Философские категории. Целостность и структурная организация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские категории. Целостность и структурная организация



Категории – это основное средство выражения философского знания, отражающее наиболее общие свойства и отношения реальности и задающие фундаментальные способы ее фрагментации и синтеза. Группа философских категорий, образованных на основе принципа структурности включает в себя категории «единичное», «общее», «структура» и др.

Единичное – философская категория, выражающая свойства и связи, присущие отдельным предметам (явлениям, процессам) и отсутствующие у других предметов (явлений, процессов).

 

Общее – философская категория, выражающая свойства и связи, присущие определенному множеству предметов (явлений, процессов).

 

Особенное – философская категория, обозначающая связи и отношения, которые отличают отдельные предметы друг от друга или классы предметов друг от друга.

 

Часть – философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), образующие более сложные предметы (явления, процессы).

 

Целое – философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), включающие в себя в качестве составных частей другие предметы (явления, процессы).

 

В самостоятельную группу выделяются следующие категории:

 

Содержание – философская категория, обозначающая совокупность элементов, образующих вещь (явление, процесс), взаимодействий элементов и результатов взаимодействий.

 

Форма – философская категория, обозначающая совокупность относительно устойчивых отношений и связей элементов, образующих предмет (явление, процесс).

 

***************************************************************************

№33

Философские категории. Основные типы детерминации

Категории «содержание» и «форма» имеют переходный характер. Принадлежа к группе охарактеризованных выше категорий, они одновременно выражают некоторые особенности процессов развития, а также механизмы детерминации, которые более детально раскрывают содержание очередной группы категорий.

 

Причина – философская категория, действие которого порождает или изменяет другое явление, называемое следствием.

 

Следствие – философская категория, обозначающая явление, порождаемое или изменяемое действием другого явления, называемого причиной.

 

Необходимость – философская категория, выражающая устойчивыю регулярную связь явлений.

 

Случайность – философская категория, выражающая связь явлений, не обладающую четко обозначенной регулярностью и устойчивостью.

 

Наиболее общие представления о механизме превращения несущественного в существенное дает содержание категорий:

 

Возможность – философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), еще не ставшие наличным бытием, но предпосылки возникновения которым уже имеются в действительности.

Действительность – философская категория, обозначающая реально существующие предметы (явления, процессы).

 

***************************************************************************

№34

Природа

В предельно широком смысле понятие «природа» обозначает весь мир в целом как бесконечное разнообразие его конкретных проявлений. Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия природы и человека, базовыми принципами которой являются:

 

  1. процветание любых форм жизни ценно само по себе;
  2. люди не обладают правом снижения природного разнообразия, за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей;
  3. современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того, и другого;
  4. изменение политики социума и формирование у людей экофильного отношения к природе – залог их совместной эволюции.

 

Философия природы рассматривает проблему отношения человека к природе в социокультурной динамике, что позволяет выделить основные модели их взаимодействия:

 

  1. мифологическую, фиксирующую архаический тип природопользования. Мифологическое отношение к природе формирует целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира.
  2. научно-технологическую, отражающую индустриально-технологический тип природопользования, обусловленный развитием промышленности и техники, формированием теоретической науки, превратившей природу в объект исследования и поле приложения физических и интеллектуальных сил человека.
  3. диалогическую, ориентированную на установление коэволюционного взаимодействия человека и природы. При таком подходе природа перестает быть объектом, а превращается в «партнера».

 

***************************************************************************

№35

Коэволюциа природы и человека

Особый статус имеет концепция коэволюции, с которой выступил в 1968 г. Тимофеев-Ресовский. Данная концепция основывается на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы.

В этом ключе разрабатывается и концепция устойчивого развития системы общество-природа. Цель этой стратегии – обеспечение выживания человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности и достижения сбалансированного социоприродного развития.

Сегодня гуманизм рассматривается как основание всей инвайронментальной политики, требующей уважения как индивидуальной жизни, так и «жизни Планеты». Проведением нравственной политики в сфере социоприродного взаимодействия занимается прикладная дисциплина-экологическая тика.

 

***************************************************************************

№36

Генезис и сознание. Язык

Генезис природных и социальных явлений интересовал и интересует философию и науку с античности до наших дней. Объяснение генезиса природных и социальных объектов получало научное объяснение в эволюционных теориях дисциплинарного, междисциплинарного, общенаучного и философского характера. Объяснение генезиса природного и социального бытия в современной науке связывается также с принципами глобального эволюционизма, структурно-синхроническим и генетически-диахроническим изучением объектов.

Способы существования сознания (наличие чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов) обеспечивают человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. Сознание представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей. Человек не только живет, но и переживает себя как способ существования живого существа (самосознание).В этом онтологическом аспекте бытие, существование сознания выражается понятиями "субъективная реальность", "идеальное". В аксиологическом аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности. В праксеологическом ракурсе эта категория обозначает духовную активность, творческую интенцию, целеполагание и целеустремленность, волю и саморефлексивность сознания. Идеальное характеризует сущностное содержание сознания как субъективной реальности.

Язык — сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции, обеспечивая возможность его интерсубъективности, процессуального разворачивания в пространственно-временных формах и рефлексивного осмысления. Сознание и язык связаны на столько, что одним из условий возможности сознания индивида является его способность сказать о себе «я» и тем самым заявить о своем относительно самостоятельном бытии. Все нормальные люди знают о своем «я» и выражают его словесно местоимением «я». Благодаря языку мое сознание становится действительным, существующим для других людей.

 

***************************************************************************

 

№37



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.011 с.)