрацию в различных органах, обеспечивая терапевтический эффект. Исследование по применению дыхательной гимнастики в целях профессиональной самореабилитации, проводилось на базе детского сада «Рябинушка» с воспитателями и педагогами дополнительного образования. Применение психофизических упражнений в сочетании с четырехфазным дыханием, носило восстановительный характер. По окончании курса педагогической самореабилитации, педагоги, испытывающие депрессию и тревожность, в значительной степени улучшили свое физическое и психическое здоровья. 70 % участников эксперимента снизили уровень депрессии, полное отсутствие отмечалось у 15% воспитателей. Как показал опыт преподавания, запоминание формальных комплексов происходит на 5 занятии, в течение которых проводился практикум изучения дыхательных психофизических упражнений. Очевидно, что положительных результатов можно достичь при ежедневном использовании дыхательной гимнастики, что требует дополнительного изучения. Практическая самореабилитация учителей должна быть применима по нашему мнению в процессе профессиональной деятельности, и осуществляться общедоступными средствами, позволяющими не только восстановить здоровье педагога, но и являться средством педагогической реабилитации детей. Безусловно, педагоги нуждаются в реабилитации, однако еще Гиппократ в IV веке до н.э. обращал внимание на то, что усилия целителя могут оказаться бесполезными, если сам человек не проявляет активности в укреплении и восстановлении своего здоровья. Естественно обязать учителей осуществлять педагогическую реабилитацию нельзя, но если вспомнить с какими детьми мы работаем, возможно, захотим получить радость, от обучения школьников восстанавливая при этом собственное здоровье.

Интериоризация

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 июля 2011; проверки требуют 11 правок.

Интериориза́ция (от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности[1], присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать, не мешая окружающим.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т. е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров.

Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским.

По мнению Л. С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека.

В последующем интериоризация была изучена П. Я. Гальпериным как процесс и легла в основу планомерно-поэтапного формирования.

Понятие интериоризации является одним из ключевых в современной образовательной психологии США.

У Ф. Ницше было своеобразное понимание интериоризации. В своей работе Генеалогия морали (1887), он писал, что "Все инстинкты, которым не позволяется выходить наружу, проявляются внутри. Это именно то, что я называю интериоризацией".[2]

[править]См. также

· Высшие психические функци

Интеграция

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 декабря 2012; проверки требуют 2 правки.

Интеграция:

В Викисловаре есть статья «интеграция»

· Интеграция — сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира.

· Политическая интеграция

· Экономическая интеграция

· Социальная интеграция

· Интернет-интеграция

· Системная интеграция — см.: Системный интегратор.

· Интеграция (программа) — федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997—2000 годы», разработана в соответствии с Указом президента РФ от 13 июня 1996 года (см.).

· Интеграция имплантатов в костную ткань - частный случай включения чужеродного тела в тканевую среду живого организма, выделяют остеоинтеграцию, фиброостеоинтеграцию и фиброинтеграцию.

Инкультурация

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Инкультурация — процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры.

Содержание [убрать] · 1 Понятия «инкультурация», «энкультурация» и «социализация» · 2 Стадии инкультурации · 3 Влияние окружающей среды на инкультурацию · 4 Некоторые психологические механизмы инкультурации · 5 См. также · 6 Литература · 7 Ссылки

[править]Понятия «инкультурация», «энкультурация» и «социализация»

В различных гуманитарных науках этот процесс обозначается понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных норм какого-либо общества. Однако их не стоит смешивать. Под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена. В отличие от социализации понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений обмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, — человек сам влияет на свою культуру. Таким образом, индивид, срастаясь с родной культурой, становится человеком воспитанным.

По мнению Мацумото, термин «социализация» относится к самому процессу и механизмам, с помощью которых люди обучаются правилам поведения в обществе, т.е. к тому, что говорится, кому, когда и в каком контексте. Термин инкультурация относится уже к продуктам процесса социализации - субъективным внутренним психологическим аспектам культуры, которые усваиваются в процессе развития человека. Различие и сходство терминов «приобщение к культуре» и «социализация» связаны с различием и сходством понятий «культура» и «общество».

В культурно-антропологической концепции М.Херсковица ключевым понятием является «энкультурация», которое тесно связано с понятием инкультурация. Энкультурация - вхождение индивида в конкретную форму культуры. Основное содержание энкультурации состоит в усвоении особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру. Особенность интерпретации М.Херсковицом процесса энкультурации состоит в том, что, начавшись в детстве с приобретения навыков в еде, речи, поведении и тому подобном, она продолжается в виде обучения и совершенствования навыков и во взрослом состоянии.

Инкультурация - это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни.

Инкультурацию так же можно определить, как процесс придания личности общей культурной компетентности по отношению к стандартам того общества, в котором она живет. Сюда входит освоение прежде всего системы ценностных ориентаций и предпочтений, принятых в обществе, этикетных норм поведения в разных жизненных ситуациях, более или менее общепринятых интерпретативных подходов к различным явлениям и событиям, знакомство с основами социально-политического устройства, определенные познания в области национальных и сословных традиций, господствующей морали, нравственности, мировоззрения, обычаев, обрядов, обыденной эрудиции в социальных и гуманитарных знаниях и т.п., знакомство с господствующей модой, стилями, символами, регалиями, неформальными статусными ролями национальных авторитетов, современными интеллектуальными и эстетическими течениями, политической и культурной историей данного народа, основными символами национального достоинства, гордости и пр. Средства обретения индивидом всех этих многочисленных знаний также сосредоточены преимущественно в домашнем воспитании и общем образовании, а также всей совокупности социальных контактов личности со своим окружением. При этом следует помнить и все время учитывать, что индивид не в состоянии регулярно контактировать со всем обществом сразу и получать необходимую культурную информацию от всех социальных сословий, специализированных групп; он не может осилить даже тысячную часть накопившихся в национальном наследии «культурных текстов» и вариантов интерпретаций и оценок, содержащихся там;

Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:

· жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

· личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

· социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

· восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон.

Следует отметить, что рассматривается социализация и инкультурация преимущественно the middle man (среднего человека), не отличающегося какими-либо особенными талантами или недостатками. Но в каждом обществе всегда имеется определенный процент неординарно одаренных людей или, напротив, людей с ограниченными возможностями в практической и интеллектуальной (и особенно коммуникативной) деятельности, по отношению к которым процессы социализации и инкультурации приобретают порой весьма специфические формы, темпы, методику.

Важно отметить, что, в отличие от целей социализации, итогом инкультурации является интеллигент.

[править]Стадии инкультурации

На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цикла.
Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Инкультурация может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. Игры бывают следующих типов:

· физические, тренирующие и развивающие физическую активность;

· стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;

· стохастические, знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;

· ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.

В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению. Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым человек считается, если обладает рядом важных качеств, среди которых:

· достижение необходимой степени физической зрелости организма, как правило, несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства;

· овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

· овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными «навыками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);

· принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.
Инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.

[править]Влияние окружающей среды на инкультурацию

Каждому человеку на протяжении всей его жизни приходится осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь. Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:

· вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передается от родителей к детям;

· горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиции идет в общении со сверстниками;

· непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как на практике, так и в специализированных институтах инкультурации (школах и вузах).

[править]Некоторые психологические механизмы инкультурации

Ученые обычно выделяют четыре психологических механизма инкультурации: имитация, идентификация, чувства стыда и вины.
Имитацией называется осознанное стремление ребенка подражать определенной модели поведения. Обычно в качестве примера выступают родители, но дети могут ориентироваться в своем поведении на учителей, известных людей.
Идентификация — это способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей и других, тесно связанных с ними людей. Часто дети выбирают профессии своих родителей, чтобы стать похожими на них.
Если имитация и идентификация являются позитивными механизмами инкультурации, то стыд и вина — негативными.
Чувство стыда появляется, если вас застали на месте преступления, разоблачили и опозорили. Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения. Достаточно голоса своей совести, который говорит, что вы поступили плохо. То есть речь идет о наказании самого себя.

Младший школьный возраст - это ступень личностного становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его мир. Социокультурная реальность выступает для младшего школьника как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой социокультурного развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со взрослым. Поэтому задача развития младшего школьника, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности, является актуальной.

В настоящее время отдельные аспекты социокультурного развития младших школьников освещаются во многих исследованиях и публикациях (Э.В. Андреева, Т.Ю. Бильгильдеева, Р.Н. Бунеев, Н.Ф. Голованова, Л.И. Ка-нин, Т.М. Кондратенко, Н.В. Недорезова, С.И. Осипова, С.В. Тарасов и др.).

Изучение практической деятельности учителей начальных классов по-

зволило выявить, что многие из них затрудняются в понимании этих вопросов, а также того, как изменяющаяся социокультурная ситуация отражается на средствах, методах и формах воспитания, как в рамках общего образования обеспечить условия для социокультурного развития учащихся.

Отмеченное свидетельствует о необходимости проведения специального исследования, позволяющего выявить педагогический смысл, сущность и содержание категории «социокультурное развитие младшего школьника», определить содержание и способы социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе, разработать подходы к решению этой проблемы в практике начальной школы.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между гуманистической концепцией образования, диктующей необходимость создания педагогических условий для свободного социокультурного развития младших школьников, и реальной педагогической практикой, не вооружённой необходимым для реализации этого требования комплексом теоретических и методико-технологических подходов (содержание, методы, материальная база и т.п.). Это определило выбор темы исследования: «Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе».

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: содержание, технологии, формы, обеспечивающие социокультурное развитие младших школьников.

Цель исследования заключается в определении, теоретическом обосновании и реализации на практике комплекса педагогических средств, позволяющих педагогам начальной школы эффективно использовать воспитательные возможности образовательного процесса с целью социокультурного развития младших школьников.

Гипотеза исследования состоит в том, что если:

• будет создано педагогическое пространство социокультурного развития младших школьников, включающее макро- и микросреды развития «социумности», зоны развития «субъектных качеств ребёнка» (самопознания, самовоспитания, саморегуляции, самореабилитации, самореализации, ценностного самоопределения) и при этом согласованы цели и содержание образовательной деятельности начальной школы с учреждениями дополнительного образования;

• качественными характеристиками педагогического пространства социокультурного развития учащихся начальной школы будут событийность, диалогичность, активность и открытость;

• младшие школьники будут включены в разнообразные по содержанию и эмоционально-притягательные по форме виды учебной и культурно-досуговой деятельности с целью интенсивного проживания различных соци-

альных ролей, обогащения индивидуального жизненного опыта и расширения границ своих возможностей;

• методико-технологические средства (содержание, методы, приёмы, формы и др.) будут направлены на включение субъектного опыта младшего школьника в процесс познания мира и осмысление личностного «Я» в мире, среди людей;

то можно ожидать устойчивого проявления у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру, развития рефлексивного контроля, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости, социальной адап-тированности, автономности, социальной активности, повышения уровня нравственной воспитанности как результата их социокультурного развития.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы социокультурного развития младших школьников в педагогической теории и практике.

2. Разработать и теоретически обосновать комплекс педагогических средств социокультурного развития младших школьников, включающий целевой, структурно-содержательный и динамический компоненты.

3. В ходе опытно-экспериментальной работы реализовать разработанный комплекс педагогических средств социокультурного развития младших школьников с целью выявления его эффективности.

4. Разработать научно-практические материалы и рекомендации для педагогов начальной школы по обозначенной проблеме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.076 с.)