Экзистенциальные феномены человеческого бытия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзистенциальные феномены человеческого бытия



Экзистенция – такой уровень человеческого бытия, который не может быть предметом научного исследования. Она необъективируема, т.е. никогда не может быть представлена как объект рассмотрения.

Экзистенциалы представлены автором как способы человеческого су-

ществования, как силы, конституирующие Я человека, как смысложиз-

ненные основания бытийствования человека, как формы возможного про-

явления онтической реальности для человеческого бытия. Основаниями

экзистенциалов выступают: изначальная неопределенность, антиномич-

ность, имманентная потенциальность, перманентная провокационность

испытания целостности, символизация случайного, не-структурирован-

ность, не-иерархичность.

одиночество-"бездомность" – это неопределенность роли и смысла человеческого пребывания в мире; неприкаянность человека в бесконечности; отсутствие предустановленной гармонии человека с миром (Паскаль, Киркегор, Ницше, Бубер, экзистенциалисты);

одиночество-неслиянность – это изначальная и неодолимая обособленность существования "я" от других существований (феноменология, экзистенциализм);

одиночество-ответственность – это "обреченность" каждого человека на самостоятельный выбор образа действия, невозможность переложить ответственность за свой выбор на другого (Сартр и другие экзистенциалисты);

одиночество-уединение – это добровольное избегание контактов с другими людьми, преследующее цель сосредоточиться на каком-то деле, предмете, самом себе

Смерть. По существу, умирание – это то, что происходит с нами повседневно, а не когда-нибудь однажды. Пребывать в мире – значит пребывать к смерти. Но люд скрывает от себя собственное бытие к смерти, вырабатывает способы успокоения перед ней. Смерть представляется как что-то приходящее извне, а не присущее самому повседневному пребыванию человека в мире. "Отступая" перед смертью, уклоняясь от ее подлинного понимания, люд к тому же негласно предписывает индивидам, как следует относиться к смерти: само помышление о ней считается позорным малодушием и мрачным бегством от мира. Равнодушие к смерти представляется желательной нормой. Самоохранение люда от мыслей о смерти доходит до того, что чья-нибудь смерть может казаться какой-то бестактностью с его стороны

Ответственность. На всех нас лежит какая-то ответственность. При этом принято считать, что ответственность растёт вместе с нашим “ростом”. Младенец ни за что не отвечает – за него всецело отвечают его родители. Когда ребёнок подрастает и его поведение становится более осознанными, он начинает отвечать за свои поступки. В школе ребёнок отвечает за качественно сделанные уроки, за отношения между одноклассниками. В старших классах и в университете к этому присоединяется ответственность за выбор своей будущей профессии. После выпуска добавляется ответственность куда устроиться, как зарабатывать себе на жизнь, продолжать учиться или нет, где и с кем жить. С созданием семьи и появлением ребёнка добавляется ещё бóльшая ответственность. Чем врослее человек, тем больше у него ответственность.

Мужеством - морально-пcихологическое качество человека (мужчины, или женщины), характеризующее его способность устойчиво переносить в опасных ситуациях длительные физические нагрузки, психическое напряжение и сохранять при этом присутствие духа. Внутреннюю основу мужеству могут составить: идейная убежденность, высокие нравственные принципы, а также тренированность, уверенность и высокая самооценка, умение владеть собой в любой обстановке.

Выбор — наличие различных вариантов для осуществления воли. Наличие выбора связано с обоснованием свободы воли человека.

На всякое живое существо известные предметы действуют привлекательным, другие отталкивающим образом: первых оно хочет и стремится к ним, вторых не хочет и удаляется. Но для того, чтобы хотеть или не хотеть именно этого предмета, хотящее существо, очевидно, должно различать его от других, так или иначе воспринимать его. Всякое волевое отношение непременно связано с некоторым познавательным. Ignoti nulla cupido. Поэтому спор о первенстве воли над умом или наоборот, разделявший некогда томистов и скотистов, а ныне возобновлённый Шопенгауэром, лишён реального основания. Хотение или воля в широком смысле имеет различные степени соответственно степеням развития познавательной сферы.

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.

Страх может проявляться в виде возбуждённого или подавленного эмоционального состояния. высшая форма — ужас — сопровождается депрессией.

Иногда может выражаться в фобиях. Примеры: клаустрофобия, арахнофобия и пр. Недостаточный самоконтроль может приводить к социальным проблемам, неправильному поведению и глупым и опасным поступкам.

Некоторые философы, особенно те, которые подходят к этому явлению с чисто моральных позиций, считают страх вредной эмоцией с плохими последствиями. Другие философы, особенно те, которые рассматривают страх как преимущественно биологическое явление, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях. Обе точки зрения не взаимоисключающие, так как эмоция страха, как и ощущение боли, обеспечивает самосохранение индивида, и становится непродуктивной или опасной лишь в наиболее интенсивных и длительных проявлениях.

30. Сознание и его сущность. Сознание как высшая форма психической деятельности. Философское понимание диалектики сознательного и бессознательного.

Природа сознания состоит в определении его как особой разновидности психической деятельности человека.

Сознание – свойство высокоорганизованной материи – мозга человека, продукт и необходимая сторона трудовой деятельности, существующее на основе общественных форм жизни. Отличие сознания человека от психики животных:

1) целеполагание - целесообразное поведение;2) абстрактное мышление - конкретно-предметное мышление; язык (вторая сигнальная система) звуки (первая сигнальная система)

3) самосознание - отсутствие рефлексивных форм.

Сознание – свойство высокоорганизованной материи мозга человека, высшая форма психики, которая способна отражать мир в форме идеальных образов, характеризующаяся при этом целеполаганием, языковым мышлением и самосознанием.

Способ жизнедеятельности человека отличен от жизни животных. Человек приспосабливается к миру путем изменения внешней среды, приспосабливая ее к своей жизнедеятельности. Формой жизнедеятельности его является труд. Чем активнее человек в этом процессе, тем ярче проявляется его человеческая сущность. Сознание детерминировано практикой человека, его трудом, возникает из практики.

Процесс развития труда – процесс становления человека и его мышления.

Концепции происхождения сознания:1. Мифологическая. 2. Теологическая. 3. Идеалистическая.4. Материалистическая.

Специфика сознания как высшей формы отражения действительности состоит в:а)осознанном характере деятельности, б)творческом характере понимания и отражения действительности в виде преобразовательной деятельности;

Сознание имеет сложную структуру, включающую в себя:

- элементы подсознания, бессознательного;

- собственно сознание, состоящего из: а)феноменов чувственного восприятия (ощущения, восприятия, представления), эмоций;б)абстрактного мышления (понятия, суждения, умозаключения), в)языка как ядра второй сигнальной системыг)памяти; способности воспроизводить информацию.д) самосознания;е) ценностно-целевых установок.

 

 

31. Природа идеального. Связь сознания и языка. Проблема моделирования мышления.

Мышление обозначает процесс выработки и фиксации знаний, процесс образования понятий и умозаключений.

Сознание обозначает, результат этого процесса, деятельность по применению мыслительных действий к действительности с целью ее познания и преобразования. Сознание также идеально, оно – отражение внешнего, объективного мира в субъективных образах и понятиях.

Мысль человека всегда выражается в языке. Язык – это форма мысли. Это – особая знаковая система, состоящая из условных знаков, обозначающих предметы и процессы (слов), а также из правил их образования и построения в предложения. Если мышление и сознание идеальны, то язык – материален. Он воспринимается органами чувств, имеет физические характеристики.

Природа языка как и мышления социальна, они не существуют друг без друга и вне общества.

Идеальное – область реальности, существующая в форме знаний, эмоций, волевых и интеллектуальных актов. Идеальное не имеет самостоятельного от материального мира существования, оно всегда бестелесно. Это – субъективный образ объективного мира. Содержанием идеального всегда выступает материальный мир.

Материальное – область реальности, существующая объективно в форме веществ, полей, предметов и явлений.

 

 

32. Общественное сознание и его структура. Индивидуальное и общественное сознание. Формы общественного сознания. Общественная психология и идеология.

Общественное сознание, будучи отражением общественного бытия, реального образа жизни, развивается по законам, независимым от сознания отдельных людей, но всегда воздействует на способ их жизнедеятельности.

Между личным и общественным сознанием существует взаимосвязь и взаимодействие.

Многие идеи, предложенные личностями, становятся социально значимыми, являются идеалами, программами жизнедеятельности.

Общественное сознание имеет сложную и стройную структуру.

По глубине отражения реальности оно разделяется на уровни:

1) обыденное общественное сознание и 2) теоретическое общественное сознание.

Основные формы общественного сознания а) политическое общественное сознание, б) правосознание, в) экономическое общественное сознание. Кроме того, широко представлены в обществе такие формы как г) религиозное, д) философское, е) нравственное, ж) эстетическое, з) научное. и) мифологическое сознание, к) историческое, л) национальное сознание народов, м) экологическое сознание.

Вульгарный материализм – философское учение, рассматривающее сознание как особый вид материи, присущий человеку. Бюхнер, Фохт, Молешотт: сознание выделяется мозгом, как желчь печенью.

Панпсихизм - идеалистическое учение о всеобщей одушевленности природы. У Лейбница монадология – учение о душе и психике как единственной и подлинной сущности мира.

Гилозоизм - учение о наделенности праматерии сознанием, отрицающее границы между живым и неживым миром, учение о всеобщей одушевленности материи, универсума. (Вердениус, Ксенофорд и др.)

 

 

33 .Вопрос о познаваемости мира в философии. Познавательное и ценностное отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Многообразие форм познания.

Способы разрешения вопроса о познаваемости мира.

1) Гносеологический оптимизм: “ДА”, мир познаваем. (объективные идеалисты, материалистические течения)

2) Скептицизм: Отчасти явления мира можно познать, но сам мир “НЕТ”. (античные скептики, Кант) а) признает возможность получения знания о мире, но б) утверждает, что это знание не может быть абсолютно истинным, достоверным, соответствующим миру.

3) Агностицизм: Мир принципиально познать НЕЛЬЗЯ” (софисты, представители субъективного идеализма Юм, Беркли, Мах, Авенариус

В самом широком смысле объект познания - вся объективная реальность, то, что познается. Объект - определенная область материальной действительности во всем ее многообразии, вовлеченная в процесс ее изучения субъектом. Объект - сама реальность или какой-то ее фрагмент, освоенный человеком. Предметом познания выступает одно из конкретных проявлений данного объекта (его сторона, качество, свойство, отношение)

Под субъектом познавательной деятельности понимается прежде всего человечество в его историческом развитии, хотя в конкретном процессе познания участвует не человечество в целом, а те или иные индивиды, группы людей, социальные общности и т.д.

В процессе познания всегда существует взаимодействие субъекта и объекта. Причем, это гносеологическое отношение носит характер активности, единства и противоположности этих сторон.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.021 с.)